рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Стратегический менеджмент

Организации-лидеры, которым на протяжении многих лет удается сохранять высокую конкурентоспособность, стремятся обеспечить себе как можно больше преимуществ как во всех звеньях цепочки стоимости, так и в различных элементах - по всей системе стоимости.


 










Основная производственная деятельность

Рис. 11. Цепочка стоимости.






 


Цепочки стоимости поставщиков

Цепочка стоимости предприятия (организации)

Цепочки стоимости каналов сбыта

Цепочки ценностей покупателей

Рис. 12. Система стоимости.


2.5.  Какой должна быть стратегия конкретной организации?

Стратегия конкретной организации должна быть эффективной! Эффективная стратегия должна быть продуктом особого менеджмента-искусства.

Если объектом стратегии организации является будущее, то в принципе допустимо получение очень эффективной стратегии конкретной организации абсолютно иррациональным путем.

Абсолютная иррациональность - это один из объективно крайних полюсов эффективной стратегии конкретной организации; ее противоположный полюс - предельная рациональность. То есть вполне реальна ситуация, когда все практически значимые аспекты данного бизнеса совершенно ясны и до конца просчитаны, все факторы учтены, бизнес абсолютно стабилен сейчас и его развитие спрогнозировано на заданное будущее, например, на пять лет. Преобладающее большинство реальных организаций находится между этими двумя полюсами.

Для таких организаций сформулирован ряд рекомендаций. Рекомендации касаются нескольких ключевых характеристик. Их можно назвать критериями потенциально эффективной стратегии конкретной организации.

Первая характеристика - ментальная правильность выбираемой и/или разрабатываемой стратегии. К ней относятся знания и понимание указанных абсолютных полюсов эффективной стратегии.

Вторая характеристика - ситуационность. В современном менеджменте особое место занимает ситуационный подход. Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего (стратегического) успеха данной конкретной организации.

Третья характеристика - уникальность стратегии. Для достижения будущего бизнес-успеха в стратегии конкретной организации должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, которые в реальной практике ведения бизнеса делают ее значимо отличной от всех главных конкурентов.

В каких-то определенных звеньях и/или элементах цепочки/системы стоимости организация обязана найти что-то свое уникальное. Это уникальное, т.е. присущее только данной конкретной организации, должно быть заложено в ее стратегию как одна из основ стратегического преимущества и соответственно ее будущей конкурентоспособности.

Другими словами, чем-то существенным по данному бизнесу организация должна положительно отличаться от своих конкурентов.

Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнес-успеха там, где его еще не увидели конкуренты.

Но при этом надо помнить, что стратегия, которая базируется на имитации того, что уже делают конкуренты-лидеры, даже при нахождении удачных ситуационно-уникальных имитационных решений могут обеспечить конкурентное преимущество только относительно низкого порядка.

Четвертая характеристика - будущая неопределенность как стратегическая возможность. Для понимания данной характеристики надо во-первых, вернуться в п.1. и еще раз осмыслить и сопоставить рис. 4-8, особенно в той их части, которая называется «отношение к будущему».

Во-вторых, следует подчеркнуть. Что именно на рис. 6 указано, что будущее является неопределенным в принципе - и в этом источник развития конкретной организации. Внешняя среда организации в наше время меняется все быстрее и - с точки зрения традиционных представлений - все более непредсказуема. Но при этом каждое изменение несет в себе не толь угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха.

Поэтому современная стратегия организации должна быть способна превращать изменения внешнего окружения организации в ее стратегические и тактические конкурентные преимущества.

Отсюда логично вытекает пятая характеристика эффективной стратегии - гибкая адекватность.

Для того, чтобы реализовать новые возможности, которые несут в себе изменения внешней среды организации, ее собственные стратегические изменения должны быть адекватны изменениям внешним. А эффективная бизнес-адекватность практически достижима только тогда, когда стратегия организации имманентно и по существу является достаточно гибкой.

Таким образом, по критериям конечной эффективности конкретные стратегические и тактические изменения бизнеса коммерческой организации по своему содержанию, по синхронности возможность времени и по всем другим существенным параметрам должны быть достаточно адекватными и быстрыми относительно изменений внешней среды организации, т.е. обеспечивать гибкую адекватность стратегии данной конкретной организации.

В заключение необходимо отметить, что все указанные характеристики являются не альтернативными, а взаимодополняющими и взаимоусиливающими.

Как правило, фактически эффективные стратегии тех или иных конкретных организаций - это тот или иной обязательно органичный и весьма содержательный синтез представленных характеристик. Поэтому исходно целенаправленная, в меру творческая и по-настоящему профессиональная деятельность по практическому включению и/или осознанному учету всех названных характеристик как содержательных ключевых моментов, разрабатываемых и/или выбираемых стратегий - это реально конструктивный путь выхода на действительно эффективную корпоративную стратегию конкретной организации.

