Внешнеторговый оборот в 2001 годсложился в размере 15856,5
млн. долл. США, в том числе экспорт – 7379,7 млн. долл., импорт – 8476,8 млн.
долл. (см. приложение 1). В результате стоимость оборота внешней торговли
превысила уровень 2000 годна 26%.
Рост объемов внешней торговли был обусловлен расширением
товарооборота как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. При
этом темпы прироста объемов внешнеторгового оборота со странами, входящими в
Содружество, были значительно выше, чем со странами вне СНГ (32,2% и 15,6%
соответственно). В результате возросла доля стран СНГ в общем товарообороте
республики с 62,9% в 2000 годдо 65,9% в 2001 годСоответственно, доля стран
дальнего зарубежья снизилась на 3 п.п. и составила 34,1% общего его объема.
Увеличение стоимостных объемов внешней торговли произошло за
счет роста стоимости как экспорта, так и импорта, рис. 3.3. Стоимость экспорта
белорусских товаров в долларовом исчислении увеличилась по сравнению с 1999
годна 24,9%, достигнув самого высокого уровня за последние шесть лет. Удельный
вес экспорта в произведенном ВВП за 2000 годсоставил 64,7%, что также
значительно выше аналогичного показателя за последние годы.. Рост стоимостных
объемов экспорта в 2000 годбыл обусловлен увеличением средних цен на 15,7% и
физических объемов экспорта – на 10,7%. При этом темпы роста стоимости экспорта
товаров в долларах США в страны дальнего зарубежья были выше, чем в страны СНГ
(27,9 и 23% соответственно).
Объемы импорта товаров в долларовом эквиваленте возросли на
27%, в основном за счет расширения импортных поставок из стран СНГ (прирост
составил 39,9%) при незначительном росте импорта из стран дальнего зарубежья
(на 3,8%). Значительное увеличение стоимости импортных поставок обусловлено в
основном высоким уровнем цен импортных товаров. При росте физических объемов
импорта на 5,6% по сравнению с 2000 года средние цены ввозимых товаров в 2001
году были выше на 25,7%. Импорт инвестиционных товаров сократился по сравнению
с 2000 годом на 7,9%.
Рис. 3.1. Консолидированный торговый баланс
Ухудшение внешнеторговой конъюнктуры в течение 2001 года
негативно отразилось на результатах внешнеэкономической деятельности
предприятий республики. Отрицательное сальдо торгового баланса возросло в 1,4
раза, составив 10,6% к ВВП за 2000 год. При этом в торговле со странами СНГ
дефицит торгового баланса увеличился в 2,3 раза, а в торговле со странами
дальнего зарубежья сложилось положительное сальдо экспортно-импортных операций
против дефицита в 2000 году. (см. Приложение II)
В 2001 году значительной переориентации товарных потоков
республики не произошло. Как и в предыдущие годы., основными торговыми
партнерами оставались: Россия – 58,6% общего товарооборота, Украина – 5,7,
Германия – 5,2, Польша – 3,1%. На их долю приходилось 72,6% всей стоимости
внешнеторгового оборота Беларуси. (см. Приложение III)
По-прежнему, определяющее влияние на общие итоги внешней
торговли республики продолжает оказывать Российская Федерация. Объемы взаимной
торговли с Россией возросли на 33,1% больше, чем в 2000 год
Стоимость экспорта в Российскую Федерацию за 2001 год
увеличилась по сравнению с 2000 годна 16,8%. На долю России приходилось 51%
покупок белорусских товаров вместо 54,2% в 2000 году. Физический объем экспорта
возрос на 8,9%. Средние цены на товары, экспортируемые в Россию, увеличились по
сравнению с 2000 года на 8%.
Основными статьями белорусского экспорта в 2001 году
оставались машины, оборудование и транспортные средства – 26,3% от общей
стоимости экспорта, минеральные продукты – 20 % и продукция химической
промышленности – 19,7%. Объемы экспорта возросли по всем основным разделам
товарной структуры. Наиболее значительно увеличились зарубежные поставки
минеральных продуктов (в 2,6 раза) и продукции пищевой промышленности и сырья
для ее производства (на 22,4%).
Импортировано из России товаров на 46,9% больше, чем в 2000
г., при росте физического объема импорта на 9,6%. Средние цены импорта из
России возросли за этот период на 34,8%. В итоге импорт товаров из России
превысил экспорт на 47%, что обусловило расширение дефицита в торговле с этой
страной в 3,3 раза по сравнению с 2000 году. В 2001 году было характерно
сокращение по сравнению с 1999 года доли бартерных поставок во внешней торговле
страны. Доля бартера в общем товарообороте составила 24%, в том числе: в страны
СНГ – 32,1%, в Россию – 33,9, в страны дальнего зарубежья – 8,2%. Удельный вес
бартерных сделок сократился как в экспортных, так и импортных операциях. На
бартерные операции приходилось 26,5 % общего объема белорусского экспорта
вместо 35,6% в 2000 годи 21,7% вместо 29% - импорта товаров.
