Эти усилия по
укреплению транспортной безопасности в масштабах АТЭС дополняются реализуемой
США двусторонней Инициативой по безопасности контейнеров (ИБК), которая вносит
революционные изменения в пограничный контроль путем предварительной фильтрации
грузовых контейнеров. ИБК распространена на ключевые мегапорты АТЭС в Канаде,
Гонконге, Японии и Сингапуре.
Также лидеры АТЭС
договорились вместе работать над тем, чтобы лишить террористов доступа к
глобальной финансовой системе, и использовать "денежный след" для
выявления и задержания террористов.
Заявление лидеров
АТЭС призывает членов АТЭС определить или создать национальные подразделения по
борьбе с киберпреступностью и международные контактные пункты по оказанию
помощи в области высоких технологий;
Создать
институты, в том числе группы реагирования на чрезвычайные ситуации в
компьютерных системах, обменивающиеся оценками и информацией об угрозах и
уязвимых местах.
В ноябре 1997
года Россия была принята в состав участников АТЭС – межправительственного форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (Asia
Pacific Economic Cooperation), причем формально Россия была провозглашена
полноправным участником на саммите АТЭС в столице Малайзии Куала-Лумпуре в
ноябре 1998 года.
В том же году
учреждена Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам участия в
Форуме АТЭС, которую возглавляет заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации И.И. Клебанов.
Комиссия, в состав которой входят руководители федеральных министерств и
ведомств, представители Федерального собрания, регионов и др., осуществляет
координацию и выработку российской позиции по всем направлениям участия в
Форуме АТЭС.
Регулярным стало
участие российских представителей в отраслевых министерских встречах по
вопросам торговли, финансов, малого и среднего предпринимательства, образования
и др., заседаниях комитетов и рабочих групп, различного рода форумах,
выставках, семинарах.
Российские эксперты
по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона единодушны во мнении, что
сложившиеся за последнее время механизмы взаимодействия между Россией и АТЭС
позволяют российским государственным и частным предприятиям активно и
эффективно выходить на рынки АТР. Прежде всего, это относится к продвижению в
регион новейших российских технологий, к которым представители
научно-технических и деловых кругов стран АТР проявляют значительный интерес.
Об этом, в частности, свидетельствует опыт, накопленный Фондом сотрудничества
Россия – АСЕАН в процессе длительного общения с правительственными
организациями и бизнесменами из стран АТЭС.
Российский вклад
в работу АТЭС, а также и практическая отдача для нашей экономики от участия в
Форуме растут из года в год. Президент Российской Федерации В.В. Путин
представлял нашу страну на нескольких саммитах Форума (Окленд, Бруней, Шанхай).
По сложившейся традиции, помимо участия в закрытых заседаниях лидеров,
российский Президент выступает перед делегатами Делового саммита АТЭС (ежегодно
собирает около 500 представителей предпринимательской элиты региона), проводит
встречи с руководителями ключевых стран региона. Большое число практических
вопросов деятельности Форума рассматривается на приуроченных к саммиту встречах
министров иностранных дел и торговли. Расширяется российское участие в
отраслевых министерских встречах и заседаниях рабочих групп Форума, в работе
выставок и семинаров АТЭС. На регулярной основе представители России участвуют
в деятельности около десятка рабочих и экспертных групп Форума.1
В числе других
мероприятий АТЭС в России можно отметить уже состоявшийся в Москве под
представительством министра по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства И.А. Южанова форум "Международное деловое
сотрудничество в области инновационного предпринимательства". Встреча
получила высокую оценку участников и Секретариата АТЭС.
Для облегчения
выхода российских товаров на рынки АТР большую ценность имеет работа наших
представителей в Подкомитете Форума по стандартам и подтверждению соответствия.
Немало конкретных направлений сотрудничества выявляется в процессе нашего
участия в деятельности АТЭС в сферах транспорта, телекоммуникаций, рыболовства
и охраны морских ресурсов, энергетики. Форум представляет также благоприятные
возможности для продвижения интересов предпринимательского сообщества России в
регионе, в том числе через налаживание деловых контактов, участие в выработке
рекомендаций лидерам АТЭС, в диалогах Форума по автомобильной и химической
промышленности, посредством выдвижения собственных инициатив.
Международное
отделение «Проблем АСЕАН, АТЭС и АТР» Российской академии естественных наук
(РАЕН) образовано в соответствии с решением Президиума РАЕН №117 от 27 сентября
1999 года по согласованию с МИД РФ и на основании Соглашения о сотрудничестве с
Фондом Россия-АСЕАН. Данное решение преследует цель установления и развития
связей с соответствующими функциональными структурами Ассоциации государств
Юго-восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеанского экономического
сотрудничества (АТЭС), а также с государственными и неправительственными
научными, образовательными и культурными центрами государств
Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Одной из основных задач отделения
является формирование эффективного механизма обеспечения взаимовыгодного
сотрудничества в области естественных наук и в гуманитарной сфере. Как
представляется, такой механизм, способствующий созданию прочных связей на
человеческом уровне, был бы способен обеспечивать и необходимую глубину для
дальнейшего продуктивного развития политических, экономических и торговых
отношений России с государствами АТР.
