Впоследствии, в религиозной сфере, учёные называют Митру самым серьёзным
конкурентом Христа. В культе Митры была предпринята наиболее удачная попытка
организации на основе эллинистических религий монотеистической религии, которая
удовлетворяла бы потребности духовной чистоты, нравственной дисциплины,
присутствие мистического таинства – всего того, чего уже не было в
человекоподобных и понятных эллинских богах.
В культе Митры соединились элементы мистерии орфических и пифагорийских
тайнодействий с формами персидских культов солнца и света.
В религии Митры господствовали космические начала, но отсутствовало
женское божественное начало с комплексом женских чувств, переживаний, присущих
всем людям; митраизм мало, что давал в плане эмоциональной жизни и не выдержал
в этом плане, «конкуренции» следующей монотеистической религии.
§ 4 Культ бога Мена.
В Причерноморье как известно, помимо культа Солнца, существовал и культ
Луны. Символом бога Мена являлся серп Луны. Иногда этот символ бога Мена
сочетался в надписях со львом – символом матери богов. Мен часто изображался
рядом с такими божествами, как Аполлон, Арес, Артемида и др.
На медном Оболе из Пантикапея на аверсе видим голову
Мена, на реверсе – фигуру Диониса с Тирсом. А.Н. Зограф писал, что этот обол
относится к той категории монет, которые были в денежном обращении Понта и
Пофлагонии, очевидно, к выпуску наместников Митридата. В эллинистический период
Мен изображался в хитоне и гиматии, во фригийской шапочке, с юным лицом,
обрамлённым волнистыми волосами, за плечами месяц. На посвятительной плите из
Пафгонии, Мен представлен в виде юноши, сидящего на петухе. На нём - высоко
подпоясанный хитон, с плеча спускается плащ, перед ним стол с приношениями .
Образ Мена в виде юноши в хитоне и гиматии с серпом Луны за плечами,
удалось найти только на светильнике 2 в.н.э. из Херсонеса.
В Пантикапее в могиле на горе Митридат найдена голова Мена в виде маски с
двумя отверстиями для подвешивания или крепления. Мен – во фригийской шапочке с
улыбающимся детским лицом.
Самыми ранними статуэтками этого типа являются статуэтки Мена, найденные
при раскопках мастерской Коропласта 1в. до н.э. на горе Митридат в 1949г., но
большинство из них относятся к 1в. Н.э. и почти все происходят из Пантикапея:
одна найдена в Кепах, одна – в Михайловке.
К более позднему времени относится статуэтка Мена – Аттиса в Керченском
музее. Несмотря на схематичность исполнения, можно сказать, что это бог Мен. Он
одет в кафтан и шаровары, на голове – много надписей – без упоминания бога
Мена, но с одним только его символом – перевёрнутым полумесяцем у него за
плечами. Чрезвычайно характерна в этом плане вотивная стела с акротерием МАМА,
6, № 248 (размер сохранившегося фрагмента 0,32 на 0,42), которая была найдена в
Хазанское (район Акмонеи). В центре Стелы – бюст Мена крупным планом с
перевёрнутым полумесяцем за плечами и в фригийском колпаке слева, в акротерии,
мелким планом бюст Аполлона с лучами вокруг головы и без головного убора,
справа мелким планом бюст Мена, также с перевёрнутым полумесяцем за плечами и в
таком же фригийском колпаке, как и Мен в центре памятника[60] Рельеф интересен по 2
причинам: во-первых, указанием на центральное место бога Мена, фригийского
божества, на памятнике; во-вторых – изображение мелким планом Аполлона, который
не отождествлялся с Меном.
В сельских районах Малой Азии произошло взаимное влияние Мена и божества,
распространённого в восточной Фригии – Тиоса, по произношению напоминавшего
Аттиса. У трёх божеств Аттиса, Тиоса и Мена были общие символы: обоюдоострая
секира и серп Луны. Мен, из этих трёх божеств был наиболее популярен в районах
Малой Азии и являлся покровителем деревень, подобно матери богов, и также имел
локальные этниконы. В 89 г. н.э. в честь Мена был воздвигнут храм
вольноотпущенниками Сергия Павла в благодарность за хороший урожай. В
многочисленных надписях Мен выступает как хранитель и покровитель общины.
