Показатель
1
чистая прибыль
реальный основной капитал
Показатель 2 чистые продажи
реальный основной капитал
Характеризует
эффективность использования средств, вложенных в материальные ресурсы.
4.
Показатели рентабельности собственного и заемного капитала.
—
коэффициент рентабельности собственного и заемного капитала:
чистая прибыль
собственный капитал
Характеризует
эффективность использования собственных источников финансирования или
рентабельность.
—
коэффициент эффективности инвестированного капитала:
Показатель
1 прибыль до вычета налогов +
выплачиваемые проценты +
собственный капитал
долгосрочный заемный капитал
Показатель
2 чистая + долгосрочный заемный
прибыль капитал
Характеризует
конечный результат эффективности использования всего инвестированного
за
длительный срок капитала.
5.
Показатели доходности акционерного капитала.
Эти
показатели включают:
—
коэффициент доходности капитала.
Показывает
уровень доходности вложений акционеров фирмы.
чистый доход акционеров
среднегодовая стоимость акцио-
нерного капитала
—
прибыль на одну акцию
чистый доход акционеров
среднее число обращающихся
акций
—
Показатель отношения рыночной цены акции к доходу на одну акцию.
цена акции
прибыль на одну акцию
Цена
акции — это отношение суммы проданных акций к общему количеству акций,
находящихся в обращении. Показатель показывает, какую часть дохода на одну
акцию фирмы инвесторы могут заплатить, и определяет мнение о перспективах
развития фирмы на фондовой бирже.
—
Коэффициент выплаты дивидендов:
дивиденды
чистая прибыль
Показывает
долю прибыли на акцию, которая распределяется фирмой в виде дивидендов, или же
долю дохода, выплачиваемого как дивиденды.
—
Коэффициент покрытия процентов по облигациям:
доходы до выплаты налогов
процентные платежи по облигациям
Показывает,
во сколько раз имеющиеся доходы фирмы превышают сумму процентных платежей по
облигациям.
2. План производства и сбыта
продукции
2.1 План сбыта -
основополагающий раздел внутрифирменного плана.
Существенное место в системе внутрифирменного
планирования занимает политика организации каналов товародвижения или сбытовая
политика. Ее назначение - организация оптимальной сбытовой сети для эффективных
продаж, включая создание сети оптовых и розничных магазинов, складов
промежуточного хранения, определения маршрутов товародвижения, организации
транспортировки, работ по отгрузке и погрузке, вопросы логистики, создание
системы снабжения и т.д.
Планирование товародвижения - это
систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи
права собственности на товар и услугу от производителя к потребителю. Во многих
случаях выбор канала сбыта - наиболее важное решение для предприятия, так как
выбор сказывается и на расходах и прибыли. Фирмам, берущая на себя все функции,
должна их оплачивать и получать все доходы. Фирма, использующая независимые
каналы, может уменьшить относительные издержки товародвижения, но у нее меньше
прибыль. Для ряда категорий продукции существуют традиционные каналы сбыта.
Так, в пищевой промышленности производители обычно продают товар через
оптовиков, которые имеют дело с розничными магазинами, производители
оборудования и машин - через дилеров.
При выборе каналов товародвижения
следует учитывать ряд основных факторов:
— потребители: характеристики, количество,
концентрация, размер средней покупки, потребности, размещение торговых точек,
ассортимент, условия кредита, мотивации и поведение;
— предприятие/фирма: цели, контроль, сбыт,
прибыль, время;
— ресурсы: уровень, гибкость, потребности в
сервисе;
— опыт: методы продвижения, отношения в системе
сбыта;
— знания: функции, специализация, эффективность;
— товар/услуга: стоимость, сложность, техническая
сторона, сохранность, частота отгрузок, объем, разделяемость и т. д.
— конкуренция: характеристики конкурентов,
концентрация, ассортимент, методы товародвижения, взаимоотношения в системе
сбыта;
Планируя сбытовую политику в рамках
маркетинга, а затем и в ВП, фирма должна решить ряд важных вопросов:
— определить стратегию сбыта во взаимоувязке
с основными глобальными задачами маркетинговой стратегии;
— определить каналы товародвижения: прямой,
косвенный, традиции, монопольные договоренности, территориальные ограничения,
юридические аспекты.
