|
|
На предприятии имеется большое многообразие продуктов питания, ассортимент которых может, изменяется еженедельно, и которые реализуются предприятием. Среди них следует выделить товар - подсолнечное масло, производство и реализация которого является основнымнаправлением деятельности хозяйства.2.2 Исследование маркетинговой среды КФХ «СПК КОЛОС»Ситуационный анализ маркетинговой среды предприятия предполагает исследование микро- и макро маркетинговой среды предприятия. Одним из методов проведения ситуационного анализа является SWOT - анализ, который включает в себя анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также анализ его угроз и возможностей Маркетинговые возможности предприятия - это положительные внешние аспекты его маркетинговой деятельности, благодаря которым оно может достичь конкурентных преимуществ на рынке сбыта. Маркетинговые угрозы - это отрицательные тенденции развития маркетинговой внутренней среды, которые могут негативно повлиять на рыночные позиции фирмы. Маркетинговые возможности и угрозы определяются на основе анализа внешней маркетинговой среды предприятия. Объектом исследования сильных и слабых сторон фирмы является ее микросреда Сильные стороны - это ее главные особенности, которые дают возможность определить и сформировать конкурентные преимущества. Слабые стороны - это те показатели, которые определяют ее конкурентную уязвимость. Согласно классификации, приведенной в первом разделе, внешняя (макросреда) предприятия состоит из шести основных факторов, которые необходимо исследовать и анализировать при проведении ситуационного анализа. Демографические факторы. По численности населения Луганская область находится на пятом месте среди 25 областей Украины, а по плотности населения - на 7-м. Наиболее интенсивное сокращение населения характерно для промышленно развитого восточного региона Украины - Луганская, Донецкой и Харьковской области. Однако, если численность населения Украины в целом с 1993 г. по 2000 г. снизилась на 4,85 %, то численность населения Луганской области за тот же период снизилась на 8,41 %. Этот факт показал, что процесс снижения численности населения Украины происходит наиболее интенсивно в Луганской области. Рассматривая тенденцию природного сокращения населения Украины можно сказать, что основной фактор, повлиявший на него - это превышение числа умерших над числом родившихся. Луганская область характеризуется наибольшими темпами увеличения числа умерших в 2000 г. наряду со Львовской и Тернопольской областями. Миграционные процессы в Луганской обл. характеризуются тем, что, начиная с 1993 г., и до настоящего времени, за пределы области выезжает больше населения, чем прибывает. По этой причине 1998 г. население Луганской обл. сократилось на 8,6 тыс. человек, причем самыми активными в миграционных процессах являются люди работоспособного возраста. Приведенные данные природного и миграционного сокращения населения восточного региона Украины дают право утверждать, что Луганская область стоит на пороге демографического кризиса. Наиболее активными потребителями ликероводочных изделий являются люди, проживающие в промышленно развитых городах, областных центрах, следовательно, предприятиям-производителям продуктов питания и сельскохозяйственных продуктов этот факт следует учитывать. Экономические факторы. Реформы в экономической и политической жизни нашего общества, начавшиеся в 1991 г. затронули весь народнохозяйственный комплекс Украины. На данном этапе развития экономики Украины наблюдается низкий уровень доходов населения, что само по себе влечет ограниченную возможность предложения полного комплекса товаров в полном объёме в виду не подкрепленности спроса населения нашей страны. Поэтому основу реализуемой ликероводочной продукции составляют изделия среднего качества. Однако ассортимент реализуемой продукции сбалансирован изделиями класса «Люкс», которые пользуются спросом у населения с высоким уровнем доходов. Политико-правовые факторы. Маркетинговые решения, касающиеся поведения предприятия на рынке, во многом зависят от политики, которую осуществляет государство в отношении конкуренции. Развитие рыночных реформ в Украине потребовало адекватных мер по защите интересов отечественных производителей и потребителей, повышению конкурентоспособности товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. Кабинет Министров Украины изменяет ставки ввозной пошлины на товары импортного производства. В виду величины этих ставок значительно увеличиваются цены на продукцию зарубежных производителей, что существенно стимулирует развитие украинского производителя. Социально-культурные факторы. При разработке, выпуске и реализации продукции предприятия должны учитывать все особенности отечественных потребителей, производить продукцию с учетом требований и предпочтений основных потребителей, т. е. нужно производить то, на что предъявляется спрос, а не продавать то, что уже произведено. К микро маркетинговой среде относят поставщиков, посредников, конкурентов, контактные аудитории и потребителей. Поставщики. Основными поставщиками КФХ «СПК КОЛОС» являются отечественные, т. е. украинские предприятия (таблица…). Таблица 2.2 - Основные поставщики сырья и материалов КФХ «СПК КОЛОС»
Графически, изобразим основных поставщиков на рисунке 2.2 Рисунок 2.2 Основные поставщики сырья и материалов. Экологические факторы. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию окружающей среды. Состояние окружающей природной среды, озабоченность общественности по поводу экологической безопасности сказываются и на товарах, производимых фирмами, и фирмах которые их реализуют, соответственно и на успешности их продвижения на рынке. Конкуренты. Следует отметить, что рынок Луганской области, на котором работает КФХ «СПК КОЛОС» характеризуется наличием большого количества фирм предлагающих однотипную с данным предприятием продукцию, а значит уровень конкуренции велик. Контактные аудитории. Нежелательные контактные аудитории, с которыми в своей работе сталкивается предприятие - это сан станция, налоговая инспекция, К желательным контактным аудиториям можно отнести средства массовой информации. Потребители. К потребителям продукции реализуемой КФХ «СПК КОЛОС» можно отнести население, а также посреднические организации. Определение сильных и слабых сторон предприятия невозможно без анализа внутренней среды предприятия. При функциональном подходе выделяют шесть направлений деятельности предприятия: финансы, менеджмент, маркетинг, производство, кадры и технология. На КФХ «СПК КОЛОС» функции маркетинга и менеджмента выполняет коммерческая служба. Для того чтобы ситуационный анализ был полным, необходимо рассмотреть комплекс маркетинга предприятия по четырем группам факторов: продукт, цена, каналы сбыта, продвижение товаров на рынке. Продукт. Продукция, реализуемая КФХ «СПК КОЛОС» обладает достаточно высокой конкурентоспособностью вследствие хорошего качества и оптимальной цены. Цена. В целом ассортимент реализуемой продукции обладает гибким ценовым диапазонам. В нем сочетаются цены доступные людям с невысоким уровнем дохода, средним уровнем доходов, так и высоким. Каналы сбыта. Собственная сбытовая сеть у КФХ «СПК КОЛОС» представлена магазином реализующим помимо продуктов питания ликероводочную продукцию, а также несколько точек на рынках станичнолуганского района и Луганска. Продвижение товаров на рынке. КФХ «СПК КОЛОС» следующие методы: периодическая реклама в газете «Экспресс - клуб», почтовая рассылка предоставление гибкой системы скидок постоянным клиентам, предоставление бонусов и проведение всевозможных акций совместно с товаропроизводителем. Произведем оценку с помощью метода многомерного шкалирования (таблица…). Используя пятибалльную шкалу, оценим каждое направление деятельности КФХ «СПК КОЛОС» и на основе этого анализа следует рассчитать коэффициент адаптации предприятия к его маркетинговой среде. Данный коэффициент является интегрированным и позволяет предприятию в общем оценить свой потенциал. Коэффициент адаптации равен отношению суммы выставленных к сумме максимально возможных, в данном случае двадцати, формула 2.1. К ад.= Б ф \ Б max 1 (2.1) где Б ф - фактические баллы оценки внутренних ресурсов на предприятии; Б max - максимальные баллы оценки внутренних ресурсов на предприятии. Таблица 2.3 - Оценка потенциала КФХ «СПК КОЛОС»
В данном случае коэффициент адаптации равен: К ад.= (3+3+4+4) \ (5+5+5+5) = 0,7 Это говорит о том, что уровень адаптации КФХ «СПК КОЛОС» к маркетинговой среде достаточно велик, так как в идеале он был бы равен единице. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
|
© 2009 Все права защищены.