Кт счета 80”Прибыли и убытки”.
· Отражена амортизация скидки (1.000.000 -
900.000 = 100.000) по первому сроку начисления дохода 100.000/20 сроков = 5.000
руб.
Дт счета 06”Долгосрочные финансовые
вложения” , субсчет “Облигации”
Кт счета 80”Прибыли и убытки”.
· Поступил доход по очередному сроку - 30.000
руб.
Дт счета 51”Расчетный счет”
Кт счета 76”Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами”
К концу срока погашения , то есть через 5 лет , покупная
стоимость облигации - 900.000 руб. будет доведена до номинальной - 1.000.000
руб. через сумму амортизации скидки - 100.000 руб. (5.000*20 сроков) .
5.6. Денежные суррогаты
В последнее время самым тяжелым бременем на плечи
практически всех предприятий легла проблема неплатежей . В связи с
недостаточностью наличных денег в экономике все большее количество расчетов
переходит в сферу неденежной экономики , оборот которой обслуживают взаимные
неплатежи , бартер и пестрое семейство денежных суррогатов . И хотя суррогаты
разрушают бюджет , навлекают гнев МВФ , они все же дают надежду на выживание
предприятиям , задыхающимся от безденежья .
Первым детищем Минфина составившим неплохую конкуренцию
деньгам , были казначейские обязательства (КО) , выпуск которых начался с 1995
г. и позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ.
предусмотренных в федеральном бюджете. Суммарная эмиссия казначейских
обязательств ( с сентября 1994 по декабрь 1995 года ) составила 29.1
трлн.рублей. Казначейские обязательства выпускаются Министерством Финансов РФ
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9
августа 1994 года.
КО являлись ценными бумагами с фиксированным доходом в 40%
годовых , эмитировались они в виде электронных записей на счетах депо в
уполномоченных банках-депозитариях .Их можно было хранить до погашения ( при
этом доходность стабильно превышала ставки ГКО на 10-30% ) , рассчитываться по
номиналу обязательств со своими поставщиками, а также безусловно погашать ими
федеральные налоги по ставке номинал плюс накопленный процентный доход .
Под давлением МВФ , который счел КО денежным суррогатом ,
ведущим к скрытой инфляции , с января 1996 года Минфин прекратил выпуск
казначейских обязательств.
По итогам 1995 года Казначейские обязательства стали вторыми
по объему и популярности после ГКО ценными бумагами обращающимися на российском
фондовом рынке.
КО были признаны “нерыночным” не потому что их доходность
низка, а потому, что они выпускались государством, принимались в оплату
налогов и фактически являлись “альтернативными” деньгами, выпускавшимися
Минфином в обход Центрального банка. Но с другой стороны уже отлаженный
механизм функционирования КО, а также кризис неплатежей в стране, заставляют
Минфин искать сходные инструменты развязывания неплатежей между бюджетом и
предприятиями.
В 1996 году эстафета щадящего казну способа финансирования
перешла к казначейским налоговым освобождениям (КНО) . Согласно нормативным
документам , КНО не являлись ценными бумагами , что автоматически вело к
формальному запрету на куплю-продажу и залог КНО. Сфера их использования
ограничивалась погашением налоговой задолженности в федеральный бюджет или
передачей кредиторам получателя КНО , причем только таким , которые имели
задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок , который указан в
конкретном приказе Минфина о выделении КНО .
Однако был найден вполне законный способ продажи КНО любому
должнику бюджета посредством заключения фиктивного договора поставки с
предоплатой в виде КНО , дальнейшим его расторжением и возвратом средств.
Первые сделки по КНО прошли в конце февраля - начале марта 1996 года.
Обращения данных бумах регламентируется исключительно
приказами Министерства Финансов и подведомственными актами министерств.
Данные бумаги позволяли производить взаимозачет по долгам ряда министерств
(Министерство обороны) предприятиям и долгам этих предприятий федеральному
бюджету.
КНО нельзя признать полноценным финансовым инструментом
прежде всего потому , что их нельзя было погасить деньгами . Это автоматически
сужало сферу использования КНО : в отличие от КО банкам и финансовым компаниям
как доходный инструмент они не нужны. Из- за неразберихи в оформлении вопрос
получения КНО постепенно свелся к открытой борьбе за интересы тех или иных
министерств или крупных предприятий в Минфине . КНО стали ходить в узком кругу
российских монополистов и под давлением МВФ в июле 1996 года постановлением
правительства выдача КНО была прекращена .
