рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вступление России в ВТО

Таким образом, выполнение обязательств в области обеспечения соответствия внутреннего законодательства нормам и правилам ВТО и следование ограничениям в отношении использования нетарифных инструментов не приведет к заметным отрицательным последствиям для развития производства. Напротив, изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения некоторых излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также увеличения уровня транспарентности законодательства и мер регулирования.

Результаты подробного количественного анализа последствий принятия обязательств в области доступа на рынок указывают на то, что возникновение существенных негативных последствий является маловероятным. Ключевыми факторами, которые будут определять темпы развития промышленности в целом и отдельных отраслей, будут те, которые непосредственно не связаны с возможными обязательствами в рамках ВТО. Это, прежде всего факторы внутриэкономического характера. При этом можно предположить, что возможные изменения условий доступа на рынок иностранных товаров не скажутся радикально на условиях конкуренции отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке и не приведут к существенным отрицательным последствиям для экономики.

Положительные последствия либерализации международной торговли проявляются в большей степени на рынке услуг, чем в торговле товарами. Это обусловлено, прежде всего, тем, что производство и торговля услугами в РФ находятся еще в стадии становления, и пока еще не сложилась система привязки ресурсов к конкретным секторам услуг. Более высокая подвижность ресурсов позволяет в большей мере воспользоваться преимуществами либерализации внешней торговли. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие. При этом, разумеется, возможны ухудшение положения на рынке и ослабление конкурентных позиций некоторых российских поставщиков услуг. Однако эти трудности могут испытывать отдельные фирмы, но не экономика в целом. Важно также отметить, что изменение условий доступа на рынок в результате переговоров затронет лишь некоторое число секторов услуг и компонентов системы инструментов регулирования. В отношении большинства секторов услуг и инструментов регулирования заметного изменения практики применения мер и ограничений не произойдет, поскольку они не являются предметом обсуждения в ходе переговоров по доступу на рынок и не входят в сферу обязательств в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).[2]

Анализ возможных тенденций изменения тарифного барьера в связи присоединением к ВТО и соответствующей возможной динамики импорта и производства показывает, что не произойдет заметного изменения общих тенденций развития экономики. Приведенные выводы справедливы для всех рассмотренных основных сценариев принятия индивидуальных обязательств (т.е. условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг): установление в течение переходного периода импортных пошлин на уровне связывания в соответствии с тарифными предложениями, замораживание пошлин на текущем уровне с последующим снижением в соответствии с тарифными предложениями в течение переходного периода (т.е. установлении фактического уровня пошлин ниже предлагаемых уровней связывания),  вариант сценария с учетом возможных изменений практики взимания НДС и таможенных сборов (дополнительный сценарий).

Независимо от того, состоится ли присоединение России к ВТО или нет, объем экспорта относительно промышленного производства будет иметь некоторую тенденцию к снижению после 2004 года. Такая тенденция вполне естественна и является следствием экономической стабилизации и экономического роста, что выражается в активизации внутреннего спроса и расширении объема внутреннего рынка. При этом значение экспорта, как фактора, компенсирующего падение спроса на внутреннем рынке в условиях спада, сократится. Таким образом, напрашивается вывод о достаточно высокой инерционности российской экономики, ее устойчивости к такому рычагу экономического регулирования, как условия доступа на рынок иностранных товаров. Основные тенденции развития экономики будут определяться отнюдь не факторами, связанными с присоединением или неприсоединением России к ВТО, а общим ходом экономического развития.

Исследования показали, что практически для всех отраслей условия присоединения или неприсоединения к ВТО не являются ключевым фактором для динамики соотношения импорта и собственного производства. Наиболее чувствительными к присоединению или неприсоединению к ВТО по показателю соотношения импорта и внутреннего производства в текущих ценах являются такие отрасли как: мясомолочная, микробиологическая промышленность, тракторное и сельскохозяйственном машиностроение, химико-фармацевтическая промышленность, а также автомобилестроение.

