Во время визита
Президента РК Н. А. Назарбаева в республику Узбекистан 10-12 января 1994 года
обе стороны договорились в дальнейших шагах по развитию
казахстанско-узбекистанских отношений. В целях дальнейшего углубления и
развития отношений, между странами президенты И. А. Каримов и Н. А. Назарбаев
подписали договор о создании единого экономического пространства между
Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, предполагающего свободной
перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивающего
согласованную кредитно-расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и
валютную политику. Взаимоотношения между двумя ведущими центрально-азиатскими
государствами строятся и развиваются на основе Туркестанского договора о
дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Узбекистан и
Республикой Казахстан, подписанного 24 июня 1992 года.
Договор о создании
единого экономического пространства между тремя центрально-азиатскими
государствами ни в коей мене не противоречит положениям договора о создании
экономического союза стран Содружества и открыт для вхождения всех государств
СНГ.
КАЗАХСТАН И АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ
РЕГИОН
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Свое устойчивое развитие
Казахстан обеспечивает в первую очередь целенаправленной и активной
внешнеполитической деятельностью. Хорошо понимая, что успешное проведение
политических и социально-экономических реформ возможно лишь в атмосфере
стабильности, Республика активно включилась в процессы разоружения и создания
системы международной безопасности \. Решения о закрытии Семипалатинского
полигона и отказ от ядерных вооружений, присоединение, безоговорочная поддержка
инициативы, направленной на продление договора о нераспространении ядерного
оружия не только принесли Казахстану уважение мирового сообщества, но и
укрепили безопасность, обеспечили территориальную целостность за счет
соответствующих гарантий со стороны России, США, КНР, Великобритании и Франции.
Достижение устойчивого развития и обеспечение национальной безопасности не
решается одними только военно-политическими мерами. Самую надежную основу для
упрочения мира и добрососедства создают торгово-экономические связи. Однако у
Казахстана размеры этих связей со странами АТР пока что незначительны. В
торгово-экономических отношениях Казахстана с регионом налаживается внешняя
торговля, получают развитие их более прогрессивные формы - прямые хозяйственные
связи, новые типы инвестиционного сотрудничества, совместные предприятия. В
целом о степени вовлеченности Казахстана в обще региональные процессы
экономического сотрудничества говорить еще рано. Но как азиатское государство
Казахстан, естественно, заявит о себе в Азии. Впервые делегация Казахстана
приняла участие в работе сессии экономической и социальной комиссии
(Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Безусловно,
выходу Казахстана вглубь азиатского континента и к омывающим его морям и
океанам будет способствовать участие его в Организации экономического
сотрудничества, к учредителям которой - Ирану, Пакистану и Турции -
присоединились Афганистан, Азербайджан и центрально-азиатские государства.
Республика Казахстан вступила в Азиатский банк развития - это также рубежное
событие в процессе ее интеграции в мирохозяйственные связи в Азии.
В настоящее время во
внешнеэкономической деятельности республики все большее значение придается
расширению торгово-экономического сотрудничества со странами АТР. На уровень
крупномасштабного сотрудничества в самых различных сферах и глубокого
взаимопонимания за весьма короткий срок после обретения Казахстаном
независимости вышли казахстанско-американские отношения. Они стали подлинно
партнерскими, что и нашло отражение в подписанной 14 февраля 1994 г. в
Вашингтоне Президентом Б.Клинтоном и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым
“Хартии о демократическом партнерстве”. США и Казахстан договорились
интенсифицировать контакты в сфере политики, экономики, культуры, образования,
экологии, науки и техники, здравоохранении и других областях. Весьма важное
значение в контексте казахстанско-американских отношений имеют вопросы
обеспечения безопасности, независимости, территориальной целостности и
демократического развития Казахстана. Сотрудничество в этой сфере будет
осуществляться как на двусторонней основе, так и в рамках действующих
международных и региональных структур безопасности: ООН, ОБСЕ. США будут
оказывать необходимую финансовую и техническую поддержку усилиям Казахстана в
этом направлении. Конкретными примерами такого рода взаимодействия является
заключение двустороннего торгового соглашения, договор о взаимной защите
инвестиций, участия Казахстана при поддержке США в программе системной
трансформации МВФ, а также деятельное и дающее значительные практические плоды,
поощрение администрацией Б. Клинтона масштабного притока инвестиций
американского частного сектора в экономику Казахстана. Большой прогресс за
последние годы достигнут в казахстанско-китайских отношениях. Китай одним из
первых признал независимость Казахстана. Были установлены между ними
дипломатические отношения. В Пекине и Алматы открылись посольства. Налажено
транспортное сообщение по воздуху, железной дороге, автотрассам, то есть
созданы необходимая база и предпосылки для развития и углубления двустороннего
сотрудничества.
Важнейшим событием в
истории двухсторонних отношений стал визит Н. А. Назарбаева в КНР осенью 1993
года, в ходе которого была подписана “Совместная декларация об основах
дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной
Республикой”.
