рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАлександр III: опыт и исторические характеристики

Все великие князья с момента рождения (точнее, в день крещения) зачислялись в одни гвардейские полки, и Александр получил чин прапорщика семи лет, пожалован в подпоручики десятилетним, 18 лет произведен в полковники.

Только начальное обучение оба старших брата проходили вместе, скоро стала сказываться разница возрасте, да и задачи перед ними стояли разные. Обучению наследников престола в XIX веке уже предавалось большое значение.

Николай Александрович был приведен к присяге, отделен от братьев (до этого они жили вместе), получив отдельные апартаменты в Зимнем дворце. В 1864 году цесаревич, как считалось, “с блеском” окончил курс наук, отправился в заграничное путешествие. Оно имело и побочную цель: лечебные морские купания, ибо Николай начал страдать болями в спине.

Среди стран, которые он посетил, была и Дания, где в сентябре он сделал предложение принцессе Дагмаре. Оно было принято. Зиму провел в Ницце, куда приехала императрица Мария Александровна, ибо состояние здоровья наследника престола не улучшалось. В начале апреля 1865 года он заболел столь тяжко, что туда были вызваны родные. Они пробыли с цесаревичем два-три дня. Врачи сошлись на том, что у наследника престола развился целеброспинальный менингит. Николай скончался 12 апреля 1865 года. В тот же день, согласно закону о престолонаследии, цесаревичем стал Александр. Таким образом, наследование престола перешло от сильного кандидата к слабому, то есть к Александру Александровичу. Чернуха В. Г. Указ. соч. С. 47.

Итак, будущий правитель ни в детстве, ни в юности не проявлял никаких особых талантов, которые бы позволили говорить о нем как о будущем великом государственном уме. Его можно назвать обыкновенным, даже слишком обыкновенным ребенком, и положение, на наш взгляд, усугублялось тем, что ко второму сыну императора не предъявлялось особых требований; в тени цесаревича Александру позволяли расти, не развивая своих задатков.

В результате, даже если они у него и были, отсутствие должного внимания к развитию великого князя в детстве привело к тому, что в юности он стал обыкновенной посредственностью и даже не пытался и не стремился что-либо в себе изменить.

Глава 2. Александр Александрович в роли цесаревича.

§ 1. Характеристика Александра Александровича.

Итак, с 12 апреля 1865 года Александр III становится цесаревичем. Когда воспитатель его профессор Московского университета А. Н. Чевилев узнал, что его ученик объявлен наследником престола, [он] буквально ужаснулся и в разговоре со своим коллегой профессором К. Н. Бестужевым- Рюминым по словам Е. М. Феоктисова сказал: “как жаль, что государь не убедил его отказаться от своих прав: я не могу примериться с мыслью, что он будет править Россией”. Феоктистова Е. М. Указ. соч. С. 216-217.

Александр, (семейное прозвище “бульдожка”) считался в семье человеком, которому государственная деятельность не по плечу. Великий князь Константин Николаевич признавал полную неподготовленность Александра к царствованию ( уже после его восшествия на престол), заявляя, что и он, и Владимир “в детстве и юношестве были предоставлены почти исключительно самим себе”. Цит. по: Фирсов Н. Н. Указ. соч. С. 86.

Ничто не давало в Александре оснований считать его способным управлять государством. В его официальной биографии, которую принялся, было составлять С. С. Татищев по образцу своего сочинения об Александре II, содержится такая максимально подретушированная характеристика: “По словам своего ума и нрава, Александр Александрович представлял полную противоположность старшему брату. По отзыву Грота, в нем не замечалось внешнего блеска, быстрого понимания и усвоения; зато он обладал светлым и здравым смыслом, составляющим особенность русского человека, и замечательной сообразительностью, которую он сам называл “смекалкою”. Учение давалось ему, особенно на первых порах, нелегко и требовало серьезных с его стороны усилий… Александр Александрович отличался в классе внимательностью и сосредоточенностью, прилежанием и усидчивостью. Он любил учиться, на уроках допытывался… до корня, усваивал, хоть и не без труда, но обстоятельно и прочно. Труднее всего давалась ему теория языков; любимым же занятием его было чтение, преимущественно рассказов и путешествий”. Цит. по: Фирсов Н. Н. Указ. соч. С. 88. Даже этот благостный и апологетический рассказ рисует человека заурядного, тугодума, с трудом карабкающегося по ступенькам знаний.

Ко времени смерти старшего брата взгляды Александра уже определились. В. П. Мещерский оставил интересную характеристику его особенностей в тот период. (И здесь мемуарист, как и другие, не мог отрешиться от сопоставлений.) “… младший брат… наоборот, он не подчинялся, так сказать, силе окружающей его, не моделировал себя по ней”. Мещерский В. П. Указ соч. С. 4. Многие называли это упрямством, в действительности на лицо была статичность мышления; черты будущего императора уже видны в 20-летнем Александре. Слушание курсов разных наук, дав Александру некоторые знания, мало что могли изменить в его сложившемся уже характере.

