рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы (2006г.)

 Группы работников здравоохранения:                

     2004 – 2005гг

                2006г

 

Младший медперсонал

1800-3200руб.

2500-4800руб.

Средний медперсонал

4000-9000руб.

9000-18000руб.

Врачи и руководители

6000-12000руб.

10000-23000руб.

 

Проведя анализ роста заработной платы при введении отраслевой системы оплаты труда мы видим, что благодаря надтарифным выплатам и увеличению минимальной заработной платы, а так же корректировкам  внесенных в ЕТС, заработная плата работников бюджетной сферы становится конкурентно способной по отношению оплаты труда в других отраслях экономики.
      

      3. Проектная часть.  

      Использование отраслевых тарифных сеток позволит полнее учесть в величине заработка не только квалификацию, но и результативность труда. Дифференцированные ставки (оклады) и поощрительные выплаты, учитывающие специфику отрасли и конкретных видов деятельности, должны, как ожидается, справиться с решением этой задачи. Высокие результаты труда и качество выполнения должностных обязанностей могут поощряться с помощью преимущественно разового премирования за особые достижения в труде (годового или как минимум полугодового). Установление ставок или окладов в виде "вилки" позволит отразить результативность труда в размерах основной (тарифной) оплаты. При переходе к организации оплаты труда бюджетников с применением отраслевых систем необходимо соблюсти единство в принципах их построения, что достигается, в частности, благодаря единому подходу к тарификации работников во всех учреждениях отрасли (подотрасли). В этой связи особую важность приобретает сохранение за Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Тарифно-квалификационными характеристиками руководителей, специалистов и служащих статуса нормативных документов, обязательных к применению.
     При проведении реформирования систем заработной платы работников организаций бюджетной сферы необходимо соблюдение финансовых ограничений при подготовке схем должностных окладов и других условий оплаты труда.
      Введение в действие отраслевых систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального бюджета  предполагалось с 1 октября 2003 года. При введении отраслевых систем оплаты труда предлагалось повысить оплату труда в среднем в 1,33 раза. На повышение оплаты труда работников организаций бюджетной сферы потребуются дополнительные средства из федерального бюджета в объеме 10,6 млрд. рублей. На введение новых условий оплаты труда в субъектах Российской Федерации предусматривался переходный период до конца 2003 года с тем, чтобы отраслевые системы были установлены решением соответствующего субъекта Российской Федерации с 1 января 2004 года. Расходы, связанные с введением отраслевых систем оплаты труда для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составили 28,6 млрд. рублей в расчете на 3 месяца 2003 года. Подготовка пакета нормативных правовых актов по введению отраслевых систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.
    Основные принципы государственной политики в области оплаты труда работников бюджетной сферы, предусматривающие обеспечение отраслевого подхода, формируются на основе проекта федерального закона "О системах заработной платы работников организаций бюджетной сферы". Законопроектом устанавливаются правовые основы организации оплаты труда работников бюджетных организаций в Российской Федерации и предусматривается разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
     Введение новой системы оплаты труда по каждой отрасли будет осуществляться постановлениями Правительства Российской Федерации. Подготовка постановлений была поручена соответствующим федеральным органам исполнительной власти по согласованию с Минфином России и Минтрудом России.
    Для введения отраслевых систем оплаты труда потребуется отмена Федерального закона от 4 февраля 1999 года 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и от 25 октября 2001 года 139-ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".
Отказ от Единой тарифной сетки и переход к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы позволит:
- повысить уровень оплаты труда всем категориям и группам работников, при этом наибольшую прибавку получат основные наиболее квалифицированные группы работников, которые определяют уровень работы организаций и качество обслуживания населения;
- повысить долю тарифов и более четко увязать оплату труда с квалификацией работников и качеством труда;
- разграничить полномочия и ответственность в оплате труда между отраслями, между федеральным уровнем и субъектами Российской Федерации, что будет способствовать более рациональному и эффективному использованию бюджетных средств, позволит быстрее решить проблемы роста оплаты труда работников бюджетных отраслей, включая минимальные ставки и оклады;
- усилить ответственность регионов за обеспечение роста оплаты труда и уровня жизни населения.
       Существует второй вариант совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы, который уже неоднократно предлагался специалистами НИИ труда. [Газета «Социальная политика» - Ученые рекомендуют.28 февраля 2003г.] Суть его сводится к построению системы тарифной оплаты труда на основе применения отраслевых и внутрифирменных единых тарифных сеток, предполагающих обеспечение дифференциации размеров оплаты труда всех категорий работников (от малоквалифицированных рабочих до руководителей функциональных подразделений и учреждений в целом). При этом имеется в виду возможность внутриотраслевой дифференциации ставок оплаты 1-го разряда.

