p> Основной целью изучения данной темы является овладение понятиями,
терминами и существенными положениями, позволяющими уяснить виды
внешнеэкономической деятельности. Рассмотрим некоторые из них, придерживаясь последовательности
заложенной в статье 4 Закона. Экспорт - продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его за
границу. Экспорт (невидимый) - операции по купле-продаже различных услуг,
оказываемых морским, речным, автомобильным, воздушным транспортом по
перемещению грузов и пассажиров других стран; осуществлению страховых и
кредитных операций; сдаче в аренду машин и оборудования, а также
недвижимого имущества за рубежом; организация иностранного туризма.
Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и
инвестирования в иностранные организации. Как экспорт может засчитываться
продажа товаров и услуг иностранным лицам, фирмам и организациям,
расположенным и действующим на территории страны-экспортера вне зависимости
от того, потребляются ли они в этой стране или вывозятся за границу. Импорт - ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д. из-за границы для
реализации на внутреннем рынке страны. Замещение импорта - замена на
внутреннем рынке ранее импортированных товаров выпуском новой отечественной
продукции или расширение объема ранее производимых в стране товаров.
Замещение импорта происходит естественно и постепенно по мере становления и
укрепления национальной экономики. Предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности услуг
иностранным субъектам хозяйственной деятельности. В том числе:
производственных, транспортно-экспедиторских, страховых, консультационных,
маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, агентских,
консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических,
туристических и других. Некоторые из названных видов услуг требуют более
детального рассмотрения. Посреднические услуги. Посредничество осуществляется лицами, которые
не являясь представителями, выступают хотя и в интересах поручителя, но от
собственного имени. К таким лицам закон относит коммерческих посредников,
конкурсных управляющих при банкротстве и т.п., а также лиц, уполномоченных
на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.
Представляя интересы обеих сторон, коммерческий посредник лишь содействует
заключению сделки путем нахождения лиц, заинтересованных в ее заключении,
но сам сделок не совершает, т.е. не становится стороной подготовленной им
сделки. Посредники с такого рода ограниченными функциями именуются в
германском праве маклерами, англо-американском - брокерами, во французском
- куртье. Независимые от производителей и потребителей лица, фирмы и
организации, содействующие обмену товаров с коммерческой точки зрения
относятся к торговым посредникам. Посредник - комиссионер - физическое или юридическое лицо (фирма,
организация), которое на основании договоров комиссии с продавцами или
покупателями товаров (комитентами) подыскивает контрагентов и заключает
контракты от своего имени, но за счет комитентов. Важным условием договоров
комиссии являются лимиты полномочий посредника, в т.ч. по уровню цен,
качественным характеристикам товара, срокам поставок, гарантий и т.д. Посреднику-комиссионеру обычно поручают выполнение широкого круга
дополнительных обязательств, таких как изучение рынка, создание сбытовой
сети и сети технического обслуживания, ведения рекламы и т.д. За заключение
сделок и выполнение дополнительных обязательств посредник получает
вознаграждение чаще всего в виде процентов с сумм заключенных контрактов. Посредник-представитель (простой посредник) - это физическое или
юридическое лицо, которое по договорам с продавцами и покупателями
(принципалами) подыскивает им контрагентов. Принципалы самостоятельно ведут
переговоры с рекомендованными посредником контрагентами, подписывают и
исполняют контракты от своего имени и за сой счет. В некоторых случаях
принципал и посредник договариваются о включении в соглашение обязательства
последнего (посредника) гарантировать выполнение рекомендованным
контрагентом конкретных обязательств, в т.ч. обязательств по платежам.
Такие обязательства называются делькредере. Посредник-поверенный - это физическое или юридическое лицо (фирма,
организация), которое на основании договоров поручения продавцами или
покупателями товаров (доверителями) подыскивают им контрагентов и заключают
с ними контракты от имени и за счет доверителей. Подписанные контракты
передаются доверителям для исполнения. Важным условием договоров поручения
являются лимиты полномочий посредника, в т.ч. по уровню цен, по
качественным характеристикам товаров, срокам поставки, гарантий и т.д. Посредник-консигнатор - это разновидность посредника-комиссионера,
который сбывает от своего имени товар, поставленный консигнантом
(продавцом) на склад посредника в соответствии с подписанным между ними
консигнационным соглашением. Право собственности на товар сохраняется за
консигнантом до его реализации. Система консигнации обычно применяется при
сбыте товаров серийного и массового характера. Консигнационное соглашение всегда подписывается на срок, в течение
которого посредник обязуется сбыть определенное количество товара,
поставляемого консигнантом на склад посредника. Товар, не реализованный
посредником, в течение установленного срока может быть возвращен
консигнанту. Консигнатор обычно занимается предпродажной доработкой товаров для
повышения их конкурентоспособности на рынке. Посредник-дистрибьютер - физическое или юридическое лицо (фирма,
организация), занимающееся перепродажей товаров продавцов покупателям.