С начала сотрудничества
между странами принято более 30 документов, регулирующих их взаимоотношения в
различных сферах общественной жизни. Заметно проявило себя
торгово-экономическое сотрудничество. Объем товарооборота между Казахстаном и
Китаем за 10 месяцев 1995 года достиг уровня почти 300 млн. долл. США, что на
17 % больше по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Во время последних
переговоров руководители обеих стран отмечали, что уровень торговли может быть
доведен до 500 млн. долл. США. [9]
Поскольку примыкающие к границе Казахстана приграничные районы Китая, в отличие
от восточных приморских его районов (где находятся специальные экономические
зоны), меньше от политики реформ и внешней открытости, они проявляют
растущую заинтересованность в сотрудничестве с Казахстаном. Вместе с тем на
казахстанский рынок начинают выходить производители и из глубины Китая, из его
центральных, северных, северо-восточных, южных развитых районов. Казахстан и
Китай имеют богатые природные ресурсы, взаимодополняющие экономики, удобные
транспортные коммуникации в этом заключается большой потенциал для дальнейшего
развития взаимовыгодных отношений. [10]
Хорошую основу для
развития добрососедских отношений между Казахстаном и Японией заложил
официальный визит в апреле 1994 г. Н. Назарбаев. В 1994 г. между странами
заключен договор о сотрудничестве в области уничтожения ядерного оружия, подлежащего
сокращению в Казахстане. Тогда правительство Японии внесло 11 млн. долл. в
соответствующий японо-казахстанский комитет. Важнейшую роль в укреплении
связей, взаимообмене делегациями играют учрежденные в Казахстане и Японии
комитеты по экономическому сотрудничеству. Деловые круги Японии
заинтересовались Казахстаном и все основные крупные торговые компании:
“Мицубиси”, Мицуи”, “Иточу” и другие открыли в Алматы свои представительства.
Через японский фонд международного экономического сотрудничества Казахстану
предоставлен льготный йеновый кредит для осуществления проекта по реконструкции
железнодорожной станции Дружба (в переводе на доллары - 72 млн.). Подписанные
кредитные соглашения с банком Японии на весьма крупные суммы. Кредиты будут
направлены на поддержку экономических реформ в республике. [11]
большие перспективы и у
торгово-экономического сотрудничества Казахстана с Южной Кореей. В ходе визита
президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Сеул был подписан ряд документов,
закладывающих правовую базу для наращивания широкомасштабного партнерства двух
стран.
Оба государства станут
развивать интенсивное сотрудничество в области промышленности, инвестиций,
торговли, разработки природных ресурсов, науки, технологий, сельского хозяйства
и транспорта, в приоритетном плане содействовать тесным контактам между представителями
их деловых кругов. Будет также развиваться широкомасштабное партнерство в
области культуры, искусства, образования, средств массовой информации, спорта,
туризма. Стороны договорились о сотрудничестве в региональных и мировых
организациях, включая ООН, для обеспечения мира и процветания путем совместной
работы в областях, представляющих взаимный интерес, таких, как поощрение
торговли, охрана окружающей среды, нераспространение оружия массового
уничтожения.
В межправительственном
соглашении о научном и технологическом сотрудничестве, подписанном министрами
иностранных дел, стороны обязались содействовать партнерству в области науки и
технологии на основе равноправия и взаимной выгоды. Подписано также соглашение
о культурном сотрудничестве. Стороны договорились прилагать усилия к скорейшему
заключению соглашений об избежании двойного налогообложения и по защите
инвестиций. [12]
С 1991 г. в Казахстане
создан ряд совместных производств с такими крупными южнокорейскими фирмами,
аккредитованными в республике как “Корус интернэшнл”, “Голден Велле КоЛТД),
“Хан Ян кемика Корпорешин” и другими. Зарегистрировано более 40 совместных предприятий,
наиболее крупные из них заняты в производстве цветных телевизоров марки “Нам”
на базе казахстанского радиотехнического завода, электробытовой техники, пошиве
одежды, строительстве, фармакологии, производстве одноразовых шприцев.
Действует совместное
предприятие по производству холодильников и морозильников на базе
Карагандинского завода бытовой техники. В г. Жезказгане ведется строительство
медицинского комплекса с участием корпорации “Самсунг Корпорейшн”, который
включает стационарную лечебницу на 300 коек и поликлинику на 800 посещений в
день. Созданы совместные предприятия по реализации, гарантийному обслуживанию и
поставке запчастей к автомобилям “Дэу”, по выпуску микроволновых печей,
кондиционеров, стиральных машин. Внешнеторговый оборот Казахстана с Южной
Кореей за 1994 год составил более 35 млн. долл. В экспорте преобладают
минеральные удобрения, хромовые соединения, чугун, корни солодки. Южная Корея
завозит в Казахстан медикаменты, ткани, одежду, двигатели. Совместно с
корейским Агентством международного сотрудничества осуществляется подготовка
специалистов по освоению рыночных отношений в агропромышленном комплексе, по
внедрению передовых технологий хранения и переработки сельскохозяйственной
продукции.