В практическом ключе отделение занимается следующими вопросами:1
·
выполнение
консультативных функций в сфере своей деятельности. Консультирование Аппаратов
Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Совета
безопасности, министерств и ведомств, общественных и частных структур по
вопросам развития научных и гуманитарных связей с АСЕАН, АТЭС и АТР;
·
организация
и проведение совместных с иностранными партнерами симпозиумов и "круглых
столов" по актуальным политическим, экономическим и научно-технологическим
проблемам;
·
обмен
научными кадрами и разработка совместных образовательных и иных программ;
·
разработка
совместных научных проектов, нацеленных в будущее;
·
определение
перспективных направлений сотрудничества и их согласование с партнерами. Здесь
речь могла бы идти о проработке возможностей подключения потенциала РАЕН к
крупномасштабным проектам АТЭС, например таким, как «Азиатская газовая сеть»
(мониторинг земной поверхности, новейшие технологии газодобычи и
транспортировки, экологические проблемы и т.д.) и «Международное
телекоммуникационное образование» (высокие информационные технологии, новые
методы обучения и образования, проблемы создания информационных сообществ и
т.д.).
Работа отделения
осуществляться в тесном контакте с МИД РФ, Фондом Россия-АСЕАН,
соответствующими представителями посольств и культурных центров АТР в России,
другими заинтересованными государственными и частными организациями Российской
Федерации и стран АТР.
Государственные
структуры России не смогли бы активно и полноценно участвовать в деятельности
АТЭС без налаживания плодотворного взаимодействия с российскими деловыми
кругами. Учитывая это, непосредственно после вступления нашей страны в форум
был сформирован «Деловой клуб АТЭС» (ДКА).
Первое заседание
этого неформального объединения представителей российских деловых кругов,
ориентированных в своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион,
состоялось 18 марта 1999 года. Важно отметить, что с идеей создания клуба под
эгидой Комиссии Правительства по вопросам участия в форуме АТЭС выступило
Министерство иностранных дел, затем она была активно поддержана другими членами
комиссии, и состав ДКА был сформирован на основе их рекомендаций. В настоящее
время клуб объединяет около 60 крупных российских предприятий и банков, создан
также его Дальневосточный филиал (около 15 компаний).
На основе ДКА
формируются делегации российских предпринимателей для участия в деловых
саммитах АТЭС, их рекомендации принимаются во внимание при подготовке
официальных позиций по вопросам повестки дня встреч на высшем уровне и других
заседаний в рамках форума. В состав клуба входят и российские представители в
Деловом консультативном совете АТЭС, назначенные распоряжением Президента
России от 8 августа 2000 года (представители руководства Межпромбанка,
«Газпрома», «Ростелекома» и «Связьинвеста»).1
Представители
указанных выше российских компаний, а также другие члены ДКА внесли большой
вклад в подготовку и проведение первого мероприятия АТЭС на территории России —
заседания Делового консультативного совета АТЭС (16–19 мая 2001 года в Москве).
В заседании
приняли участие более 100 представителей деловой элиты из всех стран АТЭС. По
оценке руководства ДКС, мероприятие прошло успешно и плодотворно и сыграло
ключевую роль в выработке основных положений доклада главам государств и
правительств, которые принимали участие в Шанхайском саммите АТЭС, который
состоялся 20–21 октября 2001 года.
Разумеется,
актуальной остается задача дальнейшей активизации участия России и российского
бизнеса в деятельности АТЭС — не для отчетности, а в интересах реального дела.
Учитывая
геостратегический статус России как крупнейшей евроазиатской державы и растущую
роль внешнеэкономических связей, участие в деятельности форума имеет
существенное экономическое и политическое значение для нашей страны.
В настоящее
время, пока Россия не вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) и
Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членство в АТЭС
позволяет нашей стране подключиться к процессам формирования основных принципов
международной экономической политики, правил торговли и механизмов инвестиций,
влияя на них в соответствии с нашими национальными интересами.
Участие России в
АТЭС способствует углублению взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского
региона и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку
обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики
и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия
для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими
государствами-участниками. Это способствует решению экономических задач,
определяемых национальными приоритетами России, и позволяет выстроить новую
систему партнерских отношений со странами АТР.
Важно, что
принятые в АТЭС принципы добровольности, гибкости и равенства всех его членов
на практике предполагают дифференцированные требования к различным
экономическим системам, представленным на форуме. В значительной степени
благодаря давлению его азиатских участников появилось общее понимание того, что
развивающимся государствам, а также странам, переживающим процесс системной
трансформации, в том числе России, должны быть обеспечены более мягкие условия
членства в АТЭС. Благодаря этому они, выступая в форуме в качестве равноправных
участников регионального экономического диалога и сотрудничества, избавлены от
односторонней международной критики и патронирования.
Как видятся в
таком контексте цели российской политики на азиатско-тихоокеанском направлении?
Они несильно отличаются от целей и интересов большинства других государств
региона. Так же, как и другим, нам нужны мир и стабильность, возможность
торговать продуктами нашего труда, нормально общаться с соседями по региону.
