рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Социальный менеджмент

Если СП в ее современном виде сформировалась в основном в 20 в., то разрозненные соц.мероприятия издавна проводились различными общ.организациями типа местных сообществ, церкви, гос.органов, профсоюзов и т.п. Такие мероприятия принимали форму попечения, призрения, взаимопомощи и т.д.

Задание к с\з: Основные этапы социальной истории России.

Вначале они касались преимущественно жертв чрезвычайных (стихийных и пр.) обстоятельств, бедняков, отдельных лиц, которые по тем или иным причинам были не в состоянии самостоятельно обеспечивать себе источники существования и чье содержание фактически брало на себя общество. В 17-18 вв. были приняты первые законы о бедных. Прим. Принятие Закона о бедных и создание работных домов в викторианской Англии (1834 г.).

Борис Годунов:

Государство пыталось решить задачу полит.стабильности, применяло ненасильственные меры, пр.вс. в виде одноразового прдоставления мат.благ терпящему бедствие населению.

Задача, преследуемая такими мерами, заключается в уменьшении масштабов нищеты и пауперизма, смягчении соц.последствий стихийных бедствий, нейтрализации массового недовольства населения, предотвращении его активных выступлений протеста и т.п. Характерной особенностью соц.действий подобного рода являлись их разрозненность, бессистемность, временный характер. Как правило, они принимались государством в прямой связи с необычайно резким обострением соц.проблем, способным нарушить относительную политическую стабильность.

По существу современная СП выросла из таких действий. Эпизодическое, от случая к случаю, вмешательство, вызываемое чрезвычайными обстоятельствами, сменяется постоянным участием государства в ходе развития социальных явлений. В Сп проявляются столкновения и компромиссы между соц.классами и слоями. В ее содержании отражается маневрирование стоящих у власти политических сил. Которые ради достижения своих целей поддерживают баланс между желаемым и возможным.


История понятия «СП»


1.19 в. - В.Зомбарт «Идеалы СП». СПб. 1906, с.61

2.Посл.четв.19в. – кружок нем.исследователей по изучению СП «Verein fur Socilpolitik» - социальный реформизм капиталистического общества в противопоставлении соц.радикализму революционеров.

Тогда же сформировалось несколько основных определений СП:


1.Первая трактовка – Социальный = общественный, поэтому СП = общественная политика, т.е. на практике весь комплекс общественного регулирования. Напр. Нем. исследователь О. фон Цвиденек в своем классическом труде «СП» (изд.1911) определял ее как выражение «Общественных действий по решению проблем, затрагивающих все общество». Ее назначение – способствовать достижению целей общества. СП или ОП как единое целое противопоставлялась политике частнопредпринимательской.


2.Вторая – исходила из того, что главным объектом СП является рабочий класс, трудящиеся, занятые в общественном производстве. СП политика преследует цель улучшения положения РК посредством принятия и совершенствования трудового и социального законодательства. СП используется господствующими классами в качестве социального амортизатора массового недовольства, средства нейтрализации социалистических идей и крайнего радикализма в рабочем движении.


3.Третья, напротив, исходила из того, что главным объектом СП являются бедняки или даже пауперы, деклассированные и нетрудоспособные  члены общества. Основной мотив регулирования – их неспособность самостоятельно обеспечить себе источники сколько-нибудь приемлемого существования. Отсюда СП приравнивалась к общественному вспомоществованию.


4.Четвертая основывалась на том, что СП применяется в целях исправления негативных социальных последствий рыночной системы производства. Сфера применения политики ограничивалась гл.обр. процессами распределения доходов.


5.Пятая касалась базовых характеристик СП. Она рассматривалась как средство регулирования благосостояния преимущественно общественных групп в противоположность рыночному регулированию преимущественно индивидов. Принципу «каждый за себя» противостоит принцип «общество за всех», т.е. принцип коллективной ответственности.


Ни одно из этих определений не является исчерпывающим. Тем более, что СП развивается. СП выделяется из всего комплекса общественного регулирования как одно из его самостоятельных направлений, охватывающих своим непосредственным влиянием специфическую сферу человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем происходит расширение как объектов влияния, так и содержания СП. Она не ограничивается отдельными категориями населения, например, только нетрудоспособными, либо только трудящимися. В качестве прямого объекта выступают жизненные условия практически всех демографических и социальных категорий.

