рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАктивизация речевого взаимодействия учащихся в процессе обучения иноязычному общению

На вопрос о том, как повлияло устноречевое взаимодействие на их учебную деятельность, анкетируемые ответили, что оно: внесло разнообразие в учебный процесс (91%), позволило использовать иностранный язык в ситуациях, приближенных к реальным (91%), позволило играть различные роли (63,6%), давало возможность общаться с остальными учащимися в группе/команде (63,6%), а также позволило понять, как вести себя в конкретных ситуациях общения (36,4%). Как нам кажется, это свидетельствует о том, что различные формы интеракции вызвали интерес учащихся своим отличием от традиционных форм работы на уроке, а также своей приближенностью к реальным жизненным ситуациям.

Среди трудностей, с которыми учащиеся столкнулись в процессе коллективной учебной деятельности, были названы: нехватка запаса слов (72,7%), отсутствие необходимой информации (18,2%), неумение выразить свою точку зрения в форме диалогической речи (18,2%), а также трудности в использовании грамматических структур (9%) и понимании речи собеседников (9%). Как видно, проблема расширения словарного запаса учащихся остается одной из основных и при реализации взаимодействия на уроке ИЯ.

В последнем пункте анкеты учащимся было предложено выбрать те формы работы, выполнение которых вызывало у них наибольший интерес. В результате, предложенные формы работы были распределены в следующем порядке: проект (72,2%), дискуссия (54,5%), ролевая игра (27,3%), чтение по принципу мозаичной головоломки (27,3%), информационный разрыв (18,2%), спутанный диалог (9%) и интервью (0%).Вероятно, это связано с тем, что термины «проект» и «дискуссия» чаще упоминались и использовались в процессе работы над темой-проблемой, чем, скажем, «информационный разрыв» или «спутанный диалог».

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующий вывод: одним из путей активизации устноречевого взаимодействия учащихся на уроке ИЯ является более широкое применение приемов коммуникативного, игрового и проблемного обучения, а также использование технологии обучения в сотрудничестве. В результате у учащихся появляется заинтересованность в работе, которую они выполняют, и, как следствие этого, повышается успеваемость. Анкеты находятся в Приложении1 и Приложении 2.

Заключение

В результате проведённого исследования мы пришли к ряду выводов.

1. Анализ научной литературы по данной проблеме позволил заключить, что общение включает три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Составляющими интерактивного аспекта общения являются психологическая атмосфера, “коммуникативные сети”, правила и техника общения; особое значение в методике обучения интерактивному аспекту общения имеют типы и формы взаимодействия. Интерактивный аспект общения не переносится автоматически с родного языка, этому нужно специально обучать.

2. Анализ литературы наблюдения за ходом учебного процесса свидетельствует о том, что взаимодействие учащихся является одним из трёх важных аспектов учебного сотрудничества (между учителем и учеником, между самими учащимися и между учителями в системе межпредметных связей). Ведущая роль при таком подходе принадлежит взаимодействию учащихся между собой. При организации взаимодействия учащихся друг с другом учителю необходимо учитывать такие факторы, как ориентированность на личность, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития и др. Существуют четыре основных типа организации взаимодействия учащихся:

развернутая дискуссия учеников по общему для коллектива предмету и теме;

коллективное решение вербальных задач;

моделирование статусных отношений членов групповой деятельности;

индивидуальное выполнение части общегруппового задания.

3. Активизация устноречевого взаимодействия учащихся на уроке ИЯ возможна при условии соблюдения общедидактических и общеметодических принципов, а также частнометодических положений; к числу последних мы относим:

активизацию речемыслительной деятельности учащихся на уроке;

учебное сотрудничество в процессе интеракции;

автоматизацию учения;

взаимодействие всех видов РД.

4. Роль учителя в активизации взаимодействие учащихся зависит от этапа учебного процесса. Учитель может быть:

организатором;

помощником;

проверяющим.

5. В ходе использования в качестве ведущих путей активизации взаимодействия учащихся мы выделили более широкое применение на уроке ИЯ элементов коммуникативного, игрового и проблемного методов; а также технологию обучения в сотрудничестве.

6. Одним из наиболее перспективных направлений в процессе организации взаимодействия учащихся является использование метода проектов на уроках ИЯ. Он позволяет:

7. Проведённое пробное обучение показало, что применение на уроках ИЯ элементов коммуникативного, игрового и проблемного методов, а также технологии обучения в сотрудничестве, способствует активизации устноречевого взаимодействия учащихся, повышает внутреннюю мотивацию к изучению ИЯ, позволяет развивать личностные качества учеников и т.п.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в более глубоком изучении особенностей применения технологии учебного сотрудничества и метода проектов с целью активизации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка в старших классах.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. 1980.