В ходе визита Н. А.
Назарбаева в Индонезию прошел обмен мнениями с президентом Сухарто по вопросам
казахстанско-индонезийского сотрудничества, региональным и международным
проблемам. Были заключены соглашения о сотрудничестве между национальными
банками и торгово-промышленными палатами двух стран, которые отражают обоюдное
желание укреплять деловые отношения и поощрять развитие торговли,
инвестиционной деятельности, установить благоприятный режим для партнерства
между государственными и частными структурами, достигнута договоренность о
тесном сотрудничестве в рамках международных организаций. Казахстан рассматривает
Индонезию как приоритетного партнера в Юго-восточной Азии, через которого
возможен выход на прямое сотрудничество с АСЕАИ и АТЭС. Эта тема проходила
красной нитью в переговорах в столице Индонезии.
Республика Казахстан
установила связи с ведущими государствами Южной Азии - Индией и Пакистаном. В
феврале 1992 года в эти государства состоялся визит Н. Назарбаева, во время
которого была подписана казахстанско-индийская декларация о принципах
взаимоотношений между Казахстаном и Индией, соглашение об установлении
дипломатических и консульских отношений, а также пакет соглашений с Пакистаном,
на основе которого будет расширяться взаимная торговля, финансовое
сотрудничество, создаваться надежная система коммуникаций. Пакистанская сторона
предложила организовать торговлю в рамках клиринга. В настоящее время
внешнеэкономическое сотрудничество между Казахстаном и Индией выходит на
качественно новый уровень. Индия выделила Казахстану кредиты в размере 20 млн.
долл. США на создание СП в таких областях экономики, как фармацевтика, пищевая
индустрия, текстильная промышленность. В ближайшее время начнется реализация
двух соглашений по чаю, упаковка которого будет осуществляться на казахстанских
чаеразвесочных фабриках и по производству упаковочного материала для пищевой
промышленности. В общем объеме индийского импорта в Казахстане преобладают
товары широкого потребления (чай, фармацевтическая продукция и т.д.). Индия
закупает в Казахстане главным образом шерсть, кожу, цветные металлы. [13]
Как видно Казахстан
сделал первые шаги по установлению взаимоотношений со США, КНР, Японией, Южной
Кореей и другими динамично развивающимися государствами АТР. Однако пока что
все потенциальные возможности в отношении использования природных запасов, в чем
нуждаются страны АТР, остаются практически нереализованными. Их широкое
задействование помогло бы республике включиться в систему складывающихся здесь
структур торгово-экономических связей.
[14] С точки зрения процессов
Международной жизни Казахстан на данном этапе находится на стадии вхождения в
новую для государства сферу деятельности. Завершается период международного
признания де-юре, продолжается процедура установления дипломатических отношений
с другими государствами. Становление Казахстана, как полноправного субъекта
международных отношений не может произойти одномоментно. В отношении первых лет
самостоятельного существования можно констатировать успешное вступление
Казахстана в ведущие международные организации, включая ООН, получение гарантий
безопасности от ядерных держав, налаживание в целом партнерских связей с
внешним миром. В настоящее время следует взвешенно рассмотреть вопрос о
членстве Казахстана в Организации Исламская конференция )ОИК). Трудно оценить
политический, экономический, финансовый, людской, территориальный ОИК. Эта организация
включает в себя 52 афро-азиатских государства, все существующие арабские и
почти все тюркские страны, т.е. приблизительно одну треть членов ООН. Цели и
задачи, закрепленные в Уставе ОИК, полностью соответствуют принципам ООН и
международного права. Организация Исламская Конференция заслуживает
уважительное отношение к себе со стороны мировой общественности
сбалансированностью, сдержанностью и объективностью своей политики. ОИК, в
состав которой входят страны с огромным весом в мировой экономике и валютно-финансовой
системе, имеет сеть экономических и финансовых фондов и учреждений. Среди них
главным является Исламский банк развития (ИБР), через который идут инвестиции в
страны - члены ОИК и этого Банка. Зачастую эти инвестиции предлагаются под весьма
низкий процент, а иногда предоставляются в виде безвозмездной помощи.
Однозначно можно утверждать, что чем дольше будут длиться колебания с решением
о вступлении Казахстана в члены ОИК, тем больше мы потеряем от упущенных
возможностей по привлечению инвестиций из стран-членов ОИК и их ее
экономических и финансовых учреждений. Вполне понятно, что одним из важных
направлений внешней политики Казахстана сейчас и в перспективе должно являться
ближневосточное. Ближний Восток представляет интерес не только для Казахстана,
но и для остальных стран мира не только своими экономико-финансовыми
возможностями, но и своим геополитическим положением. Арабо-израильские,
межарабские, арабо-региональные отношения, вопрос о возможности существования
израильского и палестинского государств, статус Иерусалима, отношение стран
региона к ДНЯО, нарастающая проблема пресной воды и другие
социально-политические, военные, экономические проблемы, перипетиями своих
решений могут и оказывают большое влияние на мировую политику.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|