рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАлтайский этнос в системе российской государственности

По мнению некоторых историков, государственность алтайского народа начинается с Октябрьской революции 1917 года и вхождение алтайского народа в состав других государств не считают образованием собственной государственности.

Период 1917 - июнь 1918 года был одним из важнейших в истории Горного Алтая. По значимости на первом месте стоял национальный вопрос. Достаточно определенные требования решения национального вопроса в России выдвинули большевики. В борьбе со старым режимом наиболее привлекательными для народных масс национальных окраин оказались их лозунги о равноправии национальностей, признание за каждой нацией право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Важное место в программе большевиков отводилось вопросу о национально - территориальной автономии. По мнению В.И. Ленина, национальная автономия была необходима "для устранения всякого национального гнета" а также для того, чтобы тот или иной народ сам мог решать административные, социально - экономические вопросы. Ленин В.И. Письмо к С.Г.Шаумяну.//Полное собрание сочинений. .Т.48.М. 1975.С. 233-235.

После Октябрьского переворота в Декрете о мире, в Декларации прав народов России большевистская партия фактически узаконила свои программные требования по национальному вопросу.

Пути и методы решения национального вопроса в большей степени зависели от соотношения политических сил, от исхода борьбы двух противоборствующих сил. События в национальных окраинах развивались в русле борьбы, свойственной стране в целом. Но здесь имелись свои особенности. В Горном Алтае большевистские принципы национального вопроса были известны народу. Алтайский губернский Совет вел работу, с одной стороны по советизации алтайской деревни, с другой, учитывая особенности развития Горного Алтая, - по созданию органов самоуправления алтайцев.

Так в 1917 году Временным Правительством в Сибири вводятся земства. Руководствуясь его правовыми актами, в Горном Алтае были проведены съезды инородческих волостей, на которых явочным путем был создан первый орган местного самоуправления - Алтайская Горная Дума, которую возглавил художник Г.И.Чорос - Гуркин. Однако Бийская уездная управа всячески препятствовала созданию национальной государственности алтайцев. Трудные пути к автономии(к 80-летию образования автономной области)// "Люди 20 века".Горно-Алтайск.2002.С.152-ё63.

Горная Дума поставила вопрос об образовании из горной части Бийского и Горного уездов особого Горно-Алтайского уезда еще до Октябрьского переворота. Тогда было дано согласие на образование своего уезда и для утверждения решения Временным правительством, в Петроград были делегированы председатель Думы Г. И. Чорос - Гуркин и секретарь Т. К. Семенов.

Принципиальное согласие правительства было уже получено, но осуществить его до Октябрьского переворота не удалось. Решение данного вопроса откладывалось на неопределенный срок, и не предпринимались никакие меры.

Тогда Горная дума 12 января 1918 года объявила явочным порядком территориально - национальное выделение населения Горного Алтая. Действия последней не противоречили принципам большевиков строительства территориально - национальной автономии. Большинство населения Горного Алтая поддержало политику Горной думы.

Вопрос об автономии вставал неоднократно. Однако, складывающаяся обстановка не позволяла решить его окончательно и должным образом. Лишь окончательное утверждение Советской власти в Горном Алтае позволило вновь вернуться к нему. После многочисленных обсуждений этого вопроса в разных инстанциях, он, наконец - то был решен. Декретом ВЦИК от 1 июня 1922 года было провозглашено образование Ойротской Автономной области с центром в селе Улала.Мамет Л.П.Ойротия. Горно - Алтайск.1994.С.71-86. В состав области вошло 37 волостей, в которых проживало 90 825 чел, в том числе 25 597 русских и 64 228 алтайцев. Таким образом, Алтайский народ обрел свою территорию, свои, пусть и подконтрольные органы управления. Получил и возможность, пусть и в несколько ограниченных рамках, развивать культуру, науку, собственную интеллигенцию. Казанцев А.Ю. К вопросу о самоопределении Горного Алтая // Политическая история Горного Алтая и Г.И.Чорос - Гуркин.1900- 1940 гг. Горно-Алтайск.2005.С.119.

Дальнейшее развитие Горного Алтая пошло несколько иным путем, не так, как рассчитывал Г.И. Чорос - Гуркин. К великому сожалению, политика Советского Союза 1920 -1930 -х гг. активно использовавшая методы репрессии, не дала закончить начатое дело региональным политикам. Среди репрессированных политиков оказался и великий художник Горного Алтая Григорий Иванович Чорос - Гуркин, что надолго «заглушило» стремление алтайской региональной элиты создать собственную высокую по статусу национально - государственную структуру, к которой стремился Г.И. Гуркин, ставший сегодня для нынешней национальной элиты и всего алтайского народа легендарной личностью, идеалом человека, вобравшим в себя как дар художника, так и волю политика.

