рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефератыИнформационное обеспечение процессов бизнес-планирования

4. Продукция (услуги)

5. Организация производства

6. Инвестиционный климат и риски

7. Достижение необходимого качества

8. Обеспечение конкурентоспособности

9. Реализация продукции

10. Управление и кадры

11. Финансирование

12. Эффективность бизнеса и возможные перспективы

13. Приложения

Структура российского бизнес-плана отличается от типичной западной за счет включения разделов 7 и 12 и изменения содержания раздела 8 (в него добавляется углубленное рассмотрение возможностей управления себестоимостью продукции). Важно то, что предлагаемая структура не противоречит западным требованиям к бизнес-планам, поскольку в ней есть все основные принятые в западной практике элементы, и в то же время она дополнена и адаптирована к условиям более тяжелой российской деловой среды.

Разработчикам следует включать в разделы своих бизнес-планов все, что считают нужным и полезным, имея в виду, что строгого государственного стандарта ни на форму бизнес-плана, ни на содержание его разделов в России, вероятно, не будет никогда. Да это, видимо, и не нужно. Развиваются бизнес, его технологии и организация, развивается и методология планирования реализации проектов. Следовательно, понятие “качественный бизнес-план” всегда будет относиться к какому-то конкретному моменту времени.

Не следует слишком увлекаться планированием там, где Вы не можете получить информацию о реальном положении дел. Бессмысленно планировать продать определенный объем продукции на определенном рынке, если у Вас нет информации о действительных продажах. [25]

Например, одна из компаний продавала два типа электромоторов, не имея представления ни о том, в каком объеме направлять продукцию на различные промышленные рынки, ни о том, сколько ее уже продано. Поэтому не было смысла тратить много времени на планирование продаж на этих рынках до тех пор, пока мы не смогли получить достоверную информацию. Удостоверьтесь, что полученные сведения позволяют Вам определить, насколько успешно идет выполнение плана.

2. Информационные ресурсы, используемые в процессе бизнес-планирования

2.1. Источники деловой информации

2.1.1. Сбор информации собственными силами фирмы

Сбор информации - один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана. Информацию условно можно подразделить на три категории: [11]

- информация о собственных целях, планах и условиях, определяющих решение задач;

- информация о партнерах и конкурентах. Эта информация никогда не бывает чрезмерной. Она включает личностные характеристики оппонента, финансовое положение фирмы, особенности продукции, деловые связи и т.д.

- информация о внешней среде. Под внешней средой подразумеваются политическая обстановка, ситуация на рынке, условия функционирования средств доставки, законы и положения, регламентирующие тот или иной вид деятельности, налоговое и таможенное законодательство.

Информация о конкурентах и партнерах

Для полноценного анализа деятельности фирмы можно с успехом использовать официальные источники: бюджетно-финансовые планы, публикации и отчеты, рекламу и публичные выступления.

Один из наиболее эффективных способов получения информации о фирме - посещение помещения фирмы. Находясь в приемной, рекомендуется просматривать печатные материалы - рекламные проспекты, корпоративные бюллетени, журналы для рабочих и служащих: везде могут быть полезные сведения для “внутреннего пользования”. Следует обращать внимание па встречающиеся имена и должности людей, ознакомиться со списком намеченных мероприятий, новых приобретений или с производственными извещениями. Если появится возможность, рекомендуется уйти от опеки сотрудников фирмы и побывать в фирменном кафе, в местах курения и скопления людей. Таким способом можно получить неформальные сведения о фирме, почувствовать климат в ней. Все это позволит в дальнейшем правильно спланировать переговоры.

Почти вся информация, которую, на первый взгляд, трудно получить, может быть добыта так называемым прямым путем с помощью телефона. В этом случае необходимо продумать косвенные вопросы, которые давали бы ответ на интересующие участника переговоров вас темы. В некоторых случаях указанная информация труднодоступна и явно недостаточна для вступления и контакт. В этой ситуации может быть применен метод получения информации с помощью подставных лиц, которые по указанию потенциальных участников переговоров вступают в аналогичные переговоры, которые в итоге “срываются”. Получив нужную информацию, заинтересованная сторона может самостоятельно начинать переговоры. Это довольно трудоемкий, но очень эффективный способ получения информации. Однако его этическая сторона часто может вызывать сомнения.

Если неофициально или с помощью подставных лиц посетить фирму не удается, а впереди достаточно сложные переговоры, можно запланировать встречу как первую в серии. В этом случае полезно для начала встретиться с партнером и изложить собственную идею, ее преимущества. Это можно считать “разведкой боем”. На такую встречу не берут подготовленные материалы, и она длится непродолжительное время. Получив необходимую информацию, участник переговоров планирует следующую встречу как главную в серии.

