рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты АТЭС как механизм диалога и согласования позиций государств по ключевым вопросам экономики, торговли...

3. В рамках АТЭС ежегодно проводится шесть–восемь встреч на уровне министров. Как правило, к ним приурочиваются различные мероприятия с участием деловых кругов, нередко весьма масштабные. Так, на регулярной основе ведут диалог с представителями бизнеса министры финансов, энергетики, по малому и среднему предпринимательству. Министры финансов сформировали постоянную «Группу финансьеров» (по два представителя от каждой страны), а министры энергетики — аналогичную группу из представителей бизнеса соответствующей отрасли.

4. На рабочем уровне диалог между представителями структур АТЭС и деловым сообществом приобрел устойчивый и разнообразный характер. Проводятся регулярные симпозиумы, отдельные встречи, главы крупных компаний непосредственно участвуют в заседаниях рабочих органов форума, входят в состав национальных делегаций и приглашаются в качестве экспертов на заседания (по вопросам инфраструктуры, таможенных процедур, содействия торговле, по инвестициям и др.)
 

Глава 2 – Результаты деятельности АТЭС

В первой части данной главы мы рассмотрим итоги восьми саммитов АТЭС (по 2000 год включительно). Во второй части будут рассмотрены результаты деятельности некоторых рабочих групп АТЭС. Всего их 10, каждая  рассматривает специфический круг вопросов, интересующих именно ее участников, имеет собственные приоритеты и особенности, хотя и работает в тесном контакте с Секретариатом АТЭС. На заседаниях  рабочей группы рассматриваются конкретные вопросы в тех сферах сотрудничества, которые определены участниками в качестве приоритетных.

 Также мы коснемся такой актуальной сегодня проблемы, как международный терроризм.

2.1. Восемь саммитов.

Первый саммит прошел в Сиэтле, США. На нем лидеры обсудили перспективы формирования сообщества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, основанного на принципах открытости и партнерства, которое будет содействовать свободному движению товаров, услуг и инвестиций, обеспечению устойчивого экономического роста, достижению более высокого уровня жизни и стандартов образования, сохранению окружающей среды. Эти идеи получили наименование "видение АТЭС".

На втором саммите АТЭС в Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята «Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС», которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010–2020 годам системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На третьем саммите в Осаке (Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ключевым моментом Программы стала договоренность участников АТЭС подготовить индивидуальные планы действий, направленные на либерализацию торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества.

В результате четвертого саммита АТЭС в Маниле (Филиппины, 1996 год) участники договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению процесса либерализации торговли и инвестиций. Соответственно были приняты Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития.

В ходе пятой встречи в верхах в Ванкувере (Канада, 1997 год) были утверждены критерии членства в АТЭС, решен вопрос о приеме из 11 кандидатов трех новых членов: России, Вьетнама и Перу, после чего на прием в организацию был объявлен 10-летний мораторий. Была также принята специальная Декларация, в которой выражались намерения усилить экономическое и научно-техническое сотрудничество.
В Ванкувере была согласована программа ускоренной добровольной секторальной либерализации, предусматривавшая устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли товарами, причем в 9 из этих секторов конкретные шаги должны были быть предприняты, начиная уже с 1999 года.

Однако на шестом саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия, ноябрь 1998 года) было принято решение перенести рассмотрение вопроса об ускоренной добровольной секторальной либерализации во Всемирную торговую организацию. Значительное внимание участники саммита уделили поиску согласованных подходов к преодолению финансово-экономического кризиса и обеспечению общей экономической стабильности в АТР, облегчению условий торговли и инвестиций, активному развитию экономического и технического сотрудничества, обращенного в ХХI век.
В Куала-Лумпуре Россия, как и Перу и Вьетнам, стала полноправным членом АТЭС.

Основными темами седьмого саммита АТЭС в Окленде (Новая Зеландия, сентябрь 1999 года) стали уроки азиатского финансового кризиса, меры по восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе путем укрепления функционирования рынков, роль АТЭС в упрочении системы многосторонней торговли в свете начала нового раунда переговоров в рамках Всемирной торговой организации. Были также рассмотрены итоги деятельности Форума за десять лет и обозначены перспективы развития АТЭСовского процесса в новом тысячелетии.
В работе встречи в Окленде принял участие В.В. Путин, в то время Председатель Правительства Российской Федерации.