СП все больше выходит за пределы корректирования негативных соц.последствий экон.развития. Она пытается предотвращать такие последствия. Это уже не только важнейшее орудие соц.амортизации, прямой соц.защиты населения. СП все больше сосредоточивается на выполнении конструктивной функции, связанной с соц.профилактикой и позитивным совершенствованием как отдельных элементов, так и всей господствующей системы. В содержании СП значительное место занимают, наряду с расширением классической перераспределительной деятельности, реализация относительно новых направлений типа обеспечения населения соц.услугами, регулирования занятости и ЗП и т.п.


Что же конкретно мы будем понимать под СП?

Осуществляя СП, общество берет на себя обязательство предоставлять всем слоям населения возможность для поддержания их благосостояния по крайней мере на минимальном уровне, уменьшать существующую степень необеспеченности и соц.неравенства.

Т.о., к достижению общего благосостояния по крайней мере на минимальном уровне сводится, в конечном счете, непосредственная цель и сущность, содержание СП. Добиваясь этой цели, СП опосредованным образом способствует и решению задач, связанных с политической стабильностью, экономическим развитием, предотвращением или снятием социальной и нац.напряженности и т.п.

Фактически гарантированный минимум распространяется на все соц.индикаторы. Он предоставляется членам общества не как вынужденный акт общественной благотворительности, а как неотъемлемое гражданское право, нередко закрепленное законодательным путем.

В «Хартии прав человека» (ст.25), принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., отмечалось, что

«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое соц.обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Конституция РФ, ст.7, п. 1-2:

«РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гос.пенсии, пособия и иные гарантии соц.защиты».

Реализация подобных прав и означает фактическое достижение общей цели СП.

Общая концепция, лежащая в основе СП, заключается в том, что отдельная личность далеко не всегда может самостоятельно осуществлять контроль за теми соц.проблемами, которые ее прямо не касаются. Подобный контроль является прерогативой общества.

Однако осуществление СП отнюдь не равнозначно превращению всех членов общества в общественных иждивенцев. Благосостояние не может основываться только на перераспределении доходов. Его важнейшим источником является производство материальных и духовных благ.


Обеспечение благосостояния, превышающего его минимальную величину, как правило, прямо не относится к функциям СП. Она может лишь способствовать созданию благоприятных предпосылок для такого превышения. Само превышение зависит от индивидуальных качеств и трудовых усилий отдельных членов общества.



Общие направления СП

 

2

1

3

Направление

Прямая поддержка доходов через систему соц.обеспечения

Создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника

Развитие человеческой личности, поддержание здоровья. Повышение культурного уровня, предоставление «натуральных услуг через систему социальной инфраструктуры

Функция

защитительная

активная

Конструктивная

Объект

Наиболее нуждающиеся, экономически слабые

Экономически активное население

Все слои населения


СП проявляется пр.вс. в том, что в центре ее непосредственного воздействия – благосостояние населения, то есть уровень и качество его жизни. Это показатели эффективности СП.

Субъекты СП:

Государство, ему принадлежит главное место в соц.регулировании. Его представительные и исполнительные органы действуют на центральном, региональном и местном уровнях. При этом между ними существует тесная связь и разграничение основных функций и полномочий. Гос.органы

-формулируют общую концепцию и основные направления СП,

-вырабатывают ее стратегию и тактику,

-обеспечивают законодательную и правовую основу,

-реализуют конкретные положения на местах.

2.Соц.деятельность, осуществляемая в пределах отдельных предприятий и фирм. Администрация предприятий формулирует относительно самостоятельную позицию по решению соц.проблем в пределах соответствующей компетенции.

3.Активность институтов ГО – общественных, политических и профессиональных объединений.

4.Организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах.

Т.о., соц.регулирование, проводимое государством, и соц.программы предприятий и институтов ГО в своей совокупности образуют СП общества. Решая примерно сходные задачи, они тесно соотносятся между собой и дополняют друг друга. При этом используются различные методы и средства, в разных масштабах, на разной финансовой основе. Разнообразие составляющих СП служит необходимой предпосылкой ее эффективности, ибо повышает целенаправленность, адресность и гибкость. Разнообразие составляющих при приоритетной роли государства в координации и финансировании придает всему механизму СП смешанный характер.

Истоки государства всеобщего благоденствия восходят к середине 19 в. и связаны с обострением соц.-кл.конфликтов, возникновением и распространением идеи социализма.

