Меры так называемого "скрытого" или
"косвенного" протекционизма, которые играют весьма существенную роль
в торгово-политической борьбе, на поверхности не видны, действуют как бы из-за
кулис, замаскированно. На первый взгляд, они затрагивают лишь внутренний товарооборот
или просто регулируют правила изготовления, упаковки, маркировки товара и
вроде бы не имеют никакого отношения к внешней торговле. И тем не менее, их
воздействие на внешнеторговый оборот весьма значительно. Это подтверждает хотя
бы тот факт, что они занимают все большее место на переговорах в рамках
ГАТТ/ВТО.
Рассмотрим основные меры скрытого протекционизма.
1. Таможенно-административные:
1) система организации таможенного контроля, включая процедуру таможенного
досмотра, открытие новых контрольно-пропускных пунктов и т.п.;
2) системы оценки таможенной стоимости — возможные проволочки, связанные с
отклонением таможенными органами таможенной стоимости, указанной в
сопроводительных документах;
3) запутанная система заполнения таможенных документов, требующая больших
сил, времени и специальной подготовки;
4) коррумпированность работников таможенных органов, которые под различными
предлогами вымогают взятки, не пропуская товар через границу. (Этот барьер не
является инструментом государственной внешнеторговой политики, государство
борется с ним, но, тем не менее, это серьезное препятствие на пути движения
товарных потоков.)
2. Технические требования к ввозимой продукции: по технике безопасности,
техническим и технологическим стандартам закрывают путь на внутренний рынок
иностранной технике из развивающихся стран, которая не может соответствовать
высоким нормам. Однако здесь важен принцип равенства в применении данных
стандартов по отношению к национальным и иностранным производителям.
3. Ограничения, заложенные в процедуре прохождения контроля качества
товаров, их стандартизации (т. е. непризнание иностранных сертификатов
качества) и т. д.
4. Нетарифные ограничения, базирующиеся на санитарно-ги-гиенических нормах,
требованиях здравоохранения и мерах по охране окружающей среды. Так, в конце
1996 года Китай запретил импорт курятины из 10 штатов США в качестве
карантинной меры, призванной не допустить распространения в КНР птичьего
гриппа. Таким образом, под угрозой оказался американский экспорт в КНР с
годовым оборотом до 500 млн. долл. [17]
5. Требования к упаковке, маркировке товаров. Так, в США нарушение этих
правил ведет к запрету ввоза товаров в страну или к их обложению дополнительной
пошлиной в размере 10 % таможенной стоимости. [14;c.207]
6. Налоги и налоговая политика. Основной задачей налоговой политики является
мобилизация государством финансовых ресурсов Одновременно налоги,
воздействующие на цены, прибыли и доходы, широко применяются государством в
качестве эффективного средства регулирования экономики, в том числе и внешней
торговли.
Помимо защиты внутреннего
рынка от импорта из-за рубежа помощью количественных и скрытых нетарифных
методов торговой политики в практике международной торговли активно
используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на
прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством
национальных экспортеров.
Приобретая
разнообразные, зачастую весьма замысловатые формы и осуществляясь через
весьма усложненные схемы, финансирование направлено на снижение стоимости
экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на
мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться как из
правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет
всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а
также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков.
Финансирование экспорта
как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и
кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление
банками оборотного капитала. Для проведения конкретных коммерческих сделок.
Финансирование, как метод торговой политики предусматривает дискриминацию
против иностранных компаний в пользу национальных производителей и
экспортеров, Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики
являются субсидии, кредитование и демпинг.
Если правительство
считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно
может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.
Субсидия — денежная
выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную
дискриминацию импорта.
По характеру выплат
субсидии делятся на:
прямые — непосредственные
выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы
его издержек и полученного им дохода. Предметом прямого субсидирования с
начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых
стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены
правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые
могут использовать ответные меры:
косвенные — скрытое
дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные
условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин
и прочие.
Субсидии могут
предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и
производителям товаров, которые продаются на экспорт.
Для производителей в
обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается
им правительством, а не вычитается из их прибыли.
Внутренняя субсидия
наиболее замаскированный и финансовый метод торговой политики и дискриминации
против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри
страны товаров, конкурирующих с импортными.
Специфическим случаем
внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно
для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале
90-х годов. Необходимость субсидирования Импорта была вызвана, прежде всего, от
директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к
плавающему валютному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко
упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания
экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком
дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены
финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя
импортные субсидии импортерам.
Так, например, в России
субсидии на импорт были введены в 1992 годв качестве замены специального
(заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при
импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической
промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых
товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части
государственного бюджета. Государство продавало валюту импортерам,
осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по
цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию — 1,6
руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен
на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е.
столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное —
22, детское питание — 5%. Импортные субсидии составляли около 13% ВНП и
ложились тяжелым бременем на бюджет. На протяжении 7 последующих лет
правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем уменьшения списков
товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффициентов.
В начале 1994 года практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а
импортные субсидии сократились до 4% ВНП.
Импортные субсидии,
ставным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов,
существовали в 1992-1993 годов Беларуси. На них тратилось около 3% ВНП. В
Казахстане в 1992 году они осуществлялись, кроме того, через централизованный
валютный фонд. В Литве, в 1992-1993 годы субсидировался импорт
энергоносителей. На Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля
для продажи населению. Нередко правительства не только субсидируют отрасли,
конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.
Экспортная субсидия —
финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные
выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным
покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем
самым экспорт.
"Принципиальное
различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами
торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению
внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия
приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф,
вводимый большой страной” улучшает ее условия торговли, снижает цену ее
импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров,
конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная
субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее
условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и
относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на
экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за
счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в
пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее
воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей.
Таблица 1.3.
Импортный тариф и экспортная субсидия
|