§
установление
правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование),
выработка стандартных процедур административного воздействия, унифицированных
форм менеджмента;
§
разработка и
внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных
процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию; контроль
и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.
Основной формой
реализации и применения организационно-адмистративных методов управления
является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в
целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ним
задач.
Выделяют три
основные группы организационно-административных методов:
§
организационно-стабилизирующие. Содержание данных методов
воздействия заключается в установлении состава элементов системы и устойчивых
организационных связей между ними посредством закрепления определенных обязанностей
как за системой в целом, так и за отдельными ее звеньями. К данным методам
относятся регламентирование, нормирование и инструктирование;
§
распорядительного
воздействия.
Отражают текущее использование установленных организационных связей и их
частичную корректировку при изменении условий работы. В основе распорядительного
воздействия лежат полномочия и обязанности. К данным методам относятся
постановление, приказ, распоряжение, указание, резолюция;
§
дисциплинарного воздействия. Предназначены для поддержания стабильности организационных связей
посредством дисциплинарных требований и системы ответственности.
Все
три группы организационно-административных методов менеджмента используются
как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга.
В целом объективной
основой использования организационно-административных методов управления
выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления.
Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления
— функция организации, задача организационно-административной деятельности
состоит в координации действий подчиненных. Административное управление часто и
нередко совершенно справедливо критикуют за его недостатки. Однако следует
иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного
воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок
работы коллектива Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение
организационно-административных, экономических и социальных методов.
Подход, согласно
которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет
вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать
правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения. Организационно-административные
методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую
организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь
как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом
право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и
субъективными методами руководства, т.е. администрированием.
Организационно-административные
методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы,
распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за
их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой
дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и
дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и
хозяйственного законодательства, социального регулирования.
В рамках конкретной
организации возможно применение таких форм организационно-административного
воздействия:
1)
обязательное
предписание (приказ, запрет и т.п.);
2)
согласительные
формы (консультация, компромисс);
3)
рекомендации,
пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).
Организационно-административные
методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения
распоряжений и указаний, их невыполнение рассматривается как прямое нарушение
исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.
Организационно-административные методы — это методы преимущественно
принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в
первую жизненную потребность.
Одной из главных
задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных
условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются
благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих
права и ответственность разных субъектов самоуправления.
При изучении проблемы
самоуправления возникает ряд вопросов: как понимать самоуправление и каковы
внешние и внутренние формы его проявления? Каков уровень развития
самоуправления в современных условиях? Как зависят система планирования,
организационная структура, хозрасчетные отношения, оплата труда и другие
подсистемы управления от степени развития самоуправления?
Самоуправление
предстает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта
управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации
управления, когда каждый из его участников сам решает вопросы в пределах
отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного
заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное
соединение работников со средствами производства и распределение по труду, то
есть осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы.
Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными
словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между
равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по
поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом «снизу». Именно
на этом уровне самоуправления вырабатываются те направления и способы его
дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более
«высокие» ступени управления.
Преобразование
хозяйственного механизма организации объективно предполагает демократизацию
управления (самоуправление), сегодня решать вопросы повышения эффективности
управления можно только через заинтересованность и творческую деятельность
всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками управления
производственными и социальными процессами. Новый хозяйственный механизм
предусматривает высокую степень децентрализации управления, является гарантом
становления и развития самоуправления на разных уровнях социальной
организации. При этом самоуправление рассматривается не как антипод
планомерности, а как реальное средство вовлечения в плановую и управленческую
Деятельность не только большого числа работников, но и всех уровней управления
организацией.
Такой принцип
управления обществом, как демократический централизм, отмирает, поскольку
управление не просто изменяет количественный баланс между централизмом и
демократией, а предполагает новое понимание синтеза между ними и новую роль
руководящего центра.
В сложившихся
условиях необходимо отойти от рассуждений о том, насколько следует ослабить или
усилить централизм. Нужен такой подход к централизации и децентрализации в
управлении, согласно которому централизация обеспечит гармоничное, системное
развитие отрасли в целом, а децентрализация — принятие и реализацию «свободных
решений» каждым субъектом управления, работающим на принципах самоуправления.
Другими словами, речь идет о признании прав субъекта управления не только за
государственными органами и общественными организациями, но и за социальными
группами и трудовыми коллективами. Следует учитывать и то, что «прямые» демократические
принципы имеют свои пределы эффективности и не могут влиять на решение всех без
исключения управленческих вопросов. В итоге выявляются функции (обязанности) и
их распределение по уровням управления, при котором самоуправление может быть
наиболее эффективным. Такой подход отражает тактику и стратегию руководства,
где родились и получили распространение различные формы прогрессивной организации
труда и всей общественной жизни В этих условиях принцип демократического
централизма превращается в принцип демократического управления, что в идеале
соответствует самоуправлению.
