Желание возродить эту
нарушившуюся традицию побудило клубы самодеятельной песни Петербурга
поддержать идею о проведении в городе на Неве регулярного Международного
Фестиваля Авторской Песни "Петербургский аккорд", проводящийся раз в
два года (с 1996г.). К 2002г. прошло три Фестиваля. Представители более 100
городов из одиннадцати стран стали их участниками и гостями. В октябре 2002
года в Петербурге пройдет Третий Международный Фестиваль Авторской Песни
"Петербургский аккорд".
Александр
Моисеевич Городницкий - председатель главного жюри международного фестиваля
авторской песни «Петербургский аккорд-2000» говорил: «…о динамике фестивалей я
могу судить, и мне
представляется, что динамика положительная. У меня об этом фестивале осталось
отрадное впечатление по одной простой причине: обычно в фестивалях в основном
участвовали ансамбли, исполнители, солисты, а новых авторов почти не было или
были, но очень слабого уровня. А на этом фестивале впервые наметился перелом -
пришла группа молодых поющих поэтов (я подчёркиваю слово поэтов), потому что я
не могу не называть Александра Левина, (неважно, получил он или не получил
призовое место), Ольгу Макееву, Ксению Полтеву. Пять-шесть поющих поэтов - это
интересно, потому что опять качнулась авторская песня к поэзии в лице молодых,
и отошла немножко от эстрады, к которой она сильно прислоняется на Грушинском и
других фестивалях. Но на этом фестивале авторы о себе напомнили - мне приятно,
что именно на Питерском фестивале такая тенденция проявилась и перелом
возвращения к авторской песне к высокохудожественной поэзии.
Этот фестиваль
получился действительно международным: приехали
делегации из Израиля, Германии, США, и это очень важно - авторская песня как
бы возвращается обратно, и возникает единое песенное пространство в обход
политики. То что приехали Александр Медведенко (Израиль), Татьяна Синицына
(Германия), Галина Богдановская (США) - это очень важно, это говорит о том, что
мы все вместе поём в независимости от того, где мы живём» [49].
Цели фестиваля «Петербургский аккорд»:
- раскрытие новых творческих дарований в жанре
авторской песни;
- содействие творческому росту авторов и
исполнителей;
- приобщение молодежи к поэтическому и песенному
творчеству;
- популяризация авторской песни;
- укрепление гуманитарных контактов с регионами
России, странами ближнего и дальнего зарубежья.
Общее и
творческое руководство проведением этого фестиваля осуществлял организационный
комитет (оргкомитет), первоначальный состав которого (до фестиваля 1996) утверждается
распоряжением председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В
дальнейшем оргкомитет самостоятельно принимает решения об изменениях в своем
составе.
Организацию, подготовку и проведение фестиваля осуществляет Дирекция фестиваля,
возглавляемая исполнительным директором, который утверждается оргкомитетом.
Программа фестиваля#"#">http://www.akkord.spb.ru/judges.htm жюри
конкурса (I и II туров);
гости фестиваля (по персональным приглашениям).
Для участия в конкурсе
приглашаются победители региональных конкурсов авторской песни, проведенных не
ранее, чем за год до фестиваля и не позднее 20-го марта года его проведения, из
различных регионах. От каждого региона приглашаются по одному победителю в
каждой из пяти номинаций: авторы, композиторы, исполнители-солисты, вокальные
дуэты и ансамбли.
Регионы имеют право выставить на конкурс двух
представителей в одной номинации за счет своего представительства в другой
номинации. При этом общий состав делегаций от региона, включая руководителя, не
должен превышать 10 человек. Для Московского, Петербургского и Юго-Западного
регионов квота удваивается. Оргкомитет вправе пригласить персонально для
участия в конкурсе до 10 человек. Информация о победителях региональных
конкурсов и полном составе делегации принимается оргкомитетом до 1 апреля года
проведения фестиваля. Жюри конкурса образуется оргкомитетом из числа
ведущих мастеров в жанре авторской песни. Творческие мастерские проводятся
признанными мастерами в жанре авторской песни. Помимо перечисленных в
участников фестиваля оргкомитет имеет право пригласить других лиц, которые
будут иметь статус гостей фестиваля. Все мероприятия проводятся в соответствии
с Программой фестиваля, утверждаемой оргкомитетом и рассылаемой в регионы не
позднее 1 апреля года проведения фестиваля.
