рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Рынок высокотехнологичной продукции и его особенности в Самарской области

     Наукоемкий сектор российской промышленности представляет собой совокупность предприятий (фирм), научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских организаций по разработке, производству, ремонту и модернизации продукции и оказанию услуг, которые отвечают критериям наукоемкой продукции.

     Падение показателя наукоемкости происходило неравномерно: в 1993-1994 гг. наблюдается даже некоторый рост. Это связано как с инфляционным финансированием научных исследований до известного изменения  денежно-кредитной  политики ЦБ России и Минфина с весны 1995 г., так и с резким падением производства. Стабилизация и незначительный рост этого показателя в 1995-1997 гг. объясняются продолжающимся падением промышленного производства в РФ, существенное падение в 1998 г. – более резким уменьшением затрат на НИОКР из-за финансового кризиса августа-сентября 1998 г. по сравнению с темпами сокращения промышленной продукции за год. Наконец, в результате позитивных изменений в российской экономике в 1999-2001 гг., начавшихся с прекращением  неадекватной денежно-кредитной политики 1992-1998 гг., а также из-за благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, в стране наблюдается восстановительный экономический рост. Темпы абсолютного увеличения расходов на НИОКР впервые за 90-е годы превзошли темпы роста наукоемкой продукции.

     Однако необходимо отметить, что стабилизация и рост выпуска наукоемкой продукции в последние годы пока носит неустойчивый характер. Слабое развитие внутреннего российского рынка, в конечном итоге, может привести к подрыву процесса восстановления производства и   процесса перехода к инвестиционной фазе экономического роста.



2.3.1 Автомобильная промышленность

     После распада СССР на территории России остались крупнейшие предприятия по производству автобусов (ПАЗ, ЛИАЗ), грузовых (ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ) и легковых (ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК) автомобилей. Несмотря на это, первые годы существования России как государства были отмечены снижением объемов выпуска продукции практически на всех предприятиях автомобильной отрасли. Причин для этого было более чем достаточно – снижение  платежеспособного  спроса,  рост  себестоимости выпускаемой продукции и так далее. 

     Некоторые  положительные  изменения  в отрасли наметились в 1997 г. Многие крупнейшие предприятия смогли увеличить объемы выпускаемой продукции. Однако уже в начале 1998 г. стало ясно, что эти изменения носили временный характер. Казалось, что отечественное автомобилестроение находится в состоянии, близком к краху. Дополнительным фактором, подтверждающим это предположение, стал финансовый кризис 1998 г., но, как оказалось, именно он способствовал тому, что российское автомобилестроение смогло выжить. Кризис обусловил и те процессы, которые происходили в отрасли на протяжении последних двух-трех лет.

     Финансовый кризис 1998 г. привел к двум основным последствиям в состоянии экономики. С одной стороны, резко возросла рентабельность деятельности предприятий, ориентированных на экспорт своей продукции. С другой стороны, на внутреннем российском рынке в результате девальвации рубля начались процессы замещения импортной продукции   отечественной.   Именно   эти   процессы  предопределили

изменения в российском автомобилестроении. 

     Снижение курса российского рубля привело к значительному уменьшению конкурентных возможностей зарубежных автомобильных компаний на внутреннем российском рынке. Если в начале 1998 г. автомобили ВАЗ значительно проигрывали по шкале цена - качество, например, автомобилям SVkoda, а также подержанным импортным моделям, то уже к концу года спрос на российские автомобили резко вырос. Подобный уровень спроса на автомобили остается на рынке до сих пор.
    Прошлый год для автомобильного рынка России прошел достаточно удачно. Большинство предприятий, в том числе те, которые находились в сложном финансовом положении, показали хорошие результаты. По предварительным оценкам, в 2001 г. производство грузовых автомобилей увеличилось на 6,8%, легковых - на 3% и автобусов - на 8-10%. Это связано с улучшения экономической конъюнктуры в стране[5]. Россия входит в число восьми ключевых рынков, на которые в предстоящие 10 лет придется 60% роста мирового автомобилестроения. 

     Есть еще один важный аспект, который мы не должны забывать, - это задача обновления производства. Невозможно обновлять товарный ряд без новых технологий, нового оборудования, без «ноу-хау», а это стоит очень серьезных денег. С учетом того, что уровень потребителя растет, ориентация идет в сторону высококачественной техники.
    Естественно, производство компаний, которые заведомо отстают от ведущих западных производителей, будет расти не такими темпами, которые можно было бы коррелировать с реальным спросом. Здесь необходимы кредиты предприятиям, потому что для обновления производства нужны деньги. Российская банковская система сидит на больших деньгах, но долгосрочные проекты не кредитует, потому что плохо работают механизмы залогового обеспечения.
    Инвесторы сейчас работают с проектами, которые дают высокую отдачу при норме доходности не меньше 30-35%. Предприятия, рассчитанные на долгосрочное развитие, например предприятия автомобилестроения, сразу такую прибыль дать не могут.    

