§
Рассасывание тов. Запасов
§
Прекращение падения цен
§
Увел предложения денежных
средств банками
В фазе депрессии начальные процессы структурной перестройке эк-ки и
перехода на энерго- и материалосберегающие технологии.
Оживление – восстоновит фаза. Черты:
§
Незначит расширение
произв-ва
§
Накот сокращение
безработицы
§
Постепенный рост цен и
ссудного процента
§
Рост спроса на новое пром
оборудование (увел. инвестиций)
Подъем (бум). Черты:
§
Превыщшение уровня
произв-ва, достигнутого в предыдущем цикле
§
Сокращение безработицы до
минимальных размеров
§
Возрастание спроса на
продукцию отраслей, определяющих НТП
§
Значит увел спроса на
сырьевые рес.
§
Увел цен на товары и
ссудного процента
Превый кризис в Англии в 1825г.
С точки зрения длительности цикла различают:
1.
циклы Кондратьева (45-50
лет)
2.
строит цикла Кузнеца (15-20
лет)
3.
циклы Джаглера (7-11 лет)
4.
циклы Китчена (3-5 лет)
5.
частные хоз. циклы (1-12
лет)
Совр. западная эк. лит-ра не отвергая классификацию циклов на фазы
применяют более агрегированное деление и выделяют всего 2 фазы: рецессия, кот.
объединяет кризис и депрессию, и подъем, включающий оживление и бум.
36 Безработица и ее формы
безработица –
временная незанятость экономически-активного раселения (или трудоспособного
насел) в обществ произв-ве.
Причины:
1.
структурые сдвиги в эк-ке
2.
эк спад или дипрессия
3.
сезонные изменения уровня
произв-ва в отдельных отраслях
4.
демографич изм в структуре
насел
5.
политика прав-ва и
пофсоюзов в области зарплаты
6.
сокращение армии
7.
конверсия (переквалификация
военных предприятий в гражданские
8.
миграции
в реальной эк жизни
безработица – превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Сттруктура безработицы
по ее причинам включает 4 осн категории раб силы: потерявшие работу в рез-те
увольнения, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок после перерыва,
впервые пришедшие на рынок труда.
Уровень безработицы –
отн кол-ва безработных к общему числу работоспособных. УБ=Б/РС*100%.
Эк-ка не может
ф-ровать при 100% использовании ресурсов (впервую очередь трудовых). Она должна
располагать резервами, кот можно привести в действие в усл циклического
развития эк-ки. Полная занятость в рыночной эк-ке определяется как занятость,
составляющая менее 100% раб силы и равная сумме уровней фрикционной и
структурной безработицы. Этот уровень наз естественным уровнем безработицы
Прим.: в США в 60-х – 4,3%, в 70-х –6,6%, в 80-х – 7%, в 90-х – 6% безработных.
В Европ странах средний уровень – 5%, а в Швеции и Японии –3%.
Формы безработицы:
1.
фрикционная, связанная с
перемещением людей с одной работы на др.
2.
структурная
3.
сезонная
4.
циклическая,
полная и частичная,
скрытая и явная, добровольная и вынужденная, молодежная и женская.
Закон Оукена–отражает
отношения м/у уровнем безработицы и отставанием объема ВВП. Согласно этому
закону превышение текущего уровня безработицы на 1 % над предполагаемым
естественным уровнем увеличивает отставание объема ВВП на 2,5 %.
Соц-эк последствия: не
производится какая-то часть товаров и услуг, снижение налоговых поступлений
гос-ву от з/п, деквалификация раб силы, снижается уровень жизни семьи
безработного, усиливается эксплуатация труда и т.д.
38 объективная необходимость гос. регулирования эк-ки.
Эк. ф-ии гос-ва.
Гос-во призвано корректировать
те недостатки, кот. присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет
негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых рес. и защите
окр. среды; не может регулировать исп-ние рес., принадлежащих всему человечеству, напр. рыбных богатств океана. В
усл. рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не
создаются стимулы для произв-ва тов. и усл. коллективного пользования, не гарантируется право
на труд и
доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных иссл. в науке. Рынок в
основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на
удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с
присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Гос-во берет на себя
ответственность за создание отн. равных усл. для взаимного соперничества фирм,
для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного произв-ва.
Гос-ву требуется направлять эк. рес. на удовлетворение коллективных потребностей людей,
создавать произв-во обществ. тов. и усл. Участие гос-ва в эк. жизни диктуется и тем, что ему
надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулир. рынок труда,
принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике,
регулир. платежного баланса и валютных курсов.
В усл. рынка гос. регулир.
Эк-ки (ГРЭ) представляет собой систему мер законодат., исполн. и контролирующего хар-ра, осущ. гос.
учреждениями с целью приспособления сущ. соц-эк. системы к изменяющимся усл. хозяйствования.
Цели: достижение эк. и
соц. стабильности, обеспечение нац. конкурентных преимуществ, эк. безопасности,
адаптации рыночного механизма к разл. ситуациям.
Эк. ф-ии совр. гос-ва многообразны и сложны:
• поддержка функц-ния рыночной системы и созд.
конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодат.;
• перераспределение дохода и богатства,
корректировка распределения рес. с целью изм. структуры нац. продукта,
стабилизации эк-ки посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;
• ограничение действия некот. эл-в рыночного
механизма. Так, жесткое ограничение использования рыночных эл-в наблюдается в
сфере распределения бюджетных рес. на поддержание и охрану обществ. порядка,
нац. оборону, транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов,
водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления
и обеспечения общественно-нормальных усл. жизни, образования, мед.
обслуживания. Гос. органы обеспеч. функци-ние систем образования,
здравоохранения, экол. контроля с учетом рыночных и обществ. интересов;
• достижение и сохранение нац. конкурентных
преимуществ в мировой эк-ке. Эти ф-ии гос-ва осущ. посредством развития
способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на
мировом рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|