В дипломатических кругах
и Генеральным секретарем Организации признается, что содержание инициативы
Президента Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в
Азии полностью соответствует целям и принципам Устава ООН. Три совещания с участием
постоянных представителей более 20-ти азиатских стран при ООН и международных
организаций, проведенных в США (Нью-Йорке) по итогам совещаний по СВМДА в
Алматы, показали активную поддержку этой инициативы со стороны многих стран.
Постпредством также проводится целенаправленная работа по продвижению инициатив
Казахстана о созыве специальной сессии Генассамблеи ООН, посвященной проблемам
постконфронтационной эры. Активный интерес вызвала в ООН выдвинутая Президентом
Казахстана идея созданию Евразийского союза. Представители государств - членов
подчеркивают дальновидность этой инициативы в свете объективных тенденций
современного развития, ее направленность на укрепление стабильности и
безопасности как в региональном, так и в глобальном контексте. Стремлением
Казахстана способствовать укреплению международной безопасности и стабильности
обусловлен сбалансированный и реалистический подход нашего государства к
мировым политическим проблемам. Позиция нашей Республики при голосовании по
наиболее острым и чувствительным вопросам повестки дня Генассамблеи признается
и получает в целом позитивную оценку на этом международном форуме. Важнейшим
событием года явилась Конференция участников Договора о нераспространении
ядерного оружия по рассмотрению и продлению действия Договора, которая прошла в
Нью-Йорке. Этот Договор, участниками которого являются 175 государств, на
протяжении 25 лет был самым широко признанным инструментом контроля над
вооружениями. Казахстан в декабре 1993 года ратифицировал Договор о
нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Это было
позитивно оценено мировым сообществом как практический вклад нашей страны в
дело укрепления международного мира и безопасности. За первые годы своей
независимости Казахстан, благодаря внешнеполитическому курсу его руководства,
приобрел на международной арене позитивный имидж, располагает существенными
потенциальными возможностями для гармоничной интеграции в мировое сообщество.
Поэтому, как бы ни было трудно, необходимо с самого начала строить
дипломатическую деятельность, ориентируясь на общепризнанные в этом деле нормы.
Следует четко определяя приоритеты, обеспечивать активное участие Республики в
работе ключевых форумов многосторонней дипломатии. Принимая активное участие в
работе ООН, Казахстан имеет реальную возможность активно участвовать в
выработке решений по многим международным вопросам в первую очередь тем,
которые входят в сферу жизненно важных интересов Республики. При этом,
безусловно, членство в ООН должно давать Казахстану политическую, экономическую
и иную отдачу, способствовать прогрессивному развитию нашего государства -
укреплению национальной безопасности.
Жизненно важным интересам
Казахстана соответствует дальнейшее закрепление тенденции к утверждению в
отношениях между государствами основополагающих принципов международного права
как средства решения и регулирования споров и противоречий. В силу особенностей
своего геополитического положения Казахстан придерживается политики
многовекторности, осуществляя курс на развитие сбалансированных отношений как с
европейскими, так и с азиатскими странами.
Что же касается
конкретных внешнеполитических приоритетов, то для Казахстана одной из важнейших
целей является интеграция постсоветского пространства. Этот процесс проходит
как в рамках СНГ, так и путем развития двусторонних связей со странами
Содружества. Выдвинутая казахстанским Президентом идея Евразийского Союза как
интеграционного образования с действенным механизмом выполнения совместных
решений нашла широкий отклик в политических кругах всех стран Содружества и
стала катализатором интеграционных процессов между новыми суверенными
государствами. Формирование Таможенного союза и образование общего
экономического пространства в рамках Центрально-азиатского союза являются
наглядным подтверждением верности выбранного Казахстаном курса.
Идея реинтеграции,
политической, научно-культурной, гуманитарной и, особенно, экономической на
территориях бывшего Советского Союза получает все большее распространение и
поддержку. [6]Интегрируясь,
идя навстречу друг другу, страны - участники Содружества Независимых Государств
могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в
одиночку.
Несмотря на разные
подходы по отношению к будущему Содружества, большинство государств - членов
едины во мнении о необходимости его серьезного совершенствования.
Действительно, СНГ, как форма интеграции постсоветских республики, не решило
пока всех политических, экономически и социальных проблем, стоящих перед
странами - членами. Его договоренности остаются мало кого обязывающими
декларациями, созданные структуры подчас аморфны. В проекте “О формировании
Евразийского союза государств”, Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул: “...
существующая в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализовать
имеющийся интеграционный потенциал в полном объеме. На это обращает внимание не
только руководители стран Содружества, но и большая часть населения этих
государств”. Поэтому не случайно все большее число политиков склоняются к
необходимости реформирования как Содружества в целом, так и его институтов.
Существует необходимость разработки концепции интеграции на постсоветском
пространстве.
Сегодня ни у кого не
возникает вопроса в необходимости экономической интеграции государств - членов
СНГ.
