При актуарных расчетах объема поступлений в ФСЗН Алешкевич
И. Н. предлагает использовать коэффициент бонификации , учитывающий уровень необлагаемых
выплат, который позволит оценить масштабы льготирования выплат в пользу
застрахованных и отражающий реальное соотношение всех доходов застрахованных и
доходов, подлежащих обложению. Также необходимо учитывать и коэффициент
собираемости страховых взносов , поскольку несмотря на достаточно высокий
уровень собираемости взносов, он ниже 1 (данный показатель принимает среднее
значение 0,986 с 1997 по 2004 гг.) и существенно влияет на отклонение
прогнозных показателей. Таким образом, формула общего объема поступлений
страховых взносов в ФСЗН будет иметь четыре составляющих: страховые взносы
работающих самозанятого
населения (SV2), граждан в
«нестраховых» периодах и
страховые взносы, занятых в силовых ведомствах и примет следующий вид [2, с. 65]:
; (2)
(3)
(4)
(5)
где NR — численность работающих в году t;
Zm —
среднемесячная заработная плата;
Кь — коэффициент бонификации (уровень необлагаемых
выплат);
Т — тариф страховых взносов, установленный по
законодательству;
Ks — коэффициент
собираемости страховых взносов;
NSN — численность
самозанятого населения;
MZP — минимальная
заработная плата;
ВРМ — бюджет прожиточного минимума; NNP — численность населения в нестраховых периодах;
NSV — численность
занятых в силовых ведомствах;
Zmsv — среднемесячные
доходы в силовых ведомствах.
Применение дополнительных коэффициентов позволит
реально оценить масштабы льготирования выплат в пользу застрахованных, более
точно определить коэффициент замещения пенсий, спрогнозировать численность
будущих получателей социальных пенсий и предусмотреть в случае необходимости
дополнительные источники финансирования страховых выплат.
В отличие от большинства сторонников
"мягких" вариантов реформирования, которые, основываясь на принципе
солидарности поколений, не учитывают главных принципов пенсионного страхования
и ставят целью сокращение расходов на пенсии, мы считаем, что необходимы
кардинальные меры по реформированию пенсионной системы введением семинакопительной
системы в качестве основы пенсионного обеспечения [2, с. 66].
Перераспределение совокупного страхового тарифа
на пенсионное и социальное страхование позволит размежевать распределительную
и накопительную составляющие пенсионной системы. Взносы работодателя целиком и
полностью должны поступать в распределительную систему ФСЗН, а взносы
работника — зачисляться на именной лицевой счет застрахованного лица. Это
позволит достичь сочетания солидарных принципов с накопительными элементами и
в перспективе сократить нагрузку на работающее население, которая возрастет с
ухудшением демографической ситуации.
Для усиления действия страховых принципов в
социальном страховании и установления максимальной зависимости между уплатой
страховых взносов и суммами полученных страховых выплат и дотаций необходимо
задействовать механизм дифференциации тарифа на социальное страхование для
нанимателей [22, с. 12]. Основанный на сравнении основных показателей
деятельности страхователя (суммы страхового обеспечения по временной
нетрудоспособности, суммы страховых взносов, количества случаев
нетрудоспособности, периода нетрудоспособности на один страховой случай и др.)
механизм должен предусматривать установление дополнительных скидок и надбавок
к базовому страховому тарифу и таким образом усиливать принцип
самофинансирования, обоснованно распределяя страховую нагрузку. Дифференциация
страхового тарифа уменьшит актуарные диспропорции, повысит устойчивость системы
социального страхования и будет способствовать усилению контроля за средствами
социального страхования со стороны страхователей.
Необходимо также исключить произвольную, не
учитывающую страховых принципов, традицию дотационных сумм на санаторно-курортное
лечение и оздоровление [13]. Для расчета обоснованного возмещения стоимости
санаторных путевок предлагается рассчитывать суммы дотаций с учетом страхового
стажа реципиентов, суммы уплаченных ими страховых взносов и дотационного
периода по формулам:
(6)
,
(7)
где D — сумма
дотации (страхового возмещения) на санаторно-курортное лечение или
оздоровление;
Zp — среднемесячные
доходы получателя дотации за 12 предшествующих месяцев, принимаемые для
исчисления страховых взносов;
Zr — среднемесячная заработная плата рабочих и служащих
в республике за аналогичный период;
Pd - дотационный период в месяцах (период страхового стажа с
момента предоставления получателю предыдущей дотации на санаторно-курортное
лечение или оздоровление);
Ptn — типовой
нормативный дотационный период в месяцах;
Ntsv — типовой
норматив страхового возмещения;
Z —
среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в республике за п лет
(для более точных расчетов мы предлагаем использовать данные за несколько лет);
Tos — действующий
тариф страховых взносов на оздоровительное страхование.
