Конкурс проводился в 2 тура:
1-й - отборочный (предварительное прослушивание). Прошедшие его посещали
мастер-класс одного из членов профессионального жюри. 2-й - конкурсный концерт,
во время которого работало три жюри: большое профессиональное, зрительское и
прессы. Конкурсанты, не прошедшие отборочный тур у одного из членов
профессионального жюри, имели право прослушаться у другого или принять участие
в концерте «Альтернатива», и после дискуссии автора-исполнителя и зрителей (под
руководством члена профессионального жюри) и при получении поддержки
большинства зрителей, он проходил во второй тур.
Гран-при: диплом, путевка на
Грушинский фестиваль, ценный подарок. Лауреаты в номинациях: диплом, путевка на
Грушинский фестиваль, ценный подарок. Дипломанты 1,2,3 степени - диплом, ценный
подарок. Были вручены еще и специальные призы жюри, приз зрительских симпатий
и специальный приз программы «Пикник на обочине» («Радио-7»). Песни всех
лауреатов и дипломантов фестиваля вошли в магнитоальбом «Альма-Матер».
Члены профессионального
жюри:
Леонид Сергеев (Москва, председатель жюри
фестиваля им. В. Грушина) – председатель;
Любовь Захарченко (Москва, обладатель
гран-при 1-го Всесоюзного фестиваля авторской песни);
Анатолий Киреев (Курган, лауреат
фестиваля им. В. Грушина);
Леонид Мараков (г. Краснотурьинск,
лауреат фестиваля им. В. Грушина, член оргкомитета фестиваля «Петербургский
аккорд»);
Сергей Матвеенко (Москва, зав.
Музыкальной частью Содружества режиссеров России);
Вадим Мищук (Москва, лауреат
фестиваля им. В. Грушина);
Валерий Мищук (Москва, лауреат
фестиваля им. В. Грушина);
Раиса Нурмухаметова (Москва, лауреат
фестиваля им. В. Грушина);
Николай Старченков (Тюмень, лауреат
фестиваля им. В. Грушина).
Благополучно
добрались до фестивального «штаба» гости: Анатолий Кииреев (Курган), Сергей
Матвеенко, Раиса Нурмухаметова, Любовь Захарченко (Москва). Приехали и наш знаменитый
земляк Николай Старченков - председатель жюри, и Константин Просеков -
председатель Союза КСП Урала. Но попали в столичную дорожную «пробку» и
опоздали на самолёт (а следовательно - на свой концерт в Тюмени) Вадим и
Валерий Мищуки.
Вечером в ДК «Нефтяник» М.
Солотова объяснила залу, что заявленные в афишах концерты придётся поменять
местами ввиду «недолёта» выступающих. Зрители вынуждены были
довольствоваться старой, уже слышанной не раз програмой Сергея Матвеенко, Раисы
Нурмухаметовой и Анатолия Киреева. «Концерт явно не удался, большинство
зрителей было разочарованно», - сказала очевидец концерта аспирантка ТГУ Елена
Валерьевна Плахина, поэтесса.
После концерта в
«Юном Геологе» состоялась игровая развлекательная программа, в которой приняли
участие и конкурсанты, и мэтры.
Ночью прилетели
братья Мищуки, и с утра началось конкурсное прослушивание в номинациях «Дуэты и
ансамбли», «Авторы» и «Исполнители». Члены жюри явно были заинтересованы
молодыми сибирскими дарованиями, подробно обговаривали удачи и ошибки, давали
советы, иногда сами брали гитару и показывали правильные аккорды. После обеда
прослушивание стихийно переросло в мастер-классы.
Вечером
участники выехали в город. Впервые с 1992 года в Тюмени выступил дуэт - Вадим
и Валерий Мищуки. Во время исполнения песни «Подайте, граждане, поэту»
Старченков и Просеков гуляли по залу с шапками, куда щедрые зрители бросали
монеты, конфеты, сигареты в помощь голодающим московским бардам. А известную
песню «Уплывает пароход» Мищуки исполнили в нескольких вариантах, подражая
национальной манере пения разных стран.
