рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль иностранных инвестиций в развитии экономики КНР

 Сотрудничество Китая с Международным валютным фондом в кредитной области носит достаточно ограниченный характер. Обладая квотой в МВФ примерно в 3,39 млрд. СДР (2,33%), КНР лишь дважды - в 1981 и 1986 гг. прибегала к краткосрочному заимствованию средств фонда для исправления значительного пассивного сальдо платежного баланса. В марте 1981 г. КНР получила заём из трастового фонда МВФ на 365 млн.долл. и кредитный транш на 550 млн.долл. в целях ограничения бюджетного и торгового дефицита, усиления контроля над денежной массой, которые выплатила к 1984 г. В 1986 г. Китаю был предоставлен кредитный транш на условиях "stand-by" на 717 млн.долл. для улучшения платежного баланса(12). С 1994 г. Китай занял позицию первого заемщика Азиатского банка развития, на который приходится около 7% всех займов КНР. За прошедшие годы после вступления Китая в АзБР (1986-1996 гг.) им заключено соглашений по 68 объектам сотрудничества на общую сумму 6,4 млрд.долл. Помимо этого, банком оказано техническое содействие общей стоимостью более 100 млн.долл[3] Несмотря на отсутствие доступа к льготным займам по линии Азиатского фонда развития банка, Китай придает большое значение активизации отношений с АзБР, получая займы на коммерческих условиях (средний процент по долларовым вкладам составляет 6,7%, а срок кредита - 10-25 лет), а также техпомощь в виде субсидий и займов на жизненно важные для китайской экономики отрасли транспорта и коммуникаций, энергетики, сельского хозяйства, экологии, освоение природных ресурсов, борьбу с бедностью и др. Налицо и ответная заинтересованность АзБР в сотрудничестве с Китаем. Так, в 1995 г. руководство банка официально признало его "образцовым заемщиком", а объекты взаимного сотрудничества получили высший рейтинг "ААА".

   Среди других международных финансовых организаций, сотрудничающих с КНР, следует упомянуть Программу развития ООН, крупнейшим реципиентом которой стал Китай. Основные области сотрудничества КНР с ПРООН - реструктуризация экономики страны, охрана окружающей среды, борьба с бедностью. За годы взаимодействия с ПРООН (1978-1994 гг.) Китай получил более чем 400 млн.долл. для более чем 500 проектов, свыше 6 тыс. китайского административно-технического персонала получили подготовку за границей по линии ПРООН, с ее помощью было создано более ста исследовательских центров по подготовке кадров, использованию новых технологий и т.д[4]. Учитывая неизбежное, по мере роста экономической мощи страны, возрастание себестоимости кредитов из-за снижения доли льготного кредитования, Китай по-прежнему рассматривает сотрудничество с международными финансовыми организациями в качестве приоритетного направления своей внешнеэкономической политики, исходя из благоприятной отраслевой направленности кредитов, длительного срока их погашения. При этом Пекин намерен продолжать добиваться получения льготных займов, прежде всего по линии Всемирного Банка, для нужд отсталых аграрных районов в центральной и западной части страны в борьбе с бедностью, охране окружающей среды, социально-культурной сфере. Важным источником пополнения кредитных ресурсов Китая служат иностранные межправительственные кредиты. Они привлекают относительно низким процентом, долгосрочным характером (15-30 лет), их ролью в формировании благоприятного климата для развития двусторонних экономических отношений в целом.

 К настоящему времени КНР установила двусторонние кредитные отношения с 22 государствами. За годы реформ (с 1979 г. по 1995 г.) общая сумма по подписанным соглашениям составила 32 млрд.долл., из которых реализовано 23 млрд.долл., или четверть от всего освоенного иностранного ссудного капитала. Кредиты охватывают более 2 тыс. объектов сотрудничества в базовых отраслях промышленности (химия, металлургия, стройматериалы) и инфраструктуры (транспорт, коммуникации и т.д.)[5]. Основным кредитором Китая по линии официальной помощи развитию является Япония, на которую приходится около двух третей привлекаемых правительственных займов. Кредитование осуществляется через японский правительственный Фонд зарубежного экономического сотрудничества путем выдачи льготных (около 2,6% годовых) долгосрочных (на 30 лет) кредитов с десятилетним льготным периодом на развитие сельского хозяйства, ирригации, электроэнергетики, транспорта, связи Китая. С 1979 г. КНР заключила с Фондом три соглашения о займах на общую сумму 1610,9 млрд.иен, в том числе третий (1991-1995 гг.) - на 810 млрд.иен.

  Активное сотрудничество в кредитной сфере в 1990-х годах наладилось у Китая с Кувейтом, Бельгией, ФРГ (правительственные долгосрочные низкопроцентные кредиты в отрасли городской инфраструктуры и т.п.); с Австралией, Великобританией, Испанией (сочетание правительственных безвозмездных субсидий и экспортных кредитов); с Францией, ФРГ, Италией, Швейцарией, Австрией (смешанные кредиты из государственных финансовых источников и экспортных кредитов коммерческих банков на стандартных условиях ОЭСР).