Дистрибьютер закупает товары от своего имени и за свой счет (становится его
собственником) и перепродает их покупателям также от своего имени и за свой
счет. Посредник- дистрибьютер отличается от простого покупателя или
продавца товаров тем, что связан со своим торговым партнером посредническим
соглашением, которым определена номенклатура товаров, очерчен регион его
деятельности и которое может включать такие обязательства посредника, как
изучение рынка, создание сбытовой сети, выполнение предпродажной доработки
товаров и технического обслуживания сбываемой продукции, ведение рекламы и
т.д. Вознаграждение дистрибьютера образуется за счет разницы цен закупки и
реализации товаров. Оно покрывает все издержки посредника и обеспечивает
получение прибыли на вложенный капитал. Законом Украины “О внешнеэкономической деятельности” предусматривается
такой ее вид как организация и осуществление деятельности в области
аукционной торговли, проведения международных торгов. В международной
практике имеет место биржевая торговля. Биржевая торговля - это торговля товарами и ценными бумагами при
посредничестве бирж. В настоящее время через биржи осуществляется не менее
20 % мировой торговли сырьевыми и продовольственными товарами. На биржах продаются без предварительного осмотра стандартные партии
товаров определенного (базисного) сорта. Примерно 5-10 % сделок на биржах
совершается на реальный товар, 90-95 % составляют срочные (фьючерсные)
сделки . В результате сделок на реальный товар продавцы обязаны поставить
товар на биржу, а покупатели - забрать его с биржи. Участники срочных сделок не преследуют цель продавать или приобрести
товар. Срочные сделки на 80 % совершаются в целях спекуляции и на 20 % - в
целях страхования (хеджирования) от потерь, вызванных изменений цен на
товары. Срочные сделки состоят из двух этапов: первого - приобретения или
продажи контрактов на стандартные партии товаров (приобретение или продажа
фьючерса) и через некоторое время второго - обратной операции (офсетной)
соответственно по продаже или приобретению таких же партий товаров. В
специальные расчетные дни лица, от имени и за счет которых совершены
срочные сделки (игроки), предъявляют в расчетную кассу биржи два контракта
на приобретение и на продажу в разное время одних и тех же партий товара
(или наоборот - на продажу и приобретение). Касса биржи выплачивает им (или
взымает с них) суммы, отражающие изменения цен между первым и вторым
этапами срочной сделки, т.е. игроки или выигрывают, или проигрывают. Продажа и приобретение товара на бирже осуществляется брокерами по
поручению и за счет клиентов. Часть сделок брокеры осуществляют от своего
имени и за свой счет. Аукционная торговля, в отличие от биржевой, - это продажа реального
товара со строго индивидуальными свойствами. Аукционными товарами выступают
в международной торговле пушнина, немытая шерсть, табак, чай, пряности,
предметы антиквариата, скаковые лошади и т.п. Аукцион - это способ продажи некоторых товаров, при котором товар (или
образцы его) предварительно выставляются для осмотра. Аукционы являются
коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями,
оборудованием и квалифицированным персоналом. Нередко это крупные компании,
монополизирующие торговлю определенным видом товара. Они обычно скупают за
свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают
их оптовым посредникам, реже потребителям, получая прибыль от разницы цен.