Тем временем нехватка госсредств привела с созданию Минфином в
сентябре 1996 года схемы так называемого денежного зачета (ДЗ).
1
Банк 4
Недоимщик
5 Получатель ДЗ
2
Бюджет 3
Рис.9.Схема денежного зачета (ДЗ)
1.Выдача целевого кредита
2.Погашение налоговой задолженности
3.Бюджетное финансирование
4.Возврат кредита
5.Зачет кредиторской задолженности получателя ДЗ перед недоимщиком
Схема ДЗ (ри.9.) в общих чертах выглядит так . Банк
выдает недоимщику (поставщику получателя ДЗ) целевой процентный кредит . Недоимщик
платит налоги в бюджет . Бюджет финансирует получателя ДЗ. Получатель ДЗ
возвращает кредит в банк , погашая тем самым свою задолженность перед
недоимщиком .
На практике получатель ДЗ не всегда имеет поставщиков
, которые должны бюджету . С другой стороны , недоимщиков куда больше , чем
способен охватить Минфин в рамках целевой кредитной расшивки долгов . Таким
образом , существует необходимость превращения ДЗ в реально торгуемый
инструмент . Формально такую возможность переуступки прав по ДЗ дает
стандартный договор цессии между покупателем и продавцом с регистрацией в
уполномоченном банке . К сожалению , при этом возникают проблемы , связанные с
налогообложением дисконта для получателя ДЗ (он составляет около 35%),
а также проблемы связанные с предоставлением гарантий , так как
получатель ДЗ хочет застраховаться от риска неплатежа после оформления ДЗ , а
покупатель ДЗ не желает платить вперед . Стандартный выход из этой ситуации -
заключение трехстороннего договора с банком-гарантом.
Несмотря на все препятствия , рынок ДЗ достаточно
быстро развивается , так как ДЗ может использоваться не только для погашения
налогов , но и как удобный расчетный инструмент. Уже в октябре-ноябре размер
реально проведенных зачетов составил 12.5 трлн.рублей .
Еще одним плюсом новому рынку стало то , что работа с
ДЗ очень выгодна коммерческим банкам . Среди банков , включившихся в работу ,
лидером является Банк развития предпринимательства . Кроме того , среди
уполномоченных банков - Онэксимбанк , “Империал” , “Менатеп” , Промрадтехбанк “
, Промстройбанк России.
6.Рекомендации по использованию
инвестиций
В настоящее время между сельскохозяйственными предприятиями
происходит что-то вроде "естественного отбора" , в результате
выживают те , кто сможет лучше приспособиться к жизни , развитию и даже
процветанию в условиях общих и отраслевых спадов.
Поэтому на практике только с помощью инвестиционной
политики предприятие может реализовать свои возможности к предвосхищению
долгосрочных тенденций экономического развития и адаптации к ним.
Перечислим основные критерии принятия инвестиционных
решений с учетом фактора времени : инвестировать средства в ценные бумаги
целесообразно , если :
1. чистая прибыль от данного вложения превышает чистую при-
быль от вложения средств на денежный депозит ;
2. рентабельность инвестиций выше уровня инфляции ;
3. рентабельность данного проекта с учетом фактического
времени (временной стоимости денег) выше рентабельности альтернативных проектов
;
4.
рентабельность активов
предприятия после осуществления проекта увеличится (или , по крайней мере ,
не уменьшится) и в любом случае превысит среднюю расчетную ставку по
заемным средствам;
5. рассматриваемый проект соответствует генеральной стратегической
линии предприятия с точки зрения формирования рациональной структуры
производства , сроков окупаемости затрат , наличия финансовых источников
покрытия издержек , обеспечения стабильных поступлений и т.д.
При анализе предполагаемых инвестиций следует учитывать :
во-первых , рискованность проекта ;
во-вторых , временную стоимость денег ;
в-третьих , привлекательность проекта по сравнению с
альтернативными возможностями вложения средств с точки зрения максимизации
доходов при приемлемой степени риска , так как именно эта цель в конечном
итоге главная .
Анализ риска начинается с выявления его источников и причин ,
при этом важно определить , какие источники являются преобладающими , чтобы
сосредоточить анализ на них. Риск - категория вероятностная , и его
измеряют как вероятность определенного уровня потерь. В качестве допустимого
риска можно принять угрозу полной потери прибыли от того или иного проекта.
Критический риск сопряжен не только с потерей прибыли , но и с недополучением
части вложенных средств. Наиболее опасным считается катастрофический риск ,
приводящий к банкротству предприятия , потере инвестиций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|