2. Аниськович Н.Р. Корпоративное обучение учащихся речевому взаимодействию на уроках английского языка. // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции, декабрь 2000г., - Мн., 2000. - С.22-24.

3. Аниськович Н.Р. Моделирование коммуникативного поведения в процессе иноязычного общения. // Вестник МГЛУ. - 2001. - №3. - С.38-44.

4. Аниськович Н.Р. Обучение устноречевому общению в сотрудничестве (на материале английского языка). // Замежныя мовы у Рэспублiцы Беларусь. - 2002. - №1. - С.32.

5. Аниськович Н.Р. Особенности речевого взаимодействия в процессе иноязычного общения. // Вестник МГЛУ. - 1999. - №1. - С.21-28.

6. Аниськович Н.Р. Формирование стратегической компетенции как предпосылки речевого взаимодействия.//Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции, 23-25 ноября 1999г., - Мн., 1999. - С.33-34.

7. Аниськович Н.Р. Формирование стратегической компетенции как предпосылки речевого взаимодействия. // Вестник МГЛУ. -2000. - №2. - С.38-39.

8. Аппатова Р.С. Проблема обучения полилогу на уроке иностранного языка. // ИЯШ. - 1989г. - №5 - С. 23-26.

9. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам. // ИЯШ. - 2002.- №1. - С.5-11.

10. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М., 1965г. - С.83.

11. Будько А.Ф. Интеракционный аспект речевого общения как объект обучения. // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции. 23-25 ноября 1999г. - Мн., 1999. - С. 7-8

12. Данилина А.Е. Возможности активизации учебного процесса на уроках английского языка (На материале зарубежных пособий). // ИЯШ. - 1990г. - №5 - С.64-68.

13. Ермакова О.Б., Земская Е.А. Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект. М., 1999. - С. 30-63.

14. Зимняя И.А., Ильинская Е.С. Психологический анализ урока иностранного языка. // ИЯШ. - 1985. - №4. - С.25-30.

15. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? // ИЯШ. - 2000г. - №1 - С.28-33.

16. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иностранного общения. // ИЯШ. - 2000г. - №1 - С. 58-61.

17. Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке. // ИЯШ. - 1996г. - №6 - С. 6-12.

18. Мильруд Р.П. Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащихся. // ИЯШ. - 1991г. - №2 - С. 13-17.

19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров., Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002г. - С. 64-110.

20. Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам. // ИЯШ. - 2000г. - №1 - С. 11-16.

21. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., «Просвещение», 1985. - С. -25.

22. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Рус. яз., 1989. - С. 246.

23. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. - 2000. - №2. - С.3-10.

24. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. - 2000. - №3. - С.3-9.

25. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. // ИЯШ. - 2000г. - №1 - С. 4-11.

26. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988г. - С. 47-59.

27. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991г. - С. 40-53.

28. Тюков А.А. Психологические аспекты учебного сотрудничества. // ИЯШ. - 1988г. - №3 - С. 27-30.

29. Donn Byrne. Techniques for Classroom Interaction. Longman, 1991. - P. 10-13.

30. Jacobs G., Halls S. Implementing Cooperative Learning. // ET FORUM. October 1994. - Vol. 32. - №4. - P. 2-6.

31. Joe Sheils. Promoting Interaction in the Classroom. // Communication in the Modern Languages Classroom. - Council Europe Press. 1993. - P.1-2, 7-15.

32. Littlewood W. Commucative Language Teaching. CUP, 1981. - P.43-64.

33. Patricia A. Richard-Amato. Making it happen. (Interaction in the Second Language Classroom), Longman, 1998. - P. 294-295.

34. Robert J. Di Pietro. Strategic Interaction through scenarios. CUP, 1990. - P. 1-2, 14-15.

35. Tony Wright. Roles of Teachers and Learners, CUP, 1987. - P. 52.

36. Wilga M. Rivers. Interactive Language Teaching. CUP, 1987. - P.3-16.

Анкета 1: Приложение1

1.Нравится ли вам работать на уроке иностранного языка

в паре/группе/команде?

а) Да 80%

б) Нет 7,5%

в) Затрудняюсь ответить 12,5%

2.Как часто вы работаете в паре/группе/команде?

