рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Учет в торговле (лекции)

-  создать условия, при которых обеспечивалась бы сохранность и предотвращалась возможность образования недостач и хищений товаров.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от:

-  места приемки (на складе поставщика, от органов транспорта, на складе покупателя);

-  характера приемки (по количеству, качеству и комплектности);

-  наличия или отсутствия соответствующих сопроводительных документов и т.д.

Приемка товаров по весу брутто, указанному на таре, или приемка по весу нетто и количеству товарных единиц (в поврежденной таре) производиться в том месте, где принимаются товары.

Порядок приемки товаров на складе поставщика. Товары на складе поставщика принимают, как правило, материально ответственное лицо покупателя по доверенности. Доверенность оформляется на бланках типовой формы, подписывается руководителем и главным бухгалтером или лицами, уполномоченными ими. После чего на ней ставиться печать. Доверенность регистрируется в бухгалтерии в специальном журнале. Если товар по выданной доверенности не будет получен, то она аннулируется. При этом бухгалтер погашает ее надписью «Не использована» и делает отметку в журнале.

Доверенность при получении товара предъявляется поставщику вместе с документами, удостоверяющими личность получателя. При приемке товара проверяется соответствие количества и качества товаров данным сопроводительных документов.

Приемка товаров на станции железной дороги (пристани) производится  материально ответственным лицом получателя (кладовщиками, экспедиторами и т.д.) при предъявлении доверенности, грузовой квитанции, паспорта. При этом оптовые организации в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязаны проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке.

На полученный от железной дороги товар экспедитор выписывает накладную на его отправку на склад автомобильным транспортом через агента-водителя. В случае обнаружения недостачи товаров при приемке их на складе от агента составляется акт. Если товары от органов транспорта принимает кладовщик, являющийся материально ответственным лицом, то он расписывается в получении товаров в сопроводительных документах, либо составляется «Акт о приемке товаров» (ф. № ТОРГ-1), который применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Этот акт составляется также при приемке товаров на складах оптовой организации членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем организации.

В случае поступления товаров без сопроводительных документов или при поступлении товаров, не предусмотренных в договоре, они принимаются на ответственное хранение, о чем сообщается поставщику. Такие товары учитываются за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». В установленные покупателем сроки поставщик должен распорядиться принятыми на ответственное хранение товарами. Если он в этот срок не распорядится товарами, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. Понесенные расходы покупателем подлежат возмещению поставщиком.

На складе оптовых организаций товары принимаются при доставке поставщиком по весу брутто и количеству мест, а при необходимости и по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом товаром месте. Оптовые организации, переотправляющие товары в таре или упаковке первоначального отправителя (изготовителя), должны производить приемку товаров по количеству и качеству внутри товарных мест лишь в случаях, предусмотренных договорами, а также при несоответствии фактического веса брутто весу брутто, указанному в сопроводительных документах либо в поврежденной, открытой или немаркированной таре, а также при наличии признаков порчи. Порядок приемки товаров на оптовых складах и сроки ее проведения устанавливаются в договорах на их поставку.

В бухгалтерском учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным оприходованием товаров со стороны материально ответственного лица согласно документам поставщиков. Поставщики при отгрузке товаров в адрес оптовых организаций выписывают документы: коммерческие (товарные); транспортные и страховые; платежно-банковские (расчетные).

2.3 Особенности документального оформления поступления товаров в розничной торговле

Товары, поступающие на предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, накладные и др.), предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозки грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом.

Порядок приемки товаров по количеству и качеству, на станции железной дороги или пристани водного транспорта, доставки их на предприятие розничной торговли и документального оформления этих операций аналогичен порядку, установленному в оптовой торговле. Однако с учетом того, что товары в розничной торговле доходят до конечного потребителя, особое внимание уделяется проверке качества товара.

Реализуемые через розничную торговую сеть пищевые продукты, продовольственное сырье, должны сопровождаться соответствующим документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы. Реализация продуктов питания и продовольственного сырья без наличия указанных документов, подтверждающих их качество и безопасность, запрещается.