Было бы неверным представлять Александра III просто глупым человеком. Точнее будет сказать, что он был неограничен, необразован, туп и обладал небольшим умом, который был способен мыслить только прямолинейно. Он мог замечать глупости других, но не видел своих. Зайончковский П. А. Указ. соч. С. 36. Но с другой сторон он был прям, честен, искренен, нечестолюбив, добр, благожелателен к близким и одновременно неловок, застенчив, неуклюж. К тому же он обладал большим чувством ответственности. Это последнее и было в полной мере мобилизовано им и во время, когда он был наследником престола, и во время царствования. Чернуха В. Г. Указ соч. С. 50.

§ 2. Образование Александра Александровича и начало общения с К. П. Победоносцевым.

До апреля 1865 г. Александр был полковником и флигель-адьютантом, а титул наследника принес ему производство в чин генерал-майора с зачислением в свиту императора и назначением атаманом всех казачьих войск. В это время он был уже сложившимся человеком, но не подготовленным к новым обязанностям и лишенным задатков государственного человека. Последнее исправлению не поддавалось, подготовку же (равную слабой гимназической) можно было восполнить. Чернуха В. Г. Указ соч. С. 49.

Учителей подбирали руководивший образованием граф С. Г. Строганов, человек весьма консервативных взглядов. Среди них - Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот профессора Московского и Петербургского университетов К. П. Победоносцев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот; военное дело преподавал наследнику генерал М. И. Драгомиров.

Отношения с профессурой были, разумеется, особого рода. Он мог по своей воле перенести или вовсе отменить лекцию, ссылаясь на свои высокие обязанности. Мог - с той же ссылкой, а то и без объяснений - не выполнить задание. “Я прошу Вас сегодня ко мне не заходить, так как я решительно не успел приготовить к сегодняшнему дню” Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Указ соч. С. 1003. - сообщал он К. П. Победоносцеву, и тому ничего не оставалось, как принять это к сведению.

Орфография наследника вызывала невольную улыбку. Он упорно некоторые слова делил, из одного делал два и смело писал: “при нимая”, “при дерзкие”, ”а вось”. А однажды в своем дневнике (1869 г.), высказав свое огорчение по поводу незаслуженно оказываемого ему “недоверия”, наследник российского престола присовокупил с благородным негодованием: “Я могу это заявить всем и не побоюсь сказать не правды”. Фирсов Н. Н. Указ соч. С. 86.

Таким образом, пробелы первоначального образования Александр не стремился заполнить знаниями и профессорские лекции не могли поправить дела. Александр Александрович на всю жизнь остался полуграмотным человеком.

С Константином Петровичем Победоносцевым, преподававшим гражданское право, у наследника установились отношения близкие и доверительные. И дело не только в том, что правоведение занимало особо важное место в образовании будущего императора. Умный, тактичный профессор-цивилист умел “разговорить” ученика, ненавязчиво, незаметно многое ему подсказать. Он в значительной мере руководил выбором его чтения, приобщая Александра русской истории и литературе. Уже тогда Победоносцев берет на себя своеобразные обязанности секретаря наследника, подготавливая для него официальные письма и заявления. Основой их сближения консервативные симпатии обоих, растущая неприязнь к преобразованиям, проводимым Александром II.

Александр Александрович по-своему привязался к наставнику, уважал и ценил его, не подозревая, сколь невысоко ставил его способности. “Сегодня, - записал Победоносцев в дневнике в декабре 1865 года после первых занятий с цесаревичем Александром, - я пробовал спрашивать вел. кн. о пройденном, чтобы посмотреть, что у него в голове осталось. Не осталось ничего - и бедность сведений, или, лучше сказать, бедность идей, удивительная ”. Цит. по: Российские самодержцы. Указ соч. С. 217-218.

§ 3. Семейные взаимоотношения Александра Александровича.

Надо сказать, что Александр Александрович унаследовал от покойного цесаревича Николая не только учителей, но и невесту. Юная принцесса Дании Дагмара, обручившись с ним, в 1865 году, осенью 1866 года становится его женой, приняв имя Марии Федоровны.

Как и все династические браки, этот брак был заблаговременно продуман и тщательно подготовлен. Он, по сути, был предрешен, даже если бы между молодыми и не возникло взаимной симпатии: заинтересованность в нем правящих династий России и Дании была обоюдной. Союз Александра Александровича с принцессой Дагмарой укреплял и расширял династические связи Романовых в Европе, усиливая тем самым их влияние. Российские самодержцы. Указ соч. С. 219.

Жизнелюбивая, жизнерадостная, Мария Федоровна казалась многим царедворцам легкомысленной. Как, например, А. А. Половцеву: “Какая глупая, бездарная женщина” - говорил он в своем дневнике. Половцов А. А. Указ. соч. С. 182. “Больше занимают ее величество сплетни и юбки”- замечает Половцев и в другой записи. Там же. С. 407.

