рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль иностранных инвестиций в развитии экономики КНР


Международная корпорация – форма структурной организации, осуществляющей прямые инвестиции в разные страны мира.


Международные корпорации бывают 2 основных видов:


Многонациональные корпорации (МНК)  – головная компания их принадлежит капиталу 2 или более стран, филиалы также находятся в различных странах .


Подавляющее большинство современных корпораций имеют форму ТНК (пример1)


Транснациональные корпорации (ТНК) – головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира.


Деление международных корпораций на ТНК и МНК весьма условно, поскольку в современных условиях наибольшее значение имеет не то, капиталу скольких стран принадлежит головная компания корпорации, а глобальный характер ее деятельности, инвестирования и извлечения прибыли. В этом смысле международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один филиал  на основе инвестиций.  Однако очевидно, что в число могут в таком случае попасть и очень небольшие фирмы, имеющие одно единственное подразделение по ту сторону границы. На самом деле под ТНК принято принимать лишь действительно крупные международные корпорации, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов их производства.

Наиболее характерными чертами ТНК являются: создание системы международного производства, распыленного между иными странами, но контролируемые из одного центра; высокая интенсивность внутрикорпорационной торговли между расположенными в разных странах подразделениями; относительная независимость в принятии операционных решений; глобальная структура занятости и межстрановая мобильность менеджеров; разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой корпорационной структуры.


Правила международного инвестирования.


Международные корпорации стали формой экономической связи между странами базирования и принимающей страной, во многих случаях независимой от решений национальных законодательств и исполнительных органов, а подчиняющийся внутрикорпорационным интересам. Их космополитизм, подавляющий государственность стран, в которых они оперируют, стал причиной противоречий между ТНК, с одной стороны, и странами их базирования, с другой стороны. Пока не разработано каких либо универсальных правил международного инвестирования ТНК, хотя отдельные стороны международного инвестирования достаточно жестко регулируются на региональном уровне, например в Западной Европе. Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях не делая особого различия между ТНК и национальными корпорациями. Принимающие же страны устанавливают правила функционирования подразделений иностранных законов о иностранных  инвестициях. Однако переговоры, проводимые в течении ряда лет в рамках Комиссии ООН по ТНК под эгидой МВФ и Мирового банка, хотя и не вылились в принятие некоторых согласованных правил поведения ТНК, но привели к определению некоторых общих правил международного инвестирования, которых следует придерживаться как ТНК, так и принимающим странам. Главная идея этих правил – обеспечение максимальной свободы международного перемещения капитала, либерализация национальных рынков капитал. В числе правил международного инвестирования следующее:


Право входа. Означает правила, при соблюдении которых ТНК разрешается создать филиал на территории суверенного государства. В идеале они предполагают отсутствие необходимости получения какого-либо разрешения от властей принимающей страны на осуществление инвестиций. Однако, право входа может ограничиться правительством, если иностранные инвестиции либо угрожают национальной безопасности, либо их цель противоречит действующему законодательству. Некоторые страны составляют список отраслей или предприятий, в которые доступ иностранным инвестициям запрещен. Но в любом случае наиболее предпочтительным путем регулирования права входа считается установление исчерпывающего списка исключений, при которых иностранные



Пример 1.

В 1974 году при Экономическом и Социальном совете ООН были созданы Комиссия по транснациональным корпорациям и Центр по ТНК как ее рабочий орган, что стало свидетельством признания мировым сообществом растущей роли ТНК в международной экономике. В мандат комиссии входили в числе прочего изучение нового в то время феномена ТНК и разработка кодекса поведения ТНК. Позже комиссия была преобразована в подразделение Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD). По оценкам Доклада по мировым инвестициям, публикуемом ЮНКТАД, в середине 90-х годов в мире:


  - насчитывалось примерно 37 тыс. ТНК, имеющих более 206 тыс. филиалов по всему миру.

 - на около 1000 крупнейших ТНК приходилось около 1\3 всех прямых инвестиций.

-         из 100 крупнейших ТНК 38 базировались в Западной Европе, 29 – в США, 16 – в Японии и остальные – в Австралии, Канаде, Финляндии, Новой Зеландии и др. индустриальных странах.

-         ТНК, базирующиеся в крупных индустриальных странах, превосходили ТНК из менее крупных государств по абсолютному объему иностранных активов . В то же время у ТНК из малых индустриальных стран иностранные активы занимают относительно большую долю в объеме общих активов.

-         примерно треть международной торговли составляли внутрикорпорационные поставки ТНК.

-         Если ранжировать 100 крупнейших ТНК по размерам иностранных инвестиций, то  наиболее существенно их влияние в электронной промышленности ( 26 % от общей суммы иностранных активов ), в горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроении (19), химической и фармацевтической промышленности (15), пищевой промышленности (9), торговле (4) и металлургической промышленности.


инвестиции запрещаются, при понимании того, что во всех остальных случаях они разрешены.


Справедливый и недискриминационный режим. Предусматривает предоставление иноинвестициям правового режима, не менее благоприятного, чем национальным инвесторам. Означает свободу репатриации прибыли, перевода зарплат и платежей. ТНК имеет право на компенсацию потерь в результате обстоятельств, перечисленных в применяемом праве, каковыми обычно является право принимающей стороны. Любые льготы и исключения, которые могут предоставляться правительством принимающей страны, должны быть одинаковы для национальных и зарубежных инвесторов.


