|
|
Приведенные данные показывают, что в целом налоговая нагрузка на организацию в части единого социального налога с 1 января 2005 года уменьшится. В большей степени это почувствуют организации, в которых выплаты на одно физическое лицо, учитываемые при определении налоговой базы, не превышают нарастающим итогом с начала года 100000 руб. Сумма единого социального налога в этом случае уменьшится более чем на 35 процентов. Однако по мере увеличения налоговой базы разница между суммой налога, исчисленной по действующим ставкам, и ставкам, вводимым с 1 января 2005 года, постепенно "растает". При налоговой базе 200 000 руб. налоговая нагрузка снизится лишь на 8 про-центов, при налоговой базе более 300 000 руб. - разница в платежах не превысит 1 процента (!). Для новой шкалы налоговых ставок характерно смещение акцента при распределении единого социального налога в пользу отдельных фондов. Так, при налоговой базе свыше 280000 руб. сумма платежей в Фонд социального страхования РФ увеличится на 5-10 %. Отчисления на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования, возрастут более чем в 4 раза. Взносы на обязательное пенсионное страхованиеСущественно изменяется порядок исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование. Во-первых, в отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года все застрахованные лица подразделяются не на три, как сейчас, а на две возрастные категории независимо от пола:
Во-вторых, для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для этой категории застрахованных лиц взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии. Для лиц 1967 года рождения и моложе сохранен действующий порядок: взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии. При этом следует учитывать, что на период 2005-2007 годы действуют переходные положения: взносы в "обычных" организациях начисляются исходя из базового тарифа 10 процентов и 4 процента на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии соответственно. Таким образом, действие переходных положений продлено (в действующей редакции переходные положения действовали по 2005 год включительно). В-третьих, по аналогии с ЕСН изменены интервалы базы шкалы регрессии: до 280000 руб., от 280001 руб. до 600000 руб. и свыше 600000 руб., а также установлены новые тарифы для базы, превышающей 280000 руб. Заметим, что в отличие от существующего порядка, в общем случае сумма взносов на обязательное пенсионное страхование теперь будет превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), начисленную в федеральный бюджет. Действующим порядком (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ) предусмотрено, что при исчислении взносов на обязательное пенсионное страхование регрессивная шкала применяется на тех же условиях, что и при исчислении ЕСН. Таким образом, с 1 января 2005 года страхователям не требуется как ранее подтверждать расчетом право на применение пониженных тарифов, если база для исчисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года превысит 280 000 руб., независимо от размера базы в среднем на одного работника и численности работников. В четвертых, законодатель уточнил, что к лицам, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации как постоянно, так и временно. Таким образом, с 1 января 2005 года на выплаты указанным лицам по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, предусматривающим выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору, организациям необходимо начислять взносы на обязательное пенсионное страхование. При этом не имеет значения, сколько дней указанные лица проживали в Российской Федерации на момент выплаты. Рассмотрим, как изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года, отразятся на налоговой нагрузке на предприятие ООО «Ирис» Все работники организации относятся к лицам 1967 года рождения и моложе. Рассчитаем сумму авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из действующего порядка и порядка, вводимого с 1 января 2005 года (см. таблицу 2). Обращаем ваше внимание, что целью настоящей статьи является аналитический обзор изменений налогового законодательства, поэтому переходные положения не учитываются при расчете. Таблица 2. Расчет авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование (с 2008 года) | |||||||||||||||||
Работник |
Налоговая |
Суммы авансовых платежей, исчисленные исходя из действующего порядка |
Всего |
Суммы авансовых платежей, исчисленные исходя из порядка, вводимого с 1 января 2005г. |
Всего |
|||||||||||||
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
На финансирование страховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии |
|||||||||||||||
Иванов И.И. |
100 000 |
8 000 |
6 000 |
14 000 |
8 000 |
6 000 |
14 000 |
|||||||||||
Петров П.П. |
200 000 |
12 500 |
9 400 |
21 900 |
16 000 |
12 000 |
28 000 |
|||||||||||
Иванова И.И |
300 000 |
17 000 |
12 800 |
29 800 |
23 020 |
17 280 |
40 300 |
|||||||||||
Петрова П.П. |
400 000 |
19 260 |
14 490 |
33 750 |
26 120 |
19 680 |
45 800 |
|||||||||||
Сидоров С.С. |
500 000 |
21 520 |
16 180 |
37 700 |
29 220 |
22 080 |
51 300 |
|||||||||||
Сидорова С.С. |
600 000 |
23 780 |
17 870 |
41 650 |
32 320 |
24 480 |
56 800 |
|||||||||||
Итого |
2 100 000 |
102 060 |
76 740 |
178 800 |
134 680 |
101 520 |
236 200 |
Приведенные данные показывают, что в 2005 году с базы, превышающей 100 000 руб., организации придется платить большую сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, в среднем на 30 процентов. Вместе с тем, с учетом нормы, предусмотренной пунктом 2 статьи 243 НК РФ, это увеличение будет компенсировано уменьшением суммы налога (авансовых платежей по налогу), зачисляемой в федеральный бюджет. Расчет налога приведен в таблице 3.
