«Представим себе еще раз изящный греческий храм. Через пышные пропилеи
мы входим в священное место, отделенное периболом от остального света и
людского движения. Посреди зеленых садов и благовонных рощ поражает нас божье
жилище, окруженное изящными памятниками искусства и драгоценными приношениями
набожных богомольцев. Огромные ступени возвышают его над землею, жилищем
смертных; симметрически расставленные стройные колонны поднимаются к синему
южному небу, подпирая своими нарядными капителями красивую крышу, искусные
фронтоны которой красуются белыми резными работами, удачно представляющими
целые сцены из отечественных сказаний»[68].
В самые ранние времена, когда люди еще не привыкли представлять себе
богов в определенном человеческом образе, символы были достаточны для
удовлетворения религиозной потребности; но чем более развивался
антропоморфический способ представления божеств, тем естественнее являлось
желание придать таким символам, по крайней мере намек на человеческий образ.
Если для изображения божества брали такой материал, который с трудом
подвергался обработке, как, например, камень, то ограничивались сначала
воспроизведением только наиболее характерных частей человеческого тела, —
прежде всего головы, затем рук, в которые вкладывали какие-нибудь атрибуты.
Такого рода изображения делались и впоследствии».[69]
Святилища богов в Причерноморье выделяются изящными произведениями
искусства, материалом – белый мрамор, греческими и римскими скульптурами с
многочисленными атрибутами, символика которых относится и к местным религиозным
верованиям.
Некоторые правила возведения святилищ в Греции были соблюдены и в
Причерноморье.
§ 1 Святилище Аполлона.
Известна надпись на колонне белого мрамора, высота –
полметра, диаметр – 0,28 м, служившей, возможно пъедесталом, для не дошедшей до
нас статуи Аполлона в Малой Азии. Святилище Аполлона Лермена в Малой
Азии, в районе, образованном треугольником городов Дионисополя, Гиераполя,
Гиргалейского союза деревень. От него дошли надписи – посвящения Аполлону. Храм
Аполлона находился у подножия холма, где протекал Меандр – глубокая река с
быстрым течением. Дальше от Меандра шли голые скалы высотой 150-200 м. из
песчаника с мелкими оврагами. На левом берегу стоял священный утёс, отделённый
с юга широким ущельем. [70]
Вдоль гребня скалы было много развалин. В западном углу сохранилось сводчатое
здание. Справа - от него Меандр, слева – ущелье с тропинкой, ведущей вниз к
маленькому деревянному мосту через Меандр. В древности, очевидно, посетители
должны были двигаться по узкой тропинке, а с другой стороны – верхней дорогой
по ущелью. Сводчатое помещение в западной части скалы считается усыпальницей,
или судя по каменным скамьям местом религиозных собраний. Это маленькое
сводчатое помещение хорошо подходило для исповедей. На Западной стороне храма –
портик и карниз. На карнизе – изображение двусторонней секиры. Внутри храма – три
пъедестала с надписями. На надписях – посвящения Аполлону Лермену; манумиссии;
надписи-исповеди. Посвящение Аполлону Лермену и его культ были связаны с
культом Гелиоса. Богатые местные жители возводили этому богу храмы, постройки,
алтари. Это божество наделено, судя по надписям, функциями спасителя и
исцелителя. В святилище Аполлона Лермена – изображения поражённых болезнью
членов человеческого тела, что напоминает святилища Асклепия. В этом храме
почиталась и Артемида – Лето. Мать Аполлона и Артемиды напоминает фригийскую
матерь богов Кибелу. Видимо, в данной местности отождествляли Лето с Кибелой.
Изображение этой богини – Матери Лето, имеется на одном из вотивных
памятников. В данном святилище налицо как типично греческие традиции возведения
святилищ, так и синкретические черты ассимиляции с местными культами (поза и
одеяние богини Лето-Кибелы).
§ 2 Святилище Афродиты.