«Мы можем сегодня по праву сказать, что Григорий Иванович Чорос - Гуркин - основатель нашей государственности», - говорил, выступая в 1996 году на торжественной встрече, Председатель Госсобрания Эл - Курултай Республики Алтай Д.И. Табаев. Табаев Д. И. На путях к государственности // Канн - Алтай. Горно-Алтайск. 1996. № 10. С. 22.

Говоря о развитии государственности алтайцев, следует отметить, что после 1922 года и до 1990 года каких - либо коренных изменений в этом направлении не происходило. Исключением можно назвать лишь перевод автономной области из территориально - административной подчиненности Сибирскому, Западно-Сибирскому - к Алтайскому краю, и все-таки, идея о создании независимого Горного Алтая, зародившаяся еще в первые революционные годы и сформулированная Г. И. Гуркиным, продолжала жить, оказывая определенное влияние на руководство автономной области.

Среди некоторой части как алтайского, так и русского населения, именно под ее воздействием в конце 50 - х гг. у руководства автономной области вновь возникла идея изменить статус Горно-Алтайской автономной области. Предполагалось сделать ее республикой и вывести последнюю из-под опеки краевых властей. Этим шагом партийные лидеры стремились добиться экономической самостоятельности региона, устранить командно - распорядительную деятельность Барнаула на собственную политическую и экономическую деятельность. Однако в то время решить эту задачу не удалось. Потребовалось еще почти полвека, чтобы проблема «самоопределения алтайского народа» была разрешена. Казанцев А.Ю. К вопросу о самоопределении Горного Алтая …С.119.

Образование Республики Алтай.

Создание республики фактически совпало с распадом СССР, когда каждый субъект получил самостоятельность и возможность повышения своего статуса, в том числе и РСФСР, переименованную в Российскую Федерацию, внутри которой происходили свои политические процессы. Провозглашенная "суверенизация" получила широкое распространение. Все бывшие автономные области провозгласили себя республиками, за исключением Еврейской.

Все они приняли Декларацию о государственном суверенитете. Необходимо отметить, как общую тенденцию, что Республика Алтай, как и другие автономные области, была образована путем преобразования в республику, которая была создана за достаточно короткий срок. (1990 - 1991 гг.), а образование автономной области продолжалась более пяти лет (1917-1922гг.)

Следует признать, что образование автономной области стала базой для образования республики, как отмечено выше, за короткий срок. Общими между этими образованиями следует считать то, что до приобретения статуса автономной области достаточно упорно велась полемика за выход Горного Алтая из состава Бийского уезда и создания самостоятельной автономной единицы, а до образования республики первоначально добивались выделение автономной области из состава Алтайского края и провозглашения республики.

Результатом массового выступления автономных областей за выход из состава краев явилось постановление Съезда народных депутатов РСФСР "Об основных началах национально - государственного устройства РСФСР" от 5 апреля 1991 года, в пункте 6 которого было записано: "Признать право национальных областей и автономных округов на выход из состава краев и областей", а также исключение из статьи 82 Конституции РСФСР нормы о том, что "автономная область входит в край", что заложило неотвратимость данного процесса и привело к его практической реализации.

Первым шагом к созданию республики явилось принятие 13 марта 1989 года решения облисполкома о выходе из состава Алтайского края. В последующие годы были приняты ряд важных документов, в том числе и решение областного совета народных депутатов от 22 сентября 1989 года "О повышении правового статуса автономной области", Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской АССР от 25 октября 1990 года, которая провозгласила преобразование автономной области в автономную республику. Во всех десяти статьях были четко изложены основные принципы (положения) государственности нового автономного образования, а в преамбуле - основания (причины) провозглашения суверенитета республики. Таких оснований указывалось пять. Указывалось, что в современный период статус автономной области, ограниченный в своих суверенных правах, не способствует эффективному использованию экономического потенциала Горного Алтая, не обеспечивает подлинного равенства народов и их свободное развитие и в связи с этим предлагалось считать неприемлемым дальнейшее откладывание рассмотрения вопроса о повышении государственно-правового статуса автономной области, что противоречило бы историческому стремлению народа Горного Алтая к национальному суверенитету Законы Республики Алтай. Выпуск № 1. С.3 - 6..

Все эти названные документы явились основанием для постановки перед областными и федеральными органами вопроса о повышении конституционно - правового статуса области и принятия соответствующих законов. Завершающим юридическим актом явился Закон РСФСР " О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР", принятым Верховным Советом РСФСР 3 июля 1991 года. От уезда к республике (к 10-летию Республики Алтай). Горно-Алтайск.2001.С.274. 29 декабря 1991 года состоялись выборы Верховного Совета Республики, в который было избрано 75 депутатов. Он стал работать как полнокровный законодательный орган. На сессиях дважды обсуждался вопрос о названии республики. Сначала она была названа «Республика Горный Алтай», а на второй сессии депутатами было принято более правильное название «Республика Алтай», соответствующее ее истории.