Вернувшись в «Юный Геолог», конкурсанты приняли участие в вечере памяти
ушедших из жизни бардов. Звучали песни Визбора, Окуджавы, Высоцкого, Клячкина.
Мэтры вспоминали о тех пионерах жанра, с которыми им повезло встретиться.
Утром члены жюри продолжили работу с участниками, а после обеда выехали в
город на концерты в ТГУ и ТГНГУ - вузы, оказавшие многостороннюю поддержку
фестивалю. Вечером в «Юном Геологе» проходило главное событие дня - конкурсный
концерт (лучшие авторы, исполнители, ансамбли выступали перед всеми мэтрами,
другими участниками и специальным жюри прессы).
В это же время прошел и традиционный концерт – «Чайхана»
(юмористические, шутливые песени, где мог выступить любой желающий).
На следующий день в Тюмени, в
ДК «Нефтяник» состоялся гала-концерт студенческого фестиваля авторской
песни «Альма-Матер – 2001». Присваивались звания лауреатов, дипломантов,
вручались ценные призы и подарки. Лауреатами стали Марина Дмитриева
(Нижневартовск), Елена Мороз, Александр Соловьёв, ансамбль «Много-много кошек»
(Тюмень), Светлана Шмидт и Александра Быкова (Горно-Алтайск). Летом все они
поедут в составе тюменской делегации на Грушинский фестиваль
авторской песни.
Затем прошел
банкет, поздравительные речи официальных и неофициальных лиц, утром провожали
участников и мэтров. Фестиваль состоялся, став уже доброй традицией, ещё одной
творческой школой для наших виртуозов гитары и мастеров поэтического слова.
Взнос за участие
в фестивале в сумме 150 рублей включал в себя оплату атрибутики фестиваля,
предоставляемой каждому участнику, и частичную оплату орграсходов.
Командировочные расходы (питание и проживание - 200 р. в сутки), плюс проезд до
Тюмени и обратно - за счет командирующей организации.
Финансирование фестиваля
осуществляли организаторы согласно смете расходов, организацию осуществлял
оргкомитет.
Недавно, 2-3 марта 2002 г.,
а рамках общероссийской программы поддержки молодых дарований «Возвращение к
истокам» (1996-2004 гг.) проводился 3-й городской детско-юношеский фестиваль
авторской песни - «В кругу друзей».
Цели и задачи,
которые преследовал конкурс: патриотическое воспитание молодежи; привлечение
детей и молодежи города к самодеятельному песенному творчеству - авторской
песне - в клубы КСП; пропаганда культурных российских национальных традиций и
выявление новых интересных направлений в авторской, самодеятельной песне; поиск
талантливых авторов и исполнителей бардовской песни среди детей и юношества;
расширение контактов между творчески одаренными школьниками и студентами.
Организаторами
конкурса выступили: комитет по делам молодежи и туризма АТО; Управление по
молодежной политике, физической культуре и спорту администрации г. Тюмени;
Управление по образованию администрации г. Тюмени; центр творческого развития и
гуманитарного образования «Хобби-Центр»; тюменское региональное объединение
общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные
инициативы (ДИМСИ)»; тюменская региональная общественная организация «Клуб
самодеятельной песни»; тюменская городская общественная организация Детское
экспериментальное объединение «Непоседы»; общественная студия авторской песни
«Свежий ветер».
Условия участия в
конкурсе были следующими. Исполнение песен под сопровождение акустических
инструментов (гитара) обеспечивалось самим участником, электроинструменты
исключались, что возможно обедняло программу; каждый участник представлял на
конкурс 2 песни. Конкурс проводился по 3-м возрастным категориям (до 12-ти лет,
включительно; 13-18 лет; 19-25) и 4-м номинациям (авторы исполняемых
произведений; исполнители-солисты; дуэты и ансамбли; песня о Тюмени).
Участникам
конкурса присваивались звания: лауреат конкурса, дипломант конкурса и участник
конкурса.
Заключение
Перед нами стояла цель проанализировать феномен АМСТ и
определить время его появления, этапы эволюции, современное состояние и в
какой-то мере определить дальнейшие тенденции развития движения в России,
проанализировать современные формы существования АМСТ (фестивали и конкурсы,
КСП), выделить в историческом контексте вехи отечественного АМСТ. Для
достижения поставленной цели мы решили ряд задач.