Необходимо подчеркнуть,
что именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности
Содружества. Здесь в первую очередь основное значение имеют факторы
долговременного сотрудничества взаимозависимости народного хозяйства, сложного
переплетения экономических связей. Нельзя не видеть и то, что через
экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические
отношения. Во многом благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации,
серьезного обострения отношений с какой бы то ни было из бывших союзных
республик, постепенно реализовать курс на сближение. К тому же сохранение
Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только в условиях
объединения государств. Государства, которые уже сегодня стремятся к более
тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ. Достаточно в
качестве пример привести объединение в Таможенный союз Беларуси, Казахстана и
России. Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан также реализовали такое намерение,
подписав в июле 1994г. Договор о едином экономическом пространстве.
Президент Республики
Казахстан Н. А. Назарбаев неоднократно подчеркивал, что долгосрочным интересам
нашего государства соответствует глубокая вовлеченность в деятельность СНГ. При
этом для обеспечения стратегических целей Казахстана наша дипломатия поддерживает
широкое поле политического маневра для развития конструктивного партнерства и
взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными
организациями.
В этой связи
представляется, что политика Казахстана в отношении новых независимых
государств должна проводиться параллельно на двух уровнях. Во-первых, следует
развивать связи на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активности
по превращению СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи
в целях повышения эффективности экономики государств - участников и
совершенствования сотрудничества между ними.
Что касается первой
задачи, то за время, прошедшее после обретения независимости, наработана
достаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинством
стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском
пространстве. Говоря о приоритетах необходимо отметить важное значение
взаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное
партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное
влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного,
информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Партнерству,
добрососедству и сотрудничеству с Россией альтернативы не существует. Мы также
исходим из фундаментальной посылки о том, что демократические развитие России
является необходимым условием стабильного и безопасного развития Казахстана.
Дружественные казахстанско-российские отношения - мощный фактор стабилизации
ситуации на огромной части евразийского пространства, весомый вклад в
глобальную стабильность и безопасность. Не стоит обходить такой аспект
казахстанско-российских отношений, как проживание в Казахстане миллионов
этнических русский и возникающие в связи с этим псевдоконфликтные ситуации. Как
бы то ни было, подписанные в Москве в январе 1995 года соглашения в
экономической, гуманитарной, внешнеполитической областях не только направлены
на решение сложившихся вопросов, связанных с выбором гражданства, но и стали,
по признанию ряда политиков, шагом на пути к образованию общего пространства -
в известной степени предтечи Евразийского союза. Историческая общность,
взаимосвязь и взаимозависимость экономики двух стран составляют основу
казахстанско-российских отношений.
[7] Следует исходить также из того, что
Россия в настоящий момент и в перспективе представляет собой наиболее широкий и
надежный рынок для разнообразной казахстанской продукции, и наоборот, источник
получения необходимых для нас товаров и технологий. Стабильное и динамичное
развитие казахстанско-российских связей в новых исторических условиях обеспечивается
серьезной договорно-правовой базой. Основу составляет Договор о дружбе,
сотрудничестве и взаимной помощи между РК и Российской Федерацией от 25 мая
1992г., а также - договоры и соглашения, подписанные в ходе первого
официального визита в Россию Президента Н. А. Назарбаева в марте 1994 г. и его
рабочей встречи с Президентом Б. Н. Ельциным в январе 1995 г. 28 марта 1994 г.
был подписан пакет из 22 договоров и соглашений, в том числе 4 на уровне глав
государств.
Прежде всего - это
Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции,
Договор о военном сотрудничестве, Соглашение об основных принципах
использования космодрома Байконур и Меморандум по вопросам гражданства и
правового статуса граждан двух стран. 20 января 1995 года президенты Н. А.
Назарбаев и Б. Н. Ельцин скрепили своими подписями Договор между РК и
Российской Федерацией о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на
территории РК и граждан РК, постоянно проживающих на территории РФ, а также
Соглашение между РФ и РК об упрощенном порядке приобретения гражданства
гражданами РФ, прибывающими для постоянного проживания в РК и гражданами РК,
прибывающими, для постоянного проживания в РФ. Тогда же в Кремле были подписаны
Соглашение между двумя правительствами о едином порядке регулирования
внешнеэкономической деятельности, Протокол о введении режима свободной торговли
без изъятий и ограничений при объединении таможенных территорий РК и РФ, целый
ряд двусторонних соглашений в области военного сотрудничества, в финансовой
сфере и, наконец, трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе между
Казахстаном, Россией и Беларусью.