ФСЗН может ежегодно устанавливать
дифференцированный по типам оздоровительных учреждений норматив страхового
возмещения с учетом минимальной стоимости путевки и сроков
санаторно-курортного лечения.
Эта методика дает возможность более справедливо
использовать средства социального страхования на оздоровление, точнее учитывать
вклад каждого застрахованного в систему и суммы полученных страховых
возмещений, а также расширить круг лиц, пользующихся услугами национальных
оздоровительных учреждений. Рациональное использование средств пенсионного и
социального страхования снизит необоснованную нагрузку на систему
социальных трансфертов, предотвратит ее искусственный дефицит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное страхование как финансовая категория
представляет собою часть денежных отношений по распределению и
перераспределению национального дохода с целью формирования и использования
фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном
труде.
В данной курсовой работе был определен
исследуемый тип финансовых отношений, были рассмотрены его функции, признаки и
принципы, виды социального страхования.
В нашей стране — один из самых высоких страховых
тарифов в системах социального страхования, действующих в настоящее время (размер
страхового взноса составляет 36%). Только проанализировав, от чего зависит
размер тарифов, куда и как эти средства расходуются, какова мировая практика
в этой области, можно определить что можно сделать для реформирования системы
социального страхования и снижения страховых тарифов.
Особенностью
организации социальной защиты населения в Республике Беларусь является то, что
этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных
фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия
занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных
случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному
принципу, когда работающие содержат неработающих.
Наиболее важной
задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие
проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание
того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения
системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными
и мешают социально-экономическому развитию общества.
Все
вышеперечисленное положительно скажется на состоянии отечественной пенсионной системы.
Жаль, что пока ничего не предпринимается для решения ее глобальных проблем:
катастрофически низкое и продолжающее ухудшаться соотношение численности
работающих и пенсионеров, назначение большого количества досрочных пенсий,
зачет в трудовой стаж многих периодов без уплаты страховых взносов, льготные
страховые тарифы и многое другое. Не совсем экономически оправдано и то, что
сбором страховых взносов и ведением персонифицированного учета занимается ФСЗН,
а назначением и выплатой пенсий - местные органы по труду и социальной защите.
Между тем, есть
богатый мировой опыт реформирования пенсионных систем. Интересный материал по
этой проблеме помещен в глубоком исследовании МАСО (международная ассоциация
социального обеспечения) "Тенденции развития социального обеспечения в
2001-2004 годах". В частности, заслуживает особого внимания (для нас это
очень важно) проводимая в жизнь многим развитыми странами стратегия увеличения
продолжительности работы людей пожилого возраста, система, в которой работник
заинтересован отложить свой выход на пенсию. Много поучительного можно найти в
системах назначения и выплаты других видов пособий по социальному страхованию.
Немало полезного в этой части можно увидеть в системах стран бывшего
социалистического лагеря: Чехии, Словакии, Болгарии, Польше.
Руководством страны поставлена задача постоянного роста
коэффициента замещения (проще говоря - увеличения размеров пенсий). Выполнить
ее без серьезного реформирования пенсионной системы нельзя.
Успеху мероприятий по реформированию пенсионного
и социального страхования будет способствовать дальнейшее расширение персонифицированного
учета, основанное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы
пенсионного и социального страхования, а также создание системы актуарных
расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и социального
страхования, полностью учитывающей особенности и специфику национальной
системы, которая позволит рассматривать возможные варианты развития и своевременно
принимать упреждающие меры при возникновении отрицательных тенденций.
Принимаемые ныне
меры создают объективные предпосылки для значительного повышения эффективности
и уровня социальной защищенности граждан Беларуси. Создана система
персонифицированного учета пенсионных взносов, введено обязательное страхование
социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью.
Пока, к сожалению, в Беларуси не получило должного развития дополнительное
пенсионное обеспечение как один из важных элементов в системе пенсионного
обеспечения многих государств. В настоящее время этой деятельностью занимаются
лишь отдельные страховые организации в рамках страхования жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
.
1.
Алешкевич,
И. Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в
Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. – 2006. – №7. – С.
42-46.
2.
Алешкевич,
И. Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения / И. Н.
Алешкевич // Экон. и управ. – 2006. – №1. – С. 63-66.
3.
Алешкевич,
И. Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития / И. Н.
Алешкевич // Финансы, учет, аудит. – 2006. – № 8. – С. 21-23.
4.
Ананич, О. Реформирование пенсионной системы будет
осуществляться взвешенно и постепенно / О. Ананич //Финансы, учет, аудит. – 2004.
– № 7. – С. 12-13.
5.
Ананич, О. Социальное страхование в Беларуси и мировая
практика / О. Ананич // Директор. – 2004. – № 5. – С. 34-37.
6.