а) часто 62,5%

б) иногда 35%

в) редко 2,5%

г) никогда --

3.Считаете ли вы, что работа в паре/группе/команде помогает

вам развивать различные формы учебного сотрудничества,

такие как…

а) диалогическая речь Да Нет Затрудняюсь ответить

87,5%

5%

7,5%

б) монологическая речь Да Нет Затрудняюсь ответить

52,5%

22,5%

25%

в) аудирование? Да Нет Затрудняюсь ответить

47,5%

27,5%

25%

4.С какими трудностями, на ваш взгляд, вы можете столкнуться в процессе

совместной работы с другими учащимися?

а) не хватает запаса 47,5%

б) трудности в использовании грамматических структур 15%

в) не знаю, о чем идет разговор 5%

г) не могу найти нужную информацию 35%

д) не понимаю речь собеседника(ов) 17,5%

е) не могу выразить свою точку зрения в форме монолога, диалога,

в письменной форме (нужное подчеркнуть) (7,5%) (7,5%)

ж) другие трудности?…отсутствие мотивации к взаимодействию (2,5%),

неподходящий собеседник (2,5%)

5.Нравится ли вам работать в группе/команде, где…

а) большинство учащихся Да Нет З/О

сильнее вас по уровню языковой подготовки

30%

52,5%

17,5%

б) большинство учащихся Да Нет З/О

слабее вас по уровню языковой подготовки

--

82,5%

17,5%

в) все учащиеся примерно равны Да Нет З/О

97,5%

--

2,5%

6.Чему, по вашему мнению, способствует

устноречевое общение?

а) это вносит разнообразие в учебный процесс 72,5%

б) позволяет использовать иностранный язык 77,5%

в ситуациях, приближенных к реальным

в) позволяет играть различные роли 52,5%

г) позволяет понять, как вести себя в конкретных ситуациях общения 35%

д) позволяет общаться с остальными учащимися 35%

в группе/команде

е) позволяет осуществлять контроль самостоятельно 7,5%

ж) другие аргументы?…позволяет узнать точку зрения собеседника(ов) 2,5%

7.Выполнение каких видов заданий вызывает у вас наибольший

интерес?

а) урок-КВН 20%

б) ток-шоу 52,5%

в) ролевая игра 57,5%

г) мозговая атака 22,5%

д) проект 47,5%

е) дискуссия 62,5%

ж) дебаты 45%

з) пресс-конференция 10%

и) jigsaw-reading 7,5%

к) симуляция 5%

л) экскурсия 37,5%

м) эстафета знаний 12,5%

н) какие ещё...(групповое домашнее задание) 2,5%

Анкета 2: Приложение2

1.Хотели бы вы в дальнейшем принимать участие

в учебном сотрудничестве?

а) Да 72,7%

б) Нет 18,2%

в) Затрудняюсь ответить 9,1%

2.Как часто вы бы хотели принимать участие

в такой форме работы?

а) 1 раз в месяц 36,4%

б) 1 раз в четверть 18,2%

в) не реже 1 раза в неделю 27,3%

г) более 1 раза в неделю 18,1%

3.Считаете ли вы, что работа в паре/группе/команде помогает

вам развивать различные формы учебного сотрудничества,

такие как…

а) диалогическая речь Да Нет Затрудняюсь ответить

91%

--

9%

б) монологическая речь Да Нет Затрудняюсь ответить

45,5%

36,4%

18,1%

в) аудирование? Да Нет Затрудняюсь ответить

54,5%

18,2%

27,3%

4.Чему, по вашему мнению, способствовало устноречевое общение?

а) это внесло разнообразие в учебный процесс 91%

б) позволило использовать иностранный язык 91%

в ситуациях, приближенных к реальным

в) позволило играть различные роли 63,6%

г) позволило понять, как вести себя в конкретных ситуациях общения 36,4%

д) позволяло общаться с остальными учащимися 63,6%

в группе/команде

е) позволяло осуществлять контроль самостоятельно 18,1%

ж) другие аргументы…(это было интересно) 9%

5.С какими трудностями, на ваш взгляд, вы столкнулись в процессе

совместной работы с другими учащимися?

а) не хватает запаса 72,7%

б) трудности в использовании грамматических структур 9%

в) не знаю, о чем идет разговор --

г) не могу найти нужную информацию 18,2%

д) не понимаю речь собеседника(ов) 9%

е) не могу выразить свою точку зрения в форме монолога, диалога (18,2%),

в письменной форме (нужное подчеркнуть)

ж) другие трудности?……….…………

6.Выполнение каких видов заданий вызвало у вас наибольший

интерес?

в) ролевая игра 27,3%

г) мозговая атака 9%

д) проект 72,7%

е) дискуссия 54,5%

и) jigsaw-reading 27,3%

н) какие ещё...information gap (18,2%), jumbled dialogue (9%)

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.