рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты АТЭС как механизм диалога и согласования позиций государств по ключевым вопросам экономики, торговли...

Эти усилия по укреплению транспортной безопасности в масштабах АТЭС дополняются реализуемой США двусторонней Инициативой по безопасности контейнеров (ИБК), которая вносит революционные изменения в пограничный контроль путем предварительной фильтрации грузовых контейнеров. ИБК распространена на ключевые мегапорты АТЭС в Канаде, Гонконге, Японии и Сингапуре.

Также лидеры АТЭС договорились вместе работать над тем, чтобы лишить террористов доступа к глобальной финансовой системе, и использовать "денежный след" для выявления и задержания террористов.

Заявление лидеров АТЭС призывает членов АТЭС определить или создать национальные подразделения по борьбе с киберпреступностью и международные контактные пункты по оказанию помощи в области высоких технологий;

Создать институты, в том числе группы реагирования на чрезвычайные ситуации в компьютерных системах, обменивающиеся оценками и информацией об угрозах и уязвимых местах.

Глава 3 – Россия и АТЭС

В ноябре 1997 года Россия была принята в состав участников АТЭС – межправительственного форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (Asia Pacific Economic Cooperation), причем формально Россия была провозглашена полноправным участником на саммите АТЭС в столице Малайзии Куала-Лумпуре в ноябре 1998 года.

В том же году учреждена Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам участия в Форуме АТЭС, которую возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Клебанов.
Комиссия, в состав которой входят руководители федеральных министерств и ведомств, представители Федерального собрания, регионов и др., осуществляет координацию и выработку российской позиции по всем направлениям участия в Форуме АТЭС.

Регулярным стало участие российских представителей в отраслевых министерских встречах по вопросам торговли, финансов, малого и среднего предпринимательства, образования и др., заседаниях комитетов и рабочих групп, различного рода форумах, выставках, семинарах.

Российские эксперты по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона единодушны во мнении, что сложившиеся за последнее время механизмы взаимодействия между Россией и АТЭС позволяют российским государственным и частным предприятиям активно и эффективно выходить на рынки АТР. Прежде всего, это относится к продвижению в регион новейших российских технологий, к которым представители научно-технических и деловых кругов стран АТР проявляют значительный интерес.
 Об этом, в частности, свидетельствует опыт, накопленный Фондом сотрудничества Россия – АСЕАН в процессе длительного общения с правительственными организациями и бизнесменами из стран АТЭС.

Российский вклад в работу АТЭС, а также и практическая отдача для нашей экономики от участия в Форуме растут из года в год. Президент Российской Федерации В.В. Путин представлял нашу страну на нескольких саммитах Форума (Окленд, Бруней, Шанхай). По сложившейся традиции, помимо участия в закрытых заседаниях лидеров, российский Президент выступает перед делегатами Делового саммита АТЭС (ежегодно собирает около 500 представителей предпринимательской элиты региона), проводит встречи с руководителями ключевых стран региона. Большое число практических вопросов деятельности Форума рассматривается на приуроченных к саммиту встречах министров иностранных дел и торговли. Расширяется российское участие в отраслевых министерских встречах и заседаниях рабочих групп Форума, в работе выставок и семинаров АТЭС. На регулярной основе представители России участвуют в деятельности около десятка рабочих и экспертных групп Форума.1

В числе других мероприятий АТЭС в России можно отметить уже состоявшийся  в Москве под представительством министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства И.А. Южанова форум "Международное деловое сотрудничество в области инновационного предпринимательства". Встреча получила высокую оценку участников и Секретариата АТЭС.

Для облегчения выхода российских товаров на рынки АТР большую ценность имеет работа наших представителей в Подкомитете Форума по стандартам и подтверждению соответствия. Немало конкретных направлений сотрудничества выявляется в процессе нашего участия в деятельности АТЭС в сферах транспорта, телекоммуникаций, рыболовства и охраны морских ресурсов, энергетики. Форум представляет также благоприятные возможности для продвижения интересов предпринимательского сообщества России в регионе, в том числе через налаживание деловых контактов, участие в выработке рекомендаций лидерам АТЭС, в диалогах Форума по автомобильной и химической промышленности, посредством выдвижения собственных инициатив.

3.1. Отделение «Проблем АСЕАН, АТЭС и АТР» РАЕН.

Международное отделение «Проблем АСЕАН, АТЭС и АТР» Российской академии естественных наук (РАЕН) образовано в соответствии с решением Президиума РАЕН №117 от 27 сентября 1999 года по согласованию с МИД РФ и на основании Соглашения о сотрудничестве с Фондом Россия-АСЕАН. Данное решение преследует цель установления и развития связей с соответствующими функциональными структурами Ассоциации государств Юго-восточной Азии (АСЕАН) и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), а также с государственными и неправительственными научными, образовательными и культурными центрами государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Одной из основных задач отделения является формирование эффективного механизма обеспечения взаимовыгодного сотрудничества в области естественных наук и в гуманитарной сфере. Как представляется, такой механизм, способствующий созданию прочных связей на человеческом уровне, был бы способен обеспечивать и необходимую глубину для дальнейшего продуктивного развития политических, экономических и торговых отношений России с государствами АТР.

