Эффективность
использования внеоборотного капитала в отчетном году хотя и несколько
улучшилась по сравнению с предыдущим годом, но свидетельствует о неэффективном
использовании внеоборотных активов на предприятии. Несмотря на то, что
осуществлялись дополнительные финансовые вливания в основной капитал, он не
стал приносить организации больше доходов.
Коэффициент
рентабельности оборотного капитала, связанный с замедлением оборачиваемости
активов, характеризует неэффективность использования, организацией своих
оборотных средств, показывая, какой объем чистой прибыли обеспечивается каждым
рублем активов. Снижение рентабельности акционерного и собственного капитала
можно оценить как отрицательную тенденцию с определенной долей осторожности в
аналитической оценке. Это связано, прежде всего, с различным экономическим
содержанием этих показателей и их денежной оценкой на примере конкретной
организации. Чистая прибыль организации - это динамичный показатель, который
снизился в отчетном году.
На основании
значений показателей таблицы 11 деятельность ООО «Альфа Сталь-РДО» оценивается
как нерентабельная.
Как показал
анализ финансовых результатов ООО «Альфа Сталь-РДО» это предприятие работает с
убытками, хотя продукция и услуги, оказываемые предприятием, пользуются спросом
и являются конкурентоспособными.
Чистая прибыль
является основным абсолютным показателем безубыточности функционирования
организации.
Результативность
деятельности организации за ряд лет характеризует относительный показатель
рентабельности, который может быть исчислен и проанализирован в динамике. Анализ
показал, что на рассматриваемом нами предприятии существуют резервы увеличения
прибыли и рентабельности. К ним относится увеличение объема производства и
реализации продукции, снижение удельной себестоимости продукции и повышения ее
качества.
2. Организация бухгалтерского учета материальных
ценностей
2.1. Общие положения
В процессе хозяйственной деятельности наемные работники
предприятия для достижения поставленных перед ними целей используют предметы
труда, т.е. объекты, составляющие материальную основу продукции (работ, услуг),
и средства труда, объекты, предназначенные для преобразования предметов труда и
придания им необходимых потребительских свойств.
Предметами труда служат сырье, материалы, тара, запасные
части, инвентарь (в обобщенном смысле просто материалы), а средствами труда -
основные средства. Основные средства характеризуются длительными сроками
использования. Они переносят свою стоимость на себестоимость продукции (работ,
услуг) в течение нескольких лет (за исключением малоценных предметов).
Материалы относятся к категории одноразовых элементов производства: их
стоимость одномоментно включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Это
касается и малоценных предметов (инвентаря), которые непосредственно не
выступают в качестве материальной основы продукции (работ, услуг), а близки по
функциональному применению к средствам труда, но отличаются от них коротким
сроком полезного использования - менее 12-ти месяцев. В бухгалтерском учете все
виды материалов, в том числе и малоценные предметы, отражаются на счете 10
"Материалы".
В соответствии с методологией бухгалтерского учета материалы
входят в состав более общей группы активов, которая именуется
материально-производственными запасами, и включает в себя следующие три
элемента:
материалы;
готовую продукцию предприятия;
товары, приобретенные для продажи.
Не относится к материально-производственным запасам незаконченная
изготовлением продукция, называемая незавершенным производством.
Основным документом, регламентирующим учет материалов,
является Положение по бухгалтерскому учету "Учет
материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина РФ от
09.07.2001 г. N 44н.
Главные задачи бухгалтерского учета материалов на предприятии
ООО «Альфа
Сталь-РДО» являются:
формирование рационального документооборота
по заготовлению, поступлению, хранению и отпуску в производство, на реализацию
указанных материальных ценностей;
обеспечение сохранности на всех этапах их движения;
определение норм запаса и выявление излишков;
работа с поставщиками по обеспечению регулярности поставок в
заданном объеме и с высоким качеством, а также по своевременному расчету с
ними.
На большинстве коммерческих предприятий материалы являются
объектами двух видов учета: управленческого (производственного) и
бухгалтерского. В управленческом учете (на складах, в производственных
помещениях и в экспедиции) они чаще всего отражаются количественно на
специальных карточках, в бухгалтерском учете - в стоимостном выражении в
мемориальном ордере или ведомости. В конце каждого месяца производится сверка
обоих учетов, путем таксировки, т.е. путем денежной оценки остатков материалов
на складе. Бухгалтер и кладовщик совместно проверяют остатки материальных
запасов на складе. Затем в бухгалтерии по имеющимся ценам определяют сумму
остатков. При несовпадении делаются корректировки. Не реже одного раза в год
проводится инвентаризация ценностей, в том числе и производственных запасов.
На практике реализуются разные варианты сочетаний
управленческого и бухгалтерского учета материалов. В малых организациях часто
обходятся без управленческого учета.
Контроль сохранности и движения материалов может быть
существенно облегчен, на предприятии ООО «Альфа Сталь-РДО» проводятся специальные
организационно-технические мероприятия:
складские и другие аналогичные помещения для хранения
ценностей оснащены прогрессивным погрузочно-разгрузочным оборудованием и механизмами;
места размещения объектов разделены на секции и ячейки,
которые пронумерованы и поименно обозначены;
в секциях размещены точные измерительные и весовые приборы и
приспособления;
приказом руководителя предприятия определены
материально-ответственные лица, а также работники, которым предоставлено право
получать и отпускать материальные ценности.
