p> Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны
евро”. По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так
называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями более
сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может
иметь как положительные, так и отрицательные последствия для России
(достаточно напомнить недавние события вокруг Югославии). Во-вторых, несмотря на то что ряд государств — членов ЕС не вошел в
состав ЭВС, центростремительные силы внутри Евросоюза заметно возросли:
страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся давление в
пользу вступления в ЭВС. В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего
притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и
Восточной (страны-кандидаты в члены ЕС традиционно широко используют
немецкую марку и другие валюты “зоны евро” в своей внешней торговле, и
большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро).
Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все больше строить
свою экономическую политику с учетом происходящего в ЕС. Все эти тенденции
заметно меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской
Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в
том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса требований и
уступок обеих сторон). Исключительно важное значение имеет участие России в скоординированных
международных усилиях, направленных на противодействие деятельности
транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по
сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и
российский преступный мир, рассчитывают максимально использовать в своих
интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождают
появление новой международной валюты. Особую опасность представляет
применение “высоких технологий” в целях отмывания криминальных доходов и
осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну. В целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и
правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся
осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению
финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС
усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила
финансового надзора и отчетности, предпринимает попытки договориться с
соседями по региону о более четких и “прозрачных” правилах ведения
финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг
в сторону цивилизованного бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства
борьбы с криминализацией экономики. Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными
обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве,
которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения
капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а
также политической линией Российского государства по вопросу присоединения
России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии
и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими
этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной
системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых
капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных
средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и
правоохранительных органов России и стран ЭВС. 4. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАЦИЙ С ЕВРО В РОССИИ Правовой статус евро определяется соответствующими международными
договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский
договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных
принципах и нормах международного и международного частного права. Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного
союза и единой валюты, состоит из трех частей:
18. нормы, регулирующие отношения внутри ЭВС и обязательные лишь для его участников (например, положения, касающиеся структуры и функционирования Европейской системы центральных банков);
19. нормы, действие которых распространяется на всю территорию ЕС;
20. нормы общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа определяется известным принципом международного и международного частного права, согласно которому к любой валюте применяется право государства-эмитента (в данном случае — право ЕС). В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального
статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский
внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые
странами — членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном
обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне
зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и
на российских операторов). Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые радикально
отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными
валютами 11 стран ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим
валютам, которое является предметом соответствующего правового
регулирования. В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения:
21. Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен в евро в соотношении 1:1. Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в евро.
22. Установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных валют по отношению к евро; эмиссия национальных валют поставлена под контроль Европейского центрального банка; самостоятельная котировка национальных валют прекращена, а их курсы автоматически следуют за евро.
23. Все платежи и расчеты, связанные с бюджетом ЕС, переведены на евро.
24. Новые выпуски государственных ценных бумаг 11 стран — участниц ЭВС размещаются только в евро.
25. Расчеты между государствами и государственными организациями стран ЭВС производятся в евро.
26. Вне указанных выше областей, в которых переход на евро обязателен, участники хозяйственного оборота сохраняют свободу выбора валюты; вплоть до 31 декабря 2001 г. действует правило “никаких запретов, никаких ограничений”.
27. В полном соответствии с нормами международного частного права введение евро не может служить основанием для применения принципа резкого изменения обстоятельств, которое выходит за пределы общепринятого риска и требует пересмотра контрактов. Это означает, что действительность и преемственность всех контрактов и других юридических инструментов полностью сохраняются.
28. 1 января 2002 года в обращение будут выпущены купюры и монеты евро, в течение последующих шести месяцев национальные валюты в наличном обороте будут в обязательном порядке конвертированы в евро и прекратят свое существование. После этого евро превратится в единственное законное платежное средство на территории Экономического и валютного союза. Национальные валюты 11 стран ЭВС, естественно, прекратят хождение и на территории третьих стран.
