Наряду с денежной эмиссией велика роль в регулировании эко-номики
управления денежным оборотом. Управление денежным оборотом в РФ осуществляет ЦБ
РФ в соответствии с функциями резервной сис-темы и на основе главных
направлений единой государственной кре-дитно-денежной политики. Содержанием
его деятельности в этой об-ласти является регулирование объема и структуры
денежной массы в обращении, состоящей из наличных денег в обращении,
денежных средств на счетах и на вкладах юридических лиц, граждан и других
безусловных денежных обязательствах банков.
Основными экономическими методами регулирования денежной массы
являются:
·
определение объема
кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам;
·
покупка и продажа ценных
бумаг и иностранной валюты;
·
определение норм
обязательных резервов, размещаемых коммерчес-кими банками в ЦБ РФ;
·
определение прцентных
ставок по кредитам, предоставляемых ЦБ РФ.
В целях воздействия на состояние рынка в стране широко ис-пользуются
меры ЦБ РФ по установлению минимальных размеров резер-вов банка. В
соответствии с законом “О ЦБ РФ” последний устанав-ливает размер обязательных
резервов, размещенных в ЦБ РФ в про-центах. Коммерческие банки поддерживают
остаток средств на ре-зервных счетах в ЦБ РФ в размерах, установленных
обязательными резервными требованиями.
Средства, находящиеся на резервных счетах, не могут исполь-зоваться для
кредитных операций коммерческих банков. То есть смысл регулирования
нормы обязательных резервов состоит в том, что государство обязывает
кредитные учреждения хранить часть сво-их средств в ЦБ РФ. Чтобы избежать
кредитной экспансии и охватить конъюнктуру, государство увеличивает нормы
обязательных резервов и замораживает часть депозитов банка.
Сущность мероприятий на рынке ценных бумаг заключается в том, что,
продавая облигации государственных займов коммерческим банкам, ЦБ РФ изымает
часть ликвидных ресурсов, то есть сокращает кредитные возможности банков.
Во время перехода к рыночным отношениям велика роль экономи-ческих и
социальных процессов, происходящих в обществе.
Характерной особенностью рыночной экономики является простое
ценообразование. Государство может оказывать воздействие на про-цесс
ценообразования путем стабилизации цен, принимая в этих це-лях соответствующие
законодательные акты.
Важным составным элементом системы регулирования экономики является
планирование. С его помощью осуществляется использование на практике
финансово-кредитных инструментов и других экономичес-ких рычагов. Это
обеспечивается путем разработки всех видов бюд-жета, кредитных планов в
процессе внутрифирменного планирования, составления комплексных прогнозов
социально-экономического разви-тия страны, а также целевых комплексных
программ по решению важ-нейших народнохозяйственных проблем.
Существует планирование и прогнозирование на макро- и микро-уровне. Разделение
труда является объективной основой планирова-ния и прогнозирования.
Макроуровень экономики.
Факторы планирования на макроуровне:
1. Недостаточность механизма свободного рынка для обеспечения
макроэкономической устойчивости народного хозяйства страны. Дан-ное
обстоятельство обусловлено тем фактором, что свободному рынку присущи
технологические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.
2. Увеличение по мере роста уровня доходов доли общественного
потребления в совокупном потребление. Поскольку общественное пот-ребление
товаров и услуг регулируется не обычным рыночным меха-низмом, а
правительственными организациями, постольку возрастает доля совокупных
ресурсов страны, распределяемых правительством вне рыночных механизмов.
3. Возрастание масштабов косвенных последствий производства и
потребления на среду обитания.
4. Усиление степени интеграции различных хозяйственных единиц и
секторов экономики, что приводит к появлению более важных и слож-ных форм их
взаимной зависимости.
5. Возрастающий интерес к проблемам долгосрочного развития, проб-лемам
ресурсосбережения, возможности истощения невоспроизводимых ресурсов,
постепенное разрушение окружающей среды.
6. Постоянный рост консолидации групп людей и классов, а также
частных компаний в соответствии с социально-экономическими инте-ресами. Они
выдвигают требования, автоматическое выполнение кото-рых механизм свободного
рынка не обеспечивает.
Планирование и прогнозирование - это наука, которая занима-ется
систематизацией и производством новых знаний в области, свя-занной с
составлением прогнозов, программ, проектов. Это специфи-ческая форма
общественной практики людей, являющаяся функцией уп-равления и состоящая в
подготовке вариантов решений в виде прог-нозов, проектов и т.д., обоснованием
их оптимальности, обеспече-нием возможности их выполнения.
В системе управления планирование занимает центральное мес-то.
Аргументами в пользу такого вывода являются:
1. Тот факт, что планирование выступает в качестве подфункции та-кой
функции управления, как подготовка и принятие управленческих решений. В
системе основных функций управления данная функция за-нимает приоритетное
место, поскольку с нее начинается процесс уп-равления.
Лекция N5
Содержанием планирования как формы общественной практики яв-ляется
разработка прогнозов, проектов, программ и планов на осно-ве использования
выводов и рекомендаций науки планирования.
Содержание планирования охватывает его сущность и проявления сущности,
то есть процедуры разработки проектов, программ, прог-нозов и планов.
Формы планирования многообразны. Они определяются многоуров-невостью и
многоаспектностью.
1. Различают отраслевой, региональный, социальный,
научно-техни-ческий, экологический, инфраструктурный и другие аспекты
планиро-вания.
