Изменения
физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят
от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей.
Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает
либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие на самочувствие человека и
протекание жизненно важных процессов в его организме. Естественно, что
человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний.
Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить
зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому
единению с природой.
Для
нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, но и
информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна
впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы
человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей.
Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь
увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни,
растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.
Очень
важно отметить благоприятное состояние воздушной среды при мышечной
деятельности, в том числе и при занятиях физическими упражнениями, так как при
этом увеличивается легочная вентиляция, теплообразование и т. д. В спортивной
практике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно
принять необходимые меры, обеспечивающие максимальные условия для занимающихся
физической культурой и спортом.
Следует
помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и
удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности важно и
необходимо.
Занятия
физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила,
подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает
гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом
воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они
оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких
температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического
развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При
проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная
функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность
возникновения простудных заболеваний; Помимо благоприятного воздействия
холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок,
что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими
упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных
особенностей, метеорологических факторов.
Важный
элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себя
рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое
значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении
вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь,
создает наилучшие условия для работы и восстановления. Неодинаковые условия
жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать
один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны
соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго
определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное
питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому
виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение
нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение
работоспособности, ухудшение самочувствия.
1.4. Основные принципы распределения студентов и учащихся на
медицинские группы по физической культуре
В
учебных заведениях для обязательных занятия на уроках по физической культуре и
внеклассных спортивных занятий всех учащихся и студентов в зависимости от
состояния здоровья и физического развития распределяют на три группы: основную,
подготовительную и специальную.
К
основной медицинской группе относят учащихся и студентов без отклонений в
состоянии здоровья и физическом развитии, а также с незначительными
отклонениями, но не отстающих от своих сверстников в физической подготовленности.
Учащимся и студентам этой группы разрешают занятия в полном объеме по учебной
программе физического воспитания, подготовке и сдаче норм соответствующего
комплекса БГТО и ГТО, тренировки и соревнования в каком-либо виде спорта. При
этом надо учитывать противопоказания к отдельным видам спорта. Например, при
нарушениях осанки и не прогрессирующих функциональных сколиозах (1 степень) не
следует заниматься велоспортом, боксом и греблей; при перфорации барабанной
перепонка противопоказаны водные виды спорта, при близорукости нельзя
заниматься веломото-спортом, боксом, прыжками в воду и на лыжах с трамплина,
горнолыжным спортом и тяжелой атлетикой, при ожирении не рекомендуются прыжки в
длину и высоту, спринтерский бег, акробатика, спортивная и художественная
гимнастика.
К
подготовительной медицинской группе относят учащихся и студентов, имеющих
отклонения в состоянии здоровья или физическом развитии без выраженных
функциональных нарушений, но не имеющих достаточной физической
подготовленности для выполнения программы физического воспитания в
обусловленные сроки, являющимися противопоказанием к участию в спортивных
соревнованиях. Учащиеся и студенты этой группы посещают уроки по физической
культуре в соответствии с учебным расписанием вместе с учащимися и студентами
основной группы, но физическая нагрузка при выполнении интенсивных физических
упражнений (бег, прыжки и др.) для них снижается. Сроки сдачи учебных
нормативов и нормативов соответствующей ступени комплекса БГТО или ГТО
удлиняют. Они не участвуют в спортивных соревнованиях. С ними проводят
дополнительные физкультурные занятия по общеукрепляющей методике и другие
оздоровительные и лечебные мероприятия. При улучшении общего состояния и
физической подготовленности учащихся и студентов после дополнительного
медицинского обследования переводят в основную группу.
К
специальной медицинской группе относят учащихся и студентов со значительными
отклонениями постоянного или временного характера в состоянии здоровья или
физическом развитии, являющимися противопоказанием к занятиям физической
культурой по учебной программе, но не препятствующими посещению школы и
выполнению общеобразовательной программы. Физкультурные занятия с учащимися и
студентами специальной группы проводят во внеурочное время по особому
расписанию в соответствии со специальными программами, учитывающими характер и
степень отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, или они посещают
занятия лечебной гимнастикой в медицинских учреждениях. По мере улучшения
здоровья и физической подготовленности их можно переводить в подготовительную,
а затем в основную группу. После перенесенных острых заболеваний и травм
необходимо временное полное освобождение от физкультурных занятий, которые
следует заменить лечебной гимнастикой. Сроки возобновления физкультурных
занятий зависят от тяжести заболевания, решаются строго индивидуально и
колеблются от одной недели до нескольких месяцев.