По данным Нацбанка, объемы экспорта и импорта услуг за 2001
году увеличились по сравнению с 2000 годна 21,6%. При этом экспорт услуг
увеличился на 35,4%, импорт сократился на 2,4%. Основными потребителями услуг
были страны дальнего зарубежья. На их долю приходилось 64% общего объема
экспорта услуг республики и 57,9% - общего объема импорта услугодВ торговле
услугами сложилось положительное сальдо и по сравнению с предыдущим годом оно
увеличилось в 1,9 раза.
Экономические преобразования в республике включают в качестве
центрального направления и реформу внешнеэкономической деятельности, проводимую
с 1986годсоюзным правительством, а с 1991год – белорусским.
В основу внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь
изначально были положены принципы либерализации внешнеэкономической деятельности,
которые были сформулированы, как указывалось выше, в конце 80-х годы в СССР. В
соответствии с данными принципами приоритеты РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ во
внешнеэкономической деятельности на этапе формирования состояли в следующем:
- либерализация ВЭД;
- расширение интеграционных связей со странами СНГ и
обеспечении эффективности вхождения Беларуси в мировую экономику;
- развитие экспорта, как основного источника валютных
поступлений;
- обеспечений импортных поставок для обеспечения структурной
перестройки;
- защите интересов национального рынка от неблагоприятного
воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.
Стратегически важной целью
для Республики Беларусь является определение ее внешнеторгового потенциала,
места в международном разделении труда и обеспечение плавности вхождения в
мирохозяйственные связи. Внешнеторговый потенциал представляет собой
комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные
возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами.
Республика Беларусь
располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу
составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том
числе на долю машиностроения, химии и нефтехимии приходится более 40 %
валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в
производстве химических волокон и нитей — 40 %, фотоаппаратов — 30 %,
тракторов — 20 %, минеральных удобрений — 20 % и т. д. Следует
принять во внимание, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей
льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16 % и 4 % соответственно
от мирового производства).
Республика Беларусь имеет
экспортно-импортные связи более чем со 140 странами мира. Основными
внешнеторговыми партнерами республики являются Россия, Германия, Украина,
Польша, Латвия, Литва, Италия, США2. Наибольшая доля в общем объеме
экспорта принадлежит транспортным средствам (тракторы, грузовые автомобили,
велосипеды и пр.); машинам, оборудованию, механизмам (бытовые холодильники,
подшипники, электронные интегральные схемы, телевизоры и др.); химической
продукции (удобрения, органические химические соединения, продукты
неорганической химии и др.); текстилю и текстильным изделиям (химические
волокна и нити, одежда текстильная и трикотажная, льноволокно, хлопчатобумажные
ткани и др.); недрагоценным металлам и изделиям из них (полуфабрикаты из железа
и стали, прутки из железа и стали, металлокорд и др.). Названные товарные
группы составляют более 50 % экспорта республики.
Анализ товарной структуры экспорта
позволяет сделать вывод о том, что Республика Беларусь сориентирована на выпуск
энерго- и ресурсоемкой продукции. Так, например, гордость республиканской
экспортной индустрии — Белорусский металлургический завод, на который
приходится 34 % экспорта продукции Минпрома, ежесуточно в процессе
производства потребляет природного газа на сумму 30—40 млрд неденоминированных
белорусских рублей и электроэнергии столько, сколько вся Гомельская область.
Другой пример: экспорт в Польшу и Латвию — основные торговые партнеры Беларуси
в дальнем зарубежье — состоит на 60 % и 76 % соответственно из нефти,
нефтепродуктов и калийных удобрений. Наукоемкие товары занимают в структуре
ввозимой в страны СНГ продукции не более 1 %. В экспорте же промышленно
развитых стран эта доля приближается к 40 %. Эти примеры говорят о том,
что нам давно следовало взять на вооружение опыт Запада и Японии 70-х гг.,
когда резко возросли цены на энергоресурсы. В тот период указанные страны
осуществляли интенсивный комплекс инвестиционных, технологических,
управленческих и т. п. решений, позволивших на 30—50 % снизить потребление
энергоресурсов.
В дальнейшем при формировании
внешнеторговой политики Республики Беларусь следует исходить из того, что
экстенсивные факторы роста отечественного экспорта существенно ограничены.
