рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рынок и его экономическое обоснование

На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное  количество продавцов и покупателей.  Число производителей должно быть больше 8-15. Рынок считается монополизированным,  если 4 фирмы контроли-руют 80%  отрасли.

·       Технические предпосылки.

Необходим определенный уровень специализации и концентрации  про-изводства, обеспечение технического превосходства изделий, их ка-чества.

·       Социальная предпосылки.

Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).

6.   Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.

Необходимо проведение следующих мер:

а) увеличение доходной части бюджета

б) укрепление национальной валюты

в) сокращение расходов на управление

г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств

 

Лекция N3

7.   Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры:

·       создание сильного рыночного законодательства;

·       формирование банковской, страховой и биржевой системы.

8.   Обеспечение открытости экономики,  ее интеграция в систему ми-рохозяйственных связей.

Реализация этого  условия  предполагает предоставление права любой экономической организации осуществлять  внешнеэкономические операции с  инофирмами,  в  соответствии с законодательством,  на равных условиях с остальными производителями действовать на внут-реннем рынке. Но существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы; б) частичная конвертируемость рубля.

9.   Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики.

Рынок - это социальный институт,  требующий от людей опреде-ленных норм поведения.  Для России характерен человек-администра-тивный. Для такого человека характерна привычка к жизни в  струк-туре, где господствуют связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному послушанию,  привычен к нарушению его граж-данских прав. Для него характерна закононепослушность, нижние на-деются на верхних,  признают социальное  неравенство  как  норму.  Предпринимательские установки распространены слабо. Распростране-ние имеет уравнительные тенденции.

Социальная справедливость - это равенство в потребление,  но не в возможностях.

Механизм управления и регулирования рыночной экономики.

Управление общством в целом,  и в том числе социально-эконо-

мическими процессами, следует рассматривать в трех аспектах:

·       содержательном

·       функциональном

·       структурном

Управление в содержательном аспекте представляет собой  сис-тему целенаправленных  действий,  осуществляемых непосредственным субъектом управления,  основанных на знании законов развития  об-щества и направленных на достижение поставленных обществом целей.

Управление в функциональном аспекте представляет собой  сис-тему, проявляющую свое содержание в следующих функциях: а) Подготовка и принятие управленческих решений.  б) Организация управления решений.  в) Стимулирование выполнения решений.  г) Учет и анализ хода управления решений.  д) Контроль процесса выполнения принятого решения.  е) Оперативное управление процессом выполнения решений.

Управление в структурном аспекте рассматривается как органи-ческое единство двух подсистем:

·       подсистемы политики;

·       подсистемы механизмов ее реализации.

Политика - это категория,  которая характеризует  отношения, возникающие между классами, социальными слоями, внутри классов по вопросам государственной власти, определения форм и методов госу-дарственного руководства управления обществом.

Политика структурно делится на стратегию и тактику:

Стратегия - это долговременный курс,  который предусматривает ре-шение крупномасштабных задач.

Тактика -  это разработка системы мероприятий по реализации стра-тегии.

Политику также можно рассматривать в содержательном,  струк-турном и функциональном аспектах.

Структурный аспект  предполагает  выделение  индустриальной, аграрной, структурно-инвестиционной,  научно-технической  и  инф-раструктурной политики.  В  основе структурного аспекта лежит об-щественное разделение труда.

Функциональный аспект  предполагает выделение экономической, социальной, идеалогической, демографической, экологической, адми-нистративной, национальной,  региональной  и  внешнеэкономической политики. Он предполагает деление общественной жизни на отдельные сферы.

Структурный аспект отличается от  функционального  тем,  что каждая разновидность структурного аспекта является многогранной.

Поскольку общество представляет целостную систему,  то и по-литика выступает как целостное образование.  Она должна быть еди-ной, органически увязывающей все аспекты.

Любой вид политики может быть реализован, если есть механизм реализации.

Механизм управления обществом представляет собой исторически определенную систему организаций,  инструментов,  форм и  методов осуществления деятельности общества, с присущими ей отношениями и способами мотивации деятельности отдельных членов общества, соци-альных групп и институтов.

Структура механизма управления.

Механизм управления являясь целостной системой, состоящей из

ряда элементов, имеет определенную структуру:

·       прогнозирования и планирования протекания социально-экономичес-ких процессов;

·       организационные формы управления всеми процессами, происходящи-ми в обществе,  система органов, обеспечивающих подготовку и реа-лизацию решений,  воздействие  на  производственные  процессы для достижения поставленных целей;

·       система экономических, моральных и правовых рычагов и стимулов, с помощью которых оказывается воздействие на социальные  общности людей с целью активизации общественно-полезной деятельности,  по-вышения ее результативности.

·       разнообразные формы вовлечения всех дееспособных членов общест-ва в управление делами общества.

