рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учетная политика бюджетной организации

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.


1.3  Особенности формирования учетной политики в бюджетных организациях


ПБУ 1/98 в бюджетных учреждениях не применяется. Тем не менее, понятие "учетная политика" закреплено в Законе о бухгалтерском учете и каких-либо исключений для бюджетных учреждений не делает.

Как явствует из Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее - Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях), учетная политика в каждом конкретном учреждении не разрабатывается и не утверждается - это сделано централизованно, в самой Инструкции. Тем не менее, для учреждений, ведущих предпринимательскую деятельность (и, следовательно, являющихся плательщиками НДС и налога на прибыль в размерах и порядке, установленных для коммерческих организаций), разработка и утверждение учетной политики, является, по существу, обязательной. По меньшей мере, налоговые органы требуют, чтобы такой документ был разработан.

Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, установленный Инструкцией бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, предусматривает:

- план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;

- мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета. Вместе с тем не исключается использование других форм счетоводства - в соответствии с пунктом 20 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в отдельных случаях Министерство финансов Российской Федерации может разрешать федеральным органам исполнительной власти вести в учреждениях, находящихся в их ведении, бухгалтерский учет по журнально - ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных методических документов. Следовательно, в учетной политике может быть отражена форма счетоводства, используемая в учреждении;

- способы применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников. Несмотря на то что в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях приводится полный перечень счетов и субсчетов, используемых в бюджетных учреждениях, представляется целесообразной разработка и утверждение рабочего плана счетов бюджетного учреждения;

- формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

- методы оценки активов и обязательств;

- корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;

- другие вопросы организации бухгалтерского учета.

При разработке учетной политики учитываются два аспекта - методический и организационный. Тот факт, что учетная политика бюджетных учреждений изложена в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, еще не означает, что руководители учреждений не имеют права выбора между различными вариантами отражения в учете отдельных операций.

Существуют основные методические аспекты, которые отражаются в учетной политике коммерческих организаций и которые, при определенных условиях могут быть отражены в учетной политике бюджетных учреждений.

1. Порядок начисления амортизации объектов основных средств.

По общему правилу амортизация по объектам, приобретенным за счет бюджетных средств, не начисляется. С введением в действие ПБУ 6/01 и главы 25 НК РФ бюджетные организации при осуществлении предпринимательской деятельности имеют право начислять амортизацию на объекты основных средств, используемые при осуществлении такой деятельности.

Следовательно, при формировании учетной политики такие учреждения должны определить и раскрыть способы начисления амортизационных отчислений - отдельно для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Если учреждение использует основные средства в нескольких видах деятельности - основной и предпринимательской - в учетной политике учреждения должен быть определен порядок распределения суммы начисленного износа (собственно износ и сумма амортизации применяемые для целей налогообложения).

2. Порядок начисления амортизации объектов нематериальных активов.

После введения в действие Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях на объекты нематериальных активов не начисляется не только амортизация, но и износ (который ранее, когда нематериальные активы числились на субсчете 019, начислялся).

3. Разделение средств труда на основные средства и малоценные предметы.

Руководители коммерческих организаций имеют право устанавливать лимит ниже предусмотренного Положением по ведению бухгалтерского учета (100 МРОТ). Для всех бюджетных учреждений существует единый лимит отнесения активов к основным средствам (50 МРОТ), который не может быть уменьшен. Руководителю бюджетного учреждения не предоставлено право устанавливать меньший лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте. Это, в частности, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа) на условиях оперативного управления.

4. Порядок учета процесса заготовления и приобретения материально-производственных запасов.

В бюджетных учреждениях фактическая стоимость материальных запасов формируется непосредственно на счетах их учета - специальных субсчетов для учета отклонений фактической стоимости поступающих материалов от их учетных цен в бюджетных учреждениях не предусмотрено. Однако, в том случае, когда некоторые виды расходов (например, транспортно-заготовительные) относятся к нескольким видам приобретаемых материально-производственных запасов, целесообразно раскрыть в учетной политике методику распределения этих расходов между отдельными видами запасов.

5. Оценка материальных запасов и готовой продукции.

Существует только один метод - по фактической себестоимости. В отношении готовой продукции исключение сделано только для сельскохозяйственной продукции, которая в течение года оценивается по плановой себестоимости, которая уточняется в конце года.

В бюджетных учреждениях не применяются такие методы оценки материальных запасов, как ЛИФО и ФИФО. Поэтому списание материалов и продуктов питания может производиться по ценам их приобретения или средним ценам, если аналогичные материалы или продукты питания приобретались по разным ценам. Списание материалов и продуктов питания производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами расходов на основании документов, подтверждающих их количественный расход и утвержденных руководителем учреждения (ф.ф.299, 397, 410, 431, 3, 3-спец., 4, 4-с, 4-п, 6-спец. или акта о списании материальных запасов ф.230).

Следовательно, по данному элементу учетной политики должны быть разработаны и утверждены нормы расходов материально-производственных запасов, а также определен график документооборота в части представления документов, являющихся основанием для списания запасов и включения затрат в себестоимость готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

6. Порядок списания малоценных предметов.

Малоценные предметы в настоящее время не амортизируются не только в бюджетных учреждениях. Важно обратить внимание на то, что в отличие от коммерческих организаций, подобное имущество в бюджетных учреждениях, по-прежнему учитывается в составе отдельной группы активов. Передача со склада в эксплуатацию отражается в системном учете, малоценные предметы в течение всего срока полезного использования числятся в балансе по первоначальной стоимости (фактической стоимости приобретения или изготовления).

При формировании учетной политики по данному элементу следует учитывать замечания, высказанные выше в отношении материалов.

