Таким образом, из
представленных данных в таблице 10 видно, что существующий МТП хозяйства не
соответствует рациональному или оптимальному составу. В общем случае это
проявляется как излишнее количество техники. По общему количеству всех единиц
энергосредств предприятия можно сказать, что оно должно быть меньше на 85 ед.
или на 55%, то есть более чем в 2 раза.
Этим, кстати и
можно объяснить явление продолжающегося снижения количества технических средств
предприятия при наличии обновления и получении прибыли от производственно-сбытовой
деятельности. Из таблицы видно, что недостаточно количество Т-150 – на 1 ед.;
КПС-5Г – на 5 ед.; КамАЗ-55105 – на 5 ед. Количество же прочих единиц техники
является избыточным.
Так, например, общее
количество колесных тракторов общего назначения может быть уменьшено на 27 ед.
или на 66%. В первую очередь это связано с излишним количеством МТЗ-82, которых
вместо 25 ед. достаточно 3 ед. Снижение количество не означает, что
используемая в настоящее время техника не используется или сильно недогружена.
В группе колесных тракторов, как видно из таблицы, в оптимальном составе МТП
должно быть больше К-701, который является наиболее мощным тракторов в своей
группе. Отсюда можно сделать вывод, что снижение потребности в маломощных и
средних тракторах должно обеспечиваться увеличением энергонасыщенных тракторов,
таких как, например, К-701.
В группе
транспортных средств также заметно сильное изменение структуры техники. В
соответствии с оптимальным решением, обследованному предприятию в растениеводстве
достаточно иметь только машины марки КамАз-55105. Их количество должно быть
больше на 5 ед. или в 1,5 раза, но при этом отпадает потребность в автомашинах
марки ГАЗ-САЗ-3507, которых в хозяйстве более 34 ед.
Применение
оптимальной структуры МТП позволит обследованному предприятию выйти на более
низкий уровень себестоимости и капитальных вложений. Предлагаемая структура МТП
позволит выполнять тот же объем механизированных работ с требуемым качеством,
но с меньшими затратами.
Таким образом,
одним из путей увеличения эффективности использования МТП является изменение
его структуры. Согласно расчетам по технологическим картам возделываемых
культур, при изменении структуры МТП в сторону предлагаемого нами, величина
годовых эксплуатационных затрат может снизиться на 10-15%. При этом стоимость
парка машин уменьшится на 8%. Конечно размер эффекта небольшой, но в абсолютных
показателях это может привести к годовой экономии затрат около 1,5 млн. руб.
Кроме изменения
структуры парка машин существует и другой способ увеличения экономической
эффективности использования МТП. Суть его заключатся в том, что при постоянно
растущих ценах на машины и сельхозорудия может стать выгодным не списание
технических средств, а их капитальный ремонт и продолжение эксплуатации. Об
аспектах определения эффективности ремонтов по сравнению с покупкой новой
техники и пойдет речь в следующем пункте нашей работы.
3.2 Методические
особенности сравнительной оценки экономиче
ской
эффективности капитального ремонта изношенной техники
По данным
Ростовстата средний возраст тракторов в составе машинно-тракторного парка
сельхозтоваропроизводителей Ростовской области составляет 14,1 года, зерноуборочных
комбайнов – 12 лет. Согласно данных учета основных средств в обследованном ЗАО
«Имени Ильича» средний возраст тракторов составляет 12 лет, зерноуборочных комбайнов
– 10 лет.
Старение техники,
износ приводят к увеличению затрат на ее текущие ремонты и восстановление,
ежегодному снижению готовности к полевым работам на 3-5% и увеличению
вероятности отказов в рабочие периоды.
Вследствие
разрушения технической базы большинства сельхозпредприятий в полеводстве идет
процесс упрощения технологий возделывания сельскохозяйственных культур,
нарушаются требования зональных систем земледелия, неоправданно увеличились
объемы весенней вспашки, существенно снизились объемы мероприятий по сохранению
почвенного плодородия.
