рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Вступление России в ВТО

"Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении".[8]

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. В начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства, а в 1999 г. - первой редакции перечня специфических обязательств по услугам и списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) начались переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной международной экономической организации. [6]

В настоящее время в состав Рабочей группы по присоединению России к ВТО входит 67 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг - 29. Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве как на многостороннем (по системным вопросам - формальные и неформальные заседания Рабочей группы, по сельскому хозяйству - плюрилатеральные консультации с участием заинтересованных стран-членов Рабочей группы), так на двустороннем уровне (по доступу на рынок товаров и услуг, а также по отдельным элементам системного характера). Проект, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было представлено в Секретариат ВТО около 200 аналитических документов, более 1000 законодательных и нормативных актов на английском языке. По процедурам присоединения создаются специальные рабочие группы, где рассматриваются заявления соискателей. По процедурам, утвержденным в ВТО, Россия обязана провести необходимые переговоры-консультации с каждым заинтересованным членом рабочей группы (в эту рабочую группу входят все основные партнеры Российской Федерации, т.е. шестьдесят семь стран).[9] Это одна из причин, сдерживающих процесс присоединения. Есть еще два аспекта, тормозящие присоединение к ВТО: объективный и субъективный. Объективно основой переговоров является сложившиеся торгово-экономические отношения с той или страной. Например, говорить с ведущими игроками ВТО, так называемой группой "квадро" (США, ЕС, Канада и Япония) достаточно тяжело, ввиду сложившихся связей, которые требуют, несмотря на взаимный интерес, решения всего  комплекса существующих проблем. С другой стороны, существует субъективный настрой делегации той страны, с которой ведет наша страна переговоры.

С 2000 года представители Минэкономразвития России провели около 500 встреч с представителями деловых кругов по обсуждению российской позиции на переговорах с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.   

В марте 2004 г. в Минэкономразвития России в рамках совещания Министра экономического развития и торговли Г.О.Грефа с руководителями внешнеэкономических служб субъектов Федерации состоялся «круглый стол», на котором   обсуждались,  в том числе региональные аспекты присоединения России к ВТО. В 2002-2005 годах проведено свыше 140 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем в 45 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной Думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. Созданная летом 2003 года Рабочая группа президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу присоединения России к ВТО завершает подготовку доклада с участием представителей регионов для его рассмотрения на заседании Государственного совета Российской Федерации. В 2004 года Министерство провело обучение государственных служащих в 18 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2004 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).[1]

19 октября 2005 г. в Женеве состоялось двадцать девятое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО, в ходе которого была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО. В рамках очередного раунда переговоров по присоединению Росси к ВТО 14-21 октября 2005г. российская делегация, в частности, провела двусторонние переговоры о доступе на рынки товаров и услуг с представителями США, Австралии, Канады и Бразилии. Одновременно в Женеве прошли заседания рабочих групп по системным вопросам – сельскому хозяйству, ветеринарным и фитосанитарным мерам. Главным итогом раунда стало завершение переговоров с Бразилией и Аргентиной (см. приложение № 1).

 

 

В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решать наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме. Россия не готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут основываться на реальном положении в экономике России и перспективах ее развития, а также должны будут обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.[6]

 

По мнению Министра экономики Германа Грефа Россия вступит в ВТО в 2007 году. "В этом году максимально завершим переговорный процесс, а уже в следующем году приступим к формальным процедурам вступления России в ВТО. Этот процесс в обычном графике занимает полтора года", – заявил глава Минэкономразвития на совещании президента с членами правительства.[7]

2.3 Условия присоединения России к ВТО. В рамках процесса присоединения российской делегацией ведутся переговоры по четырем направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

2.3.1. Переговоры по тарифным вопросам. Цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО. В течение осени 2004 года российская делегация провела серию интенсивных переговоров с 20 странами-членами РГ, в феврале 2005 г. в Женеве - с 15 странами, в том числе Японией, Индией, Турцией, Филиппинами, Хорватией, Перу, Норвегией, Коста-Рикой, Аргентиной, Австралией, Канадой, Болгарией, Египтом. В настоящее время с партнерами согласовано около 90 % тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где согласия между сторонами пока не найдено, - ряд сельскохозяйственных товаров, авиатехника, автомобили, мебель и др. Переговоры завершены с 33 странами,  в т.ч.  Таиландом, Чили, Тайванем, Венесуэлой, Сингапуром, Р. Корея, Китаем, Новой Зеландией, Израилем, Индонезией, Турцией, Европейским союзом (ЕС), Исландией, Кубой, Мексикой и Норвегией. [6]

