рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент

Выполнила студентка Ферганского Политехнического Института

инженерно-экономического факультета

гр. 22-98 направления «Менеджмент»

Лушникова Анастасия

 

 (Методичка) ВВЕДЕНИЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

ПЛАН:

1.      Стратегическое управление в системе менеджмента.

1.1. Исходные представления.

1.2. Исходные определения.

1.3. Стратегический аспект в управлении организацией.

2.      Стратегическое управление и конкурентоспособность организации.

2.1. Конкуренция в бизнесе.

2.2. Конкурентные преимущества.

2.3. Базовые конкурентные стратегии.

2.4. Цепочка и система стоимости.

2.5. Какой должна быть стратегия конкретной организации.

3.      Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

3.1. Первичная концепция стратегического управления.

3.2. Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту.

3.3. Изменение ментальности: вместо политики «от прошлого – к будущему» - политика «от будущего – к настоящему».

4.      Модель стратегического управления.

4.1. Стратегическое мышление.

4.2. Модели стратегического менеджмента.


1.      Стратегическое управление в системе менеджмента.

1.1.  Исходные представления.

Прежде, чем заняться стратегическим менеджментом, необходимо уточнить некоторые исходные понятийные представления о менеджменте и управлении в целом.

В качестве одной из понятийных основ в системе менеджмента, состоящей из двух подсистем – стратегической и оперативной, предлагается модель стратегического управления (рис.1.).

Исходное представление (первичный формат) о стратегическом управлении дано на рис. 2.

Далее показана эволюция менеджмента как особого вида профессиональной деятельности, которая проходит три качественно разных этапа.

Общее направление развития менеджмента представлено на рис. 3. А основные характеристики каждого этапа (уровня) эволюции: «Управление по инструкциям», «Управление по целям» и «Менеджмент - Обучение» демонстрируются на отдельных рисунках 4, 5, 6.


Рис. 1. Модель стратегического управления.

Особое значение фактора обучения для современного менеджмента, его связь с феноменом бизнес-лидерства и, наконец, Менеджмент – Обучение как ключевое конкурентное преимущество и стратегический фактор бизнес-успеха – все это сжато представлено на рис. 7.

На рис. 8 приводится общая модель организации. Данная схема организации как своеобразной «стратегической пирамиды», является очень упрощенной. Но при этом она довольно удачно показывает системность и целостное единство стратегического, тактического аспектов менеджмента.

Рис. 2. Основы стратегического управления.


 

Рис. 3. Эволюция в теории и практики управления.


Внешняя среда:

Стабильная

Продукт:

Простой, стандартизированный

Рынок:

Массовый

Взаимоотношения с потребителем:

Покупается все, что производится

Характер труда:

Однообразный, простой

Теория:

А. Смит, Ф. Тейлор, М. Вебер

Власть:

Централизованная

Структура:

Иерархия

Символ:

Пирамида

Отношение к будущему:

"Я контролирую будущее"

Будущее достаточно определенно и допускает экстраполяцию прошлого

Концепция стратегического планирования

Способ обеспечения качества:

Военная приемка

Эффективный тип поведения:

Человек-функция

Эффективный тип менеджера/руководителя:

Авторитарный технократический босс

Корпоративная культура:

Нормативно-манипулятивная, низкоадаптивная

Терминология:

"Я держу это на контроле", "Я владею вопросом", "Ситуация под контролем"

Базовый способ реализации власти:

Прямое указание или инструкция, закрепленные приказом

Рис. 4. Управление по инструкциям (MBI – management by Instructions).


Внешняя среда:

Меняющаяся

Продукт:

Относительно сложный, стандартизированный

Рынок:

Массовый сегментированный

Взаимоотношения с потребителем:

Развитые обратные связи

Характер труда:

Сложный, нетворческий

Теория:

Р. Акофф, П. Дракер, Г. Одиорне, А. Райя

Власть:

Децентрализованная

Структура:

Неодномерная иерархия

Символ:

Матрица

Отношение к будущему:

Будущее в принципе контролируемо

Концепция стратегического менеджмента:

1-й этап развития

Способ обеспечения качества:

Военная приемка в сочетании с манипулятивным подходом

Эффективный тип поведения:

Человек-манипулятор

Эффективный тип менеджера/руководителя:

Лидер, способный увидеть будущий образ и сформулировать его в виде конкретных и ясных целей

Корпоративная культура:

Нормативно-процедурная, адаптивная

Терминология:

"Давайте будем решать это вместе", "Предлагаю еще раз посмотреть на ситуацию"

Базовый способ реализации власти:

Процедура и/или механизм, закрепленные приказом

Рис. 5. Управление по целям (MBO – management by Objectives).



