Земства ведали местными
хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и
медицинского обслуживания населения.
Финансовыми средствами для выполнения возложенных на
земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет
существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.
Земские повинности взимались
независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для
финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц,
пожарной охраны, полиции и др. Земские повинности устанавливались либо
государством, либо губернскими и уездными земствами.
Другим источником земских
бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого
имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо
промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов.
Крупным источником земских
бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.
Земские бюджеты включали
обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и
предназначались для финансирования содержания органов местного управления,
тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам
относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.
В волостях были волостные бюджеты,
формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и
сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от
сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские бюджеты
формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань,
водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого
имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и
др.
Местные бюджеты не входили в
состав государственного бюджета России. Таким образом, в России до революции
действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства.
В первые месяцы после
Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и
местного управления, саботажа чиновников и банков поступление налогов в
бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд
новые органы власти вынуждены были прибегнуть к контрибуции с имущих слоев
населения, главным образом, как писали в то время, «с купцов и спекулянтов, нажившихся
за время войны и расходующих непроизводительно свои капиталы».[3] До ноября 1918 г. в 57
губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб.
Успешное существование нового
строя напрямую зависело от состояния финансов в стране. Уже 17 мая 1918 г.
открылся Всероссийский съезд представителей финансовых отделов Советов, на
котором глава правительства В.И. Ленин, выступая с докладом, подчеркнул:
- Мы должны во что бы то ни стало добиться прочных
финансовых преобразований, но надо помнить, что всякие радикальные реформы наши
обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике.[4]
Исходя из тяжелого
экономического положения в стране было признано необходимым перейти к строгой
централизации в области финансов, с тем чтобы обеспечить поступление средств в
бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в
формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих
этапах истории СССР.
Эти принципы были
зафиксированы в июле 1918 г. в первой Конституции РСФСР, в статье 79 которой
были сформулированы цели государственной финансовой политики:
Финансовая политика РСФСР в
настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели —
экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан
республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она
ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов советской власти все
необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд
Советской республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной
собственности. Конституция 1918 г. установила федеративное устройство РСФСР и
заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех
финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей
финансовой системы Российской Федерации, включении государственных доходов и
расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции
предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов
(бюджетов автономных республик и областей), т. е. разделение государственных и
территориальных доходов и расходов. Государственные бюджеты Украинской Социалистической
Республики и Белорусской Социалистической Республики существовали отдельно.
В 1920 г. доходная часть
государственного бюджета имела следующие состав и структуру (%):
Доходы от государственных
предприятий, имуществ и угодий 97,5
в том числе:
от промышленности 35,6
транспорта
14,1
сельского хозяйства 5,1
налоги и
сборы 0,3
прочие поступления 2,2
Территориальные бюджеты
формировались за счет: поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими,
уездными, городскими, волостными Советами, взимаемыми на местные нужды;
надбавок (в пределах 40%) к государственному подоходному налогу; доходов от
местных советских предприятий и имущества; ссуд и пособий из государственного
бюджета.
Однако в условиях военного
времени, экономической разрухи, отсутствия средств в местных бюджетах
(например, в 1919 г. расходы местных бюджетов Петроградской губернии составили
950 млн. руб., а поступления от местных налогов — 44 млн. руб., или 4,6%)
сессией ВЦИК в июне 1920 г. было принято решение о слиянии государственного и
территориальных бюджетов.
С окончанием Гражданской
войны, переходом к новой экономической политике (нэпу) и восстановлению
народного хозяйства в связи с необходимостью стабилизации финансов, усиления
хозрасчетных отношений, в том числе в местном хозяйстве, и повышения
экономической деятельности местных Советов в октябре 1921 г. ВЦИК принял
Постановление «О мерах по упорядочению финансового хозяйства», в соответствии
с которым государственный и территориальные бюджеты были разъединены.
С образованием в 1922 г.
Союза Советских Социалистических Республик и выходом в 1924 г. Конституции
СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Образуется государственный
бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических
республик, составляющих СССР, был создан союзный бюджет, на который было
возложено финансовое обеспечение общесоюзных нужд и мероприятий, главным
образом в области хозяйственного и культурного строительства и оборонного
значения.
При формировании доходной
части всех бюджетов использовался принцип подведомственности, в
соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены
между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в
соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т. е.
находившиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в
союзный бюджет, а предприятия (республиканского, областного, городского
подчинения) — в соответствующие бюджеты. В свою очередь из соответствующих
бюджетов финансировались предприятия, организации и учреждения союзного,
республиканского и местного подчинения.
Следовательно, доходы
союзного бюджета формировались за счет общесоюзных государственных доходов,
главным из которых были отчисления от прибылей предприятий союзного подчинения
и общегосударственные налоги и доходы, например, доходы от внешнеэкономической
деятельности.
Следует отметить, что местные
бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские,
районные, а с 1929—1930 гг. — сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов
союзных республик и в государственный бюджет СССР.
Большую роль в развитии
народного хозяйства и бюджетной системы СССР сыграла налоговая реформа 1930
—1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы
которой существуют и в настоящее время. В ходе реформы было унифицировано 86
действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения
налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной
деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные
платежи — налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и
подоходный налог для кооперативных предприятий.
В ходе налоговой реформы был
введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов.
В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК «О республиканских и местных
бюджетах» от 21 декабря 1931 г.» в территориальные бюджеты стала передаваться
часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации
государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке
бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных
налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования
территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором
усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В
дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственные
источники. Он используется и в ныне действующей бюджетной системе России.
Окончательное формирование
бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного
начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло
отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению
союзных органов власти относилось не только утверждение государственного
бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих
в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.
Тенденция к централизации
выразилась и в Постановлении СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с
которым в государственный бюджет СССР были включены местные бюджеты. В
1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет
государственного социального страхования.
Таким образом вплоть до 1991
г. бюджетная система страны имела следующую схему построения (рис.1):
рис.1. Схема построения бюджетной системы СССР до 1991г.
В зависимости от степени
централизации распределение финансовых ресурсов между бюджетами менялось, что
можно проследить по следующим данным:
1928/29
г 1938 г 1946 г 1965 г 1988 г
Государственный бюджет СССР
(расходы)
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
100%
|
в том числе союзный бюджет
|
60,7%
|
72,2%
|
79,5%
|
42,5%
|
56,9%
|
Бюджеты союзных республик
|
39,3%
|
27,8%
|
20,5%
|
57,5%
|
43,1%
|
из них бюджеты АССР и местные
бюджеты
|
26,5%
|
21,5%
|
13,9%
|
20,8%
|
15,9%
|
Федеральный бюджет - форма
образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год,
предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Динамика доходов бюджета за 2000-2004 гг. приведена в табл. 1.3.2.
Федеральный бюджет и свод
бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета
межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и бюджетов государственных внебюджетных
фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Начиная с 2005 г. в Федеральный
бюджет поступают налоговые доходы в соответствии со ст. 50 Бюджетного кодекса
РФ. Перечислим доли некоторых налогов в %:
·
налог на прибыль организаций (в части
федерального бюджета) - 100 %;
·
налог на добавленную стоимость - 100 %;
·
акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50
%;
·
акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
·
акцизы на табачную продукцию - 100 %;
·
акцизы на автомобильный бензин - 40 %;
·
акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - 100
%;
·
налога на добычу полезных ископаемых - 100 %;
·
сбор за пользование объектами водных
биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 70 %;
·
сбор за пользование объектами водных
биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 100 %;
·
водный налог - 100 %;
·
единый социальный налог (в части федерального
бюджета) - 100 %;
·
государственная пошлина (в части федерального
бюджета) - 100 %.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|