Конкурсанты
участвуют в творческих мастерских на добровольной основе. Выбор творческой
мастерской осуществляется участниками конкурса самостоятельно.
После завершения
конкурса на одной из лучших концертных площадок Санкт-Петербурга проводится
гала-концерт, в котором принимают участие лауреаты, дипломаты и гости.
Программа гала-концерта утверждается оргкомитетом по согласованию с участниками
концерта. Выступающие в гала-концерте участвуют в нем на безвозмездной основе.
В течение фестиваля
проводятся семинары, круглые столы для обсуждения вопросов развития жанра
авторской песни, даются концерты участников конкурса и гостей на различных
площадках города и области. По просьбе оргкомитета каждый из участников
конкурса и гостей фестиваля бесплатно участвует в одном из концертов в пределах
20 минут времени выступления.
Программой фестиваля могут
предусматриваться и другие мероприятия ("чайхана", выступления,
видео- и аудиозаписи и т. п.).
Участие в этих мероприятиях носит добровольный характер.
Организаторы
осуществляют содействие участникам фестиваля в посещении ими музеев и театров
города, проведении экскурсий, организации концертов, приобретении билетов на
обратную дорогу при условии предварительного согласования с дирекцией
фестиваля. Транспортные расходы несут делегации от
регионов. Расходы, связанные с проведением фестиваля, на проезд,
проживание и питание, оплату гонораров членов жюри, гостей, несут его
организаторы. Оргкомитет и дирекция фестиваля оставляют за собой право
использовать (в том числе распространять) видео- и аудиозаписи, произведенные во
время фестиваля, сборники, выпущенные по его итогам, без выплаты гонорара
участникам.
Но не только в
нашей стране, но и за границей существует и развивается АМСТ. С 24 по 26
мая 2002 года на территории Berliner Schoenholzer Heide (Hermann-Hesse-Strasse 82, Berlin-Pankow), где созданы все необходимые условия
для палаточного городка и большого количества зрителей, под открытым небом
пройдет фестиваль "Русский Акцент".
В течение всех
трех дней на различных сценах будут выступать барды и музыканты из Германии,
России, Украины, Франции, Швейцарии и других стран, а также почетные гости
фестиваля.
Два предыдущих фестиваля (в 2000 и
2001 гг.) вызвали большой интерес у русскоязычного населения Германии, а также
у многочисленной немецкой аудитории. Уникальная дружеская, доверительная
атмосфера фестиваля привлекла не только поклонников бардовской песни, но и
людей мало знакомых с этим жанром.
С каждым годом
программа фестиваля становится все более разнообразной. В этом году к уже
ставшим традиционными концертам (выступления германских клубов, детский
концерт, «свободный микрофон», гала-концерт с участием звезд) добавятся новые.
«Дом Культуры Берлин» представит известных рок-музыкантов, кроме того,
слушателей ожидают сольные концерты любимых авторов, а в специальном клубном
шатре пройдут творческие встречи с бардами.
С 25 по 27 мая 2001 г. в Берлине проходил Второй
Международный Фестиваль АП «Русский Акцент».
Почётные гости фестиваля: братья
Мищуки, Леонид Сергеев, Андрей Козловский, Раиса Нурмухаметова, Дмитрий Бикчентаев,
Владимир Туриянский.
По многим пунктам «Русский акцент» 2001 г. удался лучше предыдущего:
организационные вопросы решались более чётко - практически отсутствовали
заминки; расширилась программа фестиваля - появилась вторая сцена с концертами
«Свободный микрофон» и «Около жанра», а программа выступлений на главной сцене
была дополнена концертом немецких исполнителей. Таким образом, у одних
появилась дополнительная возможность быть услышанными, а у других -
познакомиться с чем-то нетрадиционным в рамках бардовского фестиваля. И
погода проявила себя с привлекательной стороны: днём радуя всех солнечной и
безветренной погодой, а ночью - удивительно ярким звёздным небом. «Звёздным»
был и гала-концерт в субботу вечером, создавая незабываемое ощущение праздника.