      2.3.2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней государственной поддержки аграрного сектора (AMS) в рамках, так называемой, «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению) и уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит на многосторонних консультациях с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня 2005 г. в Женеве.[6]

     2.3.3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. В октябре 2003 года был подписан протокол с Киргизией. К настоящему времени переговоры по услугам завершены с 16 членами РГ - Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили, Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой и Норвегией. Примерно с шестью странами переговоры находятся на завершающей стадии. 28 января 2005 г. в Париже, а также 13-15 февраля в Женеве прошла серия двусторонних переговоров с делегацией США. С 13 по 18 февраля 2005 г. в Женеве прошел раунд переговоров с Канадой, Австралией, Египтом, Норвегией, США и Японией. Продолжаются переговоры с США, Канадой, Японией, Швейцарией, Норвегией, Австралией, Индией. Наиболее остро переговоры идут по таким чувствительным секторам как финансовые, «энергетические» и телекоммуникации, доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для ведущих членов ВТО. Кроме того, некоторые страны заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок физических лиц - поставщиков услуг (Индия, Канада, Швейцария). По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 100 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит при необходимости использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков от иностранной конкуренции в будущем.[6]

     2.3.4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основой для переговоров является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три части:

·        несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений ВТО с момента присоединения;

·        применение Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности, в принципе разрешенных ВТО, что может быть обусловлено определенными обязательствами, которые фиксируются в докладе РГ («переговорные» требования);

·        запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования «ВТО+»): присоединение к «необязательным» соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Также ряд членов РГ пытаются решать проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО, в рамках обсуждения системных вопросов;

По энергетическому пакету позиция российской стороны, зафиксированная в формулировке для доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС, состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским  промышленным  потребителям   осуществлялись по ценам, обеспечивающим возмещение издержек производителей дистрибьюторов, а также получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.[2]

2.4. Социально-экономические последствия вступления России в ВТО. Анализом возможных социально-экономических последствий вступления страны в ВТО занимаются ряд научных институтов России. 

 Анализ экономических последствий присоединения сосредоточен на следующих аспектах:

-         исследовании  последствий изменения законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО как в отношении отражения общих принципов, так и выполнения конкретных требований в области применения инструментов торговой политики;

-         исследовании  последствий принятия обязательств по доступу на рынок товаров и услуг;

-         исследовании возможностей  использования  механизмов защиты внутреннего   рынка в случае демпинга или применения иностранных субсидий.

Соответственно, последствия принятия обязательств в рамках процесса присоединения могут носить как качественный характер - например, изменение законодательства, так и количественный - например, динамика и соотношение производства и импорта, которые могут быть наблюдаемы и оценены статистически.[3]

Анализ возможных обязательств в области изменения законодательства и применения правил торговли в целом показал, что следование нормам и правилам ВТО не создаст существенных негативных экономических последствий. Применение принципов национального режима (НР) и режима наибольшего благоприятствования (РНБ), если и приведет к некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, то компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений на рынке. Обязательства в области применения НР также могут касаться практики применения косвенных налогов при импорте - НДС и акцизов. Возможные изменения порядка взимания этих налогов могут сказаться на размерах поступлений в бюджет, однако они практически не отразятся на размерах импорта и условиях конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке. Налагаемые в рамках норм и правил ВТО ограничения в использовании ряда нетарифных инструментов регулирования импорта также не приведут, как представляется, к заметным экономическим последствиям, т.к. в настоящее время применение таких инструментов не практикуется широко, а действующее законодательство ставит для него известные рамки. В первую очередь это относиться к применению таких инструментов, как лицензирование и количественные ограничения.
        Обязательства в рамках ВТО могут затронуть также практику применения таможенных налогов и сборов. В данном случае возможные экономические последствия для импорта будут зависеть в основном от того, каким образом будут устанавливаться и применяться такие сборы, т.к. правила ВТО предусматривают лишь их взаимосвязь с фактическими расходами таможенных органов на осуществление таможенных процедур. Таким образом, страна-член самостоятельно может определить порядок их установления и взимания на основе этого правила. В целом применение норм и правил ВТО в данной области не приведет к принципиальным изменениям механизмов регулирования торговли, а также не вызовет заметного роста импорта и резкого изменения условий конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.