Важно проследить место России в создании
информационного общества. Наша страна имеет, большое число программистов с
высокой математической подготовкой. Их работе необходима организация - создание
офшорных зон, предоставляющих льготы математикам, программистам, системщикам
для реализации того задела, который есть во многих институтах, и создания
программного продукта, соответствующего международным стандартам. Необходимо
присутствие в этих компаниях менеджеров, способных управлять процессом.
Лучшие математики-программисты уезжают за
рубеж, потому что не создана среда, где они могли бы реализовать свой
потенциал. Созданию такой среды и должно заняться государственное агентство или
федеральный центр под руководством Министерства промышленности, науки и
технологий, Российской академии наук.
В этой работе чрезвычайно важным является
участие государства. Опыт всех стран, говорит о том, что бюджет финансирует не
только фундаментальную науку. Даже в США, где информационные технологии
составляют более 5% ВВП, до сих пор существуют государственные льготы, поддерживающие
этот бизнес. Потому что это стратегия развития страны на многие десятилетия.
Информационные технологии имеют и
фундаментальную составляющую и прикладную. Если финансировать только
фундаментальную часть, то тогда не замыкается технологическая цепочка. В этом и
состоит главная проблема в России: мы не можем выстроить ни одной замкнутой
макротехнологической цепочки. У нас есть либо первичные фундаментальные
наработки, но нет продолжения, либо есть приложение, но нет фундаментальной
основы. Весь мир развивается тем, что выстраивает макротехнологическую цепочку
и на этой основе прорывается на мировой рынок. Опыт Америки и Европы, а также
сегодняшнее состояние России, ее приоритеты и ее отставание в информационных
технологиях показывают, что до 40% перспективных прикладных исследований должны
финансироваться государственным бюджетом. Должны создаваться специальные
рисковые фонды, в Бюджете развития приоритетные технологии должны быть выделены
отдельной строкой.
Однако, несмотря на все трудности, наша
страна развивает свои информационные технологии и добивается в этой области
неплохих результатов.
Так Россия вышла на третье место в мире
по мощности производимых суперЭВМ, обогнав европейские страны, где лидером
является Швейцария, а также Китай, который еще год назад опережал Россию. В
строй введена суперЭВМ производительностью свыше 1 трлн. операций в секунду.
Самый быстродействующий в мире процессор для компьютера
создала не американская Intel, а специалисты научно-технического центра Модуль.
Они создали нейропроцессор NM 6403. За один такт счета он совершает не 4
операции сложения, а 288.
Раскрученные американские процессоры считают в десятки раз
медленнее, а стоят в десятки раз дороже. Правда, изготовить этот нейропроцессор
в России просто невозможно. Его произвела по заказу россиян южнокорейская фирма
Samsung. Правда, лишь с десятой попытки она смогла добиться нужного качества.
Но выпускать российские нейропроцессоры будут в Японии. Компания Fujitsu купила
лицензию на их выпуск у россиян. Причем, это первый известный случай, когда
российские создатели лучшего в мире изделия не прогадали и в маркетинге. По
контракту с японцами, те будут платить россиянам отчисления каждого
выпущенного, (а не проданного) нейропроцессора.
Одно из наиболее перспективных и
быстроразвивающихся направлений в информационных технологиях – электронная
коммерция.
Инвесторы уверены, что
киберпространство - это модель бизнеса будущего. Покупатели медленно, но верно
покидают торговые пассажи, делают выбор в пользу онлайновых покупок, для
осуществления которых не имеет значения ни одежда покупателя, ни время[8].
Исследовательский центр
Forrester Research констатировал наступление в 2000 г. бума электронной
торговли: в соответствии с прогнозом ее объем достигнет $ 327 млрд.
(увеличение, в сравнении с 1997 г., на 233 %). В Северной
Америке объем электронной торговли в 2001 году увеличился на 45% по сравнению с
прошлым годом и составил $65 млрд. долл. Объем электронной торговли в
России за период январь-декабрь 2001 г, составил 285 млн. долл. и с 1997
года возрос более чем в два раза. Это произошло за счет того, что
электронная коммерция обладает рядом преимуществ:
·
Удобство.
В кибер-магазинах двери никогда не закрываются. Согласно проведенным недавно исследованиям
Forrester Research, именно удобство покупок является главным стимулом активного
использования Web-магазинов. Компания из Сиэтла REI (торговля товарами для
отдыха) получает около 30 % заказов в период с 22 часов вечера до 7 часов утра,
- и все это без дополнительных расходов на сверхурочную работу сотрудников
магазина, без дополнительных торговых представителей. На "приманку"
удобства пытаются поймать своих вечно спешащих клиентов и электронные
бакалейные магазины Peapod and Streamline.
·
Экономия.
Такие корпорации, как, например, Dell Computer Corporation и General Electric
используют Интернет для организации непосредственной связи с поставщиками,
производствами, дистрибьюторами и клиентами, что позволяет им в максимальной
степени сократить накладные расходы, а значит и конечные цены на товары.