Для того чтобы общество смогло развиваться без  антогонисти-ческих противоречий, оно должно регулироваться государством.

Государственное регулирование экономических и социальных от-ношений - есть целенаправленная деятельность государства по обес-печению стабильности и желаемых темпов воспроизводства общих  на-роднохозяйственных условий, нормального функционирования товароп-роизводителей.

Эта деятельность  осуществляется  посредством  использования правовых, бюджетно-налоговых и других  норм,  а  также  различные формы планирования, прогнозирования и проектирования.

1.   Административно-правовое регулирование имеет целью организацию с помощью норм права деятельности людей, организаций, определение компетенций, объема полномочий и обязанностей  государственных  и хозяйственных организаций,  граждан. Механизм правового регулиро-вания составляют различные нормативные акты.

2.   Важным  инструментом регулирования рыночной экономики является государственный бюджет.  Он используется для регулирования эконо-мики прежде всего через финансирование расходов.

Важным инструментом воздействия являются государственные ка-питальные вложения, государственные закупки и государственные со-циальные расходы.

В соответствии с законодательством государство берет на себя следующие функции:

1.   Финансирование приоритетных направлений,  научных исследований и программ подготовки квалифицированной рабочей силы.  Формирова-ние и реализация программ модернизации инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны и конверсии.

2.   Финансовые  поощрения  модернизации  оборудования  и роста его производительности, разработка мероприятий  развития  экспортного потенциала.

3.   Финансирование программ по охране природы.

4.   Регулирование общенациональной системы социального страхования как важнейшего элемента воспроизводства рабочей силы.

Государственный бюджет  и финансовая система оказывают влия-ние на предпринимательскую деятельность, формируя различные соче-тания стимулов,  государство  направляет  их деятельность в русло осуществления социальных задач важных для всего общества.

В системе  государственного регулирования важное место зани-мают налоги. Налоговая политика, как и государственное инвестиро-вание, используется для стимулирования экономического роста, НТП, изменения пропорций,  повышения экспортной конкурентноспособности товаров.

Основными методами использования налогов являются:

·       изменение ставок подоходного налога;

·       изменение ставок налога на прибыль;

·       предоставление  прямых и косвенных льгот с целью воздействия на размеры инвестиционной политики.

В целях ускоренного обновления основного капитала, внедрения новых технологий государство проводит политику ускоренной аморти-зации.

Лекция N4

Особенно эффективна система налоговых льгот в области  науч-ных исследований,  разработки  новых технологий,  а также в сфере развития высокотехнологичных отраслей народного хозяйства. Эффек-тивное воздействие оказывает гибкая налоговая политика или стиму-лирование экспортного потенциала.

Важнейшим инструментом   государственной  политики  является кредитно-денежный инструмент.  Правовую основу его  использования составляют законы:  “О ЦБ РФ”, “О банках и банковской деятельнос-ти”. В соответствии с законом “О ЦБ РФ” последний регулирует дея-тельность коммерческих банков по следующим направлениям:

·       установление минимального размера уставного капитала;

·       предельное  соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

·       показатель ликвидности баланса;

·       минимальный размер обязательных резервов, депонированных в бан-ке РФ;

·       максимальный размер риска на одного заемщика (10%  от суммы ак-тивов банка);

·       ограничение размеров валютного и курсового рисков;

·       ограничение  использования привлеченных депозитов для привлече-ния акций юридических лиц.

Кредино-денежные средства, используемые в процессе регулиро-вания рыночной экономики, выступают в виде учетной ставки процен-та за банковский кредит,  денежной эмиссии,  минимальных резервов банков, мероприятий на рынке ценных бумаг. Эти средства дополняют бюджет налоговой  величины,  с  их помощью государство добивается изменений спроса и предложения на денежные кредиты.

Учетная ставка  -  это  ставка  процента,  которую ЦБ РФ как эмиссионный банк взимает с коммерческих банков за предоставляемый им кредит.  Повышая (понижая) ее эмиссионный банк затрудняет (об-легчает) коммерческим банкам доступ к заемным средствам и тем са-мым ограничивает  или  расширяет их возможность по предоставлению кредитов предприятиям и организациям.

В системе  кредитно-денежных  средств регулирования рыночной экономики важное место занимает денежная эмиссия.  Она приводит к количественному изменению  денежной  массы.  Исключительное право выпуска наличных денег в обращение и изъятие их из обращения при-надлежит ЦБ  РФ.  В  соотвествии с функциями резервной системы ЦБ РФ:

а) осуществляет эмиссию денег и организует их обращение; б) является кредитором последней инстанции для коммерческих  бан-ков; в) реализует расчеты между банками; г) обслуживает государственный долг страны; д) проводит операции на рынке ценных бумаг; е) выдает  коммерческим  банкам лицензию на совершение банковских операций и операций с иностранной валютой; ж) осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.