Таблица 7
Субъективная оценка здоровья
студентов
|
Всего
|
Юноши
|
Девушки
|
абс.
|
p+m (%)
|
абс.
|
p+m (%)
|
Практически
здоров(а)
|
29
|
22,0+3,6
|
51
|
14,9+1,9
|
Редко
болею (менее 2 раз в год)
|
57
|
43,2+4,3
|
122
|
35,7+2,6
|
Часто
болею (более 2 раз в год)
|
23
|
17,4+3,3
|
72
|
21,1+2,2
|
Имею
хронические заболевания
|
23
|
17,4+3,3
|
97
|
28,4+2,4
|
Всего
|
132
|
100
|
342
|
100
|
Свои знания по вопросам
здорового образа жизни респонденты оценивают на «хорошо» - 62% студентов,
«удовлетворительно» - 34,7%, «неудовлетворительно» - 3,3%.
Придерживаются принципов
здорового образа жизни необходимым считают 71,7% студентов, частично – 24,3%,
не считают необходимым – 4%.
Наиболее значимым для
человека является отношение к собственному здоровью. 8,9% юношей и 23,8%
девушек задумываются о своем здоровье, считают себя здоровыми 7,8% и 14%
соответственно, занимаются спортом 6,8% и 10,4% соответственно, воздерживаются
от вредных привычек 6,1% и 18,7% соответственно.
Такие факторы как
рациональное питание, закаливание, соблюдение режима дня, регулярные занятия
своим здоровьем респонденты считают менее важными для себя
Основным фактором, мешающим
заниматься своим здоровьем, является у студентов недостаток времени, у юношей –
34,0+3,2%, у девушек - 35,3+1,7%. У студентов-юношей преобладает отсутствие
условий – 20,6+2,7%, материальные затруднения – 18,8+2,6% и лень – 14,7+2,4%.
Девушки выделяют такие факторы, как материальные затруднения – 19,1+1,4%, лень
– 17,5+1,3% (таблица 8).
Таблица 8
Факторы, мешающие заниматься
своим здоровьем
|
Всего
|
Юноши
|
Девушки
|
абс.
|
p+m (%)
|
абс.
|
p+m (%)
|
Отсутствие
интереса
|
9
|
4,1+1,3
|
16
|
2,0+0,5
|
Отсутствие
условий
|
45
|
20,6+2,7
|
133
|
16,4+1,3
|
Недостаток
времени
|
74
|
34,0+3,2
|
287
|
35,3+1,7
|
Лень
|
32
|
14,7+2,4
|
142
|
17,5+1,3
|
Материальные
затруднения
|
41
|
18,8+2,6
|
155
|
19,1+1,4
|
Отсутствие
силы воли
|
16
|
7,3+1,8
|
75
|
9,2+1,0
|
Недостаток
знаний о здоровом образе жизни
|
1
|
0,5+0,5
|
5
|
0,6+0,3
|
Всего
|
218
|
100
|
813
|
100
|
За медицинской помощью при
заболеваниях обращаются к врачу 25,6+3,7% юношей и 30,2+2,1% девушек. В случае
болезни занимаются самолечением 38,7+4,2% и 34,4+2,2% соответственно.
Что касается отношения
респондентов к сексу, то 83,8+3,7% юношей и 64,3+2,6% девушек на вопрос «Живете
ли Вы половой жизнью?» дали положительный ответ. Из них имеют несколько половых
партнеров 28,9+5,0% и 10,5+4,3% соответственно. Следует отметить, что большой
процент студентов предохраняются от нежелательной беременности и венерических
заболеваний – 72,6+4,9% юношей и 86,9+2,3% девушек.
РАЦИОНАЛЬНЫЙ
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
Общеизвестно, что на
состояние здоровья также влияют и социально-экономические факторы, и их доля
влияния составляет 60%.
Социально-экономические
факторы общества преломляются в жизни отдельного человека или групп населения в
виде условий его или их условий труда, быта, отдыха, питания, уровня
образования и культуры, уровня оказания медицинской помощи, уровня
безопасности, социальной защищенности и т.д. В свою очередь, условия труда,
быта, отдыха, питания индивида, опосредованные уровнем его образования и
культуры, в совокупности - образ жизни данного индивида, вбирающего в себя как
типичные черты данного слоя общества в целом, так и индивидуальные особенности,
свойственные только этому человеку. Совокупное влияние факторов, составляющих
образ жизни, достигает 49-53%. Отсюда понятно, почему сегодня во всем мире
уделяется такое пристальное внимание изучению образа жизни и его оптимизации.
Ведь это рычаг, при правильном, умелом использовании которого можно достаточно
эффективно влиять как на состояние здоровья самого индивида, так и общества в
целом.
Рациональный режим труда и
отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строгом
соблюдении режима вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования
организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым
способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению
производительности труда.
Как же располагают своим
временем наши студенты?