Но как бы о ней не говорили, цесаревич безумно любил свою Минни (так он ее ласково называл) и один за другим в семье наследника появлялись красивые и здоровые дети. Российские самодержцы. Указ соч. С. 219. Первому ребенку Александр Александрович радовался с таким же энтузиазмом, как и последнему.

Семейные интересы были одними из самых существенных, которыми жил наследник российского престола. Семейные радости в глазах Александра Александровича покрывали все. Так в 1868 году, когда разразился над русским крестьянством столь частый для него голод. Но в этом же году у цесаревича родился сын первенец, «которого», пишет Александр “мы ждали с таким нетерпением” и Александр Александрович 31 декабря 1868 года желал только одного, “чтобы и новый год бал бы столь же счастливым для нас, родных и Матушки России”. Там же. С. 183. Сначала - для семьи и родных, а потом уже счастья хотя бы даже с голодом пополам, можно пожелать и для родины. Фирсов Н. Н. Указ соч. С. 87-88.

Мария Федоровна, как известно, оказывала немалое влияние на своего мужа. Ненависть к Германии она пронесла через всю свою жизнь и сумела привить Александру ее тоже, несмотря на то, что его отец Александр II был явным германофилом. Также вскоре после свадьбы Александр Александрович порывает свою дружбу с кн. Владимиром Мещерским. Она недолюбливала Победоносцева, и, возможно, это оказало, в конце-концов какое-то влияние на охлаждение императора к своему любимому учителю. Зайончковский П. А. Указ соч. С. 37-39.

Александр II не особенно доверял умственным способностям своего сына-наследника и не слишком торопился допускать его к важным государственным делам, как бы последний не стремился, что очень его огорчало. Там же. С. 90.

Наследник престола был не в таких отношениях с отцом, чтобы публично с ним спорить или тем более открыто противодействовать, но уж слишком часто они оказывались в противоположных лагерях и не только потому, что взгляды их рознились (это-то несомненно!), но еще и оттого, что Александр II, обладавший качествами государственного деятеля, часто поступал вопреки своим желаниям и взглядам, по государственному расчету.

Отец и сын по-разному смотрели на национальную политику. И если Александр II смотрел на чрезвычайные меры, принимаемые в Царстве Польском и западных губерниях, как на временные, в Финляндии и Прибалтике пытался проводить компромиссную линию, стараясь не вызвать обострения неприязни к России, то наследник престола был сторонником жестких мер. Для Александра II “приличие” политических решений, мнение Европы имели большое значение, цесаревич же был склонен к их игнорированию. Чернуха. В. Г. Указ соч. С. 50-51.

§ 4. Влияние войны на Александра Александровича.

Манифест об объявлении войны Турции Александр II подписал в апреле 1877 года, но приближение войны ощущалось в русском обществе задолго до этого.

Проходивший военную службу командиром гвардейского корпуса он был назначен командующим Рущукским сорокатысячным отрядом, созданным для охраны тыла действующей армии. Назначение это вызвало у него не только разочарование, но и обиду. Он рассчитывал на большее.

Здесь, на войне, Александр Александрович яснее, чем из Аничкова дворца, разглядел недостатки и просчеты управления армией, организации ее сближения. Ужасаясь огромным потерям русской армии, наследник с удовлетворением отмечал, что его отряд лишился всего трех тысяч солдат. Но, принимая во внимание, что эта потеря понесена не в боях, а в их ожидании, ее надо признать немалой. Особого следа в истории он не оставил.

И все же, несмотря на этот весьма ограниченный военный опыт, трудно переоценить значение русско-турецкой войны в судьбе будущего императора. Здесь, в местечке Берестовец, в долине реки Янтры, он, впервые увидев войну лицом к лицу, постигал ее как «страшный кошмар». Российские самодержцы. Указ соч. С. 219.

Наследование престола буквально свалилось на Александра Александровича, никогда о нем не помышлявшего. Он был огорчен смертью брата, которого очень любил, ошеломлен своим новым предназначением. Несмотря на горе всей семьи, не состоявшиеся еще похороны, Александр приступил разного рода церемоний и процедур приемов и представлений, связанных со статусом цесаревича.

В силу отсутствия должных умственных способностей и образования Александр понимал, что не готов вступить на престол. А вот его окружение считало, что он на это просто не способен. Хотя на его обучение и были назначены лучшие профессора, включая К. П. Победоносцева, но и они не смогли помочь Александру заполнить пробелы в его знаниях. Может из-за отсутствия желания цесаревича чему-либо учиться, а может из-за отсутствия способностей к восприятию такого рода информации. Но, скорее всего и из-за того, и другого. Таким образом, Александр на всю жизнь остался полуграмотным человеком.

Зато цесаревич преуспел в роли хорошего семьянина и предавал рождению детей большее значение, чем происходящему в стране, при этом считая себя истинным патриотом.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.