рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалка к госэкзамену (экономическая специальность) 2002г.

- снижение расхода сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции.

где Iн – индекс изменения норм расхода сырья на единицу продукции; Iц – индекс цен на сырье и материалы; dмз – доля материальных затрат в себестоимости.

- уменьшение размера амортизационных отчислений на единицу продукции.

- снижение расходов заработной платы на единицу продукции.

Iпт – индекс производительности труда; Iзп – индекс динамики з/пл; dзп – доля з/пл. в себестоимости.

- сокращение административно-управленческих расходов.

- ликвидация производственных расходов и потерь.

Факторы – это технико-экономические условия, под влиянием которых изменяются издержки. Факторы бывают внутрипроизводственные и внепроизводственные.

На величину издержек оказывают влияние изменение цен на сырье и материалы. При увеличении цены – издержки возрастут, и наоборот.

Внутрипроизводственные факторы – которые могут управляться со стороны предприятия.

При анализе и планировании снижения издержек производства наибольшее значение имеют следующие группы внутрипроизводственных факторов:

- повышение технического уровня производства;

- совершенствование организации производства и труда;

- изменение объема производства.

Внепроизводственные – те на которые предприятия не могут оказать влияние (розничные цены на сырье, материалы, оборудование, ставки налогов и отчислений, природные факторы).

24. Сущность прибыли и ее виды.


Главной целью предприятия является максимизация прибыли производственно хозяйственной деятельности, она представляет собой чистый доход предприятия. В условиях рыночной экономики прибыль является?

1) Одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственных и местных бюджетов.

2) Источником самофинансирования развития предприятия.

3) Основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия.4) Источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.

Прибыль представляет собой разность между валовым доходом (выручкой от реализации продукции) и общими издержками.

Пр=ВД-Иобщ.

Различают: бухгалтерскую прибыль – разность между валовым доходом и бухгалтерскими (явными) издержками

БПр=ВД-Ибух.

Чистый доход предприятия, остающийся после вычитания из валового дохода величины экономических издержек представляет собой экономическую прибыль.

ЭПр=ВД-Ибух-Инеяв.,

 т.е предприятие получит экономическую прибыль, когда его валовой доход превышает сумму явных бухгалтерских и неявных издержек, т.е.

ВД>(Ибух.+Инеяв)

В случае когда валовой доход равен экономическим издержкам ВД=Иэк., т.е. экономическая прибыль =0, предприятие получает нормальную прибыль. Это неявные издержки, обусловленные использованием собственных ресурсов предприятия, т.е. прибыль, которую владелец мог бы получить вложив свои ресурсы в лучшие из всех прочих худших альтернативных предприятий.

Общая сумма получаемой прибыли называется балансовой прибылью и включает в себя:

1) Прибыль от реализации готовой продукции, работ (выручка от реализации без налогов минус полная себестоимость этой продукции).

2) Прибыль от реализации основных средств.

3) Прибыль от реализации прочих активов.

4) Внереализационная прибыль – доходы от внереализационных операций уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

С 1.02.2001г. изменен порядок распределения балансовой прибыли. Размер отчислений в республиканский бюджет равен 3 % от прибыли, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей в республиканский, местный бюджет и формирования фонда накопления.
25. Рентабельность: сущность, виды и методика расчета.


Предприятие осуществляющее производственно-хозяйственную деятельность заинтересовано не только в наибольшей массе прибыли но эффективности использования вложенных в производство средств. Эффективность характеризуется размером прибыли, получаемой предприятием на 1 рубль капитала, на 1 рубль оборота, на 1 рубль инвестиций. Эти показатели получают показатели рентабельности и могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных величинах. Рентабельность рассчитывается по следующим формулам:

Ра  = Пр/Аi;  Ро=Пр/Аi, где Ра – рентабельность выраженная в абсолютных значениях, кап./рубль; Ро – рентабельность выраженная в относительных значениях, %. Пр – прибыль предприятия, Аi – количество средств i-го вида.

