9.Типы и хар-ка эк-х систем.
Эк-я система – это
совокупность эк-х процессов, соверш-ся в обществе на основе действующих в нем
отношений соб-ти и организационно-правовых форм хоз-я. Осн элементы ЭС:
1) отношение соб-ти-соц-эк-е отношения 2)организац-правовые нормы хоз деят-ти
3) хоз-й механизм (способ хозяйствования) 4) конкретные эк-е связи м\у фирмами,
предпр-ми, орган-ми.
Посл 2 столетия в мире действовали разл ЭС: 2 рын системы (1. рын эк-ка
свободной конк-ии: чистый капит-зм. 2. совр рын эк-ка: совр капит-зм) и 2
нерын-е системы (1. традиц эк-ка 2. командго-админ эк-ка)
Рыночные системы: 1) рын эк-ка своб-й конк-ции сложилась
в 18в и просущ до нач 19в. Ее осн черты:
А) частная соб-ть – на ср-ва произв-ва б) рын механизм регулирования
макроэк-й деят-ти на основе своб-й конк-ции. В) наличие множества самостоят-но
действующих покупателей и продавцов каждого товара г) соновой хоз активности
субъектов хоз деят-ти явл предпринимательство.
2)
совр рын эк-ка начала складываться в нач 20в, сохранив значит часть
элементов эк-ки свободной конк-ции. В это период был осущ-н переход от своб-й
конк-ции к монополии. Матер-й основой этого перехода стала высокая ступень
концентрации произв-ва и капитила, выразившаяся в возникн-нии крупных предпр-й,
кот-е в целях ограничения конк-ции и ее разрушит-х последствий стали
объединяться в союзы, получ названия монополии. Конк-я в условиях
господства монополистич-го капитала получ название несовершенной
конкуренции: ее осн черты: а) наличие разл-х форм соб-ти в эк-ке страны
(частная, коллективная, гос-я, смешанная); б) гос регулирование эк-ки в целях
предотвращения кризиса спада произв-ва, а также поддержания высокого спроса на
разл виды товаров;
в) высокая соц защищенность насел-я (пособия, субсидии); г) эк-я свобода
производителей и потребителей в рамках действующего законодат-ва; д) преоблад-е
саморегулир-го рын-го механизма.
Нерыночные системы: 1) традиц-я эк-ка характерна для слаборазвитых стран (колоний).
Ее осн черты: а) многоукладность; б) широкое распр-е ручного труда; в)
мелкотоварное произв-во; г) остатки архаичных форм хоз-я (общинное,
коллективное ведение хоз-ва и натур-я форма распред-я созданного продукта); д)
значит роль иностранного капитала.
2)
командно-административная система управления эк-кой. Осн черты: а) общ
(гос-я) соб-ть на ср-ва произв-ва; б) централизованное планирование; в)
непосред-е управление из единого центра; г) констоль со стороны гос-ва за
произв-вом и распред-ем продуктов; д) распред-е по труду; е) относит равенство
доходов; ж) монополизация и демократизация эк-ки.
Совр рын эк-ка хар-ся таким рын механизмом, кот-й сочетает в себе, с одной
стороны, саморегулирование рынком, и с другой стороны, гос регулированием,
поэтому многие страны относятся к группе стран со смешенной эк-кой, в кот-й
преобл осн черты рын эк-ки и в то же время имеют место опр черты, взятые из
командно-администр системы (индикативное планирование и гос регулирование по
ряду направлений).
10.Возн-е, сущность
и осн черты товарного произв-ва.
В истории разв-я общества известны
разл формы хоз-ва: 1) натуральное произв-во; 2) тов-е пр-во; 3) планомерное,
непосредственно-общественное пр-во.