В Кепах в святилище Афродиты II—I вв. до н.э найдена мраморная статуя Афродиты высотою 0,45 м (без
головы и базы) — греческий оригинал, вероятно, родоской школы первой половины II в. до н.э. Здесь же были фрагменты других мраморных статуэток, женская
рука с ритоном, терракотовая статуэтка сидящей богини в высоком головном уборе
с фиалой в руке, формы для изготовления терракотовых прилепов, изображающих
Эрота и Психею, мраморный ковш с ручкой, украшенный резным орнаментом, часть
большой мраморной чаши. [71]
Храм Афродиты в Фанагории обладал собственным обширным хозяйством,
включающем земельные угодья.
§ 3 Святилище Митры.
На территории Фракии и Нижней Мезии известны два
митреума. Один около с. Крит, он был разрушен в 1933г.Существование его
датируется началом второй половины 2 в. до первой половины 3 в. Второй митреум
был найден в «пещере у Тиргушора и имеет очень примитивное устройство».[72]Он относится к первой половине
3 в.
Косвенным свидетельством является надпись из Истрии поставленной в
спелеуме и алтарях в святилищах, и существуют предположения о наличии митреумов
в Эскусе, Монтане, Нове, Ятрусе, Никополисе на Истре, Дуросторуме, Аксиополисе,
Тремзисе, Акбунаре, Истрии, Томи, Тиргущоре, во Фракийской Пауталии, Сардике,
Бесапаре и др.
§ 4 Святилище бога Мена.
Поскольку бог Мен
– лунное восточное божество,почитавшееся в основном в сельских районах Малой
Азии, постольку святилища Мена часто представлены лишь жертвенниками и
зольниками. На изображениях Мена, которым иногда уделялось центральное место
всегда присутствует серп Луны за плечами. Именно по этому признаку можно
отличить святилища Мена, даже если нет соответствующей надписи. Символика в
святилищах Мена разнообразна: это и лев, и цыплёнок, и обоюдоострая секира.
Мен часто изображался рядом с такими божествами, как Аполлон, Арес, Артемида и
др.
Изображения Мена
в хитоне и гиматии во фригийской шапочке, с юным лицом, обрамлённым волнистыми
волосами, встречаем в эллинистический период.Поскольку Мен являлся покровителем
сельских общин, его эпитеты часто сочетались с этниконами деревень. Святилища
Мена косвенно подтверждают синкретизм культов в Малой Азии.
§ 5 Святилище
богини МА.
В
святилище богини Ма, в пещере близь Пантикопея, представлена богиня, сидящая на
троне со священным округлым сосудом в руках, по правую сторону, от которой
изображен ее эквивалент — мировое древо с тремя стилизованными ветвями с
каждой стороны, по левую же — столб с конским черепом, что свидетельствует о
принесении ей в жертву коня, а также подъезжающий к ней бородатый всадник с
ритоном. Интересно, что совершенно аналогичное изображение сидящей в кресле
богини, держащей в руке священный округлый сосуд, имеется на терракотовой
статуэтке из Семибратнего кургана.
Жертвоприношения
собаки связаны с культом Великого женского божества на Боспоре, В так называемом
«святилище Деметры» Нимфея черепа собаки (на что обратила внимание
В.И.Денисова), животного, не имеющего абсолютно никакого отношения к Деметре. В
связи с этим фактом, вероятно, не случайно наличие среди приношений в это
святилище сосуда с изображением собак. Кости собак (среди небольшого количества
костных остатков) были найдены и в святилище на Майской горе. Этот факт, наряду
с характером других находок29 в святилище, а также само его
местоположение [73]
позволяют видеть здесь одно из мест культа Великой местной богини, которую
греки отождествляли с Афродитой Уранией, так и с другими женскими божествами
своего пантеона (Деметрой, Корой, Персефоной, Артемидой, Афиной.