     С западными инвестициями тоже свои проблемы: это получение различных государственных гарантий в виде комфортных писем и так далее. Таким образом, образуется целый круг проблем, о которых мы можем только разговаривать, но решать эти проблемы нужно на более серьезном уровне.  



2.3.1.1 Автомобильная промышленность в Самарской области

Основу автомобилестроения Самарской области составляет АО "АвтоВАЗ". Это не только крупнейшее промышленное предприятие области, но и флагман отечественной автомобильной промышленности.

     Имеющийся на Волжском автозаводе материальный и интеллектуальный потенциал, а также развитие мировой автоиндустрии обусловили появление на ВАЗе научно-технического центра, который в прошлом году отметил свое 15-летие. 4 сентября 1986 года правительством СССР было принято решение о создании в объединении "АвтоВАЗ" отраслевого научно-технического центра по легковому автомобилестроению. Вскоре началось строительство корпусов НТЦ. Научно-технический центр АвтоВАЗа является крупнейшим научно-техническим комплексом области. Им проводится разработка технических предложений на автомобили, технико-экономические расчеты, обоснование проектов организации автомобильного производства.

Нынешний научно-технический центр на АвтоВАЗе это, по сути дела, инжиниринговая фирма, аналогов которой в нашей стране не существует. А специалисты подобной структуры на "Опеле" признают, что концентрация услуг у вазовского НТЦ выше, чем у них. Опытно-промышленное производство, также входящее в состав научно-технического центра АвтоВАЗа, имеет возможность ежегодно выпускать порядка 15 тысяч оригинальных и специальных автомобилей. Здесь также отрабатывается технология сборки будущих серийных автомобилей. Сейчас с конвейера ОПП сходит новая "Нива" ВАЗ-2123 для конструкторско-технологической доводки модели. В 2003 году начнется отработка "Калины". Действует и постоянно совершенствуется автополигон в окрестностях Тольятти.

"АвтоВАЗ" в 2001 г. увеличил выпуск машин на 9%. В конце 2001 года принято Постановление Правительства РФ о возврате АвтоВАЗу залогового пакета акций и порядке реструктуризации старого долга. Это важно для АВТОВАЗа, как предприятия, определяющего свою инвестиционную политику, работающего на фондовых рынках. Теперь у него появится возможность размещать свои акции, делать облигационные займы - привлекать инвестиции для развития производства. Согласно постановлению, изменен и график выплаты реструктурированной задолженности. Основная сумма выплат теперь придется на 2010 г. и составит 1,4 млрд. рублей. Часть средств, высвободившихся в результате изменения условий реструктуризации, вместе с заемными средствами, АВТОВАЗ сможет использовать для постановки на производство автомобилей семейства "Калина". В июне 2001 г. состоялось подписание генерального соглашения между ОАО "АВТОВАЗ", корпорацией "Дженерал Моторс" и Европейским банком реконструкции и развития о создании совместного предприятия по производству легковых автомобилей. Решение о создании СП "АВТОВАЗ-GM" вступило в стадию реализации проекта. Возводятся новые цеха, ведутся монтажные работы на территории и в цехах Волжского автозавода. Восемь автоматических и две поточные сварочные линии, 50 роботов предстоит смонтировать и запустить в цехах сборочно-кузовного производства, чтобы, начиная с мая 2002 г., обеспечить наладку основной технологии изготовления кузовов для автомобилей "Шевроле-Нива". В 2001 г. продолжалось реформирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На ОАО "АВТОВАЗ" были созданы основные бизнес-единицы с центрами ответственности, сформированы бюджеты каждой бизнес-единицы для четкого распределения затрат и прибыли, сокращения издержек и, в конечном счете - снижения себестоимости производства автомобилей. Большое внимание уделялось работе с поставщиками, от которых на 70% зависит качество вазовских автомобилей.



2.3.2 Химическая промышленность

     Химическая промышленность - совокупность предприятий (фирм), научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских организаций по разработке и производству продукции химического синтеза, полимерных смол, пластмассовых изделий, производство текла и изделий из стекла и керамики.

     Объем производства в химической промышленности России за 2001 год составил 106,6%  по сравнению с уровнем 2000 года[6].

     Только часть химической промышленности может быть отнесена к наукоемкому сектору: выпуск фармацевтических препаратов относится к химической промышленности, а производство сложного медицинского оборудования включается в приборостроение.

     Возросли изготовление и поставка медицинским учреждениям России широкой гаммы медицинской техники, оборудования, приборов и инструментария, производящихся на предприятиях ОПК.



2.3.2.1 Химическая промышленность Самарской области

     Химические предприятия области входят в число крупнейших российских производителей удобрений. ЗАО Куйбышевазот ориентирует свою политику на удовлетворение потребности отечественных сельхозпроизводителей в минеральных удобрениях и является одним из крупнейших российских поставщиков. ОАО Тольяттиазот сейчас дает почти половину российского экспорта аммиака. В целях облегчения продвижения выпускаемой продукции на мировой рынок предприятием будет продолжено строительство аммиакопровода и морского терминала на Черном море. Средневолжский завод химикатов выпускает широкий спектр химсредств защиты растений и стабильно расширяет свое присутствие на рынке.