Эпитеты Мена в Меонии: Кула, Горда, Сарды, Аттуда, Ниса.
Некоторые из этих эпитетов связаны с культом, другие – чисто локальные –
этниконы деревень, покровителем которых являлся Мен.
Культ Мена постоянно сочетался с культами других божеств. На стеле,
найденной в Пизе, Мен изображён в образе мужчины с копьём или жезлом в правой
руке и каким-то круглым предметом в левой. На голове – серп Луны с
перевёрнутыми рогами. Он облачён в тунику,[61]
опоясанную по талии. Этот Мен был покровителем деревни Плуристры. В этой же
деревне был найден памятник Дионису, что косвенно подтверждает синкретизм
культов в Малой Азии.
§ 5 Культ богини Ма.
«Для античной религии характерно довольно раннее проникновение в неё
культа восточных богов. Уже в 3 в. до н.э., во время войны с Ганнибалом, в Риме
был учреждён культ Великой матери богов, почитаемых в Малой Азии под именем Реи
и Кибелы. В Пантикапее также к 3 в. до н.э. относятся надписи с упоминанием
этой богини. При Сулле в Риме стал праздноваться культ малоазийской богини Ма,
слившийся с Белоной – богиней войны»[62]
Для культа женского божества в Комане характерен синкретизм, свойственный
всей религиозной жизни Понтийского царства. Культ богини Ма тесно переплетается
с культом Анаит (Анахиты), которая отождествлялась у греков с Артемидой
Таврополой. Многие обряды в обоих культах тождественны, например торжественное
заклание быка и священные празднества – тавроболии.[63]
Известно, что символом Анахиты была Луна и для Артемиды характерна
символика Луны и Солнца. Религиозные представления греков сравнивали умерших
женщин с Луной, на памятниках культа умерших изображали в сопровождении Луны и
Солнца. Например, в каппадокийском культе Ма прослеживаются черты подземной
богини Беллоны. На монетах Команы вместе с Солнем есть и два полумесяца.
Звезда-Солнце и полумесяц сопутствуют также обрядам Кибелы и Аттиса. Например,
серебряная пластина из Ай-Ханум с Кибелой на колеснице, Гелиосом и
солярно-лунарными знаками на небе.
Звезда (Солнце) является атрибутом верховного бога иранской религии Ахура
– Мазды – покровителя династии Ахаменидов, а богиня Анахита входила в
официальный пантеон Ахаменидов, поэтому солярные символы вероятно относятся и к
ней. [64]Восьмилучевая
звезда-Солнце и полумесяцы могут считаться атрибутами богини Ма и фигурировать
на её монетах.Цветок – универсальный символ богинь плодородия Коры-Персифоны,
Деметры, Афродиты, Артемиды, Исиды и атрибут элевсинских мистерий.
Кора-Персифона часто изображалась с цветком или бутоном, богиня близкая Беллоне
могла восприниматься как одна из ипостасей Ма-Энио. На монетах Команы – цветок.
Культ Ма-Энио с чертами Кибелы и греческих богинь часто включает в себя мужской
паредр этой богини. В образе Ма-Энио воспринимали и Персефону.
Интересны этиологические исследования имени богини. Сравнивается скифо-сарматское
ма - "Солнце; солнечный; солнцестояние; огонь; погребальный
костер"
Второй сегмент
читается как [Dh]mhtr (Ibid.). [Dh]mhtr[i] – читается как "Деметре"
(ср. древнегреческое Dhmhthr - "Деметра"). Очевидно, что
исследуемый текст посвящен древнегреческой богине плодородия Деметре. В свете
полученных данных, начало текста может быть восстановлено как [Ra]dama[is],
т.е. в форме имени местной богини - Рада Ма(й). Таким образом, надпись
начинается словами: "(Этот текст посвящен богине с именами) Рада Ма(й),
Деметра". Принимая во внимание несколько боспорских древнегреческих
текстов (КБН N 1112, 1255, 1256), восстанавливаю буквы «iae... как [d]ia
e [pimeleias] (e[pimelhtwn]) - "попечением
такого-то". Затем две буквы, которые следуют за именем Деметры, могут быть
прочитаны как [gh], ср. древнегреческое gh - "земля" (в
именительном и дательном падежах). Итак, можно перевести эту надпись следующим
образом: "(Этот текст посвящен богине с именами) Рада Ма(й), Деметра,
(земле). (Эта стела установлена) попечением (имя/имена)».[65]
Предполагается,
что бог Агни являлся мужской ипостасью верховного божества огня, а богиня Ма
(Табити, Ага, Рада/Рата) являлась женской ипостасью этого же самого божества.
