рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Социальное страхование

Вслед за акционерным обществом “Инаудит” для проверки предприятий с иностранным участием возникает ряд аудиторских фирм в том числе “Мос-аудит”, аудиторское агентство “Крауд”, акционерное общество “Эссистент”, совместное предприятие “ДРТ Инаудит” и др.

Появляются аудиторские фирмы, специализирующиеся на проверке преимущественно российских предприятий. Например, компания “Русское национальное товарищество”, которая начала свою деятельность с августа 1992 г.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством аудиторские фирмы могут иметь любую организационную форму, кроме акционерного общества открытого типа. Государственная регистрация аудиторских фирм осуществляется по месту их учреждения органами государственной власти.

Если аудиторская фирма организуется как совместное предприятие, то ее регистрация должна осуществляться в соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545 “Об иностранных инвестициях в РСФСР”.

Несмотря на быстрый, особенно в последние два года, рост количества аудиторских фирм в России, развитие аудиторского дела в нашей стране существенно задержалось из-за отсутствия должной правовой базы.

Такая база, в определенной мере, впервые была создана лишь в конце 1993 г., когда Указом Президента РФ “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” от 22 декабря 1993 г. № 2263 были утверждены и введены в действие “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

Согласно Указу, в целях организации государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Положение с1б этой Комиссии утверждено распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-РП. Данным Положением определены основные направления деятельности Комиссии и ее состав, полномочия Комиссии и ее членов, порядок проведения заседаний и вопросы. Согласно Положению Комиссия своим решением от 25 февраля 1994 г. образовала консультационный совет при этой Комиссии в составе 28 человек.

Комиссия должна была разработать и по согласованию с Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральной прокуратурой РФ представить до 1 октября 1994 г. Президенту РФ для внесения на рассмотрение Федерального собрания РФ проект Закона РФ, регулирующего аудиторскую деятельность, а также проект Закона РФ о внесении соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и Арбитражный процессуальный кодекс РФ'. К настоящему времени во исполнение Указа Президента РФ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 6 мая 1994 г. №482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

Этим Постановлением утверждены (в виде отдельных приложений) “Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности” и “Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности”. Установлены также размер платы за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и сбор за выдачу лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Кроме того, решены некоторые другие организационно-правовые вопросы, в том числе определены органы, ответственные за аттестацию аудиторов и лицензирование аудиторов и аудиторских фирм.

Из других, более поздних, руководящих документов по регулированию аудиторской деятельности необходимо указать следующие:

- Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. № 2004 “Об уточнении сроков проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

Этим Указом Правительству РФ предоставлено право уточнения по представлению комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ сроков осуществления мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в РФ, предусмотренных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 (см. соответствующие сноски). Утверждение данного Указа Президентом РФ, безусловно, вызвано невыполнением установленных сроков осуществления предусмотренных мероприятий;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке”.

Аудиторские организации как субъекты контроля распространяют свою деятельность на платной договорной основе прежде всего на предприятия и организации негосударственного сектора экономики, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств, и которые по этой причине не охватываются ведомственным контролем.

Основополагающим вопросом для развития российского аудита в настоящее время, безусловно, является прохождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “Об аудиторской деятельности”. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9.06.99 г. № 890-р данный законопроект был официально внесен в Государственную Думу. 5 апреля 2000 г. проект принят Государственной Думой в первом чтении (с результатами голосования: 358 -за, 28- против, 0 - воздержались), и в настоящее время идет подготовка к его рассмотрению во втором чтении (в частности, 30 мая 2000 г. завершен прием поправок к законопроекту).

Правовое поле для организации аудиторской деятельности будет во многом определено данным законом. Речь идет о месте и роли в этом процессе органов государственной власти, общественных аудиторских объединений и других заинтересованных организаций.

Законопроект “Об аудиторской деятельности” подготовлен рабочей группой с участием представителей Минфина России, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур и практикующих аудиторов, представляющих, в частности, АПР и СПАО, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 6.08.98 г. № 889 “О Соглашении между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о третьем займе для финансирования Проекта структурной перестройки экономики” и от 19.07.99 г. № 829 “О заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации”.

Документ в достаточной для закона степени концептуально очерчивает правовое пространство аудита и значительно расширяет возможности профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов регулирования аудиторской деятельности. В проекте определены понятия аудиторской деятельности и аудита, обязательного и инициативного аудита, независимости аудиторов; общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности; основы конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аудита; принципы страхования гражданско-правовой ответственности; основы контроля качества работы, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности.

В схему регулирования вводится Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности - ФОГРАД. Таким образом, в проекте не предусмотрено функционирование Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и центральных аттестационно-лицензионных аудиторских комиссий Минфина России и Банка России. Предусмотрено создание Совета по аудиторской деятельности при ФОГРАДе с контрольным пакетом голосов за практикующими аудиторами, которые таким образом смогут активно участвовать в подготовке и принятии ключевых решений.