Натуральное пр-во – это такая форма хозяйствования, когда
продукты произв-ся для собственного потребления для внутрихоз-х нужд. Осн
формой богатства явл нат-й продукт, т.е. матер-е благо, удовл-ее потребности
чел-ка. Н\пр-во в своем развитии прошло 2 стадии: а) собирательное хоз-во, б)
воспроизводящее х-во. Осн черты нат-го пр-ва: 1) неразвитое общ-е
разделение труда; 2) низкий Ур-нь разв-я
произв-х сил; 3) замкнутый
локальный хар-р пр-ва; 4) исп-е ручного универсального труда; 5) принцип
самообеспечения х-ва. Н\пр-во явл господствующей формой х-ва до возн-я
капит-ма. Условия возн-я тов пр-ва: а) обществ-е разделение труда; б)
хоз обособление товаропроизводителей как разл-х собственников. Т\пр-во прошло 2
стадии: бартерное и денежное х-во.
Товарное пр-во – это такая форма х-ва, когда продукты труда
произв-ся для обмена и продажи. Осн черты т\пр-ва: 1) развитое общ-е
разделение труда; 2) пр-во ведется обособл-ми произв-ми; 3) открытый хар-р
пр-ва; 4) связь м\у произв-ем и потребителем опосредуется рынком; 5) м\у
произв-ем и потр-ем устанавливаются отношения конкуренции. Различают 2 типа
т\пр-ва: 1) простое т.п.: предшествует капит-му; а) основано
на личном труде товаропроизв-ля; б) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл его
собств-ю. в) цель – удовл-е потребностей; г) т.п. носит огранич-й хар-р; д)
обслуживало рабовлад-й и феод-й способы произв-ва, но не было господствующим.
В простом т.п. постепенно
создаются условия для капит-го тов-го пр-ва. Это проявл-ся в след-ем:
1)первонач-е накопление капитала; 2) при вращении массы простых товаров пр-ва в
лично-свободных, но лишенных средств пр-ва и сущ-ия.
2) капиталистическое т.п.: а) основано на наемном труде; б) раб сила
становится товаром; в) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл собственностью не
непросредственного предприним-ля, а собственника капитала; г) носит всеобщий
хар-р труда;
товар
потребит-я стоимость стоимость
конкретный труд
абстрактный труд
частный общественный
11 Товар и его св-ва.
Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар-это
продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар
имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость. Существуют
различные подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского
направления акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а
представители теории трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара.
Рассмотрим осн.положения теории трудовой стоимости. Сторонники теории
рассматривают два свойства товара и дают им характеристику:
Потребительная
стоимость- это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности
человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда явл. Свойством товара.
Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потр.
стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а
общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через обмен.
Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется
затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе обмена
через меновую стоимость.
Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар
приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что
они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл. Труд затраченный
на производство товара. Двойственность товара определяется двойственным
характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает как труд
конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд
характеризует целесообразную деятельность человека, результатом которой явл.
произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в
физиологическом смысле слова как затрата энергии мозга, мускулов, нервов.
Абстрактный трудом создаётся стоимость товара.
Основным противоречием простого товарного произ-ва явл. Противоречие
между общественным характером произ-ва обусловленным обществ. разделением труда
и частной формой присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает на произ-во
товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость товара.
Однако на рынке формируется общественная стоимость товара и товары продаются не
по индивидуальной стоимости а величина стоимости на рынке формируется как
средняя величина в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда
определяются общественно необходимым рабочим временем которое измеряется при
среднем уровне производительности с интенсивности труда, средним уровнем
техники. Следовательно величина стоимости товара есть средне взвешенные затраты
общественного и абстрактного труда на единицу потребит. стоимости.
Факторы оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество
труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность труда
Основные положения маржиналистской теории предельной полезности (не
трудовой теории стоимости):1. Полезность определяется субъективно
психологической оценкой людей
2. все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном
количестве: воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не оплачивают
их стоимость. Б) относительно редкие и обладающие стоимостью в) человек
располагает в своей потребности в порядке понижения степени их важности. При
этом стоимость зависит от степени важности товара и от степени насыщения
потребности. В эк. Жизни общества действует закон убывающей полезности. Суть
закона сост. В том, что каждая последующая еденица товара на рынке представляет
для каждого потребителя всё меньшую и меньшую полезность, т. к. их общее
количество способствует всё большему удовлетворению потребностей. На рынке
стоимость(ценность) товара определяется как считают маржиналисты предельной
полезностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|