Судя
по находкам свыше 200 терракот (в основном местного производства), близ
Тиритаки в конце VI-III вв. до н.э. существовало святилище женского божества.
Наличие среди терракот этого комплекса изображений Артемиды во фригийском
колпаке с ланью в руках, а также этой же богини верхом на лани, доказывает, что
в святилище, из которого происходят эти терракоты, поклонялись женскому
земледельческому божеству, которому принадлежало это святилище, соединяя в себе
черты Деметры, Артемиды и Афродиты, было очень близко по духу Великой богине
местных племен32 . Необходимо отметить, что функционально близкие божества
могли почитаться в одном и том же святилище греками как свои, а варварами — как
их локальное божество.
Вышесказанное
позволяет предположить, что все персонажи мифа об Афродите Апатуре скрывают за
греческими именами свою исконную местную основу. Афродита — это Великая богиня
синдо-меотских племен. С культом Великой богини, связаны древнейшие памятники
с изображением Иштар, Потнии Терон и ее символов, а также Горгоны, в которых
скифы и синдо-меоты могли видеть образы своей Великой богини.
Анализ
показывает, что именно этот наиболее сложный и многогранный образ Великой
богини матери можно считать самым адекватным воплощением идей,
ассоциировавшихся у причерноморских варваров с их Верховной богиней.
Религиозные верования, связанные с этим божеством, в частности, нашли свое
выражение в одном из самых популярных мотивов боспорского искусства —
изображении амазонок.
Как
и в случае фракийской Великой богини-матери, пантеистическая природа Великой
богини варваров Северного Причерноморья обеспечила благоприятную основу для ее
синкретизма с главными женскими божествам. М.И.Ростовцев, отказавшись от
попыток подыскать имена для богинь, в представленных памятниках из скифских
курганов, стал называть их просто «Великая богиня» или «Великая доарийская
богиня-мать».
В данной связи можно полагать, что
общий кризис эллинской идеологии, имевший место в период раннего эллинизма и,
несомненно, коснувшийся боспорских городов, привел к ослаблению культов
эллинских божеств официальвого боспорского пантеона и открыл дорогу для
расцвета культов местных божеств — Великой богини и конного бога.
2.3 Характер астральной символики в мелкой пластике.
Культовые действия нашли свое отражение в изобразительном искусстве,
особенно в посвятительных рельефах и терракотовых статуэтках.
«Терракотовые статуэтки первых веков нашей эры, грубых и схематичных
форм, передают культовые действия. Одна из терракот Пантикапея I в. н.э. представляет собою изображение готовящегося жертвоприношения
овцы перед гермой Диониса. Имеются изображения участников оргиастических
культов Великой богини в так называемых ритуальных терракотах из Пантикапея»[74] Одна из них изображает жреца,
несущего статую богини. На некоторых плитах, помимо посвятительной надписи,
имеются изображения божества.
Делались, статуэтки и из глины, преимущественно для потребностей частного
культа: их ставили на своих божницах бедняки, не имевшие средств приобретать
более дорогие мраморные статуи.
Среди приношений Деметре найдена протома в виде женщины в хитоне,
спадающем с высокого головного убора, с поднятыми к груди руками (V в. до н. э.). Статуэтки Коры —
дочери Деметры, неподвижно стоящей, закутанной в хитон и гиматий (конца VI в. до н.э.) Фрагменты статуэток
гидрофор-девушек, несущих на голове гидрию (IVв. до н.э.), очевидно, воспроизведения участниц религиозной процессии.
Чернофигурная гидрия с изображением девушки у источника (последняя
четверть VI в. до н. э.). Краснофигурная гидрия с
изображением девушки (конец V — начало IV вв. до н. э.): черно-лаковый килик IV в. до н. э.