В центре внимания восьмого саммита АТЭС в Брунее (ноябрь 2000 года) были, прежде всего такие актуальные для мировой и региональной экономики процессы, как глобализация с присущими ей рисками и возможностями ускорения темпов экономического развития, повышения благосостояния населения, освоения новейших информационных и телекоммуникационных технологий и связанная с этим проблематика «новой экономики». Обсуждалась и проблема укрепления многосторонней торговой системы.

В саммите участвовал Президент Российской Федерации В.В. Путин, который выступил с докладом по проблеме глобализации перед представителями деловой элиты. Важное значение имели состоявшиеся во время саммита двусторонние встречи В.В. Путина с лидерами США, Японии, КНР, Республики Корея, Чили, Малайзии, Вьетнама и Брунея.

2.2. Проблемы моря.


Рабочая группа по рыболовству (The Fisheries Working Group).1 Создана в 1991 году для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области рыболовства, определения эффективной роли АТЭС в этих вопросах и сбора информации о деятельности соответствующих национальных и региональных организаций. Участниками внедряются программы, направленные на обеспечение их устойчивого развития использования морских ресурсов, повышение эффективности контроля за использованием морских ресурсов, осуществление контроля за их качеством, сбор информации о региональном рынке морских ресурсов. Рабочая группа действует в контакте с региональными международными организациями по вопросам рыболовства. С 1996 года проводится программа исследования торговли рыбопродукцией, вопросов либерализации тарифов и нетарифных мер, эффективного использования инвестиций и субсидий. Внедряются проекты реорганизации рыболовства и проверки качества рыбы, введения контроля за качеством морепродуктов, доставки воздухом живой и свежей морепродукции на рынки участников АТЭС, либерализации торговли и
инвестиций в рыболовство.

Действует семинар, участники которого разрабатывают меры по пресечению запрещенных способов лова рыбы и сохранению природных ресурсов, сертификации и стандартизации морепродукции. Намечено, начиная с 1998 года, ежегодно проводить форум АТЭС по аквакультуре.

Рабочая группа по сохранению морских ресурсов. Создана в 1990 году. Занимается продвижением среди участников АТЭС инициатив, направленных на защиту морской среды и морских ресурсов, выступает за то, чтобы обеспечивать такую эксплуатацию морских ресурсов участниками АТЭС, которая сделала бы выгодной поддержание чистоты акватории моря. Участники группы провели серию мероприятий по защите морской среды от загрязнения, а в 1996 году начали осуществлять пятилетнюю программу борьбы с опасными для жизни человека бактериями и водорослями. В числе наиболее заметных инициатив – проект менеджмента береговых зон с указанием источников загрязнения морской среды участниками АТЭС и выработка единого для АТЭС подхода к укреплению и благоустройству береговой линии.

Участниками рабочей группы подготовлен план действий по вопросам устойчивого развития морской (океанской) среды в зоне АТЭС. Этот документ предусматривает создание механизмов для координации действий, периодическое обследование ситуации, контакт с национальными организациями АТЭС и с международными организациями (в частности, по линии ЮНЕП), занимающимися этой проблематикой. Результатом работы участников АТЭС на этом направлении стало создание Координационного комитета морей Юго-Восточной Азии, подготовка региональной программы охраны окружающей среды в южной части Тихого океана и др.

2.3. Подготовка кадров.

Рабочая группа по развитию людских ресурсов (The Human Resources Development Working Group).1 Создана в 1990 году. Является самой крупной по численности рабочей группой АТЭС. В ее задачи входит выявление основных тенденций рынка рабочей силы в странах АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости. А со второй половины 90-х годов в ее рамках, по сути, осуществляется координация всей деятельности АТЭС по развитию людских ресурсов, причем в значительной степени учитывается и ситуация в данном вопросе, складывающаяся на всем пространстве АТР.

В составе рабочей группы функционируют пять крупных подгрупп: по проблемам делового менеджмента, проблемам образования, менеджмента по вопросам экономического развития, по подготовке специалистов в вопросах промышленной технологии  и по сбору информации о рынке труда. Деятельность этой рабочей группы очень многопланова и в большой степени пересекается практически со всеми мероприятиями АТЭС.

Основные направления деятельности АТЭС в вопросах подготовки людских ресурсов во многом определяет документ, принятый на саммите АТЭС в Сиэтле (США) в 1993 году. Он назван «Инициатива лидеров АТЭС в вопросах образования». В нем в качестве важных для всех стран АТЭС задач названы взаимопроникновение культур (это понятие подразумевает налаженный культурный обмен, знакомство с культурой, историей и традициями других стран и т. д.), подготовка специалистов и установление непосредственных контактов между учебными заведениями этих стран.

