Абсолютное высвобождение оборотных средств отражает прямое уменьшение
потребности в них. Одной из важнейших задач предприятия является ускорение
оборачиваемости ОС.
18. Тарифная система оплаты труда в Республике
Беларусь.
Тарифная система оплаты
труда – это совокупность государственных нормативов по средством которых
осуществляется дифференциация и регулирование оплаты труда, различных групп
рабочих и управленцев в зависимости от сложности (квалификации,
ответственности) и условий труда, а также особенностей и экономического
значения отдельных отраслей.
Элементы тарифной системы:
4.
Тарифно-квалификационные
справочники
5.
Тарифные сетки
6.
Тарифная ставка 1
разряда и районные коэффициенты
Тарифно-квалификационные справочники – это
сборник нормативных документов, содержащий квалификационные характеристики
работ и профессий, группируемые в разделы по производству и видам работ.
Разделы справочников:
4.
Характеристика работ
5.
Должен знать
6.
Типичные примеры работ
Тарифная сетка – это совокупность
квалификационных разрядов и соответствующим им тарифным коэффициентов с помощью
которых устанавливается зависимость зарплаты рабочих от их квалификации.
Тарифные разряды и коэффициенты
руководителей и специалистов предприятий и организаций делятся на три
категории, отнесение к которым зависит от среднесписочной численности
работающих и размера прибыли от реализации продукции.
Гарантированная (тарифная) зарплата каждому
работнику находится в прямой зависимости от установленного минимума заработной
платы для первого разряда для всех категорий работающих, тарифного коэффициента
с увеличением минимума зарплаты соответственно и изменяются тарифные
коэффициенты. Тарифные коэффициенты выражают отношение тарифной ставки данного
разряда к ставке первого разряда.
Тарифная сетка содержит 23 (28) тарифных
разрядов, в т.ч. в производственных отраслях. В ней приводятся: перечень
категорий и должностей работников; разряды для рабочих; тарифные коэффициенты
для каждого разряда рабочих; разряды для служащих, их тарифные коэффициенты.
12. Этапы стратегического планирования.
Стратегическое планирование
– это инструмент с помощью которого формируется система целей функционирования
предприятий и объединяются усилия всего коллектива по его достижениям.
Функции стратегического планирования:
7.
Распределение ресурсов
8.
Адаптация к внешней
среде
9.
Координация и
регулирование хозяйственных процессов
10.
Организационные
изменения
Этапы:
1. Разработка миссии предприятия (определяются
главные цели создания предприятия). Существуют универсальные миссии. Например,
поддержание конкрентоспособности предприятия либо получение прибыли, но
руководитель предприятия должен таким образом сформулировать цель деятельности
предприятия, чтобы она:
-
могла служить
объединяющей идеей на фирме
-
она должна отражать
специфику и лицо вашего предприятия, т.е. быть узнаваемой.
2. Изучение среды, в которой находится организация.
В результате анализа должна быть построена ТАБЛИЦА SWOT
(сила, слабость, возможности, угрозы). SWOT анализ – один из самых
распространенных и признанных методов оценки среды предприятия. В рамках метода
SWOT предприятие выявляет и оценивает собственные
сильные и слабые стороны, определяет возможности и угрозы, содержащиеся во
внешней среде.
3. Анализ уровня стратегического потенциала и
стратегическая конкурентоспособность предприятия. Любое принятое решение должно
быть нацелено на увеличение потенциала. Потенциал – это возможности, которыми
может обладать или обладает предприятие и которые могут быть реализованы при
определенных условиях (анализ альтернатив и выбор стратегий).
4. Выбирается стратегия развития предприятия.
11.
Оценка выбранной
стратегии (оценка реализации стратегии).
12.
Матричные модели анализа
стратегий. Их суть – на основании знаний нескольких переменных, по которым
проводится анализ, предлагается вариант стратегии действий предприятия на рынке
СЗХ. Матрица «Возможностей по товарам рынка» - представляет собой - все
продукты рынка, независимо от того существуют они или прогнозируются) и матрица
«Продукт-рынок» - представляет собой классификацию рынков и классификацию
продуктов на существующие новые, но связанные с существующими и совершенно
новые продукты. Матрица БКГ – в ней для определения перспективного развития
предприятия предлагается использовать единственный показатель – рост объема спроса.
Модель Мон-Кинси» - преимущество над БКГ заключается в учете наибольшего
количества значимых факторов внутренней и внешней среды предприятия.
27. Информационное обеспечение управления.
Информация – это данные, несущие в себе
новизну и полезность для работника принимающего решение. Информационная система
управления (ИСУ) включает:
7.
Технические средства
управления (телефон, факс)
8.
Техническое обеспечение
рабочего места
9.
Профессионализм
работников аппарата управления и работников сферы производства
10.
Общую культуру
управленческих отношений
11.
Систему документооборота
12.
Информация
ИСУ должна соответствовать др. др., при этом
система играет активизирующую роль, а при большей несогласованности тормозящую.
При ручной обработки информации (печать на машинках, вычисление на
калькуляторах) следует использовать простые системы передач информации,
приглашать специалистов со средним уровнем образования в области информатики.
Если содействие нарушено ИСУ саморазрушается и начинаются трудности до
отторжения информации. Система документооборота играет существенную роль в
функционировании информационной среды, которая должна обеспечивать: получение
нужной информации для нужного человека в нужное время. Рано пришедшая
информация может затеряться в текучке дел, а поздно пришедшая уже не имеет
потребительской стоимости.
Информация, необходимые условия
коммуникативности людей, и следовательно протекание трудовых процессов.
Информационные сведения, сообщения, данные о состоянии и движении системы
управления воспринимаются и передаются человеком или техническими устройствами
устно, письменно либо иными способами.
