рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ показателей здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии

Изменения физиологических функций вызываются и другими факто­рами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах пита­ния витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раз­дражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо уг­нетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненно важ­ных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосаб­ливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические уп­ражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависи­мость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническо­му единению с природой.

Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психи­ку новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

Очень важно отметить благоприятное состояние воздушной среды при мышечной деятельности, в том числе и при занятиях физическими упражне­ниями, так как при этом увеличивается легочная вентиляция, теплообразова­ние и т. д. В спортивной практике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно принять необходимые меры, обеспечиваю­щие максимальные условия для занимающихся физической культурой и спор­том.

Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедея­тельности важно и необходимо.

Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, уве­личивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В свя­зи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучша­ются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совер­шенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний; Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмеча­ется повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интен­сивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеоро­логических факторов.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включа­ет в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное че­редование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное не­досыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ос­лабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.


1.4. Основные принципы распределения студентов и учащихся на медицинские группы по физической культуре


В учебных заведениях для обязательных занятия на уроках по физиче­ской культуре и внеклассных спортивных занятий всех учащихся и студентов в зависимости от состояния здоровья и физического развития распределяют на три группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной медицинской группе относят учащихся и студентов без от­клонений в состоянии здоровья и физическом развитии, а также с незначи­тельными отклонениями, но не отстающих от своих сверстников в физической подготовленности. Учащимся и студентам этой группы разрешают занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, подготовке и сдаче норм соответствующего комплекса БГТО и ГТО, тренировки и соревно­вания в каком-либо виде спорта. При этом надо учитывать противопоказания к отдельным видам спорта. Например, при нарушениях осанки и не прогресси­рующих функциональных сколиозах (1 степень) не следует заниматься вело­спортом, боксом и греблей; при перфорации барабанной перепонка противо­показаны водные виды спорта, при близорукости нельзя заниматься веломото-спортом, боксом, прыжками в воду и на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом и тяжелой атлетикой, при ожирении не рекомендуются прыжки в длину и высоту, спринтерский бег, акробатика, спортивная и художественная гимнастика.

К подготовительной медицинской группе относят учащихся и студен­тов, имеющих отклонения в состоянии здоровья или физическом развитии без выраженных функциональных нарушений, но не имеющих достаточной физи­ческой подготовленности для выполнения программы физического воспита­ния в обусловленные сроки, являющимися противопоказанием к участию в спортивных соревнованиях. Учащиеся и студенты этой группы посещают уро­ки по физической культуре в соответствии с учебным расписанием вместе с учащимися и студентами основной группы, но физическая нагрузка при выполнении интенсивных физических упражнений (бег, прыжки и др.) для них снижается. Сроки сдачи учебных нормативов и нормативов соответствующей ступени комплекса БГТО или ГТО удлиняют. Они не участвуют в спортивных соревнованиях. С ними проводят дополнительные физкультурные занятия по общеукрепляющей методике и другие оздоровительные и лечебные мероприя­тия. При улучшении общего состояния и физической подготовленности уча­щихся и студентов после дополнительного медицинского обследования пере­водят в основную группу.

К специальной медицинской группе относят учащихся и студентов со значительными отклонениями постоянного или временного характера в со­стоянии здоровья или физическом развитии, являющимися противопоказани­ем к занятиям физической культурой по учебной программе, но не препятст­вующими посещению школы и выполнению общеобразовательной програм­мы. Физкультурные занятия с учащимися и студентами специальной группы проводят во внеурочное время по особому расписанию в соответствии со спе­циальными программами, учитывающими характер и степень отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, или они посещают занятия лечеб­ной гимнастикой в медицинских учреждениях. По мере улучшения здоровья и физической подготовленности их можно переводить в подготовительную, а затем в основную группу. После перенесенных острых заболеваний и травм необходимо временное полное освобождение от физкультурных занятий, ко­торые следует заменить лечебной гимнастикой. Сроки возобновления физ­культурных занятий зависят от тяжести заболевания, решаются строго инди­видуально и колеблются от одной недели до нескольких месяцев.


1.5. Состояние здоровья студентов, обучающихся в медицинских

учебных заведениях


Важнейшей составной частью социальной и экономической стратегии государства является подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от состояния здоровья и работоспособности студенческой молодежи.

В настоящее время, по данным ВОЗ, молодые люди составляют 30% населения земного шара - 1 млрд. 445 млн. человек.

Единая точка зрения в классификации возрастов отсутствует, хотя не вызывает сомнения тот факт, что в разных возрастных группах факторы, влияющие на уровень здоровья, оказывают различное воздействие. Каждая возрастная группа отличается «персональными» характеристиками, определяемыми социальной ролью ее представителей. Исходя из общности социальных факторов, к категории молодежи большинство исследователей относит людей в возрасте от 16 до 29 лет. [3]

Понятие молодежи как самостоятельной группы населения связано, прежде всего, с достигнутой на рассматриваемый исторический момент ее социально-экономической зрелостью, а также совокупностью личностных особенностей и отличительный черт. Специфика группы заключается в том, что именно в этот период закладывается фундамент идейно-политических, трудовых, нравственных позиций, а также здоровья.