  Нельзя, однако, не отметить, что эффективное использование межправительственных кредитов в Китае затрудняется низкой прибыльностью объектов, большинство из которых не относится к быстроокупаемым, а также нехваткой квалифицированных кадров, опыта управления и т.д. Коммерческие кредиты, главным образом средне- и долгосрочные инвестиционные займы зарубежных банковских синдикатов, восполняют потребности легкой и текстильной промышленности, мелких и средних предприятий китайской экономики в кредитных ресурсах и используются для закупки машин и оборудования. Государство в лице Банка Китая принимает на себя политический и экономический риск, субсидирует за счет бюджетных средств повышенную процентную ставку. При этом отраслевая направленность коммерческих кредитов далеко не всегда соответствует потребностям развития экономики КНР.

В 1990-х годах Китай активизировал свою деятельность по размещению за рубежом ценных бумаг. Если в 1980-х гг. такие операции проводились главным образом в Японии, то с 1993 г. китайские акции и облигации появились на американском и европейском рынках, а по общей их стоимости КНР вошла в восьмерку развивающихся стран - эмитентов ценных бумаг на мировом рынке.

Период реформ характеризовался неуклонным ростом внешней задолженности Китая. К концу 1996 г. по мере расширения привлечения зарубежного ссудного капитала общий объем внешнего долга страны достиг 116 млрд. долл. Возникает вопрос: насколько опасен для экономики нынешний объем задолженности КНР? На наш взгляд, несмотря на значительный внешний долг, а также наступивший пик платежей по задолженности (ежегодные выплаты по ней составляют, по разным оценкам, от 10 до 20 млрд. долл.), положение в этой области в ближайшее время не представляется опасным, принимая во внимание как благоприятную структуру долга (на среднесрочные и долгосрочные кредиты приходится 87,9% общего его объема, оставшиеся 12,1% составляет доля краткосрочных займов)[6], так и значительный за предпоследние три года (1994-1996 гг.) рост валютных резервов. Показатели, характеризующие долговое положение КНР, также не вызывают опасений. Коэффициент долговой ответственности колеблется около отметки 15% при "опасной" границе 20%. Коэффициент задолженности, характеризующий способность государства нести ответственность по долгу, составляет около 70-80% при "опасной" отметке 100%. Коэффициент обслуживания внешнего долга, отражающий способность государства оплачивать долги, составляет около 7-9% при "опасной" отметке 20%. Наконец, вполне соответствует норме соотношение объема задолженности и валютных резервов Китая (предельное соотношение 2:1), а также валютных резервов и годового объема импорта (предельное соотношение 4:1). Безусловно, примечателен беспрецедентный рост валютных резервов страны с 21,2 млрд. долл. (1993 г.) до 150 млрд. долл. к концу 2000г., которые уступают теперь лишь Японии. Столь быстрый рост инвалютных запасов объясняется,

с одной стороны, централизацией валютных поступлений в руках государства, с другой – внушительными достижениями КНР в развитии внешней торговли и иностранного капитала: увеличением экспортных поступлений, доходов от прямых и портфельных инвестиций, туризма, девальвацией юаня с введением в начале 1994 г. единого плавающего регулируемого курса, а также обязательной продажей валютной выручки банкам китайскими предприятиями и организациями в рамках реформы системы валютного регулирования[7]. При этом следует отметить, что значительный, на первый взгляд, объем валютных резервов Китая на деле не является таковым, принимая во внимание текущие потребности страны в импорте, прежде всего современной техники и технологии, платежи по обслуживанию внешнего долга, необходимые затраты государства по регулированию валютного курса, дотации аграрному сектору. Наконец, в ближайшие годы прогнозируется ослабление факторов роста валютных резервов,

Привлечение иностранного ссудного капитала в КНР в 1990-х годах стало важным компонентом, обеспечивающим проведение экономических реформ. Курс на активное привлечение ссудного капитала, безусловно, таит в себе внутреннюю противоречивость: с одной стороны, пополняет национальный фонд инвестиционных средств, укрепляет материально-техническую базу экономики, стимулирует производство, повышает качество продукции, но, с другой стороны, зачастую не отвечает потребностям национальной экономики, закрепляет одностороннюю "специализацию" страны (например, традиционную роль рынка сбыта и источника сырья), нерациональные, несбалансированные географическую и отраслевую структуры кредитования. Однако Китаю, благодаря его гибкой, активной и осмотрительной селективной кредитной политике, прочным позициям в международных финансовых организациях, умелому варьированию видами кредитования в зависимости от изменений международной конъюнктуры, удалось заметно улучшить структуру привлекаемых кредитных ресурсов и смягчить условия их предоставления.