    Количество таких тарифных ставок может варьировать в отраслях, а их применение дифференцироваться по категориям работников (группам должностей, профессий) и видам деятельности. Для общеотраслевых (единых для всех социально-культурных отраслей) должностей руководителей и специалистов - одна ставка; для должностей руководителей и специалистов, специфичных для отдельных отраслей, их может быть несколько, для "сквозных" профессий рабочих - одна, для отраслевых профессий рабочих - несколько.

   Механизм такого дифференцированного подхода, разработанный специалистами института, обеспечивает сохранение единых принципов тарификации работников на основе ЕТКС работ и профессий рабочих и тарифно-квалификационных характеристик руководителей, специалистов и технических исполнителей.

    Третий вариант формирования основной заработной платы работников бюджетных организаций предполагает применение принципа распределения части коллективного дохода организации (учреждения), выделяемой на оплату труда, на основе присвоения каждому работнику (возможно, группе работников, занимающих аналогичные должности) коэффициента участия в совокупном доходе. Такой принцип формирования индивидуальных заработков получил определение "бестарифной системы оплаты" и достаточно продолжительное время применяется, например, в МНТК "Микрохирургия глаза" и других организациях.

 

   3.1  ПРИМЕР: РАЗДЕЛ "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ".
   В системе Министерства здравоохранения Российской Федерации функционирует 13 000 учреждений здравоохранения, кадры которых насчитывают 4700 тысяч должностей, в том числе:
Врачей и провизоров - свыше 850 тысяч ;
Среднего медицинского и фармацевтического персонала - свыше 1895 тысяч;
Младшего медицинского и фармацевтического персонала - свыше 1000 тысяч;
Прочего персонала, в том числе специалистов с высшим немедицинским образованием - около 900 тысяч. [РИА «Новости» от 10.12.2006г].
    I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
Отраслевая система оплаты труда работников здравоохранения устанавливает единые принципы формирования оплаты труда для работников учреждений здравоохранения федерального подчинения, а также государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и направлена на оптимизацию организации деятельности учреждений здравоохранения с применением механизма дифференциации в уровнях оплаты труда медицинских и других работников с учетом специфики отрасли, которая заключается в многообразии лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Особенностью формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения является дифференциация в уровнях оплаты труда работников в зависимости от профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, а также специалистов здравоохранения с высшим немедицинским образованием по разным сферам деятельности в учреждениях различных типов и видов.
Соотношения в уровнях оплаты труда работников основных профессиональных групп персонала, предусмотренные проектом отраслевых условий оплаты труда работников здравоохранения, согласуются с различием в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей:
Младший медицинский и фармацевтический Персонал - 1
Средний медицинский и фармацевтический Персонал - 1,7
Врачи и провизоры - 2,6
Организация лечебной и санитарно-эпидемиологической деятельности по оказанию медицинской помощи населению предопределяет наличие 4 типов учреждений здравоохранения и соответствующих каждому из них -свыше 120 видов учреждений здравоохранения:
- лечебно-профилактические (общепрофильные больницы, специа-лизированные больницы, медицинские центры, диспансеры, поликлиники, родильные дома, госпитали, санатории и др.)
- учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы (центры госсанэпиднадзора, противочумные станции и др.)
- учреждения здравоохранения особого типа (патологоанатомические бюро, бюро судебно-медицинской экспертизы, центры по борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями и др.)
- аптечные учреждения (аптеки, центры по контролю лекарственных средств и др.)
Номенклатура основных врачебных и провизорских специальностей насчитывает свыше 100 наименований, а номенклатура средних медицинских и фармацевтических работников - свыше 20.
Отраслевая система оплаты труда работников здравоохранения включает в себя тарифы (должностные оклады, тарифные ставки(оклады) и надтарифные выплаты.
    II. Тарифная система
Тарифная система включает схемы должностных окладов для следующих категорий работников:
- руководителей учреждений;
- медицинских, фармацевтических работников и специалистов с высшим немедицинским образованием;
- служащих.
Размеры должностных окладов вышеуказанных работников установлены с учетом различий в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей.
    Уровень квалификации медицинских, фармацевтических работников и специалистов с высшим немедицинским образованием определяется наличием ученой степени, соответствующей профилю выполняемой работы, и квалификационной категории, присвоенной им в порядке аттестации (в системе здравоохранения многие десятилетия функционируют постоянно действующие аттестационные комиссии по присвоению квалификационных категорий вышеуказанным работникам).