«Изюминкой» концерта стало попурри Мищуков и Сергеева под названием «Уплывает
пароход» и рок-н-рольно-бардовский марафон Козловского.
Мнение Александра
Моисеевича Городницкого (геолога, океанолога, поэта) нам важно. Он является
Доктором геолого-минералогических наук, академиком РАЕН, заведует лабораторией
в Институте океанологии им. Ширшова РАН. Песни пишет с 1953 года. Член Союза
писателей СССР с 1972 года. Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую
песню в 1965 - 1966 годах и др. Лауреат премии им. Булата Окуджавы
(1999). Член и председатель жюри многих фестивалей, в том числе Грушинского. Он
выпустил большое количество пластинок, магнитальбомов, компакт-дисков, книг.
Многие его песни всенародно известны: «На материк», «Перекаты», «У Геркулесовых
столпов», «Деревянные города», «Снег над палаткой кружится» и др. Вот что он
говорит о развитии АМСТ на Западе: «…Там жанр развивается немного по другому.
Там поют о том, что их волнует. Очень много песен, связанных с жизнью в
эмиграции. Вот, например, в Канаде есть целая «школа» авторской песни, есть
автор Овсищер Михаил. Автор, который мне наиболее интересен - это Марк Мерман ,
живет он в Арканзасе. Он когда-то был лауреатом фестиваля в Эстонии, по-моему,
в 87 году, я его запомнил, и с тех пор много лет не слышал. Но когда я приехал
в США, я послушал диски с записями песен, которые он пишет сейчас. Это,
действительно, серьёзный интересный поэт. Пожалуй, он входит в тройку-четвёрку
самых для меня «сильных» авторов. Когда меня спрашивают об авторах нового
поколения, я в первую очередь вспоминаю это имя. У него очень серьезная
тематика песен…» [49].
2.3. Клубы самодеятельной песни
(КСП) как движущая сила развития движения авторской песни
Общественное сознание
постоянно движется, что-то утверждает, что-то отрицает, переживает свои кризисы
и периоды застоев. Его динамика - в его дифференциации. В нём есть важные
«представительные» структуры и подсистемы, претендующие на истинность, на то,
что они отражают мнение общества, защищают его интересы. Там есть свои
неформальные образования, что нам представляется менее устойчивым и
серьезным, и относительно подвижные и смелые в выдвижении инновационных идей и
позиций. Есть и реформаторы и консерваторы. «Представительные» подсистемы
обычно черпают свою силу извне, от поддержки сильных социальных образований:
материально, организационно и прочими способами. Сильные социальные структуры –
это, прежде всего, структуры государственные, обладающие властью, а потому эти
подсистемы общественного сознания, опирающиеся на вышеуказанные силы, часто
называют официальным общественным сознанием. Прочие же структуры –
неофициальные, но, естественно, не значит, что неформальные. Разумеется, силы,
пропагандирующие официальное общественное сознание, стремятся сократить,
подавить, свести на нет всё, противоречащее ему. В полной мере это никогда не
удаётся. Неофициальное сознание может существовать нелегально, в неформальных
социальных образованиях либо даже в подсознании (как во времена Сталина),
продолжая вырабатывать свои идеи и поддерживать их. Но в этой позиции оно
бывает лишено обратной связи с большим общественным сознанием. Идеи его не
расходятся широко, не обсуждаются, а потому и процесс их развития замедляется,
много сил уходит на конспирацию. Это - тяжёлые периоды в жизни общества.