Однако в ЗАО «Имени
Ильича» наличие техники пока позволяет осуществлять весь перечень работ
согласно существующим технологиям. Общее количество тракторов, комбайнов и
прочих энергомашин, как было показано в табл. 10, может быть уменьшено на 55%
или на 85 единиц. При этом следует учитывать, что найденное оптимальное соотношение
или структура МТП справедлива для условий новой работоспособной и исправной
техники, а если речь будет идти о технических средствах за пределами
амортизации, то их потребное количество может быть несколько большим, чем
предлагается вследствие поправки на повышенную вероятность отказа, поломки,
учета снижения производительности машинно-тракторного агрегата.
Дефицит уборочной
техники в условиях сельхозпредприятий может приводить к значительному увеличению
продолжительности уборочных работ, что в свою очередь, обуславливает рост
потерь урожая от его осыпания и порчи, снижает качество продукции растениеводства.
Для рассматриваемого предприятия можно сказать что дефицита зерноуборочных
комбайнов нет, однако нельзя однозначно говорить и об излишних единицах, поскольку
средний возраст имеющихся Дон-1500Б составляет около10 лет.
В условиях
вынужденной экономии финансовых ресурсов особое значение приобретают вопросы
экономической оценки целесообразности восстановления изношенной техники,
определяющие стратегию развития ремонтной базы, требования, предъявляемые к
качеству ремонтных работ и их цене.
В настоящее время
на территории Ростовской области функционирует ряд ремонтных предприятий,
выполняющих сложные (капитальные) ремонты различных марок тракторов и
зерноуборочных комбайнов. Многие из них имеют достаточные производственные
мощности и могут в короткие сроки увеличить объемы ремонтных работ до необходимого
уровня. Однако большинство из них испытывают те же экономические проблемы, что
и сами товаропроизводители, а также отечественные заводы сельхозмашиностроения.
Низкий платежеспособный спрос товаропроизводителей не позволяет в нужном объеме
даже восстанавливать изношенную технику.
При оценке
экономической эффективности восстановления изношенной сельскохозяйственной
техники большое значение имеет достоверность используемой в расчетах исходной
информации, а также корректность методики самой оценки. Важнейшими показателями,
необходимыми для выполнения таких расчетов, являются цена новой машины, стоимость
ее капитального ремонта, нормативные сроки амортизации, величина текущих затрат
по поддержание машины в работоспособном состоянии (текущие ремонты и техобслуживание),
качество ремонта, определяющее гарантированный послеремонтный ресурс машины,
источники финансирования покупки новой машины или ремонта изношенной, существующая
на момент оценки цена собственного и заемного капитала, динамика снижения сезонной
выработки машины с увеличением сроков ее эксплуатации и ряд других.
По данным прайс-листов
региональных дилеров сельскохозяйственной техники на 1.01. 2008 г. на рынке
сельскохозяйственной техники и сервисных услуг сложились следующие средние цены
на базовые средства механизации (табл. 11).
Таблица 11. Цены приобретения и восстановления
тракторов и зерноуборочных комбайнов на рынке Ростовской области по состоянию
на 1.01.2008г.
Машина
|
Цена приобретения новой машины, тыс. руб.
|
Цена капитального ремонта, тыс. руб.
|
Трактор К-701
|
1575
|
405
|
Трактор Т-150К
|
960
|
410
|
Трактор Т-150 (гусеничный)
|
982
|
420
|
Трактор ДТ-75
|
624
|
340
|
Комбайн «Дон-1500»
|
2500
|
300
|
Из представленных
данных видно, что стоимость восстановления (капитального ремонта) различных
машин в процентах от стоимости новой машины изменяется в очень широком диапазоне
(от 12% у зерноуборочного комбайна «Дон-1500» до 54% у трактора ДТ-75).
Сравнительно
небольшой удельный вес затрат на капремонт у комбайна, мо мнению ученых ВНИИ
механизации и электрификации сельского хозяйства, можно объяснить тем, что его
средняя сезонная загрузка в 200-300 часов приводит к различной степени износу
молотильно-сепарирующего устройства (МСУ), ходовой системы и т.д. При этом за
нормативный срок эксплуатации наиболее существенно изнашивается МСУ, в то время
как другие узлы имеют еще существенный эксплуатационный ресурс.