Поэтому в стратегическом плане целесообразно ориентировать производителей на
экспорт прежде всего наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
В данном аспекте императивом
экономического развития должна стать государственная поддержка экспорта путем
активного и заинтересованного участия властных структур на местах в реализации
экспортоориентированных проектов и продвижении отечественной продукции на
внешние рынки. Установлено, что средства, разумно вложенные в стимулирование экспорта,
окупаются гораздо эффективнее и быстрее по сравнению с другими отраслями.
Не менее важной задачей
является создание системы государственной поддержки экспорта в форме
страхования экспортных кредитов, а также целевого кредитования экспорта. Конъюнктура
мировых рынков отличается нестабильностью и непредсказуемостью. В периоды
спадов важно бывает удержать позиции на определенных рынках, особенно если их
завоевание было связано с осуществлением инвестиционных и организационных
мероприятий. Помощь государства в этих случаях должна быть существенной и
своевременной. Финансовая, политическая и организационная помощь государства
требуется и при проведении активной экспортной экспансии. Достаточно вспомнить
опыт японских корпораций: при продвижении ряда новых товаров на европейские и
американские рынки они широко использовали инструменты государственной
поддержки, идя на заведомое снижение рентабельности экспорта и занижая в
допустимых пределах цены по сравнению с реальными издержками, с тем чтобы
впоследствии укрепиться на новых рынках сбыта. Решение подобной задачи все чаще
требуется и в белорусских условиях, о чем свидетельствует практика последнего
времени.
Во-первых, речь идет прежде
всего о целевом кредитовании и страховании экспортных кредитов. Предполагается
следующая градация правительственных гарантий: 50 % от стоимости — при
производстве продукции, не имеющей аналогов; 40 % — при производстве и
экспорте продукции обрабатывающей промышленности; 30 % — при производстве
импортозамещающей продукции на нее ниже, чем на импортную.
Во-вторых, разработка и
принятие ежегодной программы внешторговой деятельности, содержащей основные
ориентиры, что позволит усилить слаженность работы белорусских экспортеров и
государственных органов управления.
Одним из направлений
стимулирования деятельности экспортеров является их государственная
финансовая поддержка. В данной связи при формировании республиканского
бюджета следует отдельной строкой отражать соответствующие расходы, которые
впоследствии могут использоваться на:
—
предоставление Правительством Республики Беларусь в лице Министерства финансов
гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, необходимых для
обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных отраслей;
—
льготное кредитование экспортеров, с выплатой процентов в размере половины
учетной ставки (ставки рефинансирования) Национального банка Республики
Беларусь;
—
страхование экспортных кредитов с целью обеспечения защиты экспортеров от
коммерческих и политических рисков;
—
долевую государственную поддержку эффективных инвестиционных
экспортоориентированных проектов, что значительно повысит к ним доверие
отечественных и зарубежных инвесторов и позволит проводить аукционы по
привлечению инвестиционных ресурсов;
—
организацию в республике экспортно-импортного банка, который будет оказывать
существенную поддержку в развитии экспортоориентированных производств и
технологий.
Необходима также помощь
государства в организации коммерческого присутствия на зарубежных рынках. В
западных странах именно государство берет на себя значительную часть
финансового бремени в этой области. Важное значение в стимулировании экспорта
имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие
экспортерам. Экспортер нуждается прежде всего в современной системе
внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных
актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой
деятельности; деятельности торговых представительств Республики Беларусь за
рубежом; функционировании в республике специализированных банков и других
организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта;
таможенную статистику Республики Беларусь; конъюнктуру на зарубежных рынках по
основным товарным группам; правовые акты Республики Беларусь о стандартизации и
сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории Республики
Беларусь; другие сведения, полезные для экспортеров.
В определенной степени
информационно-консультационные функции в Республике Беларусь выполняет Центр
маркетинга и конъюнктуры цен. Однако, по опросам предприятий-экспортеров, среди
основных факторов, тормозящих развитие экспорта, по-прежнему называются
недостаток информации о рынке (85,1 %), отсутствие полной информации о
конкурентах (41,2 %), незнание механизма функционирования международных
рынков (62,7 %), несовершенство законодательства в области
налогообложения, лицензирования, таможенного и авторского права (61,2 %)8.
Поэтому с целью более широкого информационного обеспечения и координации
действий экспортеров Беларуси на внешних рынках целесообразно создание в
республике Научно-исследовательского института развития экспорта, отраслевых
объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых
представительств Республики Беларусь за рубежом. Они призваны:
—
оказывать содействие в организации зарубежных деловых визитов, обеспечивать
дипломатическую поддержку наиболее значимых экспортных проектов;
—
осуществлять проведение предварительных маркетинговых исследований,
предоставлять необходимую торгово-политическую и конъюнктурную информацию;
—
консультировать экспортеров по вопросам действующего зарубежного
законодательства, норм и правил поведения на рынке, существующих стандартов и
иных требований к товарам;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|