Вместе с тем для социально-демографической группы, относимой к молодежи, характерно максимальное число важнейших переходов из одной социальной среды в другую, обозначаемых психологами как дезорганизация ближайшей социальной среды. К таким переходам относятся окончание школы, поступление в учебные заведения, начало производственно-трудовой деятельности. В течение этого периода происходит формирование семьи, рождение детей, что также требует качественной перестройки всего уклада и ритма жизни. Контингент молодежи неоднороден - это учащиеся школ, училищ, молодые рабочие, работники образования, культуры, сферы обслуживания, медицинских учреждений. Каждая из этих групп имеет специфические черты и особенности, которые требуют дифференцированного подхода при определении форм и методов сохранения и укрепления здоровья. [10]

С точки зрения демографической ситуации, складывающейся сегодня, следует отметить, что на протяжении ближайших 2-3 десятилетий происходит непрерывное уменьшение доли молодых в возрастной группе населения. Иными словами, процесс демографического старения будет продолжаться, а темпы прироста общей численности населения падать.

Молодежь — будущее страны, но она несет ответственность и перед настоящим. Её отдача обществу в условиях ускорения социально-экономического развития страны нужна уже сейчас. И только здоровая, физически крепкая молодежь в состоянии справиться с возложенными на нее задачами.

Научно-технический прогресс приводит к изменению условий и ускорению темпов труда и жизни, существенно и быстро меняет окружающую человека среду. Ускоряющимися темпами развивается экономика, наука, медицина, техника. Рост городов, стремительно возникающая автоматизация и механизация производственных процессов, снижение физической и повышение нервно-психической нагрузки, развитие средств транспорта и связи, информационный бум - всё это вместе взятое создаёт новую экологическую, психологическую и социальную среду, в которой живет современный человек.

Эта среда непосредственно влияет, с одной стороны, на здоровье молодежи, возникновение и распространение в её среде различных заболеваний и, с другой стороны - на возможности их профилактики и лечения. Таким образом, объективные изменения в характере труда и жизнедеятельности людей повышают уровень требований к поддержанию, сохранению и укреплению здоровья. [5]

Отечественную систему образования и воспитания можно сегодня в целом охарактеризовать как кризисную. Из сферы политики и экономики кризис перешёл в область культуры, образования и воспитания. Успех обучения и воспитания во многом обусловлен функциональными и адаптивными возможностями организма, уровнем физической и умственной работоспособности, состоянием здоровья обучающихся.

Анализ состояния здоровья некоторых социальных групп молодёжи показывает, что из 1000 учащихся ПТУ и школьников 601 являются здоровыми, 227 - практически здоровыми и 172 - больными, среди студентов техникумов соответственно 411, 337 и 252 и среди студентов вузов 381 здоровы, 377 практически здоровы и 242 больны.

Распространение патологических состояний среди молодежи имеет ряд закономерностей, связанных с функциональным состоянием организма, особенностями образа жизни, а также организацией медицинской помощи. Среди лиц в возрасте 15-19 лет наиболее часто распространены болезни нервной системы и органов чувств, пищеварения и дыхания. Углубленный анализ перечисленных классов болезней по нозологическим формам показывает, что в возрасте 15-19 лет наиболее часто встречаются аномалии рефракции, пародонтоз, кариес и другие болезни зубов, болезни опорного аппарата, гипертрофия миндалин и хронический тонзиллит. Значительную долю в структуре составляют неврозы, нетоксический зоб и тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, воспалительные заболевания почек. [16]

В настоящее время, абитуриенты, поступающие в средние учебные
заведения   «тестируются» на вступительных экзаменах только интеллектуально, без учёта состояния здоровья и физического развития. В такой ситуации физическая подготовленность личности нивелируется, в результате чего набор студентов неоднороден по состоянию здоровья. Поэтому чрезвычайно важно является совершенствование диспансерного наблюдения с применением различных форм скрининга, разработкой научно- обоснованных прогнозов, ранней диагностики состояния предболезни и определение адаптационных возможностей организма.

Студенческая молодежь выделяется как особая профессиональная группа. Информационные и эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются на фоне ухудшения социальных условий и снижения долей физической активности в распорядке дня, приводят к срыву адаптационных процессов, а за этим и к возникновению различных изменений в состоянии здоровья. Поэтому в свете проблемы мониторинга здоровья, прогнозирования его состояния, остается насущным вопрос о стандартизации его показателей, о количественной оценке адаптивных возможностей организма, о выявлении факторов, влияющих на формирование здоровья. [10]

Высокий уровень заболеваемость, склонность к хронизации ряда болезней, обилие факторов, негативно влияющих на состояние здоровья студентов в современных неблагоприятных условиях, обусловливают необходимость совершенствования системы профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий на всех этапах медицинского обслуживания студенчества (здравпункт, студенческая поликлиника, стационар) с учётом различий в уровнях здоровья, условиях обучения, образе и условиях жизни юношей и девушек.

Анализ литературы по проблеме охраны здоровья студентов позволил установить, что в настоящее время не выработано единого методического подхода к вопросам организации медицинского обслуживания студенчества. Утвержденное Минздравом «Положение о городской поликлинике, оказывающей помощь студентам высших и средних специальных учебных заведений» (1985 г.), к сожалению, не акцентирует внимания на структуре прикрепленных контингентов, что ведет к вольному комплектованию их при организации таких ЛПУ.

Таким образом, на сегодняшний день нет единого организационного подхода к структуре студенческих здравпунктов, поликлиник и больниц. Как показывает практика, такие ЛПУ создаются по принципу и подобию территориальных, обслуживающих взрослое население. Вследствие того, что не в полной мере учитывается возрастная специфика рассматриваемого контингента, лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, проводимые данными учреждениями в отношении студентов, не всегда достигают поставленных целей. [14]

В настоящее время выделяют несколько причин неблагоприятной динамики состояния здоровья студентов. К ним относят факторы (рис 2), которые определяют влияние образовательной среды учебного заведения на здоровье студентов, потому что:

1)70,0% времени бодрствования студенты проводят в образовательном учреждении;

2) эти влияния длительны, систематичны и непрерывны. ХХ24ЪХ


 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.