Первый вариант соц.государства сложился в Германии в 1880-е гг. при Бисмарке, который расширил и усилил систему соц.страхования, приняв законы о несчастных случаях на работе и о пенсиях для рабочих и крестьян. Однако широкое вторжение государства в экономику и другие области заметно усиливается лишь после Первой мировой войны. До этого госсектор был небольшим, в большинстве стран он составлял 5-10% от ВВП. В США в 1913 г. доля государства составляла 9%, тогда как в Германии – 18%,  в Англии – 13%. В России и Японии роль государства также становилась все более значительной, что обеспечивало быстрый эк.рост. Но именно в Германии государство впервые стало социальным.

Второй вариант социального государства выдвинул лорд В.Беверидж, разработавший проект системы социальной защиты (1942), дополнивший его планом полной занятости   рабочей силы и бесплатной медициной (1944). Однако решающий вклад в разработку ГВБ внес Дж. Кейнс, который в главном своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложил стройную концепцию государственного регулирования экономических и социальных отношений в обществе. Суть своего подхода Кейнс выразил в следующих словах:

«Я ставлю главное ударение на увеличение покупательной способности, обусловленной правительственными расходами, которые финансируются кредитами».

В своей концепции он делает ставку на стимулирование личного потребления и повышение жизненного стандарта, что стало главным принципом эк.политики зап.стран. Не менее значительным был вклад Кейнса в практическое осуществление новой экономики. В 1944 г. Дж.Кейнс и Г.Уайт создали Всемирный банк и МВФ, составившие основу новой международной валютной системы, котоая успешно работала до серю70-х годов, обеспечивая невиданный ранее ежегодный рост промышленного производства в зап.странах на 5,6 %, а также рост мировой торговли со среднегодовым темпом более 7 %.

В процессе практического осуществления ГВБ сложились 3 основные его модели:

-либеральная,

-социал-демократическая,

-консервативно-корпоративная.


США одними из первых начали реализацию либеральной модели в русле объявленного Ф.Рузвельтом «нового курса».

Вторая модель нашла воплощение гл.обр. в скандинавских странах, особенно в Швеции и Дании. Эта модель перекликается с проектом В. Бевериджа, однако она возникла и формировалась раньше указанного проекта, получив наиболее полное и последовательное осуществление.

Третья модель продолжает линию Бисмарка, она характерна для континентальных европейских стран – Германии, Италии, отчасти Франции.

Названные модели различаются между собой в первую очередь теми формами, в которых государство выполняет свою функцию соц.защиты. Основными среди них выступают 3:

-экономическая,

-социальная,

-семейная.

Либеральная модель СГ отдает безусловный приоритет экономическому, или первичному распределению, которое обусловлено прямым участием человека в системе производства. Она предполагает высокий уровень занятости. Соц.форма распределения тоже присутствует, но она занимает весьма скромное место и действует по остаточному принципу. Некоторые соц.риски покрываются частным страхованием.

СД-модель также предполагает высокий уровень занятости, особенно женской. Именно широкое вхождение женщин на рынок труда избавляет соц.защиту от перегруза и делает ее более эффективной. Исключительно важную роль играет соц.перераспределение доходов, действующее на основе всеобщих соц.прав, рассматриваемых как прямое следствие гражданской принадлежности. Предоставляемые пособия охватывают практически все возможные риски, являются довольно щедрыми, хотя находятся под строгим социальным контролем. Весьма важным и широким является также спектр соц.услуг, особенно в плане присмотра за детьми и заботы о пожилых. Все это делает скандинавскую модель наиболее эффективной и привлекательной.

Для консервативно-корпоративной модели характерен низкий уровень занятости, особенно женской. Ее система соц.защиты финансируется через соц.взносы с зарплаты наемных и прибыли нанимателей. Соц.перераспределение занимает важное место, но в меньшей степени, чем в скандинавском варианте. Профессиональный статус играет при этом определяющую роль в приобретении соц.прав. Не менее важное значение имеет также семейный статус, а вместе с ним – семейное перераспределение. Права трудящегося распространяются на членов его семьи, размеры которой определяют число возможных пособий. Можно сказать, что соц.страхование направлено на поддержание мужского типа семьи. Глава семейства, кормилец имеет центральную роль, поэтому развод наносит сильный удар прежде всего по жене и детям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.