Внешняя среда:

Динамичная

Продукт:

Сложный, сделанный "под конкретного клиента"

Рынок:

Быстро заполняющиеся ниши внутри сегментов

Взаимоотношения с потребителем:

Партнерство

Характер труда:

Сложный, творческий

Теория:

П. Дракер, Т. Питерс, С. Арджирес, П. Сенге

Власть:

Распределенная

Структура:

Гетерархия, проектно-ориентированная

Символ:

Сеть, обучающаяся организация

Отношение к будущему:

Будущее неопределенно в принципе – и в этом источник развития

Концепция стратегического менеджмента:

2-этап развития

Способ обеспечения качества:

Технологии, основанные на включении персонала в изменение способов функционирования

Эффективный тип поведения:

Человек-партнер

Эффективный тип менеджера/руководителя:

Тренер, заботящийся о достижениях своей команды и/или коллег-сотрудников

Корпоративная культура:

Высокоадаптивная, партнерская, игровая, созидательная

Терминология:

Стратегическое видение, системный подход, источники неопределенности, ключевая компетенция, социотехнический дизайн, эффективные коммуникационные способности, креативность

Базовый способ реализации власти:

Процедура и/или партнерство, закрепленные в договоре

Рис. 6. Менеджмент – Обучение (MBL – management by Learning).


Синонимы: система "Управление - Обучение", Менеджмент как обучение, Менеджмент как непрерывное научение конкурентоспособности.

Рис. 7. Система «Менеджмент – Обучение»: высказывания.


Миссия

 


Цели

 

Стратегическая концепция

В какой области мы хотим работать?

 

Стратегии

ключевых подсистем организации

 

Каким образом организация собирается добиваться успеха?

—      Возможности

—      Опасности

—      Сильные стороны

—      Слабые стороны




—                 Удержание конкурентных преимуществ

—                Создание конкурентных преимуществ

Рис. 8. Упрощенная модель организации («Стратегическая пирамида»).


1.2.  Исходные определения.

Система менеджмента – главное средство разработки и практического осуществления общей программы развития организации и реализации ее стратегии. Конечная цель системы менеджмента – выполнение миссии организации.

Миссия – это наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и выражающая основную причину существования организации.

Стратегия корпорации – это деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей.

Важный элемент стратегии организации – это ответ на вопрос: «Как вести конкурентную борьбу?».

            Решающий элемент стратегии – целевая ориентация в использовании ресурсов организации.

В конечном счете, корпоративная стратегия данной конкретной организации заключается в знаниях и практически навыках организации по созданию и реализации своих конкретных преимуществ.

Стратегическое управление – это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ по профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.

Конкурентное преимущество – это те характеристики, которые создают для производящей и/или реализующей данный продукт организации определенное превосходство над ее конкурентами.

Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому продукту-товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, т.е. к формам производства, сбыта, продаж и т.д., специфичным для организации и/или ее продукта.

Такое превосходство является относительным, т.е. определяется сравнением с конкурентом.

Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация.

Низкие издержки отражают способность организации разрабатывать, выпускать и продавать сопоставимый продукт-товар с затратами меньшими, чем у конкурентов.

Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и/или большей ценностью в виде нового качества продукта, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

Любая потенциально эффективная стратегия и соответствующее стратегическое управление должны уделять достаточное внимание обоим типам конкурентного преимущества.

Реальное конкурентное преимущество достигается благодаря тому, как данная организация на практике осуществляет отдельные виды своей деятельности и всю их совокупность в целом.

1.3.  Стратегический аспект в управлении организацией.

Для определения стратегического аспекта в управлении организацией сначала необходимо уточнить существующие термины.

Первым таким термином является «организация». Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.