рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях мирового финансово-экономического кризиса

При бухгалтерской обработке выписки следует иметь в виду, что банк выступает как должник предприятия, по­скольку он хранит денежные средства и использует их в своем обороте. Поэтому остатки средств и поступления за­писываются по кредиту лицевого счета, так как эти суммы показывают долг банка предприятию, а выдача и пере­числение денег — по дебету, так как долг банка в этом случае уменьшается. Следовательно, для банка расчетный счет предприятия — пассивный. Для предприятия этот счет активный, поэтому бухгалтер будет записывать эти опе­рации на счет 5110 «Расчетный счет» в обратном порядке. Выписка банка проверяется бухгалтером и на полях ка­рандашом указывается шифр корреспондирующих счетов. Эти же счета указываются в документах, приложенных к Списке. Исправления, подчистки, помарки в банковских выписках не допустимы. Для учета наличия и движения денежных средств на расчетном счете предприятия в национальной валюте Республики Узбекистан используется активный денежный счет 5110 «Расчетный счет» (Приложение А).

По дебету счета 5110 отражаются хозяйственные опе­рации по поступлению средств на расчетный счет с кредита разных счетов в зависимости от характера поступления, по кредиту — хозяйственные операции по списанию средств с расчетного счета в дебет разных счетов в зависимости от направления расхода.    


1.2 Порядок проведения взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности между хозяйствующими субъектами

Выверка дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется хозяйствующими субъектами по состоянию на 1 июля 2008 года в месячный срок совместно со специалистами обслуживающих банков, налоговых и финансовых органов, органов статистики.

Ответственность за сбор и предоставление информации возлагается на территориальные Главные управления Центрального банка.

Координацию работы министерств, ведомств, концернов, корпораций, ассоциаций и холдинговых компаний по проведению взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности и внесения предложений по итогам этой работы осуществляют отраслевые экспертные комиссии.

Основными задачами отраслевых экспертных комиссий являются:

контроль за обеспечением полноты охвата всех хозяйствующих субъектов и качественного проведения выверки дебиторской и кредиторской задолженности;

обобщение результатов проведенной выверки дебиторской и кредиторской задолженности; внесение на рассмотрение Правительственной комиссии по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет предложений по итогам проделанной работы и о нереальных к взысканию размеров взаимной задолженности.

Руководители хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств  несут персональную ответственность за своевременное и качественное проведение выверки и реальности отражения срочной и просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, а также составления актов сверок по взаимным долгам (Приложение А).

            Для ускорения проведения выверки взаимных задолженностей и составления актов сверок хозяйствующие субъекты с выездом на место осуществляют сверки своей задолженности с хозяйствующими субъектами, имеющими кредиторскую задолженность.

Руководители и главные бухгалтеры хозяйствующих субъектов на основании журналов ордеров или мемориальных ордеров, сверенных с главной книгой, заполняют сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по счетам.

После проведения окончательной выверки дебиторской и кредиторской задолженности на хозяйствующих субъектах заполняются сведения по приложениям к настоящему Порядку. В этих сведениях отдельной строкой выделяются внутрисистемная задолженность, задолженность в пределах республики и за ее пределами (отдельно по странам СНГ и дальнего зарубежья). Отдельно показываются также суммы дебиторской задолженности, которые возникли из-за незаконного взыскания этих сумм органами государственной налоговой службы.

Кроме того, в сведениях по кредиторской задолженности выделяется кредиторская задолженность, отсроченная по решениям правительства.

Копии актов сверок на дебиторскую и кредиторскую задолженность по хозяйствующим субъектам представляются обслуживающему банку для проверки и обобщения суммы, указанной в сведениях.

Районные органы статистики, обслуживающие банки и налоговые органы, сверяют общую сумму дебиторской и кредиторской задолженности с данными бухгалтерского баланса и актов сверок с суммой, проставленной в сведениях, и подтверждают правильность данных. После этого копии актов сверок остаются в обслуживающих банках.

Если в хозяйствующем субъекте запущены бухгалтерский учет и отчетность или имеется отставание в учете, в сведениях, предоставленных комиссии, делается запись об этом. Кроме того, сведения об имеющихся нарушениях бухгалтерского учета и отчетности, фактах утери документов передаются в налоговые органы.

Обслуживающие банки и налоговые органы с выездом на место выборочно проверяют правильность составления сведений, о чем составляется справка или акт. При необходимости принимаются соответствующие меры воздействия.

По каждому дебитору или кредитору сумма задолженности подтверждается актами сверки или другими официальными документами дебитора (кредитора) о признании им задолженности в согласованном размере. При составлении документа в нем обязательно указывается ИНН дебитора или кредитора.

В случае, если дебитор (кредитор) ликвидирован или его местонахождение не установлено, об этом составляется акт, который представляется в налоговые органы, копия акта представляется в обслуживающее учреждение банка. Хозяйствующим субъектом предпринимаются меры, установленные законодательством.

Сумма задолженности по каждому дебитору (кредитору) последовательно группируется по срокам ее образования (до 60 дней, от 60 дней до 1 года, от 1 до 3 лет, свыше 3 лет).