Характер
самоуправления в рыночных структурах независимо о его проявления объективно
способствует развитию и совершенствованию самоуправления, так как личный
экономический и социальный интерес каждого участника производственного процесса
ставится зависимость от эффективности управления организацией в целом.
Коллективная материальная и моральная заинтересованность побуждает все
субъекты управления участвовать в обсуждении всех аспектов общественной
деятельности, принятии и реализации управленческих решений на коллективной
основе. Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой
труда и потребления, сохранение товарно-материальных ценностей. Таким образом,
функция контроля трансформируется в самоконтроль.
Самоуправление
предусматривает не только выбор и самостоятельное принятие субъектом
управления тех или иных решений, но и их обязательное выполнение. Кроме того,
каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение решений. С
одной стороны, оно предполагает определенную самостоятельность
организационно-хозяйственных звеньев учреждения по отношению к высшим органам
управления, то есть наделение правом принимать самостоятельные решения по ряду
вопросов (в данном случае речь идет не о самоуправлении, а об участии в
управлении), а с другой стороны, полную самостоятельность на базе слияния
субъекта и объекта управления,
Самоуправление
возможно только в таких экономических условиях, в которых каждый работник и
трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности. В
условиях самоуправления труд соединяется с управлением через отношения
собственности. Так как экономической формой их реализации является корпоратизм,
то более благоприятные условия для развития самоуправления складываются на
нижнем уровне, где корпоративные отношения проявляются наиболее значимо, их
развитие и внедрение подводит прочный экономический фундамент под процессы
самоуправления и демократизации всей деятельности местных субъектов
управления.
Однако корпоративное
самоуправление реализуется с большим трудом. Наряду с общими причинами
торможения процесса (сохранение старых методов руководства
(администрирования), вызванных инерционным характером общественного сознания)
существуют и индивидуальные причины внутри трудовых коллективов
(конфликтность, различная профессиональная пригодность). Кроме того, в действительности
сложно определить соотношение между самостоятельностью и самоуправлением.
Данные понятия не тождественны. За термином «самостоятельность» скрываются
неоднозначные, разнородные явления. Так, в преобладающем большинстве случаев
расширение самостоятельности в определенных ее формах означало усиление
экономической власти администрации на разных уровнях, а не развитие
самоуправления. Это одно из основных противоречий самоуправления в
организации.
Анализ участия в
управлении коллективом показывает, что одна часть работников занимается
управлением активно, а другая (большая часть) — пассивно. Это объясняется их
неравным доступом к управленческой деятельности из-за различий в
компетентности, предполагающей, кроме профессиональных качеств, и
информированность членов трудового коллектива о течении
производственно-хозяйственных процессов. Не имея достаточного количества
информации, трудовой коллектив (отдельные его члены) лишен возможности не
только принимать управленческие решения, но и участвовать в их подготовке и
реализации, качественно выполнять функцию контроля.
Таким образом, в
переходный к рыночным отношениям период наряду с организационно-экономическими
преобразованиями на первый план выдвигаются задачи демократизации и
самоуправления. Самоуправление возможно в том случае, если трудовой коллектив
включен в так называемую самоуправляющую систему организации.
В целом техника
комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:
1) приемы,
ориентированные на работников. К ним относятся: а) постановка перед работником
четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму
выработки, выплачиваются премии); б) модификация поведения (применение
наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); в) переподготовка
(прохождения курса обучения перспективным специальностям за счет организации);
2) приемы,
ориентированные на работу. Это: а) усовершенствование рабочих мест и
расширение сферы деятельности работников (такое распределение обязанностей в
организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за
ее деятельность в целом); б) гибкий график работы (такой режим труда, при
котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания
работы); в) организация телекоммуникации и домашних офисов (работа на дому с
подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); г) сокращение рабочего
времени и деление функциональной нагрузки как способы минимизировать число
увольнений;
3) приемы,
ориентированные на организацию. К ним относятся: а) расширение полномочий
сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в
повседневных делах организации); б) участие в достижении целей (получение
регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы
и др.).
В целом
очень важно понять, что возможности использования различных методов управления
неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей
мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших
вопросов на основах самоуправления.
4.
Социальная политика
как инструмент социального менджмента на макроуровне. Модели социальной
политики.
·
История явления
·
Различные определения
понятия
·
Содержание и цель СП
·
Субъекты СП
1.Отдельные мероприятия как реакция на трудности, кризисные
явления, бедствия.
2.СП как воздействие на процессы в отношениях между
соц.классами и группами (политика – реализация интересов, а они являются
осознаваемыми и связанными с определенными субъектами).
3.СМ как технологии управления объективными процессами,
лежащими в основе соц.реальности.
Пр.вс. необходимо провести различие между собственно
СП и отдельными соц.действиями общественных институтов, спорадическими
проявлениями вмешательства государства в соц.сферу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|