1.5. Состояние здоровья студентов, обучающихся в медицинских
учебных заведениях
Важнейшей
составной частью социальной и экономической стратегии государства является
подготовка высококвалифицированных кадров для различных отраслей народного
хозяйства. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от состояния
здоровья и работоспособности студенческой молодежи.
В
настоящее время, по данным ВОЗ, молодые люди составляют 30% населения земного
шара - 1 млрд. 445 млн. человек.
Единая
точка зрения в классификации возрастов отсутствует, хотя не вызывает сомнения
тот факт, что в разных возрастных группах факторы, влияющие на уровень
здоровья, оказывают различное воздействие. Каждая возрастная группа отличается
«персональными» характеристиками, определяемыми социальной ролью ее
представителей. Исходя из общности социальных факторов, к категории молодежи большинство
исследователей относит людей в возрасте от 16 до 29 лет. [3]
Понятие
молодежи как самостоятельной группы населения связано, прежде всего, с
достигнутой на рассматриваемый исторический момент ее социально-экономической
зрелостью, а также совокупностью личностных особенностей и отличительный черт.
Специфика группы заключается в том, что именно в этот период закладывается
фундамент идейно-политических, трудовых, нравственных позиций, а также
здоровья.
Вместе
с тем для социально-демографической группы, относимой к молодежи, характерно
максимальное число важнейших переходов из одной социальной среды в другую,
обозначаемых психологами как дезорганизация ближайшей социальной среды. К таким
переходам относятся окончание школы, поступление в учебные заведения, начало
производственно-трудовой деятельности. В течение этого периода происходит
формирование семьи, рождение детей, что также требует качественной перестройки
всего уклада и ритма жизни. Контингент молодежи неоднороден - это учащиеся
школ, училищ, молодые рабочие, работники образования, культуры, сферы
обслуживания, медицинских учреждений. Каждая из этих групп имеет специфические
черты и особенности, которые требуют дифференцированного подхода при
определении форм и методов сохранения и укрепления здоровья. [10]
С
точки зрения демографической ситуации, складывающейся сегодня, следует
отметить, что на протяжении ближайших 2-3 десятилетий происходит непрерывное
уменьшение доли молодых в возрастной группе населения. Иными словами, процесс
демографического старения будет продолжаться, а темпы прироста общей
численности населения падать.
Молодежь
— будущее страны, но она несет ответственность и перед настоящим. Её отдача
обществу в условиях ускорения социально-экономического развития страны нужна
уже сейчас. И только здоровая, физически крепкая молодежь в состоянии
справиться с возложенными на нее задачами.
Научно-технический
прогресс приводит к изменению условий и ускорению темпов труда и жизни,
существенно и быстро меняет окружающую человека среду. Ускоряющимися темпами
развивается экономика, наука, медицина, техника. Рост городов, стремительно
возникающая автоматизация и механизация производственных процессов, снижение
физической и повышение нервно-психической нагрузки, развитие средств транспорта
и связи, информационный бум - всё это вместе взятое создаёт новую
экологическую, психологическую и социальную среду, в которой живет современный
человек.
Эта
среда непосредственно влияет, с одной стороны, на здоровье молодежи,
возникновение и распространение в её среде различных заболеваний и, с другой
стороны - на возможности их профилактики и лечения. Таким образом, объективные
изменения в характере труда и жизнедеятельности людей повышают уровень
требований к поддержанию, сохранению и укреплению здоровья. [5]
Отечественную
систему образования и воспитания можно сегодня в целом охарактеризовать как
кризисную. Из сферы политики и экономики кризис перешёл в область культуры,
образования и воспитания. Успех обучения и воспитания во многом обусловлен
функциональными и адаптивными возможностями организма, уровнем физической и
умственной работоспособности, состоянием здоровья обучающихся.