Различают:
4.
коммуникации с
потребителями
5.
коммуникации между
уровнями и подразделениями
6.
неформальная
коммуникация
Элементы коммуникационного процесса:
6.
отправитель (источник)
7.
сообщение
8.
канал коммуникаций
9.
получатель (адресат)
Этапы: зарождение идеи, кодирование и выбор
канала, передача информации, декодирование информации, обратная связь, помехи
или шум.
Кодирование – это наделение информационного
объекта кодовым (условным обозначением) представленным по определенной системе
правил для передачи, хранения и запоминания. С помощью кодирования информация
защищается и обликается в удобную для передачи форму с возможностью
раскодирования и восприятия.
29. Управление финансами предприятия.
Финансовое состояние
хозяйствующего субъекта – это характеристика его финансовой
конкурентоспособности (платежеспособности, кредитоспособности), использование
финансовых ресурсов и капитала, выполнение обязательств перед государством и
другими хозяйствующими субъектами.
Финансовой состояние
предприятия во много определяет какую стратегию выберет руководство на будущее.
Детальный анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и
потенциальные слабости предприятия. Анализ финансового предприятия проводится
на основании баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках. Анализ
финансового положения предприятия основывается на расчете показателя оценки
финансово-хозяйственной деятельности.
1. Оценка доходности (рентабельности предприятия).
Доходность характеризуется абсолютными и относительными показателями.
Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли или доходов в денежном
измерении. Относительный показатель – это уровень рентабельности в процентах.
Общая рентабельность
предприятия рассчитывается по формуле:
Ро = Пб / å
А * 100, где
Пб – балансовая прибыль
å А – сумма всех активов
Рентабельность чистая
определяется:
Рч = Пч / å
А * 100, где
Пч – чистая прибыль
Рентабельность собственного
капитала:
Рск = Пч / Кс * 100, где
Кс – величина собственного капитала
Рентабельность реализованной
продукции:
Ррп = Пч / Дв * 100, где
Дв – выручка ( валовой доход) от реализации
продукции
2. Показатели деловой активности:
-
Коэффициент
оборачиваемости всех активов:
Коб.а. = Дв / å А, раз
Показатель показывает сколько раз в ходе реализации
обернулись все активы.
-
Коэффициент
оборачиваемости основных фондов:
Коб.опф = Дв / ОФ, где
ОФ – первоначальная стоимость основных
средств.
-
Коэффициент
оборачиваемости оборотных активов:
ООА = Дв / Ао, где
Ао – оборотные активы
- Время оборота в днях – это показатель
обратный коэффициенту оборачиваемости, умноженный на количество дней в
анализируемом периоде.
3. Показатели ликвидности.
Под ликвидностью понимают
способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам.
-
Коэффициент абсолютной
ликвидности:
Кдп = (ДС+КФВ) / КО, где
ДС – денежные средства
КФВ – краткосрочные финансовые вложения
КО – краткосрочные обязательства
-
Коэффициент
промежуточной ликвидности:
Кфп = (ДС+КФВ+ДЗ) / КО, где
ДЗ – Дебиторская задолженность
-
Коэффициент текущей
ликвидности:
Ктл = Ао / КО, где
Ао – сумма оборотных активов
4. Показатели платежеспособности.
Платежеспособностью называется способность
предприятия рассчитываться по долгосрочным и краткосрочным обязательствам.
Опасность неплатежеспособности возрастает по мере того, как возрастает доля
заемного капитала по сравнению с долей собственного капитала в общем наличии
капитала предприятия.
Предприятие считается платежеспособным если
сумма оборотных активов предприятия больше его внешней задолженности.
Платежеспособность предприятия зависит от
того, на сколько ДЗ и запасы превращаются в наличные деньги.
10.
Оценка источников
собственных средств.
Чем больше у предприятия собственных
средств, тем легче ему в условиях рынка справится с трудностями. Наращивание
собственного капитала, осуществляется за счет прибыли путем создания
всевозможных резервов и специальных фондов или прямого зачисления части чистой
прибыли в собственный капитал.
Для обеспечения финансовой устойчивости
предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовывать
его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над
расходами. Финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта
хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих
активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде. Финансовая
деятельность должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и
расходования денежных средств, выполнение расчетной дисциплины, достижение
рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное
его использование.
Финансовое состояние предприятия – это
экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его
кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на
фиксированный момент времени. Главная цель финансовой деятельности сводится к
одной стратегической задачи – увеличение активов предприятия. Для этого
необходимо постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность.
2.
Промышленность и ее роль
в социально-экономическом развитии общества. Классификация отраслей.
Промышленность – важнейшая отрасль национальной
экономики, состоящая из специальных отраслей, объединений и предприятий,
производящих средства труда, преобладающую часть предметов труда и товаров
народного потребления.
Значение промышленности:
5.
Как отрасль народного
хозяйства, она осуществляет добычу либо заготовку материальных благ, дальнейшую
обработку материальных благ, добытых в самой промышленности.
6.
Обеспечивает расширенное
производство всех отраслей экономики, рост национального дохода, обеспечивает
условия эффективного использования материальных и трудовых ресурсов и как
следствие способствует экономической безопасности страны.
Отрасль – это сложившаяся совокупность предприятий и
организаций, объединенных общностью функций, выполняемых ими в системе
общественного разделения труда.
Классификация отраслей:
7.
По экономическому
назначению промышленности выделяют:
-
тяжелая
-
легкая
-
пищевая
8.
По укрупненным группам
выделяют 7 межотраслевых комплексов:
-
топливно-энергетический
-
металлургический
-
машиностроительный
-
химико-лесной
-
промышленность
стройматериалов
-
легкая промышленность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|