В практическом ключе отделение занимается следующими вопросами:1

·        выполнение консультативных функций в сфере своей деятельности. Консультирование Аппаратов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Совета безопасности, министерств и ведомств, общественных и частных структур по вопросам развития научных и гуманитарных связей с АСЕАН, АТЭС и АТР;

·        организация и проведение совместных с иностранными партнерами симпозиумов и "круглых столов" по актуальным политическим, экономическим и научно-технологическим проблемам;

·        обмен научными кадрами и разработка совместных образовательных и иных программ;

·        разработка совместных научных проектов, нацеленных в будущее;

·        определение перспективных направлений сотрудничества и их согласование с партнерами. Здесь речь могла бы идти о проработке возможностей подключения потенциала РАЕН к крупномасштабным проектам АТЭС, например таким, как «Азиатская газовая сеть» (мониторинг земной поверхности, новейшие технологии газодобычи и транспортировки, экологические проблемы и т.д.) и «Международное телекоммуникационное образование» (высокие информационные технологии, новые методы обучения и образования, проблемы создания информационных сообществ и т.д.).

Работа отделения осуществляться в тесном контакте с МИД РФ, Фондом Россия-АСЕАН, соответствующими представителями посольств и культурных центров АТР в России, другими заинтересованными государственными и частными организациями Российской Федерации и стран АТР.

 

3.2. РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС В АТЭС

Государственные структуры России не смогли бы активно и полноценно участвовать в деятельности АТЭС без налаживания плодотворного взаимодействия с российскими деловыми кругами. Учитывая это, непосредственно после вступления нашей страны в форум был сформирован «Деловой клуб АТЭС» (ДКА).

Первое заседание этого неформального объединения представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион, состоялось 18 марта 1999 года. Важно отметить, что с идеей создания клуба под эгидой Комиссии Правительства по вопросам участия в форуме АТЭС выступило Министерство иностранных дел, затем она была активно поддержана другими членами комиссии, и состав ДКА был сформирован на основе их рекомендаций. В настоящее время клуб объединяет около 60 крупных российских предприятий и банков, создан также его Дальневосточный филиал (около 15 компаний).

На основе ДКА формируются делегации российских предпринимателей для участия в деловых саммитах АТЭС, их рекомендации принимаются во внимание при подготовке официальных позиций по вопросам повестки дня встреч на высшем уровне и других заседаний в рамках форума. В состав клуба входят и российские представители в Деловом консультативном совете АТЭС, назначенные распоряжением Президента России от 8 августа 2000 года (представители руководства Межпромбанка, «Газпрома», «Ростелекома» и «Связьинвеста»).1

Представители указанных выше российских компаний, а также другие члены ДКА внесли большой вклад в подготовку и проведение первого мероприятия АТЭС на территории России — заседания Делового консультативного совета АТЭС (16–19 мая 2001 года в Москве).

В заседании приняли участие более 100 представителей деловой элиты из всех стран АТЭС. По оценке руководства ДКС, мероприятие прошло успешно и плодотворно и сыграло ключевую роль в выработке основных положений доклада главам государств и правительств, которые принимали участие в Шанхайском саммите АТЭС, который состоялся 20–21 октября 2001 года.

Разумеется, актуальной остается задача дальнейшей активизации участия России и российского бизнеса в деятельности АТЭС — не для отчетности, а в интересах реального дела.

3.3. РОССИЯ В АТЭС: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

Учитывая геостратегический статус России как крупнейшей евроазиатской державы и растущую роль внешнеэкономических связей, участие в деятельности форума имеет существенное экономическое и политическое значение для нашей страны.

В настоящее время, пока Россия не вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членство в АТЭС позволяет нашей стране подключиться к процессам формирования основных принципов международной экономической политики, правил торговли и механизмов инвестиций, влияя на них в соответствии с нашими национальными интересами.

Участие России в АТЭС способствует углублению взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и отвечает стратегическим интересам нашей страны, поскольку обеспечивает благоприятные внешние условия для развития отечественной экономики и повышения уровня жизни населения. Кроме того, членство в АТЭС создает условия для решения спорных вопросов и выявления общих интересов с другими государствами-участниками. Это способствует решению экономических задач, определяемых национальными приоритетами России, и позволяет выстроить новую систему партнерских отношений со странами АТР.

Важно, что принятые в АТЭС принципы добровольности, гибкости и равенства всех его членов на практике предполагают дифференцированные требования к различным экономическим системам, представленным на форуме. В значительной степени благодаря давлению его азиатских участников появилось общее понимание того, что развивающимся государствам, а также странам, переживающим процесс системной трансформации, в том числе России, должны быть обеспечены более мягкие условия членства в АТЭС. Благодаря этому они, выступая в форуме в качестве равноправных участников регионального экономического диалога и сотрудничества, избавлены от односторонней международной критики и патронирования.