Большую часть свободного
времени студенты предпочитают встречаться с друзьями – 22,4+2,7% юношей и
20,7+1,3% девушек, спать - 17,1+2,4% и 19,9+1,2% соответственно (таблица 9 ).
Таблица 9
Организация досуга
респондентов
|
Всего
|
Юноши
|
Девушки
|
абс.
|
p+m (%)
|
абс.
|
p+m (%)
|
Читать
книги
|
33
|
13,5+2,2
|
124
|
12,0+1,0
|
Смотреть
телевизор
|
34
|
13,9+2,2
|
159
|
15,3+1,1
|
Встречаться
с друзьями
|
55
|
22,4+2,7
|
215
|
20,7+1,3
|
Ходить в
театры и кино
|
29
|
11,8+2,1
|
148
|
14,3+1,1
|
Спать
|
42
|
17,1+2,4
|
206
|
19,9+1,2
|
Развлекаться
|
29
|
11,8+2,1
|
162
|
15,6+1,1
|
Другое
|
23
|
9,4+1,9
|
23
|
2,2+0,4
|
Всего
|
245
|
100
|
1037
|
100
|
Актуальным социальным
фактором являются жилищные условия (табл.10). 56,5+5,1% студентов проживают с
родителями. Из проживающих в общежитии и на съемных квартирах 70,0% не были
удовлетворены жилищно-бытовыми условиями (общежития уже старые и оно не
соответствуют современным требованиям). 30% удовлетворены временными
жилищно-бытовыми условиями.
Таблица 10
Характеристика жилищных
условий респонлентов
|
Всего
|
Юноши
|
Девушки
|
абс.
|
p+m (%)
|
абс.
|
p+m (%)
|
С
родителями
|
52
|
|
|
|
В
общежитии
|
|
|
|
|
На
съемной квартире
|
|
|
|
|
Отдельная
квартира
|
|
|
|
|
Всего
|
|
100
|
|
100
|
Отношения с родителями
студенты оценивают как прекрасные – 33,6%, ровные – 58,9%, конфликтные – 4,1% и
никакие – 2,1%.
РАЦИОНАЛЬНОЕ
ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Следующей составляющей
здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь,
следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон – равновесие
получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем
расходует, то есть если он получает пищи больше, чем это необходимо для
нормального развития, для работы и хорошего самочувствия человека, то он
полнеет и, наоборот, если он получает энергии меньше, чем расходует, у него
наблюдается дефицит веса. Сейчас среди молодежи встречаются и те, и другие.
Второй закон – соответствие
химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых
веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребность
организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых
волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в
организме, поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них,
например, витамина С, привод к заболеванию и даже смерти. Как же питаются
студенты ИГМА? При изучении режима питания учащихся обнаружилось, что среди
обследуемых 46,5+5,0% юношей и 46,3+2,7% девушек принимают пищу три раза в
день, четыре раза в день - 26,7+4,4% и 17,9+2,1% соответственно, два раза –
21,8+4,1% и 30,7+2,% соответственно и один раз – 4,9+2,1% и 5,1+1,2%
соответственно.
Из числа опрошенных
завтракают по утрам 70,0+4,6 юношей и 81,6+2,1 девушек.
Условия принятия пищи
студентами в обеденный перерыв:
в буфете обедают 32,3+3,9
юношей и 53,7+2,8 девушек; в столовой –33,8+4,0 юношей и 19,7+2,2 девушек;
приносят обед с собой 2,1+1,2 юношей, 7,8+1,5 девушек, другое – юноши –
31,7+3,9, девушки – 18,7+2,2.
При кажущемся благополучии
опрос показал, что многие студенты, особенно юноши, принимают пищу
беспорядочно. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой
нагрузкой в вечернее время (таблица 11).
Таблица 11
Время принятия ужина
респондентов
Время
ужина
|
Всего
|
Юноши
|
Девушки
|
абс.
|
p+m (%)
|
абс.
|
p+m (%)
|
18 – 19
часов
|
39
|
37,1+4,7
|
223
|
67,8+2,6
|
20 – 21
час
|
45
|
42,8+4,8
|
94
|
28,6+2,5
|
Позднее
21 часа
|
21
|
20,0+3,9
|
12
|
3,6+1,0
|
Всего
|
105
|
100
|
329
|
100
|
Не менее важным в здоровом
образе жизни является длительность ночного сна. От его продолжительности
вплотную зависит дневная активность, работоспособность, умственная деятельность
студентов. По результатам проведенного анкетирования было установлено, что у
63,1+4,8% юношей и 82,5+2,2% девушек ночной сон составляет менее 7 часов, 8
часов – у 33,0+4,6% и 13,4+2,0% соответственно. Лишь незначительный процент
опрошенных студентов спят более 8 часов – 5,9+1,9% и 4,1+1,2% соответственно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|