Нож и меч
являются атрибутами богини Солнца. Скифо-сарматское б- (бе) -
"удар; топор; размножение; род" - это эпитет скифо-сарматских
божеств: бога-громовержца по имени Тара (Таргитай; индоарийский бог
Индра) и богини Солнца по имени Ма (индоарийский бог Агни) Можно
утверждать, что скифо-сарматский бог войны/огня имеет некоторые черты
скифо-сарматского бога-громовержца и наоборот (ср. скифо-сарматское тара
- "огонь; конь; переносящий; спаситель; защитник; чистый; ясный,
светлый", древнеиндийское tara - "огонь; конь; переносящий;
спаситель; защитник; чистый; ясный, светлый", древнеиранское
("Авеста") atar - "огонь"). Имя А-б- означает
"как топор; относящийся к бьющим (божествам)".
Исследуем имя
собственное, Ramanagos, из Ольвии Здесь выделяется
скифо-сарматское рам- - "баран", ср. древнеиндийские remi
- "баран", ramb - "ягненок", английские ram -
"баран", lamb - "ягненок" Бог-громовержец Индра
воплощается в барана. В одном захоронении скифского типа в Ольвии поблизости от
человеческого скелета находились кости барана.
В этом случае,
баран является символом успешного перехода души (умершего человека) из этого
мира в другой (ср. русское выражение на тот свет). С другой стороны, это
имя может включать скифо-сарматские Ра ман- - "Солнце -
размножение, изобилие, плодородие".
Исследуем имя
собственное, Azamhos, из Ольвии .Здесь явыделяется скифо-сарматские
а-з- (а-с-) Ме- - "(богиня) Солнца (по имени) Ме/Ма".
В свете этой
интерпретации этноним Iazamatai - "Язаматы"; считается, что
это название относится к меотам.Читается как Я-з- (а-з-, а-с-) Ма-*т- -
"(богини) Солнца (по имени) Ма".
Но корень «ма» или «ама» во многих арийских языках означает «мать».
(Например, у индусов верховное женское божество носило имена Ума и Амбика —
«Матушка»). И скорее всего, у некоторых народов существовали религиозные общины
служительниц богини-Матери, где под руководством жриц девушки проходили
соответствующие обряды посвящения и инициации.
В случае войны такие общины выставляли свои вооруженные отряды, и
возможно, что и в дальнейшем «выпускницы» определенного общества поддерживали с
ним связь, участвуя в культовых мистериях, обрядах и празднествах. В пользу
этого предположения говорит то, что именно амазонки, согласно преданиям,
основали знаменитый храм Артемиды Эфесской — древнейшая статуя богини, стоявшая
в этом храме, была многогрудой, украшенной изображениями оленей. То есть, она
представляла Мать-Природу, одновременно девственную и кормящую всех. Артемида
считалась покровительницей и воспитательницей молодежи, не достигшей брачного
возраста, а ее жрицы должны были давать обет безбрачия. Одновременно эти
служительницы являлись охотницами и воительницами. Поэтому не исключено и то,
что у некоторой категории «профессиональных» жриц для закрепления такого
безбрачия действительно практиковали выжигание груди — известно, что жрецами
малоазиатской Кибелы были скопцы, а скифской Аргимпасы — женоподобные «энареи»,
то ли евнухи, то ли гермафродиты. Но на всех женщин такое членовредительство,
разумеется, распространяться не могло.