Информация о внешней среде

Под внешней средой подразумевают политическую обстановку, ситуацию на рынке, условия функционирования средств доставки, законы и положения, регламентирующие тот или иной вид деятельности, налоговое и таможенное законодательство. Эта информация достаточно обширна. Крупные фирмы имеют соответствующие аналитические и юридические отделы, задача которых - отслеживать все нововведения в законодательстве и на рынке.

Для малого предприятия содержать такой отдел зачастую не под силу. В этом случае для проведения переговоров привлекаются эксперты и консультанты. Для любой фирмы источником информации могут стать подписные издания аналитического характера.

В целях проведения самостоятельного исследования можно воспользоваться следующими открытыми для доступа ресурсами:

Справочная и аналитическая информация:

"Наука и практика" - информация, анализ, теория, статистика и карты России

Национальная служба новостей

Центр регионального анализа и прогнозирования Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

Политика ("создается с 18 марта 1997 с целью представить предполагаемому читателю политическую справочную информацию о России (а в перспективе - возможно, и не только России) и снабдить его (читателя) необходимыми ссылками", как пишет автор Григорий Белонучкин)

Информационно-поисковая система "Россия" - проект научно-исследовательского вычислительного центра МГУ, содержащий Конституцию и Федеративный договор РФ; описание политической системы России; справочную информацию о российских регионах, включая электоральную статистику; поисковую систему по нормативным актам; информацию о 43 партиях и общественных движениях, зарегистрированных для участия в выборах 1995 г., и религиозных конфессиях.

Российские органы власти и политика:

Все власти на WWW (список ссылок на страницы российских органов власти)

Раздел "Общество и политика" в каталоге "Ау!"

Средства массовой информации:

"Российские информационные империи II" (обзор российских СМИ включает данные об их принадлежности государственным и деловым структурам, статьи, схемы управления)

Ресурсы Интернет по общественным наукам:

Социология в Сети - список ссылок на зарубежные источники информации, подготовленный в НИИЯФ МГУ (группа "Махаон")

PSyberLink: Ресурсы Интернет по психологии и социальным наукам - проект по развитию психологической сети, поддерживаемый Научно-учебным центром психологии Новосибирского государственного университета. Предполагается и во многом осуществляется создание предметных каталогов ресурсов по психологии и другим дисциплинам и их аннотирование на русском языке

2.1.2. Работа с информационными агентствами

Одним из распространенных в мире способов получения коммерческой информации является привлечение специализированных информационных агентств.

Основными направлениями деятельности таких агентств являются предоставление экономических (бизнес) справок, отраслевых обзоров, маркетинговые исследования. Некоторые агентства осуществляют также досудебный возврат задолженностей (инкассовые операции). Кроме оказания информационных услуг, они содействуют налаживанию устойчивых международных и межрегиональных деловых связей, способствует реализации крупных инвестиционных проектов. [38]

Некоторые агентства совмещают в своей деятельности оказание информационных и охранных услуг, другие оказывают услуги в области PR.

Возможны различные формы сотрудничества: от разовых заказов до абонентского обслуживания.

Рассмотрим основные виды информационных услуг агентств.

Экономические справки

Краткие

Стандартные

Расширенные

Специальные (специальные исследования)

У каждого из этих видов справок свое функциональное назначение, и, соответствующие этим назначениям количество, содержание, детализация и специализация информации.

Краткие справки предназначены для получения предварительной информации о потенциальном партнере, стандартные - для первичной подготовки к переговорам, расширенные - для подготовки к переговорам и контрактам, специальные исследования - для информационного обеспечения различных конкретных задач, например, из области маркетинговой или конкурентной политики фирмы.

Краткие справки

Краткая справка - это представление фирмы, включающее ее регистрационные показатели. В самом общем виде, из краткой справки можно получить информацию, что такая-то фирма существует, зарегистрирована как юридическое лицо. Из краткой справки можно понять, действует ли данная фирма легально, или, как субъект легального бизнеса, отсутствует; является ли фирма налогоплательщиком. Кроме того, из краткой справки можно получить представление о зарегистрированных видах деятельности и учредителях.

Стандартные справки

Стандартная справка - это основной продукт большинства информационных агентств во всем мире. Помимо сведений о регистрации, она сообщает некоторые финансовые показатели, данные о внешнеэкономической деятельности, банковские связи. Стандартная справка помогает понять, что данная фирма - легальная (или как легальный субъект отсутствует), реально действующая (или не действующая). Например, если фирма зарегистрирована как АОЗТ в 1991 году и с тех пор у нее ничего не менялось, значит, она вряд ли действует, и с ней не стоит сотрудничать.