Качество пищевых продуктов, поступающих на предприятия продовольственной торговли, проверяется материально ответственными лицами (товароведами, кладовщиками, заведующими или директорами предприятий). Приемку продуктов начинают с проверки сопроводительных документов, качества упаковки, соответствия пищевых продуктов сопроводительным документам и маркировке, обозначенной на таре (упаковке).

Количество принимаемых скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно определяться объемом работающего холодильного оборудования (для хранения данного вида продуктов), имеющегося на предприятии. Тара и упаковка пищевых продуктов должны быть прочными, чистыми, сухими, без постороннего запаха и нарушения целостности.

При приемке продовольственного товара учитывается следующее:

-  мясо принимается только при наличии ветеринарного клейма и документа, свидетельствующего об осмотре и заключении ветнадзора;

-  птица принимается в предприятия продовольственной торговли только в непотрошеном виде, за исключением дичи;

-  запрещается прием яйца без наличия ветеринарного свидетельства на каждую партию яиц, а также яйца водоплавающей птицы (утиные, гусиные); куриные яйца, бывшие в инкубаторе (миражные), яйца с трещинами («бой»), с нарушением целости оболочки («тек»), загрязненные куриные яйца, а также меланж;

-  молочные продукты должны приниматься в чистой стеклотаре и в ненарушенной упаковке;

-  рыба охлажденная, рыба горячего копчения, кулинарные изделия и полуфабрикаты из рыбы поступают в магазины сразу для реализации; хранение этой продукции на складе запрещено;

-  запрещается прием безалкогольных и слабоалкогольных напитков с истекшим сроком реализации, а также напитков в бутылках без этикетки (кроме бутылок с соответствующими обозначениями), с поврежденной укупоркой, осадками и другими дефектами;

-  хлеб и хлебобулочные изделия должны приниматься с проверкой качества продукции по органолептическим показателям, масса каждого вида хлебной продукции должна соответствовать стандартам и техническим условиям.

Ткани, поступающие в кипах и кусках, до выпуска в продажу могут перемериваться. Перемеривание проводится комиссией в составе товароведа, представителя общественности и материально ответственного лица Установленная длина куска ткани проставляется на фабричном ярлыке и подписывается членами комиссии с указанием номера и даты составленного акта. При этом излишки ткани приходуются, а при недостаче ткани предъявляется претензия поставщику.

Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода .делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.

Поставщиком товара в розничное торговое предприятие может выступать и физическое лицо. Оформление поступления товаров рекомендует­ся проводить с заключением договора между торговым предприятием и лицом, предлагающим товар.

Приемка товара сопровождается составлением материально ответственным лицом накладной на фактически принимаемый товар. Форма и условия расчетов за товар могут быть различны, они указываются в договоре. Однако необходимо отметить, что в том случае, когда оплата товара производится наличными деньгами (одновременно с приемкой товара или после его реализации), может оформляться в установленном порядке расходный кассовый ордер на имя материально ответственного лица с указанием в графе «Основание»: «В подотчет для приобретения товара» и суммы выданных денег прописью.

Товарно-транспортные накладные, акты и другие документы, на основании которых материально ответственные лица приняли товар, вместе с товарными отчетами передаются в бухгалтерию, где их используют для контроля за правильностью оприходования товара и записей в учетные регистры.

ТЕМА 3. УЧЕТ ТОВАРОВ НА СКЛАДЕ


План лекции

3.1 Определение материальной ответственности в торговле

3.2 Учет товаров в местах хранения

3.3 Отчетность материально ответственных лиц о наличии и движении товаров

3.1 Определение материальной ответственности в торговле


В целях исключения ошибок в учете и предотвращения хищений, потерь материальных ценностей и других злоупотреблений в торговой деятельности необходимо особо уделить внимание системе внутреннего контроля. Важной составной частью этой работы является определение материальной ответственности каждого работника торговли.

С работниками торговли обеспечивающими хранение, отпуск, подготовку к продаже и продажу товарно-материальных ценностей в торговых точках следует заключать договора о материальной ответственности.