— определить методы и типы канала товародвижения,
их сочетания по различным товарным группам;
— определить число уровней канала (длину
и протяженность канала) по всей цепочке производитель - потребитель;
— выбрать систему руководства канала товародвижения
и форму установления правовых и организационных отношений;
— определить главенствующую роль фирмы-
продуцента или торговой фирмы;
— сформулировать уровень интенсивности
канала
(селективный сбыт, избирательный опыт, интенсивный
сбыт и т.д.) ;
— определить целесообразность использования
простых и двойных каналов или сложных каналов сбыта;
— определить оптимальную структуру комбинирования
и сочетания разнообразных каналов сбыта по всему товарному ассортименту выпускаемой
продукции.
Только после этого анализа фирма
принимает решения о типе используемого канала, его интенсивности и
использовании двойных каналов. В товародвижении понятие длины канала касается
числа независимых участников - посредников. При сокращении длины канала, т.е.
объединении с оптовиком, имеет место вертикальная интеграция, что позволяет получить
большую независимость, обеспечить снабжение, сократить расходы на посредников,
усилить контрольные функции и координацию по всей цепочке продукт - рынок.
Ширина канала определяет количество независимых участников на любом этапе
товародвижения. В узком канале производитель продает через нескольких
участников сбыта, при широком - через многих. Если фирма хочет усилить свое положение
на определенном этапе канала, то имеет место горизонтальная интеграция,
позволяющая увеличить рыночную долю и эффективнее использовать методы распределения
и сбыта.
Между участниками каналов сбыта существуют
контрактные отношения, где делается упор на ценовую политику, условия продажи,
территориальные права, структуру услуг.
Расходы на товародвижение сильно колеблются
по отраслям, а следовательно, и по товарным группам: товары индивидуального
потребления, товары производственного назначения, комплексные товары — объекты
капитального строительства ( ОКС), высокотехнологическая продукция и т.д.
В этой связи расчет выглядит так:
Д = Т + Ф + В + С, где
Д — сумма издержек товародвижения;
Т — транспортные расходы;
Ф — складские расходы (const);
С — стоимость заказов, не выполненных в гарантийный
срок.
После расчета вариантов с детальными
обоснованиями фирма может использовать традиционную, вертикальную,
горизонтальную и многоканальную сбытовые маркетинговые системы, которые будут
выполнять разнообразные функции: распределение и сбыт, закупку сырья и
материалов, маркетинговые исследования, установление контактов с потребителями
и т.д.
Такой широкий спектр функций обеспечивает
эффективный сбыт, то есть быстроту доведения товара до потребителя с минимальными
по возможности издержками на единицу продукции, чем при прямом методе сбыта
(прямом маркетинге).
2.2 Составляющие
плана сбыта. Количественные и стоимостные показатели.
План сбыта состоит из следующих разделов:
а) каналы распространения товаров;
б) организация сбыта;
в) методы сбыта;
г) торговая агентура: размеры, степень компетенции,
мотивации;
д) надежность поставок;
е) запасы товаров: объем, место расположения,
оборот;
ж) торговые издержки: объем, тенденции.
Концепция сбыта -
это поиск таких характеристик продукции, к-рые фирма в состоянии обеспечивать.
Маркетинг - это комплексная система
управления с производством и сбытом продукции, ориентированная на рынок, покупателей.
Основные элементы плана- маркетинга:
— схемы распространения товаров;
— ценообразование;
— реклама;
— методы стимулирования продаж;
— организация послепродажного обслуживания;
— формирование общественного мнения о фирме
и товарах.
2.3 Исходные данные
производственного плана.
В основе планирования сбыта и производства
продукции лежит маркетинговая программа развития фирмы.
Маркетинговая программа составляется
после завершения серьезного научно- практического исследования: анализа
маркетинговой среды, комплексного исследования требований потребителей к
товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообразования,
уровня и динамики цен, всех действий конкурентов, форм и методов сбыта,
особенностей поведения покупателей, оценки производственно-ресурсных и сбытовых
возможностей, а также финансовых проблем. В этой связи программа маркетинга
включает в себя разделы:
— преамбула;
— стратегия развития целевого рынка ( сбор и
прогноз);
— сильные и слабые стороны работы Вашего
предприятия (выявление проблем и трудностей);
— цели и задачи;
— маркетинговая стратегия;
— товарная стратегия;
— стратегия формирования развития каналов
сбыта;
— ценовая стратегия;
— стратегия формирования спроса и стимулирования
сбыта;
— бюджет реализации маркетинговой программы,
оценка ее эффективности и контроль за исполнением.