На основании данных по 83 отраслям можно выделить группу наименее «чувствительных» (или «нечувствительных») к тарифному барьеру отраслей по показателю объемов промышленного производства, для которых различие динамики производства в случае присоединения и динамики в случае неприсоединения составляет менее 0,1%. В эту группу входят  35 отраслей. Еще для 36 отраслей расхождение между результатами прогноза по первому и второму сценариям находится в интервале от 0,1% до 1%. С учетом приведенных выше перечней «чувствительных» и «нечувствительных» отраслей промышленности можно сформулировать следующие выводы: в группу «чувствительных» отраслей входят, пожалуй, только две отрасли, состояние которых может существенно сказываться на бюджетах ряда субъектов федерации. Это такие отрасли, как автомобилестроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Даже временная остановка указанных производств может серьезно усложнить финансовое положение отдельных региональных бюджетов. Предприятия остальных «чувствительных» отраслей могут существенно влиять на формирование местных бюджетов, если они являются градообразующими. Поэтому проблемы, которые могут возникнуть в рамках «чувствительных» отраслей будут проявляться в первую очередь на уровне местных бюджетов. Ни одна из приведенного выше списка «чувствительных» отраслей не является «бюджетообразующей» на федеральном уровне. Таким образом, проблемы, которые могут возникнуть в этих отраслях либо вообще не скажутся на федеральном бюджете, либо будут сказываться косвенно - через рост потребности отдельных регионов в финансовой помощи центра.

В области применения мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры) основные трудности будут связаны с необходимостью обеспечения юридической и процедурной чистоты и четкости применения мер при повышении активности и увеличении масштабов их использования. При этом возникнет потребность в дополнительных расходах как на уровне частных компаний, так и государства, а также дополнительных инвестиций в создание юридической и консультационной инфраструктуры, подготовку кадров соответствующей квалификации.

Таким образом, присоединение России   к ВТО имеет свои «плюсы» и «минусы».

Плюсы:
1. "Россия станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.
2. Присоединение к ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в российскую экономику
3. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для разрешения торговых споров.

4. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.
5. Наличие ограниченного во времени переходного периода по отдельным отраслям заставит их активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности своей продукции. Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов. Основные тенденции и темпы развития экономики в целом и отдельных отраслей и секторов, как в случае присоединения, так и неприсоединения к ВТО будут определяться в целом одними и теми же факторами, которые преимущественно не связаны непосредственно с фактом присоединения к ВТО.

Минусы:

·        "резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России;

·        ухудшение торгового и платежного балансов, обострение проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга;

·        серьезные проблемы возникнут в области интеграционных процессов стран - членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг;[8]

 

 

Социальные последствия вступления России в ВТО. Говоря о социальных последствиях вступления России в ВТО, многие эксперты сходятся во мнении, что они будут равноценны "шоковой терапии". С вступлением России во ВТО неизбежны такие социально-экономические последствия, как высвобождение рабочей силы в неконкурентоспособных отраслях, рост безработицы, массовая миграция рабочей силы. Финансовое бремя по преодолению этих последствий может целиком лечь на работодателей. Российские предприниматели в своей массе поддерживают вступление России в ВТО, однако настаивают на соблюдении условий, при которых будет обеспечен благоприятный для России баланс экономических интересов. Сегодня,  необходимо приложить усилия работодателей, профсоюзов и государства для того, чтобы с учетом международного опыта проанализировать возможные негативные последствия и совместно разработать пути их преодоления. Вот некоторые примеры. Мы знаем, что «ГАТТ[1]» заставит нас сделать тарифную систему и таможню более рациональными. Ведь мы сами, российские предприниматели и потребители, мучаемся с этой системой, которая намеренно запутана, феодально  непрозрачна и крайне коррумпирована. На фоне переговоров по вступлению России в ВТО Правительство предпринимает отчаянные усилия по ее упрощению и внесению большей прозрачности. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) может привести не только к либерализации торговли и привлечению инвестиций, но и к заметным социальным последствиям, присущим любой стане, столкнувшейся с глобализацией. Поспешное вступление во Всемирную торговую организацию может обернуться тем, что ситуация в сфере занятости населения может выйти из-под контроля. Опыт западных стран, где рабочие разорившихся предприятий переезжали в другие регионы и находили себе там работу, на российской почве по объективным причинам совершенно неприменим. Переток рабочей силы, учитывая неразвитость жилищной инфраструктуры, огромных (в десятки и сотни раз больших) расстояний нашей страны - абсолютно невозможный вариант. Прежде всего, в трудной ситуации окажутся представители мелкого бизнеса, сельского хозяйства, автомобилестроения, авиастроения. По прогнозам Союза товаропроизводителей могут пострадать большое число мелких и средних организаций, работающих на местные рынки. Возможная смерть автомобильной и авиационной отраслей повлечет за собой остановку многих смежных производств и массовую безработицу. Пока что региональный аспект присоединения России к ВТО изучен не достаточно. Имеется лишь некоторая информация по отдельным регионам. Однако уже сейчас можно сказать, что из-за неконкурентоспособности своих предприятий пострадают многие регионы за исключением организаций, обладающих значительным экспортным потенциалом.