Прекращение контрактов. Означает право принимающей страны в одностороннем порядке экспроприировать  (национализировать) филиал ТНК при условии соблюдения действующего законодательства и выплаты нормальной компенсации инвестору. Компенсация считается нормальной, если она является достаточной (выплачивается справедливая рыночная стоимость предприятия); эффективной (выплачивается в приемлимой для инвестора валюте по рыночному курсу на день перевода); быстрой (выплаты исключают необоснованные задержки; в случае их возникновения инвестору выплачивается рыночный процент по задержанной сумме). Экспроприация инноинвестиций без выплаты нормальных компенсации считается допустимой только по решению суда в случае грубого нарушения ТНК законов принимающей страны и вовлеченности в преступную деятельность. В таких случаях за ТНК остается право обратиться в международный арбитраж.


Урегулирование споров. Считается, что предпочтительным способом урегулирования споров между ТНК и принимающей страной являются переговоры. Если они не дают результата, то спор в большинстве случаев разрешается судом принимающей страны либо беспристрастным и независимым арбитражем на основе Международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров, подписанной 115 странами под эгидой Мирового банка. 


Влияние на принимающие страны и страны базирования.

 

Международные корпорации своей политикой оказывают воздействие как на страны базирования, так и на принимающие страны. Экономический эффект ТНК совпадает с эффектом прямых инвестиций. Основная причина оппозиции ТНК в странах базирования заключается в том, что создавая производство за рубежом, ТНК переносят туда часть рабочих мест, которые теряются для рабочих в стране базирования. Кроме того, с точки зрения государства, ТНК, создавая зарубежные филиалы, уводят от налогообложения часть прибыли, которая в результате в виде налогов не попадет в бюджет и не может быть использована для финансирования социальных и иных общественно значимых программ в стране базирования. В результате во многих  крупных странах базирования ТНК представители трудящихся и государства нередко высказывают требование о введение налога на отток капитала за рубеж или каких-либо других ограничений международной деятельности ТНК.


Итак, подведем некий итог рассмотрению вопроса международного движения капитала:

 

Движение факторов производства приводит к большому росту совокупного производства между торгующими странами по сравнению с международной торговлей и выравниванию цен товаров, произведенных с помощью этих факторов. Международное движение факторов производства обычно является предметом более  жесткого государственного регулирования, чем международная торговля товарами. В результате международного движения факторов производства владельцы относительно избыточных факторов производства выигрывают. Международное движение факторов производства замещает торговлю товарами в случае, если ее причиной является различия   стран в обеспеченности факторами производства.

          В соответствии с правилом Вальраса баланс торговли товарами и услугами должен быть равен с противоположным знаком балансу движения капитала. Между странами перемещается государственный и частный, предпринимательский и ссудный капиталы. С практической точки зрения наиболее важным является функциональное деление капитала на прямые и портфельные инвестиции, среди которых особую роль играют международные займы и банковские депозиты.


    Глава 2. Политика и практика привлечения и использования

                    иностранного капитала в КНР.

2.1. Политика и практика привлечения предпринимательского капитала в КНР.

Политика реформ и открытости, проводимая в КНР с конца 70-х годов 20 века, дала ошеломляющий результат. Последовательное  и постепенное  открытие экономики, контролируемое  государственное  регулирование макроэкономических процессов, введение капиталистических элементов в развитие экономики при сохранении социалистического строя (социализм с китайской спецификой) – все это привело к тому, что Китай из аграрной отсталой страны превратился в сильное индустриальное развитое государство с мощной и объемной экономикой. И хотя одним из лозунгов новой политики было высказывание “Открытость и самообеспечение“, последовательная стратегия опоры на собственные силы, как выясняется, не противоречит быстрым тактическим ускорениям в развитии внешнеэкономических связей. Так, одним  из предопределяющих направлений  политики открытости является всемерное привлечение  и использование иностранных  инвестиций.

Привлекаемые иностран­ные средства состоят из внешних займов и прямых инвестиций зарубежных бизнесменов. За 1979-1995 гг. было фактически освоено 229,14 млрд долл. США, из них 91,44 млрд долл составили внешние займы, а 137,7 млрд долл. прямые зарубежные инвестиции. Продолжался устойчивый рост использова­ния иностранного капитала. В 1996 г. фактическое использование иностран­ных инвестиций составило 55,2 млрд. долл. США (рост 14,2%). В том числе прямые инвестиции зарубежных предпринимателей составили 42,35 млрд. долл. США (рост 12,2%) Использование иностранных инвестиций позволило Китаю преодолеть нехватку в капитальном строительстве, ускорить освоение энергоресурсов, развитие транспорта, связи и сырьевой промышленности, за­имствовать передовую зарубежную технику и технологии, повысить свои воз­можности увеличения валютных доходов за счет экспорта. Зарубежные инве­сторы, в свою очередь, получили возможность вступать на китайский рынок, извлекая оттуда прибыль. Привлечение иностранного капитала стало в период реформ одной из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики Китая.

                                                                                                Таб.6.

            Отдельные показатели экономического развития КНР. 1983-1997гг.

      Годы

    Прирост розничных цен

%

     Экспорт.

      млрд.долл.

Импорт.     млрд. долл.

Реализ.прям. инвеститции млрд долл.

1983

1,5

22,2

21,4

0,6

1984

2,8

26,1

27,4

1,3

1985

8,8

27,4

42,2

1,7,

1986

6,0

30,9

42,9

1,9

1987

7,3

39,4

43,2

2,3

1988

18,5

47,5

55,3

3,2

1989

17,8

52,5

59,1

3,4

1990

2,1

62,1

53,4

3,5

1991

2,9

71,8

63,8

4,4

1992

5,4

84,9

80,6

11,0

1993

13,2

91,7

104,0

27,5

1994

21,7

121,0

115,7

33,8

1995

14,8

148,8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.