Крупные аукционы имеют собственное производство по доработке сырьевых
товаров (например, выделка сырых шкурок). Аукционы оповещают поставщиков о сроках проведения торга. Принятые от
поставщиков товары сортируются по партиям (лотам), от каждой из них
отбирается образец. Лоты со сходным качеством товара объединяются в
стринги. По завершении сортировки аукцион выпускает каталог и рассылает его
возможным покупателям. Аукционный торг начинается с объявления номера партии товара (лота) и
отправной цены. Покупатели делают свои предложения цены, набавляя не ниже
установленной для данного товара минимальной надбавки. На некоторых
аукционах в качестве отправной объявляют наивысшую цену, а затем снижают
ее, пока один из покупателей не выражает согласия купить данный товар по
этой цене. Известные аукционы находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале,
Калькутте, Коломбо. Одним из наиболее распространенных методов современной торговли
является размещение заказов через международные торги. Торги (торговля тендерами) - метод заключения договоров купли-продажи
или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для
продавцов (поставщиков) на товар с заранее определенными характеристиками и
после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом
(поставщиком), который предложил товар на наиболее выгодных для покупателя
(заказчика) условиях. В процессе торгов сделка не заключается, а лишь
определяется будущий контрагент. Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги,
создают тендерные комитеты, которые публикуют объявления о торгах,
распространяют их условия между участниками, анализируют представленные
предложения и выносят решение о передаче заказов. В современной международной практике применяются открытые и закрытые
торги. В открытых торгах имеют возможность принимать участие все желающие
фирмы, выкупив у тендерных комитетов условия торгов. Приглашения к участию
в закрытых торгах рассылаются устроителями непосредственно наиболее
известным поставщикам и подрядчикам. Получив такие приглашения, продавцы
также выкупают условия торгов у тендерных комитетов. Закрытые торги обычно
проводятся на сооружение сложных промышленных объектов или на выполнение
специальных работ, требующих высокой квалификации и использования высоких
технологий. Различают также гласные и негласные, международные и
национальные торги. Совместное предпринимательство как вид внешнеэкономической
деятельности представляет собой широкий диапазон различных форм
производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких
стран, содержанием которой является кооперация в сферах производства и
обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях. Общим
признаком конкретных форм совместного предпринимательства является
необходимость согласования экономических интересов всех участников такого
рода связей, так как в основе партнерства лежит конфликтная ситуация
нестыковки позиций - по общему фонду, кадровой политике, способам
управления, производственной и торговой политике, инструментам тактики и
стратегии и обеспечение на этой основе движения товаров (услуг) от
производителей к потребителям. В основе этой деятельности лежит объединение
усилий, финансовых средств и материальных ресурсов, долгосрочная гарантия
сбыта товаров, систематическое обновление продукции, научно-
производственная и торговая кооперация, участие в прибыли, распределение
технических, инвестиционных и коммерческих рисков. Совместное предпринимательство осуществляется в следующих формах:
обмен технологиями и услугами с последующим распределением программ выпуска
продукции и их реализации, концессии, консорциумы, акционерные общества и
компании с производственно-сбытовой деятельностью, международные
экономические и хозяйственные организации различных видов, совместные и
смешанные предприятия, свободные экономические зоны в различных
модификациях. Закон Украины “О внешнеэкономической деятельности” как особый ее вид
выделяет создание совместных предприятий различных форм и видов.
Принципиальными особенностями сотрудничества участников совместных
предприятий являются:
соединение собственности партнеров и образования на этой основе начального
объема основных фондов и оборотных средств совместного предприятия;
совместное управление процессами развития предприятия, производства и
реализации выпускаемых им продукции и услуг;
совместное несение производственного и коммерческого рисков предприятия;
раздел части прибыли совместного предприятия между партнерами. Типичными комбинациями взаимодополняющих элементов, которые кладутся
местным и иностранным партнером в основу совместного предприятия являются:
научно-технические решения плюс оборудование (промышленная технология) для
их производственной реализации;
право пользования природными ресурсами принимающей страны плюс технология
их эффективной переработки;
производственные площади, рабочая сила, инфраструктура принимающего
партнера плюс инвестируемая технология сборки и комплектующие изделия для
выпуска продукции;
вторичные ресурсы плюс оборудование для их коммерческой утилизации;
результаты маркетингового анализа, элементы владения местным рынком
(реклама, торговая сеть и т.п.) плюс технология и финансирование, ресурсы
для организации производства. Наиболее типичными являются следующие формы совместных предприятий:
акционерная компания, общество с полной ответственностью, общество с
ограниченной ответственностью. Привлекательность принимающей страны для создания совместных
предприятий и других видов совместного предпринимательства определяется
следующими основными элементами, объединяемым понятием “инвестиционный
климат”:
характер законодательства об иностранных инвестициях, включая вопрос о
гарантиях защиты и репатриации прибыли и инвестиций;
наличие запасов природного сырья;
наличие квалифицированной рабочей силы;
степень развития производственной инфраструктуры, в особенности транспорта,
средств связи;
наличие энергетических ресурсов;
емкость местного рынка, наличие платежеспособного спроса на товары и
услуги;
характер внутреннего хозяйственного механизма, возможность свободных
рыночных отношений с другими товаропроизводителями;
конвертируемость местной валюты, гарантии вывоза прибыли в твердой валюте
из страны. Для повышения технического и технологического уровня, экономики
страны, расширения возможностей экспорта и сокращения импорта, развития
технико-экономических связей между странами является предпринимательская
деятельность, связанная с представлением лицензий, патентов, “ноу-хау” и
других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных
субъектов хозяйственной деятельности и аналогичная деятельность за рубежом
национальных субъектов внешнеэкономических связей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|