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической
себестоимости, т.е. по сумме произведенных расходов при их приобретении,
включающих в себя:
суммы, уплаченные поставщику;
вознаграждения, переведенные посредникам, в том числе за
информацию, необходимую для приобретения данных материальных ценностей;
таможенные пошлины и иные таможенные платежи;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с покупкой материалов;
затраты по заготовке, погрузке, разгрузке, транспортировке и
по содержанию заготовительно-складского аппарата предприятия;
расходы по подработке, сортировке, фасовке и улучшению
технических характеристик с целью доведения заготовленной продукции до
пригодного состояния;
прочие расходы, в том числе проценты по кредитам, связанным с
приобретением материалов.
Особое место в составе фактических затрат занимают
транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Их объем может составлять около 10%
от всей стоимости материалов. Для разных типов предприятий, использующих
различные способы заготовки материалов, транспортно-заготовительные расходы
могут либо включаться непосредственно в себестоимость материалов, либо
учитываться отдельно. Это решение принимается руководством конкретной
организации. Применение второго способа требует от бухгалтерии при передаче
материалов в производство одновременно включать в себестоимость продукции
(работ и услуг) соответствующую долю ТЗР.
2.2. Отражение жизненного цикла материалов
Как отмечалось выше, материалы являются основой для
изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг. Это ткани, металл,
дерево, мука, сахар, хлопок и т.п.
В ООО «Альфа Сталь-РДО» их учет ведется на соответствующих субсчетах счета 10 "Материалы",
разграничивающих предметы по отдельным видам:
10-1сырье;
10-2 покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
10-3 топливо и горючее;
10-4 тару и тарные материалы;
10-5 запасные части для текущего ремонта основных средств;
10-6 прочие материалы;
10-8 строительные материалы;
10-9 инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Сырье и основные материалы - это предметы,
непосредственно участвующие в производстве продукции, и составляющие ее основу.
Вспомогательные материалы - это предметы,
которые придают сырью, основным материалам и готовой продукции соответствующее
качество.
Топливо - это горючие вещества, дающие тепло и
являющиеся источниками энергии.
Горючее - это топливо для двигателей.
Покупные полуфабрикаты - это сырье и материалы,
которые прошли предварительную обработку на других предприятиях.
Комплектующие изделия - это объекты,
изготовленные по отдельным заказам организации другими предприятиями и
предназначенные для оснащения выпускаемой продукции.
Тара и тарные материалы - это предметы,
используемые для постоянного хранения материальных ценностей на складах, а
также для их перемещения по предприятию и отправки покупателю.
Строительные материалы (цемент, кирпич, стекло, керамика, асбест и др.) - это специализированные предметы труда, применяемые
предприятиями-застройщиками в процессе строительных и монтажных работ для
изготовления строительных деталей, возведения и отделки конструкций, а также
частей зданий и сооружений.
Запасные части - это предметы труда,
используемые в процессе производства для замены и ремонта износившихся деталей
и узлов основных средств.
Возвратные материалы - это сэкономленные
остатки основных и вспомогательных материалов, топлива, тарных материалов и
запасные части, пригодные для повторного применения по основному назначению или
в качестве вспомогательных средств.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности - это
предметы, участвующие в производственном процессе в качестве орудий труда,
хозяйственного инвентаря или средств защиты персонала, имеющие срок службы
(полезного использования) менее 12-ти месяцев. В их состав обычно входят:
1) инструменты и приспособления общего и специального
назначения;
2) сменное оборудование и технологическая тара многократного
производственного использования;
3) производственный и хозяйственный инвентарь;
4) специальная одежда, специальная обувь и предохранительные
приспособления;
5) постельные принадлежности;
6) временные сооружения, затраты по возведению которых
включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных
расходов.
Выделение такого количества субсчетов для ведения
бухгалтерского учета материалов связано со спецификой хозяйственных операций по
поступлению, хранению, использованию и налогообложению различных их видов. Эта
специфика проявляется по-разному и в отдельных отраслях экономики (например: в
строительстве, торговле и т.п.). Особое внимание следует уделять горючему,
таре, инвентарю и сырью, передаваемому на переработку в другие организации.
В начале отчетного года бухгалтерия открывает у себя
соответствующие карточки складского учета, регистрирует их в специальном
журнале и передает под расписку кладовщикам (материально-ответственным лицам).
Жизненный цикл материалов состоит в их приемке на учет,
хранении и отпуске в производство или на реализацию.
Поступление материалов на предприятие может происходить
разными способами. Наиболее распространенным является их приобретение по
договорам купли-продажи непосредственно у поставщиков или в оптовых магазинах
при помощи подотчетных лиц или путем перечисления денежных средств на расчетный
счет. На предприятие ООО «Альфа Сталь-РДО» установлено правило, по которому учетная
стоимость материалов включает в себя ТЗР.
ООО "Промысел" в сентябре 2004 года отгрузило ООО
" Альфа
Сталь-РДО " 20 ящиков гаек на сумму 24 000 руб. (в том числе НДС –
3661,02 руб.). ТЗР составили 2000 руб. (в том числе НДС – 305,08 руб.)
ООО " Альфа Сталь-РДО " оплатило гайки. В бухгалтерском учете ООО
" Альфа
Сталь-РДО " будут сделаны следующие проводки.
Таблица 12.
Отражение поступления материалов на бухгалтерских счетах. В
рублях
|