1991 - 1993 годы были годами крупных общественно - политических событий в России. Шла большая подготовительная работа по разработке новой Конституции РСФСР и по заключению Федерального Договора, который был подписан представителями 88 субъектов Российской Федерации в г. Москве 31 марта 1992 года.

В связи начавшего противоборства между высшими представителями и исполнительными органами вышел указ Президента РФ распустить представительные органы. Таким образом, 12 декабря 1993 года были проведены новые выборы депутатов Российской Федерации, референдум по принятии Конституции РФ и выборы депутатов Республики Алтай. Вместо распущенного Верховного Совета республики было сформировано Государственное собрание - Эл Курултай, состоящее из 27 депутатов. Табаев Д.И. С верой в закон. Горно-Алтайск.1997. С.45.

За два года деятельности Верховного Совета республики и за два года функционирования Государственного Собрания - Эл Курултай было принято много законов и других нормативно - правовых актов. Были сформированы и исполнительные органы, образовано Правительство Республики Алтай. Табаев Д.И., Харин В.А. Республика: Штаты, ведомства, управления // Звезда Алтая. 1992г. 10 дек.

Позже всего был принят Основной закон субъекта - Конституция Республики Алтай. Принятие Конституции РА затянулось до 1997 года, в то время как у всех субъектов РФ уже имелись свои уставы и конституции. Основными причинами задержки принятия главного закона Республики следует отметить сложный процесс законотворчества, ожидание принятия Конституции РФ, а также отсутствие после ее принятия целенаправленной, ускоренной работы по завершению подготовки и принятию Конституции республики, согласованности действий и разброс мнений, особенно по вопросам введения поста президента или Главы республики. Табаев Д.И. Какая Конституция нам нужна? // Звезда Алтая.1997. № 5.

После подписания Федерального Договора между субъектами РФ и Центром, выяснилось, что многие Конституции субъектов противоречат Основному Закону Российской Федерации. Сначала Конституцию Республики Алтай называли самой пророссийской конституцией, однако и в ней нашлись изъяны. Конституционный Суд предложил убрать из текста Основного Закона Республики Алтай убрать записи «о суверенитете», о «собственности», «складывании радиоактивных отходов и отравляющих веществ» и «освобождение от должности министров, председателей комитетов и руководителей ведомств с согласия Государственного собрания - Эл Курултай Республики Алтай» и из статьи 154, где записано, что 2городской и районные суды Республики Алтай образуются и действуют в соответствии с Федеральным законом и законом Республики Алтай», предложено исключить слова « и законом Республики Алтай». Табаев Д.И. Федерализм и проблемы взаимоотношений центральных и региональных органов государственной власти и законодательств (на примере Республики Алтай) // На рубеже веков. Юридические заметки 1997-2005 гг. Горно-Алтайск. 2006. С. 129 - 130.

После трудной работы, юридическое оформление Республики Алтай завершилось принятием Конституции Республики Алтай 7 июня 1997 года.

Итак, согласно Конституции Республики Алтай, Государственное Собрание - Эл Курултай представляет собой однопалатный законодательный орган, состоящий из 41 депутата. В целях создания эффективного аппарата вводится пост Главы республики - высшего должностного лица, одновременно занимающего должность председателя Правительства Республики Алтай.

Правительство Республики Алтай является высшим исполнительным и распорядительным органом РА, подотчетным Государственному Собранию - Эл Курултай РА и ответственным перед гражданами РА за решение социально - экономических и других вопросов. Конституция Республики Алтай (Основной Закон). Горно-Алтайск. 2006. С.5 - 32.

В 1993 году были утверждены государственный флаг (автор проекта Чукуев В.П.) и герб (Приложение 2) (автор проекта Ортонулов И.И.), а в 2001 г. - гимн Республики Алтай (текст А.Адарова, музыка В.Пешняка).

Становление и развитие Республики Алтай проходило тяжело, болезненно, в условиях экономического кризиса и перехода к рыночным отношениям. Но республика выстояла и окрепла, как равноправный субъект Российской Федерации. Республике Алтай характерны те признаки, которые характерны для всех республик, но вместе с тем, она имеет свои особенности. Прежде всего, она занимает особое геополитическое положение, гранича с четырьмя республиками РФ и тремя иностранными государствами, занимая 7-е место по территории среди 21 республики, 43 среди всех субъектов Российской Федерации. Ее территория больше многих зарубежных стран. Республика уникальна по географическому положению, горной территории, растительному и животному миру.

Республика является парламентской по полномочиям Государственного Собрания - Эл Курултай, по принципу формирования государственной власти в РА, в отличие от других регионов России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.