Таблица 3. Расчет авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование (с 2008 года)
Работник
Налоговая
база
за
январь
Действующий порядок
Порядок, вводимый с 1 января 2005 г.
Исчислено налога в федеральный бюджет
Налоговый вычет (взносы в ПФР)
К уплате в федеральный бюджет
Исчислено налога в федеральный бюджет
Налоговый вычет (взносы в ПФР)
К уплате в федеральный бюджет
Иванов И.И.
100 000
28 000
14 000
14 000
20 000
14 000
6 000
Петров П.П.
200 000
43 800
21 900
21 900
40 000
28 000
12 000
Иванова И.И
300 000
59 600
29 800
29 800
57 580
40 300
17 280
Петрова П.П.
400 000
67 500
33 750
33 750
65 480
45 800
19 680
Сидоров С.С.
500 000
75 400
37 700
37 700
73 380
51 300
22 080
Сидорова С.С.
600 000
83 300
41 650
41 650
81 280
56 800
24 480
Итого
2 100 000
357 600
178 800
178 800
337 720
236 200
101 520
Таким образом, фактически увеличение суммы взносов в ПФР не приведет к повышению налоговой нагрузки на организацию.
В настоящее время при определении налоговой базы учитываются выплаты и вознаграждения как в пользу физических лиц - работников организации, так и членов их семей. С 1 января 2005 года полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных и иных прав), предназначенных для членов семьи работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, не будет облагаться единым социальным налогом.
В отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года единым социальным налогом будут облагаться:
Вместе с тем, для организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, необлагаемая единым социальным налогом совокупная сумма материальной помощи, выплачиваемая физическому лицу за счет бюджетных источников, повышена с 2000 руб. до 3000 руб.
В отличие от действующего порядка, с 1 января 2005 года в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, включаются также вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по лицензионным договорам. Федеральным законом от 20.07.2004 № 70-ФЗ установлено, что льготы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ (освобождение от налогообложения выплат и иных вознаграждений льготным категориям граждан, не превышающих 100 000 руб. в течение календарного года), с 1 января 2005 года. распространяются на всех физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, независимо от того, работают они в организации по трудовому договору или состоят с организацией в гражданско-правовых отношениях.
Аналогичный порядок предусмотрен в отношении налоговых льгот для организаций, поименованных в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, с 1 января 2005 года российские фонды поддержки образования и науки не смогут больше воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ.
Теперь суммы выплат гражданам России в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам, аспирантам государственных, муниципальных образовательных учреждений, подлежат налогообложению единым социальным налогом.
В 2005 году при уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование используются ставки налога и тарифы, установленные Федеральным законом от 20.07.04 № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».
Изменение составляющих налога
Исчисленные в текущем году величины ЕСН в федеральный бюджет по доходам до 100 000 руб. будут составлять 71,4% (20% : 28% х 100%) от прошлогодних. Причем максимальная величина разницы между исчисленными суммами доли ЕСН приходится на упомянутую величину дохода. И составит она 8000 руб. (100 000 руб. (28% - 20%)).
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.