Коммерческие банки, обслуживающие предприятия и организации, осуществляющие взаимную выверку задолженности, возвращают платежные документы, находящиеся в картотеке N 2, для повторного выставления согласно актам сверок.

После проведения окончательной взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующим субъектом заполняются прилагаемые таблицы. В таблицах в обязательном порядке проставляется ИНН хозяйствующего субъекта, а также проставляются ИНН его дебиторов и кредиторов. Таблицы за подписью руководителя и главного бухгалтера хозяйствующего субъекта представляются в вышестоящую организацию, копии таблиц представляются в обслуживающее учреждение банка. Таблицы представляются как в бумажной форме, так и в форме компьютерных файлов (электронных таблиц Microsoft Excel).

Собранные таблицы обобщаются головной организацией отрасли в форме электронных таблиц Microsoft Excel. Параллельно собранные данные передаются в региональные главные управления Центрального банка для обобщения.

Отделения обслуживающих банков обобщают полученные сведения от хозяйствующих субъектов в разрезе министерств и передают в областные управления обслуживающих банков.

Областные управления обслуживающих банков проверяют правильность составления сведений по районам, сводят в целом по области и в разрезе министерств и направляют в Главные управления Центрального банка и республиканское управление обслуживающих банков для анализа и свода.

Республиканские учреждения обслуживающих банков сводят и анализируют совместно с министерствами и ведомствами, концернами, ассоциациями, корпорациями и компаниями информацию и направляют Центральному банку Республики Узбекистан и отраслевым рабочим комиссиям по проведению выверки дебиторской и кредиторской задолженности с предложениями по ее сокращению.

Отраслевые экспертные комиссии анализируют, обобщают представленные материалы и вносят в Правительственную комиссию по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет предложения по сокращению дебиторской и   кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов.


1.3 Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, информация в бухгалтерской отчетности

Инвентаризация — это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Это способ уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.

Основные цели инвентаризации:

•     выявление фактического наличия имущества;

•     сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

•     проверка полноты отражения в учете обязательств. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.


Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На основании данных проведенной инвентаризации дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, списываются на уменьшение резервов по сомнительным долгам или на финансовые результаты организации.

Сумму кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, списываются на финансовые результаты организации.

Оценка имущества и обязательств. Оценка имущества и обязательств производится организа­цией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Оценка имущества:

• приобретенного за плату, осуществляется путем суммирова­ния фактически произведенных расходов на его покупку;

•  имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования;

•  имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления;

•  имущества, приобретенного по договорам, предусматрива­ющим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, — по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.

Фактически произведенные расходы включают в себя затраты на приобретение имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонней организацией.

Текущая рыночная стоимость формируется на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены до­кументально или экспертным путем.

При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, получен­ные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведе­ния об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

Стоимость изготовления это фактически произведенные затраты на изготовление объекта имущества (стоимость израсходованных сырья, материалов, топлива и др.).

Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость имущества, полученного организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты имущества.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета. Эти методы будут рассмотрены при изучении последующих тем.

Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и опе­рациям в иностранной валюте ведется в сумах на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка на дату совершения операции.


Определение порядка учета дополнительных затрат, связан­ных с получением займов и кредитов. Указанные дополнительные могут учитываться:

•    в качестве дебиторской задолженности с последующим их списанием «Прочие доходы и расходы»;

•    в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в кото­рых они были произведены. Первый вариант учета дополнительных затрат обеспечивает

равномерное их включение в расходы организации и поэтому представляется более предпочтительным. Вместе с тем необхо­димо иметь в виду, что второй вариант учета указанных расхо­дов в полной мере соответствует предписаниям ст. 272 НК РФ. По учету расчетов по налогу на прибыль элементами учетной политики являются:

•    установление порядка формирования информации о посто­янных и временных разницах, отложенных налогах и ак­цизах;

•    определение порядка отражения в бухгалтерской отчетности отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

Организации могут формировать информацию о постоянных разницах на основании первичных документов:

а)   в регистрах бухгалтерского учета;

б)   в ином порядке, определяемом организацией. Обособленно должны отражаться в бухгалтерском учете временные разницы.

С учетом изложенных положений в учетной политике необходимо указать:

•    учетные регистры, используемые для учета возникающих разниц;

•    субсчета и аналитические счета, используемые для указанных целей;1

•    порядок учета и расчета постоянных и временных разниц, отложенных налоговых активов и обязательств. Организации могут отражать в бухгалтерском балансе суммы отложенных налоговых активов и обязательств:

а)   отдельными статьями баланса (ст. 145 и 515);

б)   в сальдированном (свернутом) виде.

При втором варианте сумма валюты баланса уменьшается, что может оказать влияние на показатели итоговой суммы баланса. Кроме того, изменяются величина соответствующих разделов баланса и показателей, исчисляемых на их основе. В состав инвентаризационной комиссии включаются пред­ставители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и др.).

В состав инвентаризационной комиссии могут входить представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. На последней странице описи незаполненные строки прочер­киваются и делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.