Общество в первые годы после
XX съезда представляло собой нечто, невиданное ранее. Люди говорили о политике,
об идеологии, о морали везде. Это было время, когда общественное сознание,
долгие годы находившееся в состоянии искусственно поддерживаемой летаргии,
вдруг очнулось, получило информацию, ужаснулось тому, что происходило, и пришло
в состояние сильного возбуждения. Оно задавалось вопросами о прошлом, настоящем
и будущем нашего общества, которые все, собственно, сводились к двум основным
вопросам: как было возможно предыдущее существование, и что нужно делать
обществу сейчас и на уровне каждого отдельного человека, чтобы прошлое не
повторилось. Общественное сознание того времени при всей своей активности и
возбуждённости было страшно разрозненным. Еще сильны были в обществе пережитки
прошлого. Даже сейчас, после более чем десятка лет свободы, в нашей стране
находятся люди, искренне считающие коммунистический гнет лучшей формой
развития общества. Что же говорить о том времени. И вот в этот-то период и
возникла впервые авторская песня. (Конечно, появилась не только авторская
песня, появился «Один день Ивана Денисовича», «Самиздат», «Хроника» и многое
другое). Эти были песни несанкционированные, не прошедшие цензуры, рассмотрения,
утверждения. Официальные структуры пришли в движение, но магнитофон системы
«Яуза» оказался «сильнее». В сотнях, тысячах, а потом и десятках тысяч плёнок
бардовская песня расходилась по всей стране, достигая самых отдалённых районов.
Хотя это было не так уж безопасно. Правда, в тюрьму за это не сажали, но могли
быть крупные неприятности у человека, иногда и до потери работы. Но тем не
менее переписывали, хранили и слушали.
«Постулат, который, по
Канту, лежит в основании морали: к человеку нельзя, никогда нельзя, относиться
как к средству для достижения каких бы то ни было целей, только - как к цели
самой по себе. Сказать, что здесь было сделано какое-то открытие непознанного,
конечно, нельзя. Это и для Канта уже не было чем-то новым: он дал такую философскую
формулировку древней как мир системе моральных заповедей» [14, 87]. Эффективность
воздействия бардовской песни на общество в сильной степени было обусловлено
именно возникновением этой социальной структуры - КСП. Ведь «…общественное
движение - это не просто, как говорил М. Вебер, «массовидная реакция», т. е.
одинаковая реакция многих людей, сформированная общими условиями жизни,
представлениями и т. д. Каждый реагирует сам по себе, но поскольку условия
одинаковые, люди реагируют одинаково и получается «массовидная реакция». Здесь
мы имеем ситуацию, когда и условия разные и представления весьма разнообразны,
а частично и вовсе не сформировались» [14, 92].Реакция не возникает стихийно,
но формируется именно подструктурой общественного сознания, в какой-то степени
и целенаправленно. «Всё это взаимодействует внутри себя, общается, обменивается
мыслями и эмоциями» [14, 93].
Клуб - это весьма
своеобразная социальная структура. По своим признакам она способна
варьироваться в огромных пределах: от узкого замкнутого круга людей вплоть до
КСП с его миллионным членством, совершенно открытыми границами и колоссальной
аудиторией, находящейся за их пределами и не только. Главное своеобразие и
огромное значение КСП заключается не в его структурных особенностях, а в тех
приоритетных функциях, которые он осуществляет в обществе. При тоталитарном
строе клуб был в основном интегрирующим началом, объединял людей в своеобразном
андеграунде, создавал ауру культурной сплоченности, общности; вместе с тем он
выполнял и выполняет сейчас функцию индивидуализации, творческого саморазвития
личности. Еще одна из важнейших функций клуба - это создание архивов АМСТ. И
еще одна из основных - организация проведения концертов и фестивалей авторской
песни. Свою объединяющую функцию на настоящий момент, как основную, КСП
выполнил. Несомненно, клубы и сейчас объединяют людей, но вокруг других
приоритетов, и былой сплоченности уже нет, да это и не надо, ведь общество в
основной своей массе потеряло врага в лице государства. Клуб свои функции
выполняет постоянно. Естественно, что в разном объеме, в зависимости от своей
величины, диапазона интересов, их содержания и значения, их соотношения с
данной социальной и культурной ситуацией и с прочими, менее важными, условиями
и обстоятельствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|