Внедрение предложений лидеров АТЭС в вопросах образования намечается осуществлять по трем основным направлениям. К ним отнесены создание учебных центров, проведение совместных мероприятий (академические исследования, семинары, научный обмен и др.), предоставление стипендий для обеспечения обмена научными работниками и др.

Среди этих трех основных направлений особое внимание уделяется работе учебных центров АТЭС, которые были задуманы как исследовательские учреждения, изучающие различные аспекты деятельности АТЭС в вопросах образования. Все страны АТЭС (кроме Брунея) уже открыли такие центры, либо объявили, что сделают это в ближайшее время.

2.4. Инвестиции и торговля.

Рабочая группа по обзору торгово-инвестиционной статистики (The Trade and Investment Data Review Working Group). Создана в 1990 году для того, чтобы обеспечить сравнимость опубликованных участниками АТЭС статистических данных о торговле. Работа началась с анализа сведений о торговле услугами и международных инвестициях участников АТЭС – с тем, чтобы свести к минимуму расхождения данных по торговле товарами и услугами и оценке инвестиционных потоков. Ведется работа по составлению базы данных по торговой и инвестиционной статистике (с учетом сведений международных организаций). Проводятся семинары, обеспечивающие техническую экспертизу текущих проектов.

На 10-м заседании рабочей группы (Сингапур, май 1997 года) и на 11-м заседании в Канаде (Оттава, май 1998 года) отмечалась желательность постепенной выработки единой методологии анализа статистических сведений национальными статистическими организациями участников АТЭС, унификации форм сбора данных таможенной статистики. Признано желательным сделать такого рода информацию доступной и для стран, не участвующих в АТЭС.

Рабочая группа по содействию торговле (The Trade Promotion Working Group). Создана в 1990 году для того, чтобы привлекать представителей частного сектора (главным образом, малые и средние предприятия) к деятельности АТЭС. Рассматривает вопросы содействия развитию региональной торговли, финансирования торговли, подготовки кадров, анализа деловой информации. Поддерживает тесные связи с деловыми кругами участников АТЭС (действуют семинары по проблемам венчурного капитала и кредитных гарантий, практикуется постоянный обмен мнениями по этим и другим вопросам, издается справочник). При участии рабочей группы создана система взаимодействия деловых кругов стран АТР (Asia Pacific Business Network, или APB-Net). В последние годы выявилась тенденция концентрировать усилия участников рабочей группы на формировании в регионе АТЭС стратегических деловых союзов между предприятиями.


2.5. Терроризм.

Глобализация, сближающая континенты и несущая в их самые отдаленные уголки достижения современной цивилизации, приносит с собой и вызовы нового порядка, такие, как трансграничная преступность, международный терроризм, религиозный экстремизм и сепаратизм, незаконный оборот оружия и наркотиков, противостояние которым невозможно без активных совместных усилий всех членов мирового и регионального сообществ. Ниже приводится справка Белого дома о достижениях США, связанных с кампанией против глобального терроризма, опубликованная в первый день встречи между лидерами стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества:1

«Терроризм - это прямой вызов целям АТЭС по созданию свободных, открытых и процветающих экономик и оскорбление основополагающих ценностей, разделяемых членами АТЭС. Мы едины в нашей решимости положить конец угрозе, которую создает терроризм для наших общих целей, и обязуемся ускорить осуществление задач и программ в области борьбы с терроризмом.

Лидеры АТЭС согласились с предложенным США планом по защите ключевых транспортных, финансовых и информационных систем от террористов путем укрепления безопасной торговли, пресечения финансирования террористов и обеспечения электронной безопасности. Этот план дополняют программы «Умная граница», начатые Президентом Бушем с Мексикой и Канадой.

Члены АТЭС обязались ускорить меры по предварительной фильтрации пассажиров и грузов, усилить охрану на судах и самолетах, в аэропортах и морских портах.

Эти обязательства включают в себя следующее:

- Сбор и передача заблаговременной информации о пассажирах и внедрение биометрии;

- Выявление и предварительная фильтрация контейнеров, представляющих высокий риск, и внедрение общих электронных таможенных стандартов к 2005 году;

- Ускоренное внедрение к апрелю 2003 года новых стандартов по укреплению дверей кабин летчиков и аудиторским проверкам безопасности аэропортов;

- Ускоренная установка к декабрю 2004 года автоматизированных идентификационных систем на некоторых судах и разработка планов обеспечения безопасности портов и судов к июлю 2004 года.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.