В соответствии с
задачами исследования мы проследили исторический путь развития АМСТ, выяснили,
что оно зародилось много столетий назад и тесно связано с историей развития
современной цивилизации. Пришли к выводу, что явление оказало на нее огромное
воздействие. В результате эволюции АМСТ приобрело современные формы, но,
естественно, это не конечный результат, т. к. АМСТ - это динамичный процесс.
АМСТ в России в период тоталитарного коммунистического
режима явилось в 50-е годы ХХ века новой вехой в развитии культуры отечества
(т. н. «авторская песня»), помогло сохранить поэтическую традицию русской
поэзии «Золотого» и «Серебряного» века, русскую культуру, позволило в конечном
итоге ликвидировать антинародный режим. Авторская песня сохраняет нравственные
идеалы и моральные ценности общества. Ее неоценимый вклад в развитие
отечественной культуры еще только предстоит определить. Но начало нами
положено.
В условиях современных реалий российского социума АМСТ
способствует дальнейшему развитию традиций отечественной поэзии и музыки.
Изменившиеся условия жизни способствовали и изменению авторской песни, как ее
составляющей части. Сближение ее с современной эстрадой привнесло в песню ряд
как положительных, так и отрицательных моментов, которые мы подробно затронули
в результате нашего исследования. Мы пришли к выводу, что специфика авторской
песни – не в исполнении произведений под гитару, не в ее любительском
характере, а в особой продуманности текстов и особой, отличной от других видов,
песне, в определенном способе подачи исполнителя.
С 90-х гг. в
России, когда страна вышла из затяжного социально-политического и экономического
кризиса, появляется новая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность в
области АМСТ. Наиболее прогрессивным явился закон РФ «Об авторских и смежных
правах». Во многом в связи с этим идет формализация движения. Появляются новые
КСП, проводится все больше фестивалей и конкурсов авторской песни, как в
России, так и за границей, движение становится все более массовым. В месте с
массовостью есть опасность растворения его в шоубизнесе. Особенно это заметно
начиная с конца 90-х годов. Сегодня АМСТ в России достаточно активно
развивается на местном и региональном уровнях. Все больше прогрессивной
молодежи, т. е. в основном студентов вузов, поддерживают движение, определяя
приоритеты его развития в будущем. Развитие АМСТ невозможно без желания,
активности и ответственности самих граждан. Но очевидно также и то, что оно
нуждается в поддержке государства, муниципальных органов власти и бизнесменов.
Мы проанализировали результаты последних фестивалей и
конкурсов авторской песни (в том числе и в г. Тюмени); ознакомившись с мнением
специалистов, выявили положительные и отрицательные тенденции развития АМСТ.
Нами были проведены беседы со многими тюменскими авторами-исполнителями и
сотрудниками администрации города (Н. Старченков, Л. Ткачук, О.
Москвина, С. Ломакин и др.) для выявления состояния и определения путей
дальнейшего развития АМСТ в Тюмени.
Библиографический список
1. Закон РФ «Об авторском праве
и смежных правах»: Официальный текст, действующая редакция. М.: Экзамен, 2001.
2. Закон РФ «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре». М.: Изд-во «Ось-89», 2000.
3. Авторская песня: Книга для
ученика и учителя/ Сост. В. И. Новиков. М.: Олимп, 1998.
4. Андреев Ю. А. Наша авторская…
М.: «Молодая гвардия», 1991.
5. Анинский Л. // Городницкий А.
М. Сочинения/ А. Костромин. М.: Локид, 2000 [Вступ. ст.].
6. Бардовская песня:
Комментированный сборник песен современных авторов/ Автор-сост. Н. Е.
Кутейникова. М.: Воениздат, 1993.
7. Берковский В. Песни. М.: «Сов.
композитор», 1999.
8. Библиотечка аторской песни/
Сост. Р. Шипов. Вып. 1. М.: «Музыка», 1990.
9. Визбор Ю. Песни/ Сост. И
предисл. С. Никитин. М.: «Сов. композитор», 1989.