Анализ
состояния здоровья некоторых социальных групп молодёжи показывает, что из 1000
учащихся ПТУ и школьников 601 являются здоровыми, 227 - практически здоровыми и
172 - больными, среди студентов техникумов соответственно 411, 337 и 252 и
среди студентов вузов 381 здоровы, 377 практически здоровы и 242 больны.
Распространение
патологических состояний среди молодежи имеет ряд закономерностей, связанных с
функциональным состоянием организма, особенностями образа жизни, а также
организацией медицинской помощи. Среди лиц в возрасте 15-19 лет наиболее часто
распространены болезни нервной системы и органов чувств, пищеварения и дыхания.
Углубленный анализ перечисленных классов болезней по нозологическим формам
показывает, что в возрасте 15-19 лет наиболее часто встречаются аномалии
рефракции, пародонтоз, кариес и другие болезни зубов, болезни опорного
аппарата, гипертрофия миндалин и хронический тонзиллит. Значительную долю в
структуре составляют неврозы, нетоксический зоб и тиреотоксикоз,
гипертоническая болезнь, воспалительные заболевания почек. [16]
В
настоящее время, абитуриенты, поступающие в средние учебные
заведения «тестируются» на вступительных экзаменах только интеллектуально,
без учёта состояния здоровья и физического развития. В такой ситуации
физическая подготовленность личности нивелируется, в результате чего набор
студентов неоднороден по состоянию здоровья. Поэтому чрезвычайно важно является
совершенствование диспансерного наблюдения с применением различных форм
скрининга, разработкой научно- обоснованных прогнозов, ранней диагностики состояния
предболезни и определение адаптационных возможностей организма.
Студенческая
молодежь выделяется как особая профессиональная группа. Информационные и
эмоциональные перегрузки, которым они подвергаются на фоне ухудшения социальных
условий и снижения долей физической активности в распорядке дня, приводят к
срыву адаптационных процессов, а за этим и к возникновению различных изменений
в состоянии здоровья. Поэтому в свете проблемы мониторинга здоровья,
прогнозирования его состояния, остается насущным вопрос о стандартизации его
показателей, о количественной оценке адаптивных возможностей организма, о
выявлении факторов, влияющих на формирование здоровья. [10]
Высокий
уровень заболеваемость, склонность к хронизации ряда болезней, обилие факторов,
негативно влияющих на состояние здоровья студентов в современных
неблагоприятных условиях, обусловливают необходимость совершенствования системы
профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий на всех этапах
медицинского обслуживания студенчества (здравпункт, студенческая поликлиника,
стационар) с учётом различий в уровнях здоровья, условиях обучения, образе и
условиях жизни юношей и девушек.
Анализ
литературы по проблеме охраны здоровья студентов позволил установить, что в
настоящее время не выработано единого методического подхода к вопросам
организации медицинского обслуживания студенчества. Утвержденное Минздравом
«Положение о городской поликлинике, оказывающей помощь студентам высших и
средних специальных учебных заведений» (1985 г.), к сожалению, не акцентирует
внимания на структуре прикрепленных контингентов, что ведет к вольному
комплектованию их при организации таких ЛПУ.
Таким
образом, на сегодняшний день нет единого организационного подхода к структуре
студенческих здравпунктов, поликлиник и больниц. Как показывает практика, такие
ЛПУ создаются по принципу и подобию территориальных, обслуживающих взрослое
население. Вследствие того, что не в полной мере учитывается возрастная
специфика рассматриваемого контингента, лечебно-профилактические и
оздоровительные мероприятия, проводимые данными учреждениями в отношении
студентов, не всегда достигают поставленных целей. [14]
В
настоящее время выделяют несколько причин неблагоприятной динамики состояния
здоровья студентов. К ним относят факторы (рис 2), которые определяют влияние
образовательной среды учебного заведения на здоровье студентов, потому что:
1)70,0%
времени бодрствования студенты проводят в образовательном учреждении;
2)
эти влияния длительны, систематичны и непрерывны. ХХ24ЪХ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|