Рынок и его экономическое обоснование
Рынок и его экономическое
обоснование.
Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по
свобод-носкладывающимся ценам.
Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу
купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях
плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и
ценообразования,обеспечивающая эффективность реше-ния социально- экономических
проблем.
Классификация рынков:
1) По объектам приложения различают: рынок товаров, ры-нок услуг,
строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок,
фондовый рынок, рынок рабочей силы.
2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный,
национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
3) По механизму функционирования различают: свободный,
монополизированный, государствено-регулируемый и планово-регули-руемый рынки.
4) По уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и
структуре), дефицитный и избыточный
В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет
шесть функций:
1) Информационная, т.е. распространение различной информации,
необходимой человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая. В условиях развитого разделения труда
эко-номически обособленные производители могу обмениваться результа-тами
своего труда.
3) Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального
использования органических ресурсов человеком и обществом.
С помощью механизма равновесных цен:
а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем
производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических
произ-водственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы
производства и достегается минимизация издержек при высоком качестве продукции.
4) Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и об-мен
между группами общества.
5) Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению
соответствия между производством и потреблением.
6) Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы
происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.
Социальное рыночное хозяйство.
Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах
свободной конкуренции, свободного выбора предметов пот-ребления, свободы
раскрытия и процветания личности. Оно обеспечи-вает стремление к рационализации
капиталовложения, готовность к расширению потребления. Социальный смысл
рыночного хозяйства зак-лючается в том, чтобы любой успех экономики служит
лучшему удов-летворению нужд и потребностей общества.
Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государс-тва
нацелена на свободное, экономически эффективное , прочное, социальное и
справедливое устройство экономики и общества.
Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как
элементу регулирования и управления экономикой. В системе
со-циального-рыночного хозяйства термин рыночное хозяйство означает как можно
более полную децентрализацию организации управления производством и
потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую
свободу.
Экономическая мощь рыночного механизма опирается на децентра-лизованном
и свободном выборе профессии, на возможности свободно-го принятия решений в
отношении потребления и производства това-ров, на самостоятельном принятии
решений об использовании доходов и собственности.
Открытость по отношению к нововведениям и эффективность инфор-мационной
системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конку-рентной борьбой,
быстрее и лучше всего позволяет нащупать новые потребности, а также обеспечить
решения стратегических задач.
Координация отдельных решений осуществляется
посредством регу-
лирования цен, которые образуются под влиянием спроса и предложе-
ния,
Механизм цен оказался высокоэффективным инструментом координа-ции
управления. Расширение процесса принятия решений производите-лями в целях
приспособления к рыночным условиям не гарантирует ошибок. Однако оно мешает
принятию крупномасштабных решений.
Решающей предпосылкой для функционирования механизма цен явля-ется
конкурентная борьба. Информация, предоставленная в рыночном процессе, по
своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях
централизованного управления.
Для социально-рыночного хозяйства характерна
конкуренция.
Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продукты
экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком
долго.
Результаты НТП должны передаваться всем
потребителям.
Вследствие конкурентной борьбы прибыль субъектов, разработавших новые
технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пи-онеров, в ходе
конкурентной борьбы лишают пионеров их преиму-ществ. Поэтому прочная прибыль
в условиях непрерывной конкуренции достижима у тех, кто стремится к
инновациям. Большой вред рыноч-ной экономике наносят ограничения конкурентной
борьбы.
В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства.
Он состоит:
1. в полной ответственности каждого человека за семью, коллектив и
общество;
2. в равенстве интересов, обеспечиваемом государством, в том чис-ле
за счет бесплатного образования в школах, средних, высших и специальных
учебных заведениях;
3. в многочисленных правах населения в управлении различными
ор-ганами самоуправления;
4. в наличии многочисленных защищенных прав в случае аварии на
производстве и в наличии трудового законодательства;
5. в выполнении государством социальных функций посредством
обес-печения деятельности механизма перераспределения доходов в рамках
пенсионного страхования, страхования по болезни, а также сущест-вует множество
мер в пользу наименее обеспеченных людей и людей попавших в беду.
Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, пос-кольку оно
за счет своей эффективности само по себе создает необ-ходимые предпосылки для
максимально возможного уровня общего бла-госостояния.
Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государс-тво проводит
политику его регулирования.
Задачи государства при регулировании
социально-экономических процессов.
1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно
принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование воз-можностей
вступления в договорные отношения и порядок распоряже-ния и пользования
собственностью.
2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности.
3. Обеспечение стабильности национальной валюты.
4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования,
здравоохранения, науки, транспорта и т.д.
5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования кар-телей
власти на рынке сбыта.
6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового
права для более слабых членов общества.
7. Разработка и реализация требований, запретов и использование
рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды.
8. Определение общепризнанных правил в области налогового и
соци-ального права и внешнеэкономических отношений.
9. Макроэкономическое управление социально- экономическими
про-цессами в рамках возможностей рыночного хозяйства.
Цели средства социально-экономического хозяйства в
области экономической и социальной политики.
1. Повышение жизненного уровня населения.
2. Стабильный уровень цен.
3. Социальное обеспечение и справедливость.
Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система
мер: а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы.
б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий экономический
прирост в условиях высокого уровня занятости, ста-бильности цен и
сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечение максимально
свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной конвертируемости
валюты. д) Развертывание международного разделения труда в экономике.
Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью.
Так как, во-первых, человек стремится к более качест-венным решениям
какой-либо проблемы засчет получения прибыли и повышения зарплаты,
во-вторых, экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих,
экономический рост облегчает структур-ные изменения в народном хозяйстве и
содействует НТП, в-четвер-тых, экономический рост служит гарантией
социального обеспечения.
Стабильный уровень цен.
Обеспечение стабильного уровня цен является одним из
основ-
ных инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен
осуществляется за счет независимого от правительства цент-рального
эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за счет
обеспечения сбалансированности внешнеэконо-мических связей. Стабильность
денежной системы является предпо-сылкой функционирования механизма цен, а
стабильные цены являются выражением социальной справедливости на практике.
Высокий уровень занятости.
Стремление к высокому уровню занятости существует не
только
по экономическим причинам, но и по социальным и политическим при-чинам.
В результате каждый трудоспособный гражданин может всту-пить в трудовую
жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет
право требовать пособие по безработице.
Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией.
Тарифная автономия позволяет работодателям или проф-союзам и на основе
собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда.
Вместе с тем тарифная автономия тре-бует учета и общественного блага.
Социальное обеспечение и справедливость.
Цель социального обеспечения и справедливости и
справедливо-
го распределения доходов и имущества достигается путем регулиро-вания
тарифных договоров и за счет системы социального законода-тельства.
Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке,
по социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного
налогового облажения или за счет распределе-ния дополнительных средств. Однако
речь идет не просто о выравни-вание доходов. В системе рыночного хозяйства
равенство доходов не является положительной целью. Различие доходов является
сущест-венной движущей целью для экономической динамики. Выравнивание
доходов означает направление ситуации в пользу тех, кто не в сос-тоянии идти в
ногу с рыночным прогрессом.
Система рыночных отношений внедряется в России с большими трудностями
и издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно назвать
то, что в России никогда не было социаль-но-рыночного хозяйства. Для
формирования рыночной системы в Рос-сии необходим ряд условий и институтов:
1. Преобразование в системе экономических отношений и образование
новой системы. С 1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм
собственности.
Этапы: а) ваучерная приватизация
б) денежная приватизация
2. Обеспечение полной независимости всех участников
воспроизводс-твенного процесса, действующих на рынке в сочетании с их
экономи-ческой ответственностью.
3. Установление экономической системы, базирующейся на экономике
договоров, сделок между равноправными партнерами.
4. Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует
диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была прове-дена реформа,
и сейчас существует три вида цен:
а) устанавливаемые государством
б) регулируемые государством
в) цены свободного рынка
5. Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для
этого требуется использование в определенных сочетаниях экономи-ческих,
технических и социальных предпосылок.
·
Экономические предпосылки.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|