29. Упраздненные купюры и монеты национальных государств, вошедших в ЭВС, будут в течение неограниченного времени обмениваться на евро кредитными учреждениями на территории союза. Для того чтобы избежать финансового и материального ущерба, российские
экономические операторы должны знать основные правовые нормы в отношении
евро, установленные Европейским Союзом, и в полной мере учитывать их
обязательный характер. В частности, не следует пытаться уклониться от
исполнения сделок и других обязательств по причине якобы неопределенности
некоторых правовых актов ЕС. Попытки такого рода неизбежно будут иметь
отрицательные последствия. Важно помнить и о том, что обменные курсы
11 национальных валют стран — членов ЭВС и ЭКЮ к евро уже определены, и нет
оснований рассчитывать на какие-либо отступления от установленных
соотношений. Как показал опыт первых месяцев 1999 года, объем платежей в евро,
осуществляемых через российские банки, пока сравнительно невелик. Поэтому
проблемы, порождаемые введением евро, затронули российские банки в гораздо
меньшей степени, чем банки “зоны евро”. Введение новой валюты было
адекватно подготовлено как внутри ЭВС, так и во взаимодействии 11 стран —
членов ЭВС с Россией. Свою роль в этом сыграли предварительные меры,
осуществленные ЕС, совместно ЕС и Правительством Российской Федерации,
соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Банком
России1. 30 декабря 1998 г. Банк России выпустил инструктивное письмо,
адресованное российским кредитным организациям, в котором содержались
необходимые рекомендации по работе с евро. В нем, в частности, были
освещены такие вопросы, как перевод ЭКЮ в евро; методика учета по
округлению сумм остатков на счетах, которые велись в валютах стран “зоны
евро”, при их пересчете в евро и т.д. С 1 января Банк России приступил к
установлению официального курса евро к рублю Российской Федерации и начал
осуществлять расчетно-платежные и финансовые операции с евро в качестве
резервной валюты. В Общероссийском классификаторе валют евро были присвоены
цифровой и буквенный коды. Тем самым был завершен процесс правовой
формализации отношения России к евро и положено начало формированию
российской нормативной базы, регулирующей операции с новой валютой. В первые месяцы текущего года Банком России издан ряд нормативных актов
по работе с евро, включая Указание о внесении изменений в Инструкцию № 41
“Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их
соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации”, проведены
дополнительные консультации с руководством Европейского центрального банка.
Принятые организационные решения и правовые акты позволили российским
кредитным организациям и другим экономическим операторам начать нормальную
работу с евро. Российские граждане и лица, постоянно проживающие в
Российской Федерации, получили право открывать счета в евро в российских
банках для размещения личных сбережений и использования их для безналичных
расчетов, в частности, с помощью пластиковых карт и аккредитивов.
Разумеется, сами банки решают, начинать ли им операции с евро, в том числе
открывать ли счета в евро клиентам в России — физическим лицам. По мере завершения формирования ЭВС, расширения использования евро
российскими экономическими операторами, и в особенности после появления
наличных евро Банку России и другим регулирующим органам предстоит
своевременно решать вновь возникающие правовые проблемы и последовательно
укреплять нормативную базу работы с евро. 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕВРО ВО ВНЕШНЕТОРГОВЫХ РАСЧЕТАХ Одной из наиболее перспективных областей распространения евро в России
является внешняя торговля, хотя и здесь использование новой валюты
сопряжено с определенными проблемами и сложностями. Основу отечественного экспорта, как известно, составляют сырьевые
товары, цены на которые традиционно котируются на мировом рынке в
американской валюте (в их числе — нефть и нефтепродукты, газ, уголь, черные
и цветные металлы). Поэтому подавляющее число контрактов во внешней
торговле России заключается в долларах. С введением евро данная ситуация
сразу, естественно, не изменится. Пока трудно судить о том, будут ли в
обозримом будущем цены, например, на нефть или отдельные категории
нефтепродуктов котироваться в евро. На данный момент также сложно
представить, чтобы мировая цена на тот или иной товар имела две котировки:
в долларах и в евро. Сказанное, однако, не стоит возводить в абсолют,
поскольку теоретически вероятность определенных подвижек существует. Первая из них — возможность использования евро в качестве валюты
платежа. Иными словами, цена в контракте может оговариваться в долларах, а
платеж происходить в евро. То, насколько данный шанс будет реализован на
практике, будет определяться следующими факторами:
30. Соотношением курсов доллара и евро. При растущем долларе российским экспортерам выгодно получать платежи за свои товары в долларах, а импортерам — платить в евро; при растущем евро — наоборот.