28 января 1995 года на
встрече глав правительств наших государств был подписан ряд трехсторонних
документов, прежде всего Программа действий правительств РК, РФ и республики
Беларусь по реализации договоренностей о дальнейшем расширении и углублении
взаимного сотрудничества, предусматривающая не только конкретные мероприятия и
сроки их реализации по созданию Таможенного союза, но и дальнейшие меры по гармонизации
законодательства, развитию производств и предпринимательства, а также в области
финансов и платежных отношений между тремя странами. Такие шаги хорошо
согласуются с интеграционными усилиями наших государств в рамках СНГ. Положено
начало созданию Экономического и Платежного союзов, в Москве начал
функционировать Межгосударственный экономический комитет (МЭК), который
является координирующим и исполнительным органом Экономического союза. Наши
страны выработали единый проект Концепции охраны внешних границ СНГ и
согласованную пограничную политику.
Сегодня можно с
удовлетворением констатировать, что, несмотря на известную противоречивость
политических и социально-экономических процессов, протекавших в 1991-1993 годах
как в России, так и в Казахстане, между нашими двумя государствами характер
двусторонних отношений неизменно сохранялся добрососедским и дружественным. Все
эти годы продолжалось последовательное и планомерное наращивание сотрудничества
во всех сферах. Но в нашем двустороннем сотрудничестве ряд вопросов решается
трудно. До сих пор российская сторона не ратифицировала Договор о военном
сотрудничестве и Соглашение о стратегических ядерных силах, временно
расположенных на территории Казахстана, подписанные в марте 1994 г. Не
ратифицированы пока и важные документы по гражданству. Вместе с тем, в России
положительно оценивается активная поддержка Казахстаном проекта Концепции
охраны внешних границ СНГ и согласованная пограничная политика с Россией. В
интересах стимулирования двустороннего товарообмена подписано
казахстанско-российское Соглашение о единстве управления Таможенными службами.
Президент Н. А. Назарбаев
на совещании по вопросам внешней политики, состоявшейся в феврале 1995 г.,
подводя итоги внешнеполитической деятельности за 3 года, отметил, что сложился
международный имидж нашей Республики как серьезного и надежного партнера, заложены
необходимые предпосылки для интегрирования Казахстана в мирохозяйственные
связи. В наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент,
вся наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и
культурного развития внешних связей. В наступившем новом этапе развития внешних
связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть подчинена интересам
динамичного экономического и культурного развития Казахстана, привязке
внешнеэкономического курса к собственным реалиям. Президент нацелил внешнюю
политику Республики на формирование и поддержание благоприятных условий для
успешной реализации стратегии становления и развития Казахстана как суверенного
государства. В этой связи превращение Казахстана в полноправного субъекта
международного права создало совершенно новую ситуацию в функционировании
массового сознания не только в самой нашей Республике, но и в странах - соседях.
Сейчас Казахстан и Россия - суверенные и независимые государства. Время как бы
определило новую точку отсчета в их государственном строительстве. И тот факт,
что граждане Казахстана имеют свою страну - реальность. Думается, определенные
шероховатости в двусторонних отношениях с Россией как бы вытекают не только из
объективных различий в подходах, диктуемых не вполне идентично звучащими
национально-государственными интересами двух стран, но и из определенной
противоречивости посылок в определении для себя приоритетов на международной
арене в условиях незавершенного формирования внешнеполитических доктрин. Нет
сомнений в истинности, глубокой жизненности устремлений народов к дружбе и
согласию, их понимании того, что у России и Казахстана - общая судьба. Переживаемый
нами исторический период поставил перед обществом сложные вопросы, подверг
каждого из нас серьезным испытаниям. Народы Казахстана и России, стоящие плечом
к плечу на пороге новой эпохи, вместе, с честью преодолеют имеющиеся проблемы и
войдут в 21 век, преисполненные осознанием величия стоящих перед ними задач.
[8] Нельзя не отметить отношения
Казахстана с ближайшими соседями Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших
связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, определяется
необходимость придания эффективности союзу трех государств, который, на мой
взгляд, имеет большое будущее. В 1992 году по инициативе нашего Президента была
заложена основа созданию союза Центрально-азиатских стран. Появилась прекрасная
эмблема такого будущего Союза - могучая чинара с глубокими корнями и мощными
ветвями, символизирующими единые корни и общность целей становления и развития
родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были
подписаны документы о создании межгосударственного совета, единого
экономического пространства трех стран. Созданы единый исполнительный орган,
советы отраслевых министров и руководителей ведомств. Принят Меморандум о
сотрудничестве в области миграции. Начал функционировать Центрально-азиатский
банк развития, положено начало согласованным действиям в межгосударственных
отношениях и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о
поддержке инициативы Президента Н. Назарбаев о созыве совещания по
взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициативы президенты И.
Каримова о совещании - семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние
взаимоотношения этих государств, то можно сказать еще в 1990 г. по инициативе
Казахстана, в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана,
Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об
экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся
в январе 1993 г. в Ташкенте на встрече глав государств Центральной Азии были
приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации
интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договора и
соглашения между государствами Центрально-азиатских государств.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|