Таковы непременные условия поступательного развития нашего общества, нашей
страны, особенно ее восточных регионов. Ведь в АТР расположены две трети
территории Российской Федерации, где проживают 30 миллионов наших сограждан. Их
прогресс и их благополучие во многом зависят от мирного и конструктивного
взаимодействия России с государствами АТР. Именно поэтому мы заинтересованы в
создании в регионе обстановки открытости и безопасности, учитывающей интересы
всех расположенных там государств. И готовы ради этого к сотрудничеству со
всеми партнерами в АТР как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Россия намерена и
далее придерживаться курса на активное вовлечение в дела АТР. О серьезности
наших намерений продолжать эту линию говорит позитивная динамика связей с
ведущими государствами и группами государств Азии и Тихоокеанского бассейна.
Подводя итоги,
можно сказать следующее. В настоящее время форум АТЭС стал восприниматься как
организация, устанавливающая “справедливые правила игры” и регулирующая
справедливое экономическое сотрудничество. Участники АТЭС взяли на себя
выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали
говорить о «видении АТЭС» (APEC vision), которое подразумевало некое новое, вне
политических рамок, восприятие сложившихся в АТР (да и в мире) реалий.
АТЭС, работая в
тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные направления и
сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействует частному
капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В
целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном
контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и
инвестиционных потоков, а в дальнейшем — ликвидировать эти барьеры. Все это
должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при
осуществлении экономических операций.
Спектр проблем,
рассматриваемых АТЭС, очень широк. Среди прочего он включает: постепенное
устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли
товарами; обеспечение общей экономической стабильности в АТР, облегчение
условий торговли и инвестиций;процесс глобализации с присущими ей рисками и
возможностями ускорения темпов экономического развития, освоения новейших
информационных и телекоммуникационных технологий; вопросы устойчивого развития
использования морских ресурсов, повышения эффективности контроля за
использованием морских ресурсов, осуществления контроля за их
качеством;проблему выявления основных тенденций рынка рабочей силы в странах
АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки
и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во
всех сферах занятости (в том числе, в сфере науки и технологий); вопросы
инфраструктуры и развития электронной торговли, стандартизации средств
телекоммуникаций;
экономические
аспекты развития туризма в регионе, проблемы сохранения окружающей среды и
охраны исторического и культурного наследия региона. Также АТЭС рассматривает
вопросы содействия развитию региональной торговли, финансирования торговли.
Проводится осуществление задач и программ в области борьбы с терроризмом.
Россия также
играет немаловажную роль в деятельности АТЭС.
Мы признаем, что
«Сегодня это уникальный механизм диалога и согласования позиций стран-участниц
по ключевым вопросам экономики, торговли и инвестиций, активизации
экономического и технического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
В своем послании
Винсенте Фоксу Кесаде Президент России Владимир Путин говорит, что «работа
Форума создает условия для поступательного и бесконфликтного развития всего
региона, решения накопившихся здесь экономических, социальных, экологических и
иных проблем». По его словам, Россия намерена и дальше наращивать свое участие
в рабочих органах и программах Форума, вносить вклад в дело экономической
интеграции в АТР.
В заключение
можно констатировать, что участие России в многогранной деятельности АТЭС
способствует решению актуальных задач формирования в нашей стране современной
рыночной экономики, подключению к интеграционным процессам, разворачивающимся
на пространстве АТР, а в более широком плане - нашему равноправному и
взаимовыгодному партнерству с мировыми экономическими лидерами по важнейшим
проблемам глобального хозяйственного развития.
1. Лосюков А.// «Красная звезда»
5 Июня 2001 года
2. С. Гончаренко «Россия
вступила в АТЭС» // «Море» №2 1998 г.
3. Лосюков А.П., «Россия и АТЭС»
"Бизнес Матч", № 32 2002
4. Васильев С. «АТЭС, Россия и
деловые круги»// Экономика России – XXI век №3 июль 2001
5. Сайт Фонда сотрудничества
Россия-АСЕАН www.asean-russia.ru
6. НЕГА-СЕТЬ #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Лосюков А.// «Красная
звезда» 5 Июня 2001 года www.redstar.ru
1 С. Гончаренко «Россия вступила в АТЭС» //
«Море» №2 1998 г. #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">1 Фонд сотрудничества Россия-АСЕАН www.asean-russia.ru
1 Васильев С. «АТЭС, Россия и деловые круги»//
Экономика России – XXI век №3 июль 2001 www.ruseconomy.ru
1 С. Гончаренко «Россия вступила в АТЭС» //
«Море» №2 1998 г. #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">1 С. Гончаренко «Россия вступила в АТЭС» //
«Море» №2 1998 г. #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">1 Офис международных информационных программ
Государственного департамента США. #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">1 Лосюков А.П. «Россия и АТЭС» //"Бизнес
Матч", № 32 2002
1 Фонд сотрудничества Россия-АСЕАН www.asean-russia.ru
1 Васильев С. «АТЭС, Россия и деловые круги»//
Экономика России – XXI век №3 июль 2001 www.ruseconomy.ru
Страницы: 1, 2, 3
|