Рентабельность капитала характеризуется величиной прибыли, полученной предприятием на 1 рубль вложенного капитала. Ра=Пр/(Кф+ОС); Ро=Пр/(Кф+ОС)*100, где Кф – среднегодовая стоимость основного капитала фондов, руб., ОС – средний остаток оборотных средств, руб;

Виды рентабельности капитала:

1. Рентабельность производства – отношение прибыли к сумме среднегодовой стоимости фондов и нормируемых оборотных средств. Ра=Пр/(Кф+ОСн); Ро=Пр/(Кф+ОСн)*100, где Осн – средний остаток нормированных оборотных средств, руб.

2. Рентабельность номинального собственного капитала. Характеризуется размером уставного фонда предприятия. Ра=Пр/Уф; Ро=Пр/Уф*100, Уф – номинальный собственный капитал (уставный фонд), руб.

3. Рентабельность собственного капитала по балансу. Собственный капитал по балансу представляет сумму номинального собственного капитала резервных фондов и переноса прибыли за вычетом переноса убытков. Под переносом прибыли и убытков понимается отнесение отдельных видов затрат и расходов текущего периода на результаты производственно-хозяйственной деятельности предыдущего и последующего периода. Ра = Пр/Ск, Ро = Пр/Ск*100, Ск – собственный капитал по балансу.

4. Рентабельность суммарной величины капитала по балансу:

Ра=Пр/(Ск+Зк);  Ро=Пр/(ск+Зк)*100, где Зк – заемный капитал, руб.

5. Показатель рентабельности текущих затрат – рентабельность продукции. Ра=Пр/Тз; Ро=Пр/Тз*100, где Тз – полная себестоимость продукции (текущие затраты), руб.

6. Рентабельность оборота – характеризует удельный вес прибыли в доходе предприятия от реализации продукции на товарном рынке Ра=Пр/О, Ро=Пр/О*100, О – общая сумма оборота, руб.

Между рентабельностью капитала и рентабельностью оборота существует количественная взаимосвязь. Рентабельность капитала представляет собой произведенное число оборотов кап. (Ко) на рентабельность оборота Р=Ко*Ро.

26. Цена продукции: ее сущность,  функции, методика расчета, виды цен.


Цена – это денежное выражение стоимости товаров. Она выступает важнейшим инструментом конкурентного процесса.. В условиях рыночных отношений цена выполняет следующие функции:

1. информационную – проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефицитности и издержках производства, о товарных рынках, где целесообразно активизировать деятельность, а наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.

2. распределительную – выражается в том, что размер цены на ресурсы зависит от их редкости. Чем ограниченней ресурс, тем выше его цена.

3. стимулирующую – проявляется в создании экономической заинтересованности предприятия в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении дизайна, снижении издержек производства.

4. обеспечивающую доходность – она проявляется в зависимости размера дохода от отпускной цены и количества проданных единиц продукции.

Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Однако это не исключает участия государства в регулировании цен на отдельные виды товаров. Государственное регулирование цен осуществляется посредством контроля за необоснованным их завышением. Применяют три вида цен:

1. Фиксированные цены – это твердые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскурантах. Предприятия не вправе изменять их размер.

2. Регулированные цены – это цены, по которым государством устанавливается максимальный или минимальный уровень, переходить который предприятие не имеют право.

3. Свободные цены – это цены размер которых предприятия устанавливают самостоятельно, исходя из рыночного спроса.

В зависимости от обслуживаемого оборота все цены подразделяются:

1) Отпускная цена – это цена по которой предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым предприятиям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль предприятия, НДС, акцизы.

2) Оптовая цена – это цена по которой оптово-сбытовые базы отпускают товар розничных организациям и другим потребителям. Она состоит из отпускной цены и наценок оптовых организаций.

3) Розничная цена – это цена по которой розничные организации реализуют продукцию населению и другим организациям. Она включает оптовую цену (отпускную) и торговые накидки розничных торговых организаций.

Цены формируются под воздействием двух факторов: 1) внешних (политическая стабильность, отсутствие на рынке каких-либо ресурсов, рыночная среда). 2) внутренние – (способ производства, рыночный сегмент, жизненный цикл товара, сервис, реклама).

Цена определяется на основе затратного метода: Ц=С+П+Н, где С – себестоимость единицы продукции, П – прибыль полученная производителем, Н – косвенные налоги и отчисления в цене товара.

Рыночный механизм определения цены определяется под воздействием спроса и предложения.