Из стандартной справки можно узнать, насколько фирма велика, активна. Можно посмотреть, какие у нее объемы, кто основные партнеры, какие виды товаров она декларирует. Истинные виды деятельности, которые будут указаны в справке, могут не совпадать, например, с теми, что фирма указывает в рекламе или справочниках и такое расхождение может потребовать дополнительного изучения. Кроме всего прочего, в стандартной справке дается вывод о возможности сотрудничества. Для российских клиентов в графе "Вывод" дается пояснение, на что стоит обратить внимание - например, на учредителей, на которых зарегистрировано много фирм. Обращается внимание на размер кредиторской задолженности, убытки.

Некоторые пункты стандартной справки

Остановимся подробнее на "слоях" информации, которые можно различить в некоторых пунктах стандартной справки и признаках, которые могут насторожить при чтении справки.

Наименование фирмы

Профессиональные агентства обращают внимание на случаи, когда, кроме русского наименования зарегистрировано еще латинское или сокращенный вариант. В то же время, могут насторожить широко распространенные варианты названий, типа Аврора, Альфа и пр. Возможно, такие названия даются специально, чтобы усложнить правоохранительным органам и компаниям, занимающимся обеспечением безопасности бизнеса, поиск фирмы по базам данных. То же самое происходит с иностранными наименованиями в русском написании. Например, можно International записать как "Интернейшнл" или "Интернешнл", а фирму потом очень непросто найти.

Например, клиент агентства "Кредитреформа" [38] имеет право при заказе поставить по этому пункту вопрос: "является ли данное наименование фирмы уникальным и сколько фирм с такими названиями в городе?". Разумеется, если название не уникально, это не может служить основанием для подозрения в недобросовестности обладателя такого названия, но, в сочетании с другими настораживающими признаками, должно побудить задуматься о возможности сотрудничества, его безопасной форме, или о дополнительном исследовании.

Адрес

Может насторожить много моментов. Сейчас широко распространена практика коммерческой регистрации предприятий юридической фирмой, которая предоставляет свой адрес. Специалистам известен набор таких адресов. Проблема в том, что когда компания с готовыми документами продается, потом трудно отыскать ее фактическое местонахождение, тем более, если она уже была несколько раз перекуплена. Ситуация еще более осложняется, когда готовые фирмы покупают на подставных лиц или по утерянным паспортам. Перепродаваться такие фирмы могут бесконечно, притом, что юридический адрес сохраняется.

В справке смысл вопроса этого пункта можно сформулировать как "является ли данный юридический адрес уникальным, либо на этот адрес зарегистрированы еще фирмы?".

Данные о регистрации

Указываются все известные данные о перерегистрациях и основания перерегистрации, например, в связи с переездом или изменением названия (указывается и прежнее название), изменением правовой формы. Должно настораживать, если в справке говорится, что фирма, к примеру, зарегистрирована в 1991 году, данных о более поздних перерегистрациях не имеется. Регистрация фирмы в свободных зонах, типа Ингушетии, затрудняет поиск фирмы и должна настораживать.

Телефоны, факсы (средства связи)

В этом пункте выявляются случаи, когда в качестве телефонов указаны квартирные. Клиент может запросить указать в справке, кто отвечает по телефону. Настораживающим моментом может быть отсутствие каких-либо средств связи, кроме телефона. Хотя, конечно, нужно оговориться, что в России отсутствие современных видов связи или отсутствие информации о них в официальных источниках, вовсе не редкость и, уж точно, не криминал. Но если изучаемая фирма претендует на определенный уровень, имеет смысл обратить внимание, есть ли у нее электронная почта, сайт в Интернет. На Западе на такие параметры обращают внимание и, если российская компания рассчитывает на установление партнерских отношений с солидной западной фирмой, она должна помнить, что отсутствие электронной почты, будет сочтено минусом для сотрудничества. Также, отсутствие адекватных средств связи должно настораживать, если речь идет о крупном контракте. Бывает, что несколько ассоциированных фирм могут пользоваться одними средствами связи: одними учредителями регистрируется несколько фирм, которые сидят в одном помещении. Может быть так, что одними учредителями на одном адресе зарегистрировано несколько фирм с одним названием, отличающихся только формой собственности, одна из которых занимается только внешнеэкономической деятельностью, другая - оптовой торговлей и т.д. и у всех один телефон. Само по себе это не говорит о неблагонадежности, однако, затрудняет получение общего представления о фирме. Клиент может ставить вопрос о том, чтобы разыскать все виды связи фирмы и указать их принадлежность только этой фирме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.