Amazon.com получает деньги за заказанный товар от обслуживающих кредитные
карточки компаний на следующий день и имеет возможность управлять денежными
средствами до момента оплаты счетов поставщиков (книжных издательств и
различных дистрибьюторов) еще 46 дней. При этом наибольшую выгоду получают
все-таки потребители, свободно "разгуливающие" по Web-сайтам в
поисках самых низких цен. Существуют даже специальные сайты, типа Compare.Net,
позволяющие клиентам произвести сравнения цен на более чем 10 тыс. различных
товаров.
·
Выбор.
Возможности Web-магазинов поистине безграничны. Их реальные пределы - лишь
размеры нашего мира. Достаточно заглянуть на такие сайты, как CDNow и Virtual
Vineyards, а затем сравнить их с тем, что нам предлагают местные музыкальные
или винные магазины. Географические границы перестают быть серьезным
препятствием, а фирмы-новички имеют такие же преимущества, как и
компании-старожилы.
·
Индивидуализация.
Благодаря способности компьютера комбинировать полученную в сети информацию
каким угодно образом, бизнес имеет возможность в значительной степени
персонализировать свои предложения и даже свою продукцию. Так, сайт CNN
позволяет посетителям самим задавать профиль интересов в потоке новостей, причем
сообщения обновляются каждые 15 мин. Компания Dell предоставляет корпоративным
клиентам при покупке ПК возможность адаптации Web-страниц, известных также как
"премьер-страницы". Сайт компании Shell Oil отражает всю текущую
информацию о характеристиках товаров и ценах для клиентов.
·
Информация.
Упреки в адрес Web-магазинов в том, что им недостает человеческого общения, во
многом справедливы, но недостатки десятикратно компенсируются объемом доступных
посетителям данных. Хороший сайт даст вам гораздо больше информации (причем в
самой удобной форме), чем вы получите в личной беседе с самым талантливым и
добросовестным продавцом. Так, например, посетившие сайт eToys родители имеют
возможность познакомиться с рекомендациями других потребителей относительно представленных
игрушек; сайт CDNow предлагает прослушать демонстрационные записи. Кроме того,
обмен информацией, как правило, носит двусторонний характер. Всякий раз, когда
кто-то приобретает в Web-сети ту или иную вещь, компания электронной коммерции
получает и дополнительные маркетинговые данные.
Однако платить, так или иначе,
приходится за все. Не является исключением и электронная коммерция. Рост
электронной торговли представляет собой наибольшую угрозу для разного рода
посредников, таких как коммивояжеры, биржевые брокеры, страховые агенты,
автомобильные дилеры и даже традиционные розничные продавцы. Все компании
опасаются, что, получив в свои руки столь мощные рычаги воздействия,
потребители потребуют небывалого снижения цен. В конце концов, бизнес быстро
усвоит, что простое добавление к названию компании точки и трех букв
(".com"), отнюдь не является гарантией успеха. Преуспевание в сфере
электронной коммерции требует переопределения целей компании и серьезной
реорганизации бизнеса[9].
2.3.4 Авиационная промышленность
Под авиационной промышленностью (АП) понимается
совокупность предприятий (фирм), научно-исследовательских учреждений и
проектно-конструкторских организаций по разработке, производству, ремонту и
модернизации авиационных комплексов военного и гражданского назначения, а также
наземного оборудования авиационных систем.
Общий объем продукции авиационной отрасли составил в 1997
г. около 20% к 1991 г. в сопоставимых ценах, доля военной продукции сократилась
до 22-23% от ее общего объема[10].
С 1998 г., в основном за счет экспортных поставок, начался рост продукции. В
1998-1999 гг. общий объем продукции вырос на 43,3%. Производство гражданской
авиационной техники в 2001 г. к уровню 2000 г. составило 110%.
Производство самолетов в значительной
степени сдерживается отсутствием платежеспособного спроса со стороны российских
авиакомпаний, а также ведущимися в настоящее время переговорами о приобретении в
лизинг самолетов "Боинг" и "Эрбас Индастри". В связи с этим,
особую остроту приобретает решение вопроса по организации лизинга отечественной
авиационной техники, а также отмены существующих льгот по уплате ввозной таможенной
пошлины и НДС, полученных российскими авиакомпаниями при ввозе на таможенную территорию
Российской Федерации самолетов зарубежного производства.
Отечественная авиапромышленность
полностью готова к серийному производству конкурентоспособных самолетов нового
поколения, в том числе дальнемагистрального Ил 96-300, среднемагистральных Ту-204
и Ту-214, ближнемагистральных Ан-38 и Як-42, транспортных Ан-124 и Ил-96Т.
2.3.4.1 Авиационная промышленность
Самарской области
Одной из важнейших задач, стоящих перед экономикой Самарского
региона, является сохранение и развитие авиационной промышленности. Для выхода
авиационной отрасли из кризиса в течение последних лет предпринимался целый ряд
активных мер.