с граффити. В фависсе святилища Деметры вблизи Фанагории найдено множество
фрагментов керамики (фимиатериев, светильников, курильниц), около тысячи
фрагментов протом богини Деметры, несколько целых статуэток, изображавших
сидящую на троне богиню в высоком головном уборе и аттическом пеплосе и
статуэтка Коры в виде грациозной юной девушки (первая половина V в. до н.э.) в тонком хитоне и спадающем с плеча гиматий, в высоком
головном уборе с растительным орнаментом.
Терракотовые статуэтки часто являются свидетельством домашних культов. Например,
комплекс находок в помещении жилого дома второй половины VI в. до н.э. в Тиритаке:
«в средней части пола находился открытый очаг, около него три
терракотовые статуэтки Деметры, статуэтка Коры, обломки глиняного алтаря,
терракотовая маска и чернолаковые чаши.
К домашнему культу следует отнести комплекс терракотовых статуэток,
лежавших на полу в одном из помещений в доме Хрисалиска I
в. н. э. Большая часть из них представляет собою изображения женского божества
Деметры, Кибелы, Великой Матери, Афродиты, Тюхе, Куротрофы, алтариков, девушек
с музыкальными инструментами, головы жертвенного быка».[75]
В огромном зольнике открытом в Мирмекии, у храма Деметры,
разрушенного во второй половине IV в. до н. э.[76], были найдены различные
вотивные приношения: терракоты, миниатюрные глиняные сосудики, чернолаковая
столовая посуда, монеты, в большом количестве сосуды, употреблявшиеся при
культовых трапезах, и т. д
Эллинистические алтари отличались богатством и разнообразием декора.
Примером может служить миниатюрный терракотовый алтарик III в. до н. э., четырехугольный в плане, на высоком основании, с массивным
карнизом с зубчиками и акротериями по углам. На его стенках рельефные группы
богов — Аполлон и Артемида, Дионис и менады, Посейдон и Амфитрида, Ника. Таков
же алтарик из Ольвии. Для эллинизма характерны алтари с гирляндами (тип декора,
широко распространившийся из Александрии), как например, мраморные алтари из
Херсонеса или миниатюрный терракотовый алтарик из Ольвии, повторяющий тип
позднеэллинистического круглого алтаря, украшенного гирляндами, розеттами и
масками.
Для терракот первых веков нашей эры характерно огрубение профилировки и
скульптурного декора, а также упрощение формы. Таков херсонесский алтарь из
известняка, с изображением Гермеса и Геракла, алтари из Илурата[77] и Танаиса[78] Алтарь бенифицариев из
Херсонеса, посвященный Немесиде, имеет геометрически правильные упрощенные
очертания.
«Курильницы, служившие для воскурения ароматических веществ в храмах и
святилищах, обычно были глиняные. Их формы чаще всего просты. Оригинальные
курильницы, украшенные рельефным или расписным орнаментом, а иногда и
рельефными фигурами, относятся ко времени эллинизма, например, ольвийская II в. до н.э. Она с двухъярусным рельефным декором - внизу гирлянды,
вверху кариатиды, поддерживающие завершение цилиндра тулова, между ними женские
маски. Крышка коническая гладкая, внутрь вставлялись два сосуда: один с углями,
другой с ароматической смесью».[79]
Сероглиняная курильница с вдавленными солярными изображениями и
дырочками найдена на поселении Беляус в слое II—I вв. до н. э. К концу античного периода во II—III вв. н. э. формы курильниц упрощаются.
«Не исключена возможность того, что бронзовые статуэтки, …Горгиппии -
Изида, Афродита Анадиомена,- могли быть принадлежностью домашнего ларария».[80]Тип Афродиты с 2 эротами за
плечами известен коропластике ещё в 3 в. до н. э.
В Горгиппии найдена часть большой терракоты – голова Мена в высоком
уборе, верхом на петухе. Известно, что Горгиппия чеканила медные оболы с
изображением на лицевой стороне головы бога Мена и тетрахалки с головой
Аполлона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|