7. Сроки погашения расходов будущих периодов.

При осуществлении предпринимательской деятельности необходимость распределения неравномерно производимых расходов по отчетным периодам диктуется потребностями равномерного формирования себестоимости готовой продукции. В Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях сроки погашения расходов будущих периодов (как, впрочем, и в других документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), не установлены. Исходя из потребностей бухгалтерской и статистической отчетности можно рекомендовать установление срока, в течение которого расходы будущих периодов должны быть списаны, как число месяцев с момента осуществления этих расходов и до конца года. Разумеется, это может быть приемлемым только в отношении тех расходов, срок списания которых прямо определить нельзя - арендная плата, уплачиваемая авансом и подписка на периодические издания относятся к тем видам расходов, срок списания которых определен в расчетных документах. В учетной политике следует установить сроки списания таких расходов.

8. Метод определения выручки от реализации готовой продукции Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях также определен достаточно жестко - только кассовый метод ("по оплате"). Причем, до момента оплаты не только не определяется финансовый результат или задолженность перед бюджетом по оборотным налогам, но и не списывается фактическая себестоимость реализованной продукции.

В учетной политике учреждений, ведущих предпринимательскую деятельность, следует просто зафиксировать этот факт - для целей налогообложения.

9. Отражение прибыли от предпринимательской деятельности.

Здесь также существует довольно жесткая схема бухгалтерских проводок, в соответствии с которой, финансовые результаты определяются на счете учета доходов по мере поступления денежных средств в оплату реализованной продукции, работ или услуг, а затем - списываются на счет учета прибыли.

В учетной политике целесообразно отразить виды доходов, формирующих прибыль и, по возможности, периодичность их поступления.

10. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.

В данном случае может иметься в виду только предпринимательская деятельность. Но и по операциям, осуществляемым в рамках такой деятельности, создание резервов не предусмотрено.

11. Методы распределения прибыли в бюджетных учреждениях аналогичны методам распределения прибыли в коммерческих организациях - прибыль может распределяться по двум фондам - фонд средств на материальное поощрение и социальные выплаты и фонд средств на содержание и развитие материально-технической базы.

В учетной политике следует отразить выбор из приведенных вариантов. Кроме того, целесообразно отразить порядок документального оформления расходов за счет прибыли - разработка и утверждение сметы доходов и расходов, порядок составления и представления документов, перечень должностных лиц, имеющих право утверждения отдельных видов расходов и т.п.

12. Учет курсовых разниц.

Данный вопрос в Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях проработан довольно тщательно. Основной принцип, использованный при разработке рекомендаций по учету курсовых разниц, сводится к отнесению их в состав доходов будущих периодов.

13. Списание с баланса сумм дебиторской и кредиторской задолженности.

В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях списание сумм задолженности осуществляется в следующем порядке. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения.

В учетной политике организации целесообразно указать на факт наличия такой задолженности, а также (в приложении к учетной политике) привести полный перечень дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, сроки исковой давности по которым, истекают в текущем году.

2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МОУ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №5 ГОРОДА САЯНОГОРСКА


2.1 Постановка бухгалтерского учета в школе № 5 города Саяногорска. Главные проблемы и пути решения

Учетная политика бюджетного учреждения в условиях постоянно изменяющегося законодательства нуждается в постоянной доработке. 31 декабря главный бухгалтер обязан   уточнять приказ об учетной политике на следующий год. Обсудив с руководителем все нюансы, такой приказ становится сводом правил для всех обособленных (в т.ч. структурных, наделенных правомочиями юридического лица) подразделений учреждения. Бесспорно, единая учетная политика дает положительный эффект в трех плоскостях ведения управленческого, бухгалтерского и налогового учета. Единство в свою очередь влияет на эффективность использования ресурсов бюджетного учреждения.

В настоящей главе рассматривается пример учетной политики для общеобразовательной школы №5 города Саяногорска.

Практика показывает, что начинать выстраивать приказ «Об учетной политике» нужно с описания нормативно-правовой базы каждого учреждения. Первым разделом, на взгляд автора, должен стать «Бухгалтерский (бюджетный) учет». Приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утвеждении Инструкции по бюджетному учету» (далее по тексту - приказ № 25н) дает общую характеристику бюджетного учета и не отражает отраслевую особенность[16].

Возникает необходимость в большей детализации аналитических данных. Так, например учет основных средств, стоимостью до 1 тысячи рублей и разнообразие налогов (счет 0.303.05 «Прочие налоги») требуют специального учета. Первый случай ближе к управленческому учету, а второй – требует  дополнительной аналитики в бухгалтерском учете.

Пункт 2.2 «Анализ финансовых результатов деятельности» покажет сравнение финансовых результатов деятельности школы №5 в годовой отчетности за 2005 год и 2006 год.

 С перечнем нормативно-правовых актов, являющихся законодательной базой составления и ведения учетной политики школы №5, можно ознакомиться в Приложении 3.

Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. В Законе РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I для данных учреждений установлен исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности[17].

Согласно ст.47 этого Закона к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

¾   реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

¾   торговля покупными товарами, оборудованием;

¾   оказание посреднических услуг;

¾   долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Вместе с тем названным Законом установлено, что если основная деятельность образовательного учреждения осуществляется на платной основе, то получаемый от нее доход реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении, то такая деятельность не является предпринимательской.

На первый взгляд подобное разделение видов деятельности в Законе однозначно. Тем не менее, в законодательстве этот вопрос регулируется по-разному. Как уже было указано, в ст.2 ГК РФ предпринимательская деятельность расценивается как деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке[18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.