            3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

            Стратегическое планирование представляет собой набор конкретных действий и решений, предпринимаемых руководством и ведущих к реализации стратегии, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

            Стратегическое видение - образ будущего состояния организации, который посредством системы существенных характеристик дает профессиональное качественное представление о бизнес-успехе организации в конкретной стратегической перспективе.

            3.1. Первичная концепция стратегического управления.

            Первичная концепция стратегического управления связана с двумя противоположными типичными стилями поведения организации: приростным и предпринимательским.

            Приростный тип - это развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного поведения.

            Предпринимательский тип - это целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающим победу в конкурентной борьбе и максимум прибыли.

Основные сравнительные характеристики двух указанных типов организаций представлены в табл. 2.

Кроме двух типов организационного поведения различают два вида менеджмента (управления): стратегический и оперативный менеджмент. Деятельность по стратегическому менеджменту связана с постановкой целей и задач организации. И, кроме того, с поддержанием системы взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним вызовам.


Таблица 2.

Сравнение характеристик организации

Характеристики организации

Поведение

Предпринимательское

Приростное

Цели

Оптимизация прибыльности

Оптимизация потенциала прибыльности

Пути достижения целей

Экстраполяция прошлых доходов

Определяются взаимодействием возможностей получения прибыли и качеств управления

Ограничения

1.        По окружающей среде организации

2.        По внутренним возможностям

1.        Способность изменять окружающую среду организации

2.        Способность создать требуемые специальности

3.        Способность воспринимать различные способы поведения

Система поощрений и взысканий

1.        Поощрения за стабильность

2.        Поощрения за прошлую деятельность

1.        Поощрения за творчество, инициативу

2.        Взыскания за отсутствие инициативы

Информация

1.        Внутренняя: деятельность

2.        Внешняя: долгосрочный объем возможностей

1.        Внутренняя: возможности

2.        Внешняя: глобальный объем возможностей

Проблема

Повторяющаяся, знакомая

Неповторяющаяся, новая

Стиль руководства

1.        Популярность

2.        Установление единства подходов

1.        Допускающий рискованные действия

2.        Вдохновляющий людей на восприятие изменений

Организационная структура

1.        Стабильная или расширяющаяся

2.        Деятельность организована в соответствии и процессом переработки ресурсов

3.        Стремление к экономии в масштабах производства

4.        Виды деятельности увязаны слабо

1.        Гибкая, структурно меняющаяся

2.        Деятельность организована в соответствии с проблемами

3.        Виды деятельности жестко увязаны

Решение управленческих проблем:             а) признание необходимости действий

1.        Реакция в ответ на возникшую проблему

2.        С запаздыванием по отношению к появлению проблемы

1.        Активный поиск возможностей

2.        Предвидение проблем

б) поиск альтернативы

1.        Ориентация на прошлый опыт

2.        Незначительные отклонения от статус-кво

3.        Рассматривается единственная альтернатива

1.        Творческий поиск

2.        Большие отклонения от статус-кво

3.        Рассматриваются многочисленные альтернативы

в) оценка альтернативы

Принимается первая, удовлетворяющая потребности

Выбирается лучшая из набора альтернатив

г) отношение к риску

1.        Минимизация риска

2.        Соответствие прошлому опыту

1.        Сознательный риск

2.        Балансировка совокупности рискованных вариантов

Первый конечный результат  стратегического управления - это системный потенциал для достижения целей организации в будущем.

Второй конечный результат - структура организации и ее внутренние изменения, обеспечивающие чувствительность организации к изменениям внешней среды и соответствующую адаптацию.

В отличие от стратегического управления организации, которое предназначено для обеспечения стратегических позиций, оперативный менеджмент использует уже существующую стратегическую позицию организации для достижения ею конкретных тактических целей. Менеджеры, занимающиеся стратегическим управлением, в первую очередь обеспечивают постоянный потенциал прибыльности организации, а оперативный менеджмент - превращение потенциала в реальную прибыль.

Конечный результат оперативного управления - это реализация продуктов-товаров организации ее конкретным клиентам-потребителям за конкретные цены.

Стратегическое и оперативное управление требуют создания и поддержания адекватной, так называемой организационной архитектоники, а также соответствующих подсистем персонала, включающих определенную квалификацию, мотивацию и т.д. При этом возможность всех этих аспектах два указанных вида менеджмента совершенно различны, что и подтверждает табл. 3.

Из нее видно, что стратегическая культура является открытой, гибкой и изобретательной; а для оперативной культуры характерно консервативное отношение к изменениям и нацеленность на традиционный рост эффективности производства.

Из сопоставления табл. 2 и 3 следует, что существует определенная связь между типами организационного поведения и видами управления, а именно: стратегическое управление требует предпринимательского поведения, а оперативное управление - приростного. Данная зависимость в виде матрицы представлена на рис. 13.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.