Нормативные сроки
эксплуатации приведенных в табл. 6 средств механизации, а также нормативы
ежегодных затрат на их техническое обслуживание и текущий ремонт приведены в
табл. 12.
Таблица 12 - Нормативные
сроки эксплуатации и отчисления на ТО и ТР по базовым средствам механизации
полеводства
Машина
|
Нормативный срок использования, лет
|
Затраты на ТО и ТР
в % к цене
|
всего
|
в том числе на тек. ремонт
|
К-701А, К-701
|
10
|
9,3
|
6,8
|
Т-150, Т-150К
|
10
|
11,5
|
6,0
|
ДТ-75 всех модификаций
|
8
|
11,4
|
5,0
|
«Дон-1500»
|
9-10
|
6,5
|
5,0
|
Нормативы,
отраженные в табл. 12, приведенные по данным Ростовского НИИ экономики и
нормативов, рассчитывались исходя из нормативной сезонной загрузки тракторов и
комбайнов, которая на практике может существенно отличаться от фактической.
С увеличением
срока эксплуатации тракторов и комбайнов увеличиваются затраты на техническое
обслуживание и текущий ремонт. Коэффициенты дифференцирования затрат на ТО и ТР
по годам эксплуатации машин приведены в табл. 13.
Таблица 13 – Коэффициенты
дифференцирования затрат на ТО и ТР по годам эксплуатации машин
Год эксплуатации
|
Марки машин
|
К-701
|
Т-150К, Т-150
|
ДТ-75М
|
«Дон-1500»
|
1
|
0,42
|
0,36
|
0,43
|
0,43
|
2
|
0,55
|
0,50
|
0,60
|
0,58
|
3
|
0,70
|
0,69
|
0,74
|
0,72
|
4
|
0,87
|
0,86
|
0,90
|
0,86
|
5
|
1,00
|
1,00
|
1,00
|
1,00
|
6
|
1,09
|
1,08
|
1,09
|
1,13
|
7
|
1,16
|
1,16
|
1,12
|
1,25
|
8
|
1,23
|
1,23
|
1,15
|
1,32
|
9
|
1,26
|
1,26
|
1,18
|
1,39
|
10
|
1,28
|
1,30
|
1,20
|
1,43
|
Из приведенных данных видно, что
среднегодовые затраты на ТО и ТР по рассматриваемым машинам соответствуют
пятому году их эксплуатации (коэффициент дифференцирования затрат равен 1,00).
Для машин,
которые отработали установленный срок амортизации, затраты на ТО и ТР исчисляют
умножением затрат предыдущего года на коэффициент 1,05 (согласно утвержденных
министерством сельского хозяйства нормативам, выработанным на основе
эмпирических наблюдений НИИ экономики и нормативов).
Для принятия
обоснованного решения об эффективности восстановления сельскохозяйственной
техники по сравнению с приобретением нового аналога необходима также информация
об остаточной стоимости машин по годам их эксплуатации (табл. 14).
Таблица 14.
Средняя остаточная стоимость по годам эксплуатации машин
Год эксплуатации
|
Средняя остаточная стоимость в
процентах к балансовой стоимости новой машины
|
К-701
|
Т-150К, Т-150
|
ДТ-75М
|
«Дон-1500»
|
1
|
79
|
80
|
79
|
83
|
2
|
63
|
65
|
64
|
68
|
3
|
52
|
54
|
56
|
56
|
4
|
43
|
44
|
48
|
45
|
5
|
38
|
38
|
42
|
37
|
6
|
32
|
32
|
38
|
30
|
7
|
28
|
26
|
35
|
25
|
8
|
18
|
21
|
31
|
20
|
9
|
15
|
15
|
25
|
15
|
10
|
15
|
15
|
20
|
15
|
Минимальная остаточная стоимость
машин, «возраст» которых превышает 10 лет, принимается равной 15% от балансовой
стоимости новой машины независимо от числа лет эксплуатации. В нее включены
стоимость лома, а также запчастей и узлов, полностью не израсходовавших свой
эксплуатационный ресурс.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|