Ряд маркетинговых программ предусматривает
подготовку и повышение квалификации управленческого и рабочего персонала.
Именно маркетинговая программа, ее
информация, которая охватывает множество факторов производства и сбыта,
предопределяет степень вероятности прибыльности всех операций, является базой
для разработки ВП.
3 Планирование
потребностей в производственных ресурсах.
Первостепенное значение для успешного функционирования
фирмы имеют ресурсы (трудовые, материальные, финансовые).
Ресурсы - это совокупность трудовых, материально-технических
и финансовых средств, необходимых для изготовления
и реализации продукции и различного рода услуг.
Рынок труда - это динамическая система,
в к-рой взаимодействуют субъекты собственности на средства труда и рабочая
сила, формируется объем, структура и соотношение рабочих мест, спрос на
работников и работа по найму.
Основными элементами рынка труда является
спрос и предложение, стоимость и цена рабочей силы, конкуренция.
Спрос представляет собой объем и структуру
общественной потребности в рабочей силе, представленных на рынке труда и
обеспеченных фондом оплаты труда. Предложение характеризуется численностью и
составом людей, способных к труду и заинтересованных в получении работы на
условиях найма.
3.1 Планирование потребностей в
трудовых ресурсах и занятости работников.
Первостепенное значение для успешного
функционирования каждой фирмы имеют ресурсы — трудовые, материальные и
финансовые.
Ресурсы — это совокупность трудовых,
материально-технических и финансовых средств, необходимых для изготовления и реализации
продукции и различного вида услуг. При всем их разнообразии, натурально-вещественной
значимость и функциональному назначению ресурсы выполняют главную функцию —
обеспечение производства для достижения результатов — выпуска конкурентоспособной
продукции.
Одним из факторов конкурентоспособности
производимой продукции является эффективное использование всех видов ресурсов.
Наиболее социально значимыми и экономически
мобильными в условиях рыночной экономики являются трудовые ресурсы.
Рынок труда — это динамическая система,
в которой взаимодействуют субъекты собственности на средства труда и рабочую
силу, формируется объем, структура и соотношение рабочих мест и рабочей силы,
спрос на работников и работу по найму. Основными элементами рынка труда
являются спрос и предложение, стоимость и цена рабочей силы, конкуренция. Спрос
представляет собой структуру и объем общественных потребностей в рабочей силе,
представленных на рынке труда и обеспеченных фондом оплаты труда ижизненных
средств. Предложение характеризуется численностью и составом людей ( по полу,
возрасту , образованию, профессиям и другим необходимым характеристикам),
способных к труду и заинтересованных в получении работы на условиях найма.
В соответствии с международными нормами
занятость — это деятельность трудоспособных граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая
законодательству и приносящая, как правило, заработок.
Развитие рыночных отношений и дальнейшие
структурные изменения в экономике приведут к межотраслевому переливу рабочей
силы, к необходимости разработки эффективного механизма регулирования этого
процесса.
Развитие альтернативных форм собственности
приводит к переливу рабочей силы из государственного сектора в другие сектора
экономики. Существуют значительные исторически и социально обусловленные различия
в структурах занятости населения, что необходимо учитывать при разработке
программ государственного регулирования занятости.
Неотъемлемой чертой нашей жизни стала
безработица в ее официально признанной форме. В соответствии с международными
правовыми нормами различают полную и частичную безработицу. При частичной
(скрытой) безработице снижается продолжительность работы и заработок, но
трудовые отношения и стаж сохраняются.
Установленные Законом размеры и сроки
выплаты пособий по безработице соответствуют минимальным критериям,
установленным МОТ. Но они отстают от соответствующих показателей промышленно
развитых стран, для достижения которых необходимо повышение эффективности
общественного производства, которое и позволит увеличить средства на социальные
выплаты населению.
Необходима активная политика формирования
рациональной профессионально - квалификационной структуры занятости, соответствующей
современному уровню развития общественного производства, социальным потребностям
работающих и общества в целом. В числе этих мер технические, организационные,
экономические и административные мероприятия, образующие содержание
государственной политики регулирования занятости населения. Необходимо создание
разветвленной службы занятости населения, оказание социальной и профессиональной
помощи безработным.
Все это требует создания соответствующих
организационных структур и формирования независимого источника поступления
средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|