      Схемы должностных окладов руководителей учреждений здравоохранения построены в зависимости от группы по оплате труда того или иного типа и вида учреждения (лечебно-профилактические - больница, поликлиника и др., учреждения санитарно-эпидемиологической службы центр Госсанэпиднадзора и др.) и уровня квалификации руководителя.
Группы по оплате труда руководителей определяются в зависимости от объемных показателей деятельности учреждений здравоохранения (численности врачебных должностей, обслуживаемого населения, мощности коечного фонда и др.).
    Размеры должностных окладов медицинских, фармацевтических работников и специалистов с высшим немедицинским образованием установлены с учетом:
- социальной значимости вида медицинской помощи (борьба с туберкулезом, охрана материнства и детства, экстренная медицинская помощь, общая врачебная практика (семейная медицина), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия);
- уровня квалификации (наличия квалификационной категории, ученой степени);
- исполнения дополнительных функций, связанных с руководством коллективом структурного подразделения.
Должностные оклады работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в повышенных размерах по сравнению с должностными окладами других работников.
   Тарифные ставки(оклады) рабочих и служащих учреждений здравоохранения, не предусмотренные отраслевыми условиями оплаты труда работников здравоохранения, устанавливаются на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих(ЕТКС) и окладов по общеотраслевым должностям служащих, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке.
    Увеличение средневзвешенных должностных окладов по основным категориям персонала в процентах к средневзвешенным должностным окладам, рассчитанным по разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки, в среднем составляет:
Врачи (провизоры) и специалисты здравоохранения с высшим немедицинским образованием - 37,5
Средний медицинский и фармацевтический персонал - 17,0
Младший медицинский и фармацевтический персонал -31,3
Прочий персонал - 33,7
    III. Надтарифные выплаты
Отраслевые условия оплаты труда работников учреждений здравоохранения предусматривают упорядочение действующих в настоящее время надтарифных выплат ( отмену дублирующих выплат, утративших актуальность компенсационных надбавок, доплат и др.).
К надтарифным выплатам относятся компенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера.
Компенсационные выплаты включают:
- дифференцированные надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения (подразделениях, должностях), которые являются компенсацией за работу с повышенной психоэмоциональной напряженностью в условиях, отклоняющихся от нормальных.
- доплаты за работу в ночное время.
К выплатам стимулирующего характера отнесены:
- доплата за почетное звание ("Заслуженный врач", "Заслуженный работник здравоохранения");
- другие стимулирующие выплаты (премии, доплаты, надбавки за напряженность в работе и др.), размеры, порядок и условия применения которых, определяются учреждениями самостоятельно и фиксируются в локальных нормативных актах или коллективных договорах без ограничения максимальными размерами.
Тарифный фонд на выплату должностных окладов, тарифных ставок(окладов) и фонд заработной платы на выплаты доплат, надбавок и выплат по районному регулированию оплаты труда (надтарифный фонд) определены в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных учреждений здравоохранения в проекте федерального бюджета на 2003 год и в структуре совокупной оплаты труда составляют соответственно 69,9 процента и 30,1 процента.
     IV. Оплата труда по индивидуальным условиям
Для руководителей учреждений и отдельных категорий высококвалифицированных работников учреждений здравоохранения в пределах фонда заработной платы учреждения могут устанавливаться индивидуальные условия оплаты труда без ограничения максимальными размерами с заключением срочных договоров на оплату труда.
Перечень высококвалифицированных работников учреждений здравоохранения, которым могут устанавливаться индивидуальные условия оплаты труда, определяются руководителями учреждений здравоохранения.
     V. Нормирование
     Для определения трудозатрат в здравоохранении используется нормативная база, созданная за многолетний период функционирования отрасли.
Вместе с тем, оптимизация деятельности учреждений здравоохранения обуславливает проведение работы по совершенствованию действующей нормативной базы в целях повышения эффективности труда и рациональной расстановки и использования медицинских кадров.
V1.Финансирование.
   Введение в действие отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения предусматривается за счет средств соответствующих бюджетов.
   На оплату труда работников учреждений здравоохранения по индивидуальным условиям и на выплаты стимулирующего характера предусматривается выделение учреждениям здравоохранения дополнительных средств в размере до 10 процентов установленного тарифного фонда оплаты труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.