"Изучить
заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой
организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету
рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении".[8]
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. В начале его основное содержание составляло
детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и
торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и
правилам ВТО. После представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского
хозяйства, а в 1999 г. - первой редакции перечня специфических обязательств по
услугам и списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ)
начались переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными
странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной
международной экономической организации. [6]
В настоящее время в состав
Рабочей группы по присоединению России к ВТО входит 67 стран-членов (ЕС как
один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено 53 страны,
по доступу на рынок услуг - 29. Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве
как на многостороннем (по системным вопросам - формальные и неформальные
заседания Рабочей группы, по сельскому хозяйству - плюрилатеральные
консультации с участием заинтересованных стран-членов Рабочей группы), так на
двустороннем уровне (по доступу на рынок товаров и услуг, а также по отдельным
элементам системного характера). Проект, подготовленный Секретариатом ВТО,
аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами ВТО. За эти годы российской
делегацией было представлено в Секретариат ВТО около 200 аналитических
документов, более 1000 законодательных и нормативных актов на английском языке.
По процедурам присоединения создаются специальные рабочие группы, где
рассматриваются заявления соискателей. По процедурам, утвержденным в ВТО,
Россия обязана провести необходимые переговоры-консультации с каждым
заинтересованным членом рабочей группы (в эту рабочую группу входят все
основные партнеры Российской Федерации, т.е. шестьдесят семь стран).[9] Это
одна из причин, сдерживающих процесс присоединения. Есть еще два аспекта,
тормозящие присоединение к ВТО: объективный и субъективный. Объективно основой
переговоров является сложившиеся торгово-экономические отношения с той или
страной. Например, говорить с ведущими игроками ВТО, так называемой группой
"квадро" (США, ЕС, Канада и Япония) достаточно тяжело, ввиду
сложившихся связей, которые требуют, несмотря на взаимный интерес, решения
всего комплекса существующих проблем. С другой стороны, существует
субъективный настрой делегации той страны, с которой ведет наша страна
переговоры.
С 2000 года
представители Минэкономразвития России провели около 500 встреч с представителями
деловых кругов по обсуждению российской позиции на переговорах с различными
союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно
проводятся консультативные встречи с Российским союзом промышленников и
предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации
(ТПП), представителями научных и общественных организаций.
В марте 2004 г. в Минэкономразвития России в рамках совещания Министра экономического развития и торговли
Г.О.Грефа с руководителями внешнеэкономических служб субъектов Федерации
состоялся «круглый стол», на котором обсуждались, в том числе региональные
аспекты присоединения России к ВТО. В 2002-2005 годах проведено свыше 140
региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса"
во всех федеральных округах и более чем в 45 субъектах Федерации,
организованные Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной
Думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. Созданная летом
2003 года Рабочая группа президиума Государственного совета Российской
Федерации по вопросу присоединения России к ВТО завершает подготовку доклада с
участием представителей регионов для его рассмотрения на заседании
Государственного совета Российской Федерации. В 2004 года Министерство провело
обучение государственных служащих в 18 регионах по практическим аспектам
предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного
мнения, к середине 2004 года более половины россиян высказывались за
присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).[1]
19 октября 2005 г. в Женеве состоялось двадцать девятое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО,
в ходе которого была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о
присоединении России к ВТО. В рамках очередного раунда переговоров по
присоединению Росси к ВТО 14-21 октября 2005г. российская делегация, в
частности, провела двусторонние переговоры о доступе на рынки товаров и услуг с
представителями США, Австралии, Канады и Бразилии. Одновременно в Женеве прошли
заседания рабочих групп по системным вопросам – сельскому хозяйству,
ветеринарным и фитосанитарным мерам. Главным итогом раунда стало завершение
переговоров с Бразилией и Аргентиной (см. приложение № 1).
В результате интенсификации переговорного процесса в
2003-2005 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения,
в ходе которой предстоит решать наиболее сложные и проблемные вопросы.
Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит
практически в непрерывном режиме. Россия не готова присоединиться к ВТО на
любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы,
обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные
вопросы) будут основываться на реальном положении в экономике России и
перспективах ее развития, а также должны будут обеспечивать необходимую защиту
национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.[6]
По мнению Министра экономики Германа Грефа Россия вступит в
ВТО в 2007 году. "В этом году максимально завершим переговорный процесс, а
уже в следующем году приступим к формальным процедурам вступления России в ВТО.
Этот процесс в обычном графике занимает полтора года", – заявил глава
Минэкономразвития на совещании президента с членами правительства.[7]
2.3 Условия присоединения России к ВТО. В рамках процесса присоединения российской делегацией ведутся
переговоры по четырем направлениям, а их основой являются
документы и переговорные предложения, утверждаемые Правительством Российской
Федерации.
2.3.1. Переговоры по тарифным вопросам. Цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных
таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической
деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к
ВТО. В течение осени 2004 года российская делегация провела серию интенсивных
переговоров с 20 странами-членами РГ, в феврале 2005 г. в Женеве - с 15 странами, в том числе Японией, Индией, Турцией, Филиппинами, Хорватией, Перу,
Норвегией, Коста-Рикой, Аргентиной, Австралией, Канадой, Болгарией, Египтом. В
настоящее время с партнерами согласовано около 90 % тарифных позиций. Среди
проблемных сфер, где согласия между сторонами пока не найдено, - ряд
сельскохозяйственных товаров, авиатехника, автомобили, мебель и др. Переговоры
завершены с 33 странами, в т.ч. Таиландом, Чили, Тайванем, Венесуэлой,
Сингапуром, Р. Корея, Китаем, Новой Зеландией, Израилем, Индонезией, Турцией,
Европейским союзом (ЕС), Исландией, Кубой, Мексикой и Норвегией. [6]
2.3.2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике,
помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней
государственной поддержки аграрного сектора (AMS) в рамках, так называемой,
«желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению) и уровня экспортных субсидий
на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило,
проходит на многосторонних консультациях с участием членов группы «квадро»
(США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально
настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств.
Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые
предложения по AMS. Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел
21 июня 2005 г. в Женеве.[6]
2.3.3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и
поставщиков услуг на российский рынок. В октябре 2003 года был подписан
протокол с Киргизией. К настоящему времени переговоры по услугам завершены с 16
членами РГ - Венгрией, ЕС, Китаем, Кореей, Тайванем, Таиландом, Турцией, Чили,
Сингапуром, Венесуэлой, Новой Зеландией, Мексикой и Норвегией. Примерно с шестью
странами переговоры находятся на завершающей стадии. 28 января 2005 г. в Париже, а также 13-15 февраля в Женеве прошла серия двусторонних переговоров с делегацией
США. С 13 по 18 февраля 2005 г. в Женеве прошел раунд переговоров с Канадой,
Австралией, Египтом, Норвегией, США и Японией. Продолжаются переговоры с США,
Канадой, Японией, Швейцарией, Норвегией, Австралией, Индией. Наиболее остро
переговоры идут по таким чувствительным секторам как финансовые,
«энергетические» и телекоммуникации, доступ в которые представляет особый
коммерческий интерес для ведущих членов ВТО. Кроме того, некоторые страны
заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок физических лиц -
поставщиков услуг (Индия, Канада, Швейцария). По итогам завершившихся переговоров
Россия согласилась принять обязательства примерно по 100 секторам услуг (из 155
секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В некоторых случаях позиция
России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков на
российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим
законодательством. Такая позиция позволит при необходимости использовать
дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков от иностранной
конкуренции в будущем.[6]
2.3.4. Переговоры по системным вопросам посвящены
определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области
законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как
участника ВТО. Основой для переговоров является проект Доклада РГ
(далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства,
которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные
требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три части:
·
несоответствие российского законодательства и
правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности
членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства,
тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в
сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области
применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования
промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения
этих «стандартных» положений ВТО с момента присоединения;
·
применение Россией после присоединения некоторых
элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности, в принципе
разрешенных ВТО, что может быть обусловлено определенными обязательствами,
которые фиксируются в докладе РГ («переговорные» требования);
·
запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за
рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования «ВТО+»):
присоединение к «необязательным» соглашениям по правительственным закупкам и
гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Также ряд членов РГ
пытаются решать проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений,
не входящих в компетенцию ВТО, в рамках обсуждения системных вопросов;
По энергетическому пакету позиция российской стороны,
зафиксированная в формулировке для доклада РГ и двусторонних договоренностях с
ЕС, состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить
политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным
потребителям осуществлялись по ценам, обеспечивающим возмещение издержек
производителей дистрибьюторов, а также получение ими прибыли при нормальном
осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий
продажи газа населению.[2]
2.4. Социально-экономические последствия вступления
России в ВТО. Анализом возможных
социально-экономических последствий вступления страны в ВТО занимаются ряд
научных институтов России.
Анализ экономических последствий присоединения сосредоточен на следующих аспектах:
-
исследовании последствий изменения законодательства
в соответствии с нормами и правилами ВТО как в отношении отражения общих
принципов, так и выполнения конкретных требований в области применения
инструментов торговой политики;
-
исследовании последствий принятия обязательств по
доступу на рынок товаров и услуг;
-
исследовании возможностей использования
механизмов защиты внутреннего рынка в случае демпинга или применения
иностранных субсидий.
Соответственно,
последствия принятия обязательств в рамках процесса присоединения могут носить
как качественный характер - например, изменение законодательства, так и
количественный - например, динамика и соотношение производства и импорта,
которые могут быть наблюдаемы и оценены статистически.[3]
Анализ возможных обязательств в области изменения
законодательства и применения правил торговли в целом
показал, что следование нормам и правилам ВТО не создаст существенных
негативных экономических последствий. Применение принципов национального режима
(НР) и режима наибольшего благоприятствования (РНБ), если и приведет к
некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, то
компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший
уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений
на рынке. Обязательства в области применения НР также могут касаться практики
применения косвенных налогов при импорте - НДС и акцизов. Возможные изменения
порядка взимания этих налогов могут сказаться на размерах поступлений в бюджет,
однако они практически не отразятся на размерах импорта и условиях конкуренции
иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке. Налагаемые в рамках
норм и правил ВТО ограничения в использовании ряда нетарифных инструментов
регулирования импорта также не приведут, как представляется, к заметным
экономическим последствиям, т.к. в настоящее время применение таких
инструментов не практикуется широко, а действующее законодательство ставит для
него известные рамки. В первую очередь это относиться к применению таких
инструментов, как лицензирование и количественные ограничения.
Обязательства в рамках ВТО могут затронуть также практику
применения таможенных налогов и сборов. В данном случае возможные экономические
последствия для импорта будут зависеть в основном от того, каким образом будут
устанавливаться и применяться такие сборы, т.к. правила ВТО предусматривают
лишь их взаимосвязь с фактическими расходами таможенных органов на
осуществление таможенных процедур. Таким образом, страна-член самостоятельно
может определить порядок их установления и взимания на основе этого правила. В
целом применение норм и правил ВТО в данной области не приведет к
принципиальным изменениям механизмов регулирования торговли, а также не вызовет
заметного роста импорта и резкого изменения условий конкуренции иностранных и
отечественных товаров на внутреннем рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|