Долгосрочное кредитование по линии международных финансовых организаций и межправительственных кредитов охватывает базовые отрасли промышленности - добычу сырья и полезных ископаемых, энергетику, машиностроение, химию, а также инфраструктуру, сопровождается технической, институциональной помощью, а краткосрочное - поддерживает текстильную промышленность, торговлю, сферу услуг. Значительную диверсификацию претерпела география источников заимствования. Если в начале 1980-х годов более 85% займов и кредитов шло из Японии, Гонконга и небольшого числа других азиатских стран, то в настоящее время американский и западноевропейский ссудный капитал занял важное место в общей системе внешнего кредитования страны. Усилился также приток иностранного капитала в отсталые внутренние районы Китая. Дальнейшие перспективы привлечения ссудного капитала будут определяться, с одной стороны, результатами экономических реформ, дальнейшим формированием инвестиционного климата, а с другой стороны - эффективностью использования привлекаемых средств, что предопределит своевременное обслуживание внешней задолженности по ссудам без негативного влияния на общее финансовое положение страны


2.3.Роль зарубежных инвестиций в  развитии  открытых экономических районов  КНР

     На период начала реформ в конце 1970-х годов КНР не имела детально разработанной внешнеэкономической стратегии. Основные ориентиры, включая концепцию создания открытых экономических районов, разрабатывались постепенно, с учетом практики экономического развития и ситуации на мировом рынке. Поэтапно осуществлялось и подключение Китая к мировому экономическому сообществу. В 1980-х годах ряд занимавших благоприятное географическое положение приморских районов был выделен в специальные экономические зоны (Шэнь-чжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь и, позже, - провинция Хайнань).

   СЭЗ были созданы на основе модели зон экспортной переработки, имели сходные с ними анклавные черты, принципы включения в международное разделение труда, методы формирования инвестиционного климата и создания экспортных производств. При этом практика их становления, постановка целей формирования многоотраслевых народнохозяйственных комплексов, предусматривающих развитие промышленности (как импортозамещающих производств, так и экспортно ориентированных предприятий), сельского хозяйства, торговли и туризма, привлечение иностранного капитала, заимствование передовой зарубежной технологии и опыта управления, предварительную "обкатку" реформенных мероприятий, отразила двойственный характер СЭЗ, который заключался в сочетании внешне ориентированной стратегии, направленной на взаимодействие с мировым рынком, с внутренне ориентированной стратегией импортозамещения, служащей целям развития национальной экономики. В политическом плане зоны были созданы в качестве буферов для постепенной экономической интеграции Гонконга и Макао в преддверии их воссоединения с материковым Китаем в 1997 г. и в 1999 г., а в перспективе - и Тайваня.

    Среди факторов, благоприятствующих развитию СЭЗ, следует выделить их ориентацию на крупные свободные капиталы хуацяо, сосредоточенные в Гонконге, Макао, на Тайване, в ряде стран ЮВА[8], а также факторы т.н. "преимуществ отсталости", характерные для большинства развивающихся стран: дешевизна и избыток рабочей силы, отсутствие законодательства, препятствующего высокой степени эксплуатации и т.п. Важной движущей силой СЭЗ стало внедрение в их хозяйственный механизм принципов рыночного регулирования, самостоятельность властей зон в решении экономических вопросов, гибкая система управления.

Курс на привлечение иностранных капиталовложений был подкреплен льготной налоговой и таможенной политикой. Одновременно на первоначальном этапе СЭЗ получили солидную государственную поддержку, прежде всего на строительство инфраструктуры[9].

В СЭЗ сформирован своеобразный механизм развития. Административное управление зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам СЭЗ, контролирующей реализацию политики и координирующей работу ведомств в отношении зон. Центр устанавливает для СЭЗ несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования СП, объем инвестиций в основные фонды[10]. Организационным центром хозяйственной деятельности зон стали "компании развития", на которые возложено общее руководство капитальным строительством. На Хайнане, где внутренние инвестиции не могли стать основой его быстрого подъема, зарубежным фирмам выделялись крупные участки земли под аренду для освоения. Подоходный налог с СП в зонах составляет 15% по сравнению с 30% во внутренних районах, а для экспортных предприятий, соответственно - 10 и 15%.

   Введены и таможенные льготы: беспошлинный ввоз совместными предприятиями товаров для производства экспортной продукции и ее последующего вывоза за рубеж[11]. Оценка результатов экономического развития СЭЗ и их вклада в решение задач хозяйственного строительства в КНР претерпела заметную эволюцию за годы реформ. К середине 1980-х годов эйфория по поводу зон в Китае сменилась критическим настроем.

 Несмотря на чрезвычайно высокие темпы роста промышленного производства (в 1985 г. его объем составил 4,86 млрд.ю., увеличившись в 6 раз по сравнению с 1979 г.) и экспорта зон (соответственно 0,81 млрд.долл., что в 7 раз больше показателя 1979 г.), СЭЗ не удалось достичь первоначально намеченных целей, затраты из госбюджета на их развитие существенно превышали привлеченные иностранные инвестиции[12].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.