27. Понятие и показатели качества продукции. Управление качеством. Петля качества.


Качество – авторитет фирмы. Увеличение прибыли, рост, процветание и работа по управлению качеством на фирме – становятся основой для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы НТП, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Основные показатели  качества:

1) Показатель назначения – характеризует полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливает область применения продукции.

2) Показатель надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность. Безотказность – бытовых электроприборов, тормозная система автомобиля, рулевое управление.

3) Показатель технологичности – характеризует эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при ремонте и изготолвении продукции.

4) Показатель стандартизации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными ГОСТами.

5) Показатель транспортировки – выражается в приспособленности продукции для транспортировки.

6) Экологический показатель – это уровень воздействия на окружающую среду, который возникает при эксплуатации.

7) Показатель безопасности – обеспечение безопасности при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировки, употреблении продукции.

Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления как правило являются процессы от которых зависит качество продукции. Они протекают как на  допроизводственной  стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции. На предприятиях должна функционировать система управления качеством продукции, которая представляет собой  организационную структуру, четко распределенную ответственность процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управлением качеством. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия:

- улучшение экономического положения предприятия;

- расширение или завоевание рынков сбыта;

- улучшение важнейших показателей качества;

- увеличение сроков гарантии;

- развитие сервиса.

Существует такое понятие как петля качества, она включает 11 этапов. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой обеспечения решения задач управления качеством продукции:

1) Маркетинг.

2) Разработка продукции.

3) МТС;

4) Подготовка, разработка производства продукции.

5) Изготовление.

6) Контроль проведения испытаний.

7) Упаковка и хранение.

8) Реализация.

9) Монтаж и эксплуатация.

10) Техническое обслуживание.

11) Утилизация.

28. Инновации: сущность, цикличность распространения, жизненный цикл изделия. Эффективность использования инноваций.


Научно-технические достижения распространяются в производстве в форме инноваций (нововведений). Под инновациями понимается вновь созданный материал, продукт или технология впервые внедряемые в производство. В это же понятие укладывается и организация или создание рынка для нового, впервые произведенного продукта. Инновации – качественные изменения в производстве – могут относится как к технике и технологии, так и к формам организации производства и управления. Те и другие тесно взаимосвязаны и являются качественными ступенями в развитии производственных сил, повышения эффективности производства. Характерными чертами инноваций отличающих их от небольших, чисто количественных изменений в техническом базисе производства являются:

- качественный скачок в уровне техники в результате реализации изобретений.

- значительный экономический, социальный или другой эффект в результате инноваций.

Эти критерии позволяют отличать инновации от мелких технических усовершенствований.

В жизненном цикле каждого продукта можно выделить несколько фаз. В начале когда средства вкладывают в разработку результаты незначительны. Затем когда в процесс вступают ключевые усилия, результаты улучшаются скачкообразно. Наконец по мере инвестирования в процесс или продукт дополнительных средств в прогресс становиться все более трудоемким или дорогостоящим. По мере приближения к пределу затраты связанные с дальнейшим прогрессом резко возрастают. Следовательно важно осознать технологический предел, чтобы предвидеть перемены и перестать инвестировать то, что уже нельзя усовершенствовать. Периоды перехода от одной группы продуктов и процессов к другой называют технологическими разрывами. Специфика динамических методов для инновационным мероприятий:

I. Критерий максимальной ЧДС

1) Возможная стоимостная оценка результата.

2) Наличие данных по годам о результатах и затратах;

3) Нестабильность ТЭП по годам рассчитанного периода.

II. Критерий максимального эффекта.

Условие применения.

1) Возможность оценки результата.

2) отсутствие данных о динамике результатов по годам отчетного периода.

3) Стабильность ТЭП по годам.

4) Совпадение времени начала производства техники.

5) Производство техники в течение одного года.

III. Критерий минимальных затрат.

Условие применения

1) Невозможна стоимостная оценка результатов.

2) Тождественность полезных конечных результатов.

3) Нестабильность затрат по годам расчетного периода.

4) Наличие данных о величине затрат по годам.

Инновации – вновь созданный материал продукция или технология впервые внедряемые в производство. Инновации – качественные изменения в производстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.