 

 

                                             Заключение

 Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По высказыванию министра экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. За 2001-2005 годы при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения к ВТО.[6]

Уменьшение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы, сближение их с уровнем мировых цен вызовет неизбежный рост затрат в производстве, особенно в энергоемких отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности на экспортируемую продукцию. К тому же неизбежное снижение внутреннего потребления подорожавших энергоресурсов негативно отразится на развитии национальных производств, вызовет рост инфляции.[10]

Предпосылки для стратегической рефокусировки экономической политики государства налицо. Во-первых, за прошедшие после августовского кризиса годы российское хозяйство вышло из восьмилетней черной полосы "экономики спада". Однако надо четко понимать, что ставка на внутренний рынок и раскрутку экономики, ориентированной на потребление, не есть курс на автаркию. Это не глобальная стратегия "на все времена". Долгосрочная задача стоит еще шире - не просто совершить очередную "догоняющую модернизацию", но и обеспечить поддержание конкурентоспособности российского хозяйства в мировом контексте.

Итак, стратегический план реинтеграции России в мировое хозяйство можно представить себе таким образом. Ближайшие 10-15 лет Правительство проводит политику "опоры на собственные силы": ставка на внутренний рынок; сырьевые экспортные отрасли используются как доноры; стратегически важные и потенциально конкурентоспособные отрасли и сектора внутреннего рынка защищаются от поглощения иностранцами; приветствуется и всячески стимулируется импорт капитала и технологий, а не товаров; государством проводится агрессивная промышленная политика. При этом вступление в ВТО осуществляется с максимумом оговорок переходного периода. В дальнейшем проводится резкая либерализация доступа иностранных товаров и производителей на внутренний рынок (одновременно со снятием всех ограничений на наш доступ на зарубежные рынки), отечественные компании секторов с высокой добавленной стоимостью вступают в открытую международную конкуренцию вне и внутри России. Главной гарантией отсутствия серьезных негативных последствий либерализации доступа на рынок и принятия иных обязательств является проведение сбалансированной и рациональной политики, прежде всего в отношении мер регулирования внутреннего рынка, продолжение курса реформ в направлении устранения неоправданных ограничений в деятельности российских предприятий, формирование здоровой и справедливой конкурентной среды и создание условий для повышения мобильности ресурсов и факторов производства внутри российской экономики. Все это не только позволит компенсировать потенциальные проблемы и сложности, связанные с присоединением, но и даст возможность воспользоваться преимуществами членства в ВТО.

 

 

 

 

 

                                                      Библиография

1.     Материалы Круглого стола от 18-19 ноября 2005 года «Присоединение России к ВТО: социально-экономический аспект». Центр стратегических программ.

2.     Моделирование экономических систем и прогнозирование их развития.Авторы: Чернышев С.Л. Издательство: "Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана" год издания: 2003.

3.     Официальный сайт«Федеральной службы государственной статистики» www.gks.ru.

4.     Постоленко М.Л. «Практика внешнеэкономической деятельности»,издание  1994г.

5.     Пути развития экономики России: теория и практика. Авторы: Покидченко М.Г., Сперанская Л.Н.,  Дробышевская Т.А. Издательство: "ИНФРА-М" Год издания: 2005.

6.     Российский информационный сайт  Всемирной торговой организации (ВТО). http://www.wto.ru/

7.     Российский информационный сайт  агенства «newsinfo». www.newsinfo.ru

8.     Российский информационный сайт  фонда « Общественное мнение» www.fom.ru.

9.     Федеральный закон “О техническом регулировании” от 30.12.02 №184

10. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Генерального соглашения по тарифам и торговле.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.