Как видятся в таком контексте цели российской политики на азиатско-тихоокеанском направлении? Они несильно отличаются от целей и интересов большинства других государств региона. Так же, как и другим, нам нужны мир и стабильность, возможность торговать продуктами нашего труда, нормально общаться с соседями по региону. Таковы непременные условия поступательного развития нашего общества, нашей страны, особенно ее восточных регионов. Ведь в АТР расположены две трети территории Российской Федерации, где проживают 30 миллионов наших сограждан. Их прогресс и их благополучие во многом зависят от мирного и конструктивного взаимодействия России с государствами АТР. Именно поэтому мы заинтересованы в создании в регионе обстановки открытости и безопасности, учитывающей интересы всех расположенных там государств. И готовы ради этого к сотрудничеству со всеми партнерами в АТР как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

Россия намерена и далее придерживаться курса на активное вовлечение в дела АТР. О серьезности наших намерений продолжать эту линию говорит позитивная динамика связей с ведущими государствами и группами государств Азии и Тихоокеанского бассейна.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать следующее. В настоящее время форум АТЭС стал восприниматься как организация, устанавливающая “справедливые правила игры” и регулирующая справедливое экономическое сотрудничество. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали говорить о «видении АТЭС» (APEC vision), которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР (да и в мире) реалий.

АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействует частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем — ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при осуществлении экономических операций.

Спектр проблем, рассматриваемых АТЭС, очень широк. Среди прочего он включает: постепенное устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли товарами; обеспечение общей экономической стабильности в АТР, облегчение условий торговли и инвестиций;процесс глобализации с присущими ей рисками и возможностями ускорения темпов экономического развития, освоения новейших информационных и телекоммуникационных технологий; вопросы устойчивого развития использования морских ресурсов, повышения эффективности контроля за использованием морских ресурсов, осуществления контроля за их качеством;проблему выявления основных тенденций рынка рабочей силы в странах АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости (в том числе, в сфере науки и технологий); вопросы инфраструктуры и развития электронной торговли, стандартизации средств телекоммуникаций;

экономические аспекты развития туризма в регионе, проблемы сохранения окружающей среды и охраны исторического и культурного наследия региона. Также АТЭС рассматривает вопросы содействия развитию региональной торговли, финансирования торговли. Проводится осуществление задач и программ в области борьбы с терроризмом.

Россия также играет немаловажную роль в деятельности АТЭС.

Мы признаем, что «Сегодня это уникальный механизм диалога и согласования позиций стран-участниц по ключевым вопросам экономики, торговли и инвестиций, активизации экономического и технического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе».

В своем послании Винсенте Фоксу Кесаде Президент России Владимир Путин говорит, что «работа Форума создает условия для поступательного и бесконфликтного развития всего региона, решения накопившихся здесь экономических, социальных, экологических и иных проблем». По его словам, Россия намерена и дальше наращивать свое участие в рабочих органах и программах Форума, вносить вклад в дело экономической интеграции в АТР.

В заключение можно констатировать, что участие России в многогранной деятельности АТЭС способствует решению актуальных задач формирования в нашей стране современной рыночной экономики, подключению к интеграционным процессам, разворачивающимся на пространстве АТР, а в более широком плане - нашему равноправному и взаимовыгодному партнерству с мировыми экономическими лидерами по важнейшим проблемам глобального хозяйственного развития.

Список литературы

1.      Лосюков А.// «Красная звезда» 5 Июня 2001 года

2.      С. Гончаренко «Россия вступила в АТЭС» // «Море» №2 1998 г.

3.      Лосюков А.П., «Россия и АТЭС» "Бизнес Матч", № 32 2002

4.      Васильев С. «АТЭС, Россия и деловые круги»// Экономика России – XXI век №3 июль 2001

5.      Сайт Фонда сотрудничества Россия-АСЕАН www.asean-russia.ru

6.      НЕГА-СЕТЬ #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Лосюков А.// «Красная звезда» 5 Июня 2001 года  www.redstar.ru


1 С. Гончаренко «Россия вступила в АТЭС» // «Море» №2 1998 г.  #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">1 Фонд сотрудничества Россия-АСЕАН www.asean-russia.ru

1 Васильев С. «АТЭС, Россия и деловые круги»// Экономика России – XXI век №3 июль 2001 www.ruseconomy.ru


1 С. Гончаренко «Россия вступила в АТЭС» // «Море» №2 1998 г.     #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">1 С. Гончаренко «Россия вступила в АТЭС» // «Море» №2 1998 г.  #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">1 Офис международных информационных программ Государственного департамента США. #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">1 Лосюков А.П. «Россия и АТЭС» //"Бизнес Матч", № 32 2002

1 Фонд сотрудничества Россия-АСЕАН www.asean-russia.ru

1 Васильев С. «АТЭС, Россия и деловые круги»// Экономика России – XXI век №3 июль 2001 www.ruseconomy.ru


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.