2. В зависимости от уровня плановой работы различают планирова-ние,
осуществляемое на межстрановом, общегосударственном, респуб-ликанском,
региональном и других уровнях.
3. В зависимости от промежутка времени, который охватывают реше-ния,
различают долгосрочное, среднесрочное и текущее планирова-ние.
Многоаспектность планирования отражает многообразие проблем, которые
решаются обществом. Содержание планирования раскрывают его процедуры.
Процедуры планирования - это упорядоченная после-довательность применения
логики, принципов, подходов и методов оптимизации решений в процессе
планирования.
Выделяют три основные процедуры:
а) прогнозирование
б) программирование
в) проектирование
Планирование на макроуровне призвано способствовать реализа-ции
экономической, социальной, экологической, структурно-инвести-ционной,
научно-технической и внешнеэкономической политики.
На уровне предприятий планирование и прогнозирование высту-пает в
качестве инструмента реализации рыночной стратегии менедж-мента, выступая
важным условием повышения эффективности и при-быльности деятельности
предприятий.
Планирование как наука.
Практическая деятельность общества по разработке
прогнозов,
программ и планов всех уровней и временных горизонтов обусловило
возникновение и развитие особой науки - планологии.
Планология - это сфера исследовательской деятельности, нап-равленная на
производство новых знаний в области составления, обеспечения возможности
реализации, выполнения решений в форме прогнозов, проектов, программ и
планов.
Как и всякая наука планология представляет собой сложную систему,
состоящую из двух крупных подсистем: организационной и
теоретико-методологической.
В состав организационной подсистемы входят:
·
ученые с их опытом,
теоретическими и практическими знаниями;
·
система научных учреждений,
занимающаяся проблемами прогнозиро-вания, планирования и проектирования на
различных уровнях народ-но-хозяйственной системы страны;
·
система научной информации
по фактической организации плановой деятельности в РФ и за рубежом.
Теоретико-методологическая система включает:
·
общую методологическую
часть в составе теории познания и диа-лектического метода исследования;
·
специфическую часть,
включающую систему понятий, категорий, законов, ограничивающих объективные
отношения и связи, возникаю-щие в плановой практике;
·
совокупность накопленных
знаний о путях, методах разработки, обоснования оптимальности, обеспечение
возможности выполнения и контроля за ходом выполнения прогнозов, программ и
планов;
·
методы
научно-исследовательской работы.
Предметом планологии является исследование механизма дейс-твия и
механизма использования объективных законов развития об-щества, форм и
методов реализации полученных знаний для обеспече-ния возможности планомерного
регулирования происходящих в ней процессов, для обоснования развития и
совершенствования процедур планирования.
Такое определение предмета теории планирования позволяет вы-делить в нем
три важнейших аспекта научной деятельности:
1. Социально-экономический. Он состоит в изучении конкретных
за-кономерностей, определяющих развитие социально-экономических про-цессов.
Познание этих закономерностей и присущих им количествен-ной зависимости
является базой для научного обоснования прогно-зов, проектов всех уровней.
2. Методология планирования. Это инструмент познания
социаль-но-экономических процессов и активного воздействия на них. Это
осуществляется на основе разработки и реализации в процессе прак-тической
деятельности принципов логики, методологических подходов и методов научной
разработки прогнозов, проектов, программ и пла-нов.
3. Организационный аспект. Он охватывает вопросы, связанные с
со-вершенствованием структуры органов и организаций, занимающихся плановой
работы их взаимодействия с органами управления на раз-личных уровнях.
Содержанием теории планирования является планомерная органи-зация
регулирования процесса расширенного воспроизводства на мак-ро- и микроуровне.
Речь идет о прогнозировании и регулировании воспроизводства общественного
продукта и национального дохода в отраслевом и национальном аспектах
воспроизводства трудовых ре-сурсов и их использования, инвестиционных
процессов, уровня жизни и ее качества, финансово-кредитных и
социально-экономических от-ношений. В планировании социального и экономического
развития ис-пользуются выводы, фактические данные и методы исследования,
при-меняемые функционирующими и отраслевыми экономиками.
Планилогия тесно связана с техническими и естественными нау-ками.
Отраслевые и функционирующие науки используют и развивают положение
общеметодологических наук науки планирования с учетом особенностей предмета.
Тема: Планирование социально-экономического развития как форма
общественной практики в условиях рыночной экономики.
1. Прогнозирование в системе планирования развития рыночной
эко-номики.
2. Планирование - важнейшая процедура планирования.
3. Проектирование, подготовка проектов и планов в системе
плани-рования.
4. Организация ПиП в РФ на современном этапе.
В условиях рыночной экономики существенно возрастает роль
прогнозирования. Это связано с двумя обстоятельствами:
1. Во-первых, с тем , что рыночное хозяйство отличается постоян-ными
колебаниями конъюнктуры, которые непосредственно отражаются на доходах и
судьбе каждого продавца и покупателя. Для того, что-бы недопустить грубых
ошибок, нужно оценивать возможные варианты поведения контрагентов и
конкурентов.
В этих условиях прогнозирование становится неотъемлемым
эле-ментом выработки рыночной стратегии и тактики на любом уровне хо-зяйства.
2. Во-вторых, в рыночном хозяйстве прогнозирование выступает как
исходный пункт при обосновании долгосрочных программ, индикатив-ных,
стратегических и директивных планах крупных проектов.
Прогнозирование - это процедура планирования развития
рыноч-ной экономики и ее важнейших звеньев и структурных элементов. Оно
является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении
состояния объекта управления в определенный момент.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|