10. Возьмемся за руки, друзья:
Рассказы об авторской песне/ Автор-сост. Л. П. Беленький. М.: «Мол. гвардия»,
1990.
11. Все о музыке: Популярная
энциклопедия/ Автор-сост. Спенс Кейт/ Пер. с англ. Минск: Белфакс, 1996.
12. Городницкий А. // Люди идут
по свету. М.: Физкультура и спорт, 1989 [Вступ. ст.].
13. Городницкий А. Полночное солнце.
М.: Сов. писатель, 1990.
14. Дмитриева Н. А. Краткая
история искусств. М.: «Искусство», 1990.
15. Долина В. Бальзам. М.: Изд-во
«Гудьял-Пресс», 2000.
16. Зверев А. М.//Галич А.
Генеральная репетиция/ Сост. А. Н. Шаталов. М.: Сов. писатель,
1991.
17. Иванов К. А. Трубадуры,
труверы и миннезингеры. М.: Алетейа, 1997.
18. Ким Ю. Летучий ковер. М.:
«Киноцентр», 1990.
19. Литературная энциклопедия
терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак»,
2001.
20. Ломакин С. «Если в городе
существует авторская песня, значит его духовный потенциал на хорошем уровне»//
Университет и регион. 2002. № 3.
21. Лорес Ю. Авторская песня как
театр одного актера. Б. П.
22. Люди идут по свету/ Сост. Л.
Беленький. М.: Сов. композитор, 1989.
23. Матвеева Н. Н. Нерасторжимый
круг. М.: Сов. Россия, 1991.
24. Матвеева Н. Н. Хвала работе.
М.: «Мол. гвардия», 1987.
25. Мориц Ю. П. «На этом береге
высоком». М.: Современник, 1987.
26. Музыкальный энциклопедический
словарь/ Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: «Сов. энциклопедия», 1991.
27. Наполним музыкой сердца:
песни Юрия Визбора/ Сост. А. Н. Степанов. Томск: Изд-во
«Культ», 1999.
28. Нет хода нам назад: 33
московских барда: Сб. / Сост. Р. А. Шипов. М.: «Прейскурант-издат», 1991.
29. Песни бардов/ Сост. В.
Модель. Вып. 1. Л.: Сов. композитор, 1990.
30. Плахин Г. В. Организация
фестивально-конкурсных форм самодеятельного творчества // Культура и социум:
Материалы Всерос. конф. «Культура. Литература. Искусство. Регион (13 – 14 апр.
2000 года)». Тюмень: Изд-во ТГУ, 2000.
31. Поют барды / Сост. С. Ильин.
Л.: Музыка, 1991.
32. Современный
словарь-справочник по искусству/ Науч. Ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев.
М.:Олимп, 1999.
33. Среди нехоженых дорог – одна
моя / Сост., автор комментариев, вступ. ст. Л. П. Беленький. М.: Профиздат,
1989.
34. Сухарев Д. А. Юрий Визбор.
М., 1987.
35. Шилов. Л. // Песни Булата
Окуджавы. М.: Музыка, 1989 [Вступ. ст.].
36. Энциклопедический словарь
юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. 2-е
изд., доп. и перераб. М.: Педагогика-Пресс, 1998.
37. Энциклопедический словарь
юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О.
Очаковская. М.: Педагогика, 1985.
38. http://ksp.edison.ru/
39. http://bard-cafe.komkon.org/
40. http://www.inst.ru/
41. http://grushin.samara.ru/
42. http://www.bard.ru/
43. http://www.deol.ru/culture/pesnya
44. http://www.alkor.ru/~00034500
45. http://www.akkord.spb.ru/
46. http://ksp.omsk.net.ru/
47. http://pluto.xtech.ru/Russian/Songs
48. http://bardz.by.ru/
49. http://www.akkord.spb.ru/links.htm
50. http://www.psb.chel.su/~ilmen
51. http://www.ksp.spb.ru/
52. http://dolsky.at.ru/
53. http://mischuki.da.ru/
54. http://guitarpage.hypermart.net/
55. http://www.vseved.narod.ru/
Приложения
Приложение № 1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|