рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыАлтайский этнос в системе российской государственности

По данным переписи 1897 г., в Чуйской долине проживало 559 казахов. К этому времени власти смирились с их присутствием на юге Горного Алтая. В 1898 и 1900 гг. киреиты, прикочевавшие на Чую в 1879 г., были поэтапно приняты в российское подданство и приписаны ко 2-й Чуйской волости. Отныне они должны были выплачивать алтайцам этой волости ежегодно 500 руб. за пользование пастбищными угодьями.

Род Сарыкалдака и чингистайцы получили официальное разрешение властей на жительство в Чуйской долине только в 1913 г. с образованием в урочище Юстыд особой Киргизской волости. Те из казахов, кто не принял российское подданство, по договоренности с китайскими властями подлежал немедленной высылке на сопредельную территорию Китая. Несмотря на это, захваты кочевий продолжались, накаляя тем самым межэтническую обстановку. Алтайцы были полностью вытеснены за 50-километровую зону вдоль российской границы. Андреев И.Г. Описание Средней орды киргиз - кайсаков. Алматы: Гылым, 1998. С.153 - 165.

К 1917г. на юге Горного Алтая проживало уже около 2000 казахов. Высокий уровень сплоченности, взаимопомощь и сохранение родовых связей с основными этническими массами позволили казахам составить серьезную конкуренцию алтайскому этносу в Чуйской долине Горного Алтая. О.В. Боронин ,А.Ю. Быков «Исторические предпосылки сложения негативных элементов в восприятии казахов алтайцами.»// Население, управление, экономика, культурная жизнь Сибири XVIII начала XXв. Барнаул, 2003. С.68-71. Эта конкуренция нередко во второй половине XIX-начале XX в. принимала формы межэтнической конфронтации.

Однако не всегда отношения между казахскими и алтайскими национальностями имели негативный оттенок. Глубокое знакомство с лучшими традициями и обычаями, проведение совместных культурных, спортивных, образовательных мероприятий с лозунгом «Наш общий дом - Алтай», историческая апелляция, заостренная не на конфликтности, а на общности тюркского происхождения, многовековой традиции совместного проживания в едином пространстве служат не только выработке взаимной толерантности, но и укреплению дружеских отношений между алтайцами и казахами.

Таким образом, переселившиеся русские крестьяне селились рядом с алтайцами, перенимая у них необходимые навыки для выживания в местных условиях. В то же время, переселенцы влияли на аборигенов - кочевой народ постепенно становился оседлым, алтайцы интенсивней стали заниматься земледелием и принимали православие. Живя бок о бок с русским народом, алтайцы многое взяли у них, собственные традиции трансформировались, многие обычаи были забыты. Алтайцы, вместе с другими народами, прошли тяжелые испытания, которые принесла Гражданская, Великая Отечественная войны и репрессии. Исследовав переписи населения 1926 г., 1939 и 1989 г. стало очевидно, что население республики развивалось не равномерно, как и все население страны. Причиной такого дисбаланса в развитии всего населения послужили вышеназванные события. Данные переписей отражены в диаграмме. ( Приложение 3, диаграмма 1).

Несмотря на большие потери, население страны сумело восстановить свою прежнюю численность. Последняя Всесоюзная перепись 1989 г. Зафиксировала прирост населения всего Советского Союза. Население Горного Алтая за столетие (с1897г по 1989 г.) увеличилось с 42 тыс. человек до 191 тыс. человек. Численность собственно алтайцев с 34 до 59 тыс. человек. Национальный состав населения СССР. По данным всесоюзной переписи населения 1989г. М.1991. С.32. (Приложение 4 Таблица 2)

В 1989 г. Стали очевидны результаты процесса ассимиляции алтайцев - больше стало смешанных семей, людей, не владеющих родным языком, не знающих своих традиций и обрядов.

В настоящее время в Республике Алтай проживают также и представители других национальностей, таковыми являются украинцы, немцы, белорусы, мордва и др.

Таким образом, жители Республики Алтай различаются по многим параметрам, этнического, лингвистического и религиозного характера. Так, по этноязыковой принадлежности они распределяются на славянскую и тюркскую группы, а по вероисповеданию - на христианскую (православную), бурханистсткую и мусульманскую общины.

По пространственной мобильности они делятся на две большие группы: 1) Национальные группы, коренная территория которых располагается вне территории Горного Алтая. По переписи 2002 года большинство (57,4%) населения РА составляют русские - основной народ РФ. Казахи составляют 6%, а остальные национальные группы (украинцы, белорусы, немцы, мордва, азербайджанцы и др.) - 3,1% всего населения РА. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Алтай. (статистический сборник). Горно-Алтайск. 2005.С. 12.

2) Коренные жители - алтайцы и этнические группы теленгитов, тубаларов, челканцев (33%). Кроме того, проживали также кумандинцы и телеуты, но их основная часть жила соответственно в соседнем Алтайском крае и Кемеровской области. Согласно постановлению правительства РФ от 24 марта 2000 г. (№255) указанные этнические группы получили официальный статус коренных малочисленных народов России. Судьбы коренных народов Горного Алтая (Из истории национально - государственного строительства. 1800-1940 гг.). Горно-Алтайск.2004. С.154. Для большей части алтайцев жизненное пространство ограничено территорией РА, поскольку за ее пределами в 2002 г. проживает менее десятой их части (7,1%).