     Химическая промышленность Самарской области переживает период, который, по всей вероятности, представляет собой переход данной отрасли в стадию стабильного роста.

     В последние полтора-два  года произошел всплеск химического производства, причиной которому послужил отказ ряда западных стран от производства некоторого вида химического сырья на своей территории по соображениям экологической безопасности.

     2001 год химическую промышленность области характеризует небольшой спад производства, что вызвано установлением равновесия на рынке химического сырья за счет того, что высвободившуюся нишу заняли предприятия других регионов, в результате чего предложение и спрос на продукцию химической отрасли уровнялись. Снижение физических объемов производства в сопоставимых ценах составило 1,2 %  к уровню 2000 г.

     Необходимость наращивать производство после длительного простоя вскрыла многочисленные недостатки отрасли: высокий расход сырья и энергии, моральное старение и изношенность оборудования, высокий уровень выбросов вредных веществ во внешнюю среду, высокая себестоимостью продукции, усиление конкурентной борьбы на внешнем рынке, сложности с поставками сырья, дефицит собственных оборотных средств, долги прошлых лет в бюджеты всех уровней и иным платежам, "текучка" кадров, отсутствие резерва молодых специалистов. Однако химическая отрасль Самарской области работает над решением этих проблем.

     Так на ОАО "Тольяттиазот"  начата поставка оборудования французской фирмой EXA-International для организации производства реакционных труб, которые сейчас покупаются за рубежом, в промышленную эксплуатацию вступила автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии "ТОК-С"; начато внедрение автоматизированной системы управления производством "Галактика". Срок ее полного внедрения - май 2002 г., возводится второй цех кирпичного завода, начато формирование сети по сбыту черепицы.

ЗАО "Куйбышевазот" в результате модернизации технологического процесса по производству аммиака стало лидером по продуктивности среди российских предприятий, выпускающих данную продукцию. Кроме того, пуск  реконструированной системы по производству другого ценного химического сырья – капролактама, позволил повысить его качество, уменьшить выбросы сернистого газа в атмосферу, снизить расхода сырья и тепловой энергии. В одном из цехов в октябре-ноябре 2001 г. в полном объеме на новый технологический режим вышла установка приготовления обессоленной воды, работы на которой велись с 2000 года. В результате, значительно улучшилось качество воды, достигнута экономия всех видов ресурсов. Решалась проблема обеспечения производства бензолом, вызванная дефицитом его наличия на рынке и его очисткой. Продолжались работы на строительстве нового производства, предназначенного для собственной переработки капролактама в изделия, пользующиеся спросом на мировом рынке. Активно ведется строительство корпуса полимеризации полиамида ("Полиамид-6"), разработка проектной документации. От немецкой фирмы "Хема Анлагенбау Гмбх", разработчика и поставщика технологии и оборудования будущего производства, поступают техническая документация и оборудование. Начат целевой прием молодых кадров для работы на будущем производстве. Комплексная реконструкция оборудования, проводимая германской фирмой NEAC в ноябре-декабре 2001 г., позволила значительно улучшить качество выпускаемого предприятием карбамида, повысить выработку, экономию электроэнергии.

     На ООО "Тольяттикаучук" в конце сентября 2001 г. состоялся пуск нового высокотехнологичного оборудования (сушильных агрегатов), ввод которого позволит увеличить выпуск каучука на 25 тыс. тонн (12%) в год, и высвободить значительные производственные мощности[7].


2.3.3 Информационные технологии

     Информационные технологии - это ключевое направление развития всего наукоемкого бизнеса. Видимо, концепция развития России в XXI веке будет предусматривать внедрение информационных технологий во все сферы жизни.

     По прогнозам экспертов, к 2015 году мировой внешнеторговый оборот информационных технологий и услуг составит несколько триллионов долларов. Россия должна участвовать в этом рынке и развивать собственный внутренний рынок.

     Успех наших конкурентоспособных разработок в авиации, космосе, атомной энергетике, отдельных видах материалов сдерживается тем, что мы не можем предоставить потенциальному потребителю соответствующее информационное сопровождение этой продукции. Здесь играет роль и подготовка кадров, и уровень организации работ на КБ и заводах. Надо проводить если не технологическую революцию, то хотя бы перевооружение на базе новых информационных технологий. Необходимо создавать пилотные центры, которые бы стали пионерами в разработке и использовании технологий. На базе таких центров возможно быстро реализовать весь цикл работ по информатизации, а затем передавать их опыт менее продвинутым предприятиям. Стоимость информационных технологий измеряется миллиардами долларов, но страна не имеет таких средств, чтобы перевооружить сразу все отрасли. Нужны приоритеты, в качестве которых могут выступать пилотные предприятия, на которых будет отрабатываться сама идеология ведения бизнес-процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.