Ананич, О. Проблемы социального страхования в Беларуси /
О. Ананич // Директор. – 2004. – № 5. – С. 27-29.
7.
Громыко, Н. К. Тенденции социального реформирования в
Республике Беларусь // Н. К. Громыко // Отдел кадров. – 2004. – № 8. -
С. 84-97.
8.
Доходы Фонда в 2005 г. //www.ssf.gov.by
9.
Концепция реформы системы пенсионного, обеспечения в Республике
Беларусь // НЭГ – 1997. – №20.- С. 18.
10. Капыльская, Л. И.
Выплаты по государственному социальному страхованию / Л. И. Капыльская// Отдел
кадров. – 2006. – № 5. - С. 70-78.
11. Каратуев, А. Г. Финансовый
менеджмент. Учебно – справочное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.
12. Колпина, Л. Г. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / Л. Г. Колпина, Г. И.
Кравцова, В. Л. Тарасевич; под ред. Л. Г. Колпина– Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 336 с.
13. Мировые
тенденции в социальном страховании //www.ssf.gov.by
14. Николаевский, В.
В. Социальная зашита населения: теория и практика / В. В. Николаевский
// Социология. – 2004. – №3.- С. 21-42.
15. Об основах
государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31
января 1995 г. № 3563-ХП [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http:// www.ssf.gov.by.
16. О внесении изменений и
дополнений в Положение о порядке направления на оздоровление в
санаторно-курортное лечение населения за счет средств республиканского бюджета
и средств государственного социального страхования и выдачи путевок и курсовок
[Электрон, ресурс]: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта
2005 г., № 332. Режим доступа: http://www. pravo.by
17. О концепции реформы
системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и плане первоочередных
мер го реализации ее основных положений: Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349 // Нац экон. газ. -1997.-№20.-C 18.
18. О пенсионном обеспечении:
Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-ХП (с изменениями и
дополнениями) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1992. № 17, Ст. 275.
19. Расходы Фонда в 2005 г.
//www.ssf.gov.by
20.
Роик, В. Д. Доктрины и концепции социального страхования / В. Д.
Роик // Человек и труд. -2005. - № 6. – С.74.
21. Теория финансов: Учебное
пособие/ Н. Е.Заяц, [и др.]; под общ. ред. Н. Е. Заяц. – Мн.: Выш. шк., 2005.-
542с.
22. Финансы: Учебник для ВУЗов/ Под ред.
проф. М.В. Романовского, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
23. Шуляк, П. Н. Белотелова Н.П. Финансы:
Учеб. пособие.- М.: Издат. Дом Дашков И.К., 2000.
24. Шуст, В. Социально значимые виды
страхования: состояние и перспективы развития / В. Шуст//Финансы,
учет, аудит. – 2004. – № 4. – С. 12-13.
25. Финансы: Учебник / Под ред. проф.
С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова.- М.: Изд-во Рос. Экон. Академии, 2000.
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 46 страниц, 2 рисунка, 25 литературных
источников.
Тема: «Социальное страхование в
системе социальной защиты населения РБ»
Ключевые слова: социальное страхование,
социальная защита населения, Фонд социальной защиты населения, персонифицированный
учет, пенсионная система.
Объектом и предметом
исследования методологические и практические вопросы совершенствования
социального страхования в Республике Беларусь.
Цель работы
— всестороннее и полное изучение тенденций социального страхования в системе
социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования
социального страхования в Республике Беларусь.
При выполнении работы
использовались методы как общенаучные, так и специальные методы
исследования : анализ, синтез, сравнение, а также экономико-статистический и
метод технико-экономических расчетов.
В процессе работы проведены следующие
исследования и разработки: ознакомление с теоретическими аспектами социального
страхования, были изучены особенности организации социальной защиты населения в
Республике Беларусь, ознакомление с международным опытом социального
страхования, изучение тенденций и направлений совершенствования социального
страхования в Республике Беларусь.
Элементами научной новизны полученных результатов
являются дальнейшее расширение персонифицированного
учета, основанное на индивидуализации страховых выплат в рамках программы
пенсионного и социального страхования, а также создание системы актуарных
расчетов, построение эффективной актуарной модели пенсионного и социального
страхования, полностью учитывающей особенности и специфику национальной
системы, которая позволит рассматривать возможные варианты развития и своевременно
принимать упреждающие меры при возникновении отрицательных тенденций.
Экономическая и
социальная значимость: Увеличение абсолютной численности пенсионеров,
их удельного веса в общей численности населения и другие факторы стали причиной
кризисных явлений в системе пенсионного и социального страхования. В связи с
этим особую экономическую и социальную значимость приобретает курсовая работа,
как поиск оптимальной модели финансового обеспечения системы пенсий и пособий,
которая учитывала бы международные принципы и нормы, гарантировала качественно
новый уровень пенсионирования и активацию страховых признаков системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|