Материальная ответственность может быть полной и неполной, индивидуальной и коллективной.

При полной материальной ответственности работник обязан возместить причиненный ущерб в полном размере без всяких ограничений.

В договоре об индивидуальной материальной ответственности указывают права, обязанности и ответственность работника и администрации. Работники принимают на себя ответственность за сохранность ценностей, а администрации обязуется создать для этого необходимые условия.

Заключают договора с лицами, занимающими определенные должности, а именно с:

-  заведующим кассой;

-  заведующим складом и его заместителем;

-  заведующим кладовой;

-  старшим кассиром;

-  кассирами и другими работниками, выполняющими обязанности кассиров;

-  заведующими товарными секциями, отделами, а при их отсутствии с заведующим магазином и его заместителями;

-  агентами по снабжению;

-  экспедиторами по перевозке грузов и др.

Коллективная материальная ответственность применяется при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним отдельный договор.

3.2 Учет товаров в местах хранения


Материально ответственные лица ведут складской учет товаров независимо от способа хранения в натуральном выражении по наименованиям, сортам, количеству и цене товара на основании приходных и расходных товарных документов.

При сортовом способе хранения на каждое наименование товара открываются карточки количественного учета или несколько страниц в товарной книге. Карточки хранятся на складах в картотеке по группам товаров, а внутри групп – по наименованиям в алфавитном порядке или по номенклатурным номерам в порядке их возрастания. В адресной части карточки указываю наименование организации и название товара, артикул, сорт, цена и другие отличительные признаки товара. В предметной части – отражаются остаток, приход, расход, наименование поставщика, покупателя, номер и дата документов, на основании которых сделаны записи. Записи в карточки производятся по каждому документу материально ответственными лицами в день совершения операций. После каждой записи или в конце рабочего дня исчисляется остаток товаров на конец дня.

При партионном способе хранения на каждую партию поступивших товаров материально ответственное лицо выписывает партионную карточку в двух экземплярах: один – остается на складе, другой – передается в бухгалтерию. Партионная карточка должна содержать данные о приходе и расходе товаров, их наименовании, количестве (массе) и т.д. Одновременно с выпиской партионной карточки на каждую партию товара выписывается общий упаковочный товарный ярлык (марка). В нем указывается номер партии, наименование группы товаров, поставщика, документа, количество мест. На каждое тарное место несмываемой краской наносят номер партии. Партионная карточка регистрируется в журнале регистрации. Порядковый номер ее регистрации в журнале является номером данной партии товаров. Этот номер партионной карточки указывается затем в расходных документах при отпуске товаров. Отпуск товаров отражается также в партионной карточке, где указываются дата отпуска, номер расходного документа, количество отпущенного товара. После каждой записи или в конце рабочего дня в карточке проставляется остаток товаров в партии. После полного выбытия данной партии товаров карта закрывается и передается вместе с товарным ярлыком и отчетом в бухгалтерию для проверки.

3.3 Отчетность материально ответственных лиц

о наличии и движении товаров

Для усиления контроля за сохранностью и своевременностью отражения в учете товаров и управления ими, материально ответственные лица составляют на основании приходных и расходных документов отчетность о наличии и движении товаров и тары. Сроки и порядок составления отчетности устанавливает администрация торговой организации, которые зависят от ее специализации, документооборота, объема товарных операций и других факторов. В любом случае торговая организация должна устанавливать единую форму и сроки представления отчетности для всех материально ответственных лиц. На практике они составляют отчетность о наличии и движении товаров и тары за 3, 5, 7, 10 дней в виде товарного отчета или сопроводительного реестра. В розничной торговле используется товарный отчет (составляемый по пятидневкам), а в оптовой – товарный отчет или сопроводительный реестр.

Товарный отчет состоит из нескольких частей (ф. № ТОРГ-29). В адресной части указывается наименование организации, вид ее деятельности, название «ТОВАНЫЙ ОТЧЕТ», дата составления, за какой период составлен отчет, должность, Ф.И.О. материально ответственного лица и его табельный номер.

В предметной части отражаются:

-  остаток товаров и тары на начало отчетного периода;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.