Ключевые принципы ВТО были
впервые сформулированы в ГАТТ в 1947 году. Впоследствии в результате
переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и
получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые
правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной
собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.[6]
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и
перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых
переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8
раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый.
Главная цель ВТО состоит
в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий
конкуренции.
Основополагающими принципами
и правилами ГАТТ/ВТО являются:
-
взаимное предоставление режима наибольшего
благоприятствования (РНБ) в торговле;
-
взаимное предоставление национального режима (НР)
товарам и услугам иностранного происхождения;
-
регулирование торговли преимущественно тарифными
методами;
-
отказ от использования количественных и иных
ограничений;
-
транспарентность торговой политики;
-
разрешение торговых споров путем консультаций и
переговоров и т.д.
1.2 Функции и задачи. Важнейшими
функциями ВТО являются контроль за выполнением соглашений и договоренностей
пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых
переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение
торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся
компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными
организациями. Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению
основных соглашений и юридических документов, объединенных термином
"Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с
правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный
многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого
регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.[6]
Основные правила и задачи ВТО отражены в многосторонних торговых
соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также
торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и
механизм обзора торговой политики.
Правовую основу ВТО составляют Генеральное
соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),
Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых
аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО
ратифицировались парламентами всех стран-участниц. Решения принимаются всеми
государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения
большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в
рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имелись.[8]
"Главные
задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее
справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и
повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО решают эти
задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения
торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО,
а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной
экономической политики государств".[6]
1.3. Структура. Решения на высшем уровне в ВТО
принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один
раз в два года. Первая конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 года. Шестая
Министерская конференция ВТО прошла в Гонконге (Китай) 13-18 декабря 2005
года. Министры 149 стран-членов одобрили декларацию, которую многие считают
значительным прогрессом. В подчинении Министерской конференции
находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение
текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве
в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций
стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой
политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному
совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным
с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле
товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою
очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих
контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994
в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет
контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по
торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет
по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления
контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается
также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с
международной торговлей поддельными товарами.[6]
Многочисленные
специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями
системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды,
проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные
торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который
базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет
генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других
международных организаций, не принимает решений, так как эта функция
возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата –
обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также
Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся
странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО
общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает
некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует
правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких
стран насчитывается более двадцати.
1.4 Взаимодействие стран-членов ВТО и преимущества
членства в ВТО. Членами ВТО в настоящее время
являются уже 149 стран мира, и в ближайшие годы их число будет расти. Два
фундаментальных принципа ВТО – это недискриминация и обеспечение доступа на
рынок. Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее
благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые
условия торговли для всех участников ВТО. Такой принцип позволяет каждой
стране-участнице получать гарантии справедливого и последовательного отношения
к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия
для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися
странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.[7]
Доступ на рынок обеспечивается,
помимо применения РНБ и национального режима, также путем отмены количественных
ограничений импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более
эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и
прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.
Задача взаимодействия заключается в усилении прозрачности,
в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее
проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному
“рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и
Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов
организации.
Большим достижением ВТО является Соглашение о
правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание
системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе
консультаций. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров,
которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ
(1947-94 гг.)[6]
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим
образом:
-
получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг
на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со
странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
-
устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению
споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они
ущемляются партнерами;
-
возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических
интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил
международной торговли.
Их получение и является в
прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.[6]
2. Россия и ВТО
2.1 Цели и задачи участия
России в ВТО. В настоящее время практически всякое государство,
претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное
участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО, и Россия, в этом
смысле, не является исключением. Конкретными целями присоединения для
России можно считать следующие:
·
получение лучших в сравнении с существующими и
недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные
рынки;
·
доступ к международному механизму разрешения
торговых споров;
·
создание более благоприятного климата для
иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в
соответствие с нормами ВТО;
·
расширение возможностей для российских инвесторов в
странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
·
создание условий для повышения качества и
конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока
иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
·
участие в выработке правил международной торговли с
учетом своих национальных интересов;
·
улучшение имиджа России в мире как полноправного
участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о
присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть
наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде
снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По мнению министра
экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств
России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не
наоборот.[7]
2.2. Сроки вступления России в ВТО. Процедура вступления в ВТО занимает в среднем 5-7 лет (из справки,
представленной Министерством торговли). Рекордно короткий срок присоединения у
Киргизии, которая присоединялась менее трех лет, и Грузии - четыре года. Более
десяти лет присоединялись Тайвань и Армения. Абсолютным рекордом длительности
присоединения установил Китай (15 лет).
Россия этим занимается уже 13-й год. Она обратилась с
официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и
торговле (ГАТТ) в 1993 году. В соответствии с процедурами была создана Рабочая
группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ.
Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения ВТО в РГ по
присоединению Российской Федерации к ВТО) состоит в изучении торгового режима и
выработке условий участия России в ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы
является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим
образом:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|