Проектом вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг. Здесь использован положительный зарубежный опыт (в частности, шведский) во взаимоотношениях с профессиональными аудиторскими объединениями. При подготовке законопроекта проанализированы последние изменения в законодательстве, чтобы избежать противоречий в нормативных актах, в частности в связи с выходом Федерального закона от 25.09.98 г. № 158-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. от 12.05.2000 г.).

При подготовке законопроекта разработчиками была предпринята попытка усовершенствовать действующую систему регулирования аудиторской деятельности. Так, в законопроекте нет обособленного выделения конкретных видов аудита, как было закреплено ранее в п. 23 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2263 (далее - Временные правила). Это вызвано в значительной степени желанием разработчиков приблизить законопроект к международным стандартам.

Федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности согласно законопроекту должен быть определен Правительством Российской Федерации.

С учетом современного правового пространства не исключается активное участие Банка России в этой работе, в том числе в разработке нормативных актов, методических материалов, при проведении контроля качества оказываемых аудиторских услуг, в решении других вопросов, где может быть использован имеющийся опыт Банка России.

В мае 2000 г. в Государственной Думе прошел по законопроекту “круглый стол”, затем были подготовлены поправки (предложения) от различных групп, профессиональных объединений, организаций, ведомств и проведен анализ этих предложений. В Государственной Думе сформирован Экспертный совет, включивший в свой состав более 200 членов, практически в эти же дни он начинает работу, и график работы будет очень плотным.

С учетом обсуждений за прошедший период, на наш взгляд, в настоящее время в проект федерального закона “Об аудиторской деятельности” целесообразно внести определенные изменения и дополнения, в том числе расширительного характера, с соблюдением концептуальных принципов.

Например, дополнить законопроект статьей 1 “Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе”, изложив ее в следующем виде:

а) Понятия и термины гражданского, финансового, бюджетного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

б) Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

- аудит - независимая проверка бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей;

- аудируемое лицо - организация либо индивидуальный предприниматель, которые заключили договор на проведение аудиторской проверки с целью установления степени достоверности своей бухгалтерской отчетности или такая проверка осуществляется по заданию правоохранительных и судебных органов;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

- достоверность бухгалтерской отчетности - такая степень точности данных бухгалтерской отчетности аудируемого лица, которая позволяет пользователю этой отчетности делать на ее основе правильные выводы об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной

деятельности, а также принимать основанные на этих выводах решения;

- мнение о достоверности бухгалтерской отчетности - независимое мнение аудитора, выражающее оценку правильности составления аудируемым лицом бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и ее соответствия во всех существенных аспектах требованиям законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете;

- пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности - руководители и/или участники аудируемого лица (внутренние пользователи), а также любые иные лица (внешние пользователи), имеющие в соответствии с законом право на получение информации об имущественном и финансовом положении аудируемого лица и о результатах его хозяйственной деятельности;

- руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации и имеющее полномочия по принятию ключевых решений;

- лицо, принимавшее участие в проведении аудиторской проверки, - лицо, непосредственно участвовавшее в составлении рабочей и итоговой документации по результатам проведения аудиторской проверки:

- правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления, оформления, оценке достоверности информации, к порядку подготовки аудиторов или квалификации, а также регламентация оказания отдельных сопутствующих услуг и подготовки результатов аудиторской экспертизы;

- заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки либо (или) хотя и составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение может быть признано только по решению суда в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

- незаконная аудиторская деятельность - деятельность аудиторской организации или индивидуального аудитора по проведению аудиторских проверок и выдаче аудиторских заключений без наличия лицензии на этот вид деятельности или в случае просроченной явно по его вине лицензии (срок действия которой истек более полугода назад); выдача заведомо ложного аудиторского заключения либо деятельность по лицензии, выданной лицензирующим органом с нарушением законодательства о лицензировании, если упомянутое деяние причинило ущерб аудируемому лицу или государству, либо оно было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере”.

Целесообразно, на наш взгляд, более расширительно дать блок по сопутствующим аудиту услугам, под которыми может пониматься предпринимательская деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по:

а) постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению бухгалтерской отчетности, бухгалтерскому консультированию;

б) налоговому консультированию;

в) анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическому и финансовому консультированию;

г) управленческому консультированию, в том числе реструктуризации организаций;

д) определению соблюдения в организации предписанных процедур и правил;

е) правовому консультированию;

ж) автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

и) оценке имущества и предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

к) разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;

л) проведению маркетинговых исследований;

м) проведению исследований, разработок в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространением их результатов, в том числе в печатном и электронном виде;

н) обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Требования по оказанию сопутствующих аудиту услуг регламентируются общероссийскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В правах и обязанностях аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при проведении аудиторской проверки указать, что:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.