Вовсе не обязательно и малоазиатское происхождение «амазонок». Культ
Великой Матери был под разными ее именами в тех или иных формах присущ всем
древним народам, в том числе и индоарийским. Как уже отмечалось, статуэтки жриц
с явными атрибутами служения Матери - чашами с изображениями женских грудей -
характерны еще для Трипольской культуры V - IV тысячелетий до н.э.
В Причерноморье несколько крупных святилищ - на Днепре, в Крыму, на
Тамани, в Колхиде - принадлежат женским божествам. Из восьми перечисленных
Геродотом божеств скифов три — женские. Псевдо-Плутарх говорит также о неких
«мистериях Гекаты», происходивших в этих краях в начале весны, а Страбон
рассказывает о скифском празднике «Сакея», где мужчины пьют вместе с женщинами,
а потом между ними, невзирая на пол, разыгрываются бои. Культ Матери и богинь,
выступавших различными ее воплощениями, обычно предполагал сочетание различных
аспектов ее деятельности - и прародительницы, и воительницы, и покровительницы
брака, любви, плодородия, охранительницы очага и здоровья. Причем эти богини
могли порой быть и очень жестокими. Плутарх приводит одно из обращений к
Артемиде: «Иль роженицу ты только что мучила, иль удавиться кого-то заставила.
Или явилась от трупа нечистою, или с распутия, кровью запятнана и злодеянием
душегубительным».
У арийских народов на первый план выдвигалось другое проявление
богини-Матери - в качестве покровительницы природы. Богини, соответствующие
этому культу, вроде Дианы или Артемиды, обычно выполняли также функции
воительниц и часто считались девственницами. Это видно из славянских языков,
где индоарийское слово «деви», в переводе означающее просто «богиня»,
трансформировалось в «дева», ставшее синонимом целомудрия. В хвалебной песни
Артемиду называли «исступленной, неистовой, бешеной, яростной». Из этих качеств
божества вытекают безбрачие и агрессивность служительниц, неоднократно
запечатлевшиеся в фольклоре. Во фракийских легендах - воинственные Гарпалика и
Полифонта, у иранцев - Гурдафарид, у ирландцев – Скатах.Во Фракии и Малой
Азии - мужчина, попавший на празднества менад, мог поплатиться за это
жизнью. В Риме - религиозный орден весталок, которые, в частности, должны были
благословлять начинаемые войны, а на кровавых гладиаторских боях занимали
почетные трибуны поближе к арене. Они, как и многие легендарные воительницы,
были девами, а потеря целомудрия каралась жестокой смертью. Существовал в Риме
и тайный женский культ Бона Деа (Доброй богини), на обряды и сборища которого
мужчины категорически не допускались.
2.2.
Святилища божеств.
Вследствие рано развившегося у эллинов антропоморфического
представления божеств поклонение им было обставлено множеством обрядов, для
которых были необходимы различные искусственные приспособления.
Приписывая богам, человеческие склонности и страсти, эллины,
естественно, стали стараться приобрести их расположение к себе или отвратить
навлеченный на себя нечестивыми поступками гнев путем различных благочестивых
действий, между которыми одно из первых мест занимало принесение божествам
жертв и даров. Устроенное для этой цели приспособление, носившее название рсо^ю<,
было существенной принадлежностью всякого места культа. [66]
При выборе местности для святилища довольствовались тем, чтобы она не
была недостойна божества. Храмы строились не прямо на земле, а на фундаменте.
Фундаменты имели обыкновенно по три ступени; но так
как они часто были слишком высоки для того, чтобы можно было всходить по ним,
то для входа делались в фундаменте лестницы с менее высокими ступенями. Число
входных ступеней всегда было нечетное, для того, чтобы входивший в храм
становился правою ногою на первую и на последнюю ступень, что считалось хорошим
знаком. Весь план храмового здания был исполнен глубокой символики и должен был
наглядно выражать то предпочтение, которое храму подобало иметь перед жилищами
людей.[67]Прежде
чем перейти к описанию святилища Аполлона в Причерноморье, хочется привести
красочное описание храма, оставленное Латышевым.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|