В настоящее время численность алтайских народностей составляет около 60 тыс. человек. Данная ситуация хорошо просматривается на диаграмме (Приложение 3, диаграмма 2).

Таким образом, можно сделать вывод, что современный этнический состав Республики Алтай представляет собой весьма разнообразную картину. По данным переписи 2002 года видно, что большинство населения - это русские, титульный этнос составляет около 30% от всего населения республики, также небольшой процент занимают казахи, проживающие в основном в Кош - Агачском районе. Также в республике проживают многие другие национальности: украинцы, белорусы, молдаване, в последнее время намечается приток эмигрантов из Средней Азии. Необходимо отметить, что в данной ситуации высок процент ассимиляции титульного этноса и не только. В Республике Алтай, как и во всей стране, происходит процесс ассимиляции малых народов в результате смешанных браков, происходит потеря родного языка и традиций.

По данным переписи 2002 года более 1/10 алтайцев считали родным языком главным образом русский язык, в том числе больше ј в городе. Но, тем не менее, все сельское население южных и центральных районов Горного Алтая разговаривает на алтайском языке. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Алтай. (статистический сборник). Горно-Алтайск. 2005. С. 18.

В Республике Алтай, начиная с 1990 - х гг. начинается процесс возрождения традиционных культурных и духовных ценностей разных народов. Проходит череда собраний - праздников алтайских сёоков (родов), первые всенародные игры - Эл Ойын, всеобщие съезды (курултаи) алтайского народа. Все это свидетельствовало о начале естественного процесса этнической самоидентификации, самоорганизации алтайцев на основе возрождения традиционных культур (духовных, материальных) ценностей. На этой волне возрождаются традиции и обычаи других национальностей республики, идет активный диалог между различными культурами, что свидетельствует о высоком уровне толерантности населения республики.

2.2 Титульный этнос Республики Алтай

Алтайцы являются титульным этносом Республики Алтай. Они, как было сказано, делятся на северных и южных алтайцев. К северным алтайцам принято относить тубаларов, челканцев, кумандинцев, а к южным - телеутов, теленгитов, телесов и алтай - кижи. В настоящее время алтайцы составляют примерно 30% (около 60 тыс. человек) от всего населения республики.

Разделение алтайцев на северных и южных не случайно. Разнообразие традиционной культуры коренных жителей Горного Алтая имеет глубокие корни, связанное с их происхождением и этнической историей. Этот вопрос привлекал внимание отечественных исследователей с XIX века. В числе первых был Гельмерсен Г., взгляды которого оказали сильное влияние на последующих исследователей. В ходе знакомства с жизнью и бытом кумандинцев низовья Бии, он обнаружил в их внешнем облике и одежде большое сходство с угро-финскими народами и их культурой. Он считал, что большинство северо-алтайских племен состоит в этническом родстве с тувинскими племенами. Характеризуя восточные и северные племена Алтая (телесов и телеутов), он отметил, что их неправильно называют калмыками, они потомки первоначальных обитателей края. Гельмерсен Г. Телецкое озеро и телеуты восточного Алтая.// Горный журнал. СПб., 1840. Кн. 2. С 34-41.

В. В. Радлов считает необходимым разделить коренных жителей на «татар северного Алтая» (с выделением куманды, ку - кижи, туба) и «татар собственно Алтая» (алтай - кижи, чуй - кижи, телеуты). Радлов В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири и Джунгарии. - Томск. 1887. С.12 - 22.

Взгляды Г. Гельмерсена и В. Радлова подверг критике А. В. Адрианов. «Куманды и кузен, может быть, еще состоят в тесном родстве, хотя различаются несколько по языку, они носят косы (мужчины), признак, отличающий их от всех остальных соседних татар». Он отметил обычай их замужних женщин носить чегедек (традиционная одежда замужних женщин), такой же «какой носят алтайки, например, в системе р. Катуни». Тем самым, «кергеши и комноши гораздо ближе стоят к алтайцам, напоминая и их типом, чем к куманде и кузенам», - заключил он. Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году. СПб. 1885. С293 - 295.

Интересные антропологические и этнографические наблюдения имеются в работах Н.М. Ядринцева. Он писал, что алтайская народность имеет разнообразные типы, указывающие на конгломерат, собрание народностей, подчинившихся, когда-то сильному тюркскому влиянию, а монгольский тип, господствующий на юге Алтая, превращается на севере в «более чистый, почти европейский тип». Он отметил также «значительное разнообразие алтайской народности и в культурном отношении», и выступил против стереотипов «всех их считать кочевниками, а черневых татар какими - то дикими звероловствами». Хозяйство и быт алтайцев, по его мнению, представляет собой «пример соединения в своей жизни промыслов», т. е. скотоводства, земледелия, звероловства и кузнечного дела. Ядринцев Н.М. Заметки об алтайцах и черневых татарах . М. 2006. С.24-25.

Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб. С.28-29.

Проблеме происхождения алтайских племен уделили внимание Аристов Н. А. Вслед за Радловым В., он распределил их на две группы: собственно тюрков - алтайцев и телеутов; и на «отуреченных енисейцев и самоедов бассейна верхней Оби» (кумандинцы, челканцы, йыш - кижи / туба). Характеризуя эти группы, он отмечал, что «телеуты, телениты - чуйцы, один и тот же народ, тем более, что истинное имя этого народа, очевидно, есть теле… Тёлёсы имя племени особого от теле, надо полагать, что остаток от тюрков - тюкю, у которых …существовало два главных рода или племени телес и тардуш, правители которых всегда из ближайших родственников хана». А вторую группу племен Алтая, за исключением черневых татар (йыш - кижи), он практически отнес к потомкам древних тюрков. При интерпретации легенды о происхождении древних тюрков от обитавшего на севере Алтая племени со, и их последующем разделении на четыре ветви (лебедь «ку» и др.). Н. Аристов в качестве аргумента указал на наличие слова ку в названиях ку - кижи, куманды и на род со (солу) в составе кумандинцев. Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. 1896. Вып. 3-4. С.281 - 343.

В исследование алтайского языка большой вклад внес Н.А. Баскаков, выдвинувший идею о делении языка современных алтайцев на северный и южный диалекты. Он отметил, что «в языке северных алтайских племен сохранилось значительно больше черт древнетюркских языков, чем в южно - алтайских диалектах». Вместе с тем он подчеркивал, что «язык южных алтайцев, предки которых вместе с древними кыргызами находились в длительном общении с кыпчаками, приобрел кыпчакские черты, хотя и сохранил свою древнюю основу, общую с древнекыргызским языком. Последний по своему грамматическому строю и лексике сближается с древним огузским и древнеуйгурским языками». Баскаков Н.А. Алтайский язык: введение в изучение алтайского языка и его диалектов. М.1958. С.5-45.

Результаты предшествующих исследований продолжил, а затем и подвел итоги Л.П. Потапов. Один из основных из его выводов: « …В смешанном этническом субстрате северных алтайцев, куда входили самодийские, енисейские и угорские группы, несомненно, были и древние тюркские элементы, связанные с племенами объединений теле и тюкю». А по поводу происхождения южных алтайцев он утверждал: « Племена теле, явившиеся наиболее ранними историческими предками южных алтайцев, сохраняя свою этническую основу, частично смешивались с племенами древних тюрков - тюкю, с древними кыргызскими и кыпчакскими племенами в период с IX по XII века на территории между Иртышом и Енисеем…» Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. М. - Л.1969. С. 188 - 196.

Общую антропологическую характеристику этногенеза алтайцев дали исследователи Н.М. Ялбачева и Т.А. Стрельцова. Пои их мнению, различия алтайцев заключаются не только в культуре и быте, но и в антропологическом типе, свидетельствующее о различном этническом происхождении и различной истории культуры южных и северных алтайцев.

«Большие антропологические различия между южными и северными группами алтайцев не вызывают сомнения. Южные алтайцы относятся нашими антропологами, как и тувинцы, буряты, монголы, якуты к наиболее монголоидному, так называемому центрально - азиатскому и южно - сибирскому типам. У северных алтайцев монголоидность основных антропологических признаков выражена гораздо слабее, но у них наличествуют европеоидные признаки. Северные алтайцы относятся антропологически, вместе с рядом угорских и солоидийских народностей, к уральскому типу. Следовательно, северные алтайцы, особенно шорцы и кумандинцы, обнаруживают общность антропологического типа по измерительным и описательным признакам не с южными алтайцами, а с обскими уграми: хантами и манси». Ялбачева Н.М., Стрельцова Т.А. Генетический подход к происхождению коренных народов Республики Алтай.// Алтай - Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. (16 - 19 мая 2006 г.) Горно-Алтайск. 2006.С.172- 173.

Таким образом, видно, что вопрос об этногенезе алтайских племен очень запутан и обширен. Можно сделать вывод, что северные алтайцы - это смешение угорских, енисейских и самодийских групп, а также больше подвергались ассимиляции со стороны русского населения, поэтому у них больше представителей с европеоидными чертами. Южные алтайцы - смешение монгольских групп и по антропологическому типу имеют монголоидные черты.

Несмотря на это, все коренное население Республики Алтай идентифицирует себя как алтайцы и считает себя единым народом. Консолидация алтайских племен в единый народ началось в результате политики национального строительства советского правительства в 1920 -1930-е годы. Дьяконова В.П. Алтайцы. Горно - Алтайск. 2001. С.3-4. В советский период практически исчезает разделение алтайцев на южных и северных, но с конца 1980-х годов алтайцами, как и другими народами России, овладело стремление к возрождению своих традиционных культурных и духовных ценностей. Начинается процесс возрождения забытых традиций, обрядов, праздников: например, только с 1990-х гг. начинают проводить свадьбы сначала по алтайским традициям, а затем - по русским. В советское время алтайские традиции и обряды практически не использовались.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.