Так на этапе реализации находится целевая
программа по развитию авиации в Самарской области с 2001 по 2005 год, в которой
основная ставка делается на развитие малой авиации.
Приоритетными направлениями в решении этой
задачи являются:
·
выработка
маркетинговой стратегии развития рынка авиационных услуг и разработка
приоритетных направлений его расширения и развития;
·
разработка
проектов нормативно-правовых документов в интересах развития малой авиации,
способствующих развитию системы эксплуатантов и пользователей как основных
субъектов малой авиации;
·
сохранение
и расширение инфраструктуры эксплуатации малой авиации;
·
разработка
организационных, финансовых и других технологий, способствующих сохранению и
применению имеющейся эксплуатационной инфраструктуры для малой авиации;
·
повышение
уровня безопасности полетов малой авиационной техники;
·
координация
деятельности всех субъектов малой авиации, потребителей, эксплуатантов,
пользователей, разработчиков и производителей малой авиационной техники,
научных организаций и авиационных структур для выработки и определения
приоритетных направлений развития рынка услуг малой авиации;
·
научно-методическое,
техническое обеспечение, включая подготовку кадров, необходимое для
удовлетворения потребностей рынка услуг малой авиации;
·
создание
системы применения малой авиации в народно-хозяйственном комплексе Самарской
области.
Важным шагом в направлении сохранения и
развития авиационной промышленности области стала совместная работа
губернаторов Ярославской и Самарской областей, во время которой было достигнуто
полное взаимопонимание по целому ряду вопросов. Главы областей подписали
соответствующий протокол по направлениям работ, связанных с модернизацией
двигателя Д 30 КУ-154М. В этом же протоколе определены важнейшие направления
работ и взаимодействия с органами федеральной власти по другим
самолетостроительным программам. В частности, по программе освоения крупных узлов
нового самолета Ту-334, строительства нового легкого пассажирского самолета
бизнескласса Ил-100 с двигателями разработки АО «Самарский научно-технический
комплекс» им. Д.Н. Кузнецова.
Это предприятие показывает неплохие результаты:
в 1998 году выполнено работ на 122 млн. рублей, а в 2001 году - на 220 млн.
рублей. Часть средств от реализации двигателей НК-33 СНТК им. Кузнецова
направляет на свои проекты. Предприятие задействовано в двух федеральных
программах. Изготовлены 10 полноразмерных двигателей, один из которых
подготовлен для испытаний в 2002 году на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
Сегодня в Самаре работают 15 предприятий и
организаций, подведомственных Росавиакосмосу. Общая численность работающих -
около 50 тыс. человек. Суммарный годовой объем производства по итогам работы в
2001 году приблизился к 4,5 млрд. рублей. Объемы производства комплекса в 2001
году по сравнению с 2000 годом составили 127%. Наиболее высокие темпы прироста
достигнуты ОАО "Авиакор - Авиационный завод" (г. Самара) -
190,2% и ОАО "Гидроавтоматика" (г. Самара) - 150,4%.
ОАО "Авиакор - Авиационный завод". В
2001 году выпущено продукции на 471 млн. рублей: реализовано 2 новых самолета,
отремонтировано 15 самолетов Ту-154М. В 2002 году планируется изготовить 2 новых
самолета и отремонтировать 16 самолетов Ту-154М.
Так, летом прошлого года на ОАО «Авиакор -
авиационный завод» состоялось инициированное Губернатором Самарской области
совещание с участием Генерального директора Российского авиационно-космического
агентства Юрия Николаевича Коптева по проблемам жизнедеятельности предприятия и
реализации самолетостроительных программ авиазавода в рамках проекта
федеральной программы «Развитие гражданской авиационной техники в России до
2002 - 2010 гг. и на период до 2015 года». На совещании прозвучала
конструктивная критика в адрес разработчиков этой программы по отдельным ее
положениям и было предложено включить в нее проекты самарских
самолетостроителей.
Также 2001 году была проведена серия
переговоров с ведущими российскими разработчиками авиационной техники.
Предметом обсуждения было участие ОАО "Авиакор" в 9 самолетных
проектах. Часть из них включена в федеральную программу: Ту-334, Ту-354,
Ту-324, Ту-330, Ту-136, Бе-200. Руководство завода в качестве первоочередных
наметило выполнение следующих проектов: 1) завершение в 2002 году изготовления
первого серийного самолета Ан-140. Объем требуемых средств, кроме уже
вовлеченных и полученных 25 млн. рублей от администрации области, - 4,5 млн.
долл.; 2) освоение производства крыльев самолетов Ту-334 и Бе-200. Объем
требуемых средств - 2,3 млн. долл.
ОАО "Авиаагрегат". Одно
из наиболее устойчиво работающих и развивающихся предприятий отрасли,
крупнейший производитель шасси самолетов в России. В результате конверсии на
предприятии освоено изготовление широкой гаммы гидравлических приводов,
применяемых для сельскохозяйственных, дорожных, строительных, железнодорожных
механизмов и машин.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|