31. Тем, насколько удобно или неудобно будет российским юридическим лицам вести операции в евро. Это в свою очередь зависит от того, насколько российская сторона (главным образом банки) технически готова к работе с новой валютой и как будут решены связанные с евро юридические вопросы (например, о стоимости обмена национальных валют на евро и обратно; о праве должника осуществлять платеж в евро, если в контракте валютой платежа является национальная валюта, и т.д.).
32. Степенью внутренней ликвидности евро в России. Если полученную в оплату за экспорт европейскую валюту можно будет легко использовать, не прибегая к конвертации, то это увеличит шансы переключения экспортных контрактов с долларов на евро.
33. Поведением других крупнейших поставщиков сырьевых товаров и полуфабрикатов. Если многие из них начнут использовать евро в качестве валюты платежа, то, вероятно, довольно скоро в мировой торговой практике будут отработаны механизмы, позволяющие осуществлять такие операции без ущерба для интересов экспортера и импортера. Первопроходцами в этом деле вполне могут стать арабские государства, страны АКТ (Азии, Карибского бассейна и Тихого океана), давно и прочно связанные с ЕС системой торговых соглашений. Для крупных российских экспортеров евро, несомненно, представляет
интерес в качестве альтернативы доллару. В этом плане показателен опыт ОАО
“Газпром”, которое при заключении долговременных контрактов руководствуется
принципом сбалансированной валютной корзины, чтобы минимизировать потери от
возможных курсовых колебаний. Так, в 1998 г. доллары США составили 53% всех
доходов от экспорта российского природного газа в дальнее зарубежье, 33%
пришлось на немецкие марки и 14% — на французские франки и австрийские
шиллинги. Появление евро может предоставить ряд других преимуществ для российских
внешнеторговых предприятий. Цены внутри валютного союза станут более
“прозрачными” и сравнимыми, поскольку курсы национальных валют и их
колебания больше не будут вуалировать разницу в цене товара. О важности
этого фактора говорит то, что в конце 1998 г. стоимость одних и тех же
товаров в странах ЕС заметно варьировалась (так, разница в цене на
автомобили составляла 7%, одежду и обувь — 10%, пищевые продукты и
безалкогольные напитки — 20%, табачные изделия и медикаменты — 25—26%,
алкогольные напитки — 42%, банковские услуги — 53%). Евро позволяет российским компаниям-импортерам быстро и с большой
точностью сравнивать цены, предлагаемые поставщиками из различных стран
валютного союза, отбирать наиболее конкурентоспособные варианты. Особенно
это относится к типовой однородной продукции, товарам широкого потребления,
продуктам питания. Поэтому при большом количестве потенциальных поставщиков
целесообразно запрашивать прейскуранты именно в евро. Аналогичным образом тем российским предприятиям, которые экспортируют в
Европу конкурентоспособную продукцию, особенно готовую, будет выгодно
составлять прейскуранты в евро, чтобы потенциальный покупатель смог легко
уловить ценовые преимущества и не беспокоиться о возможных курсовых
потерях. Компании, имеющие широкие связи в Европе, выиграют от снижения издержек
по конвертации, поскольку ведение операций в единой валюте позволит
избежать перевода, например, голландских гульденов в испанские песеты.
Однако для России это преимущество сравнительно невелико, поскольку
большинство отечественных компаний имеет в ЕС одного-двух стратегических
партнеров и